Баха с неожиданным финишем
Баха «Беларусь» – 4-ый этап Чемпионата России по ралли-рейдам
Командная вышка из массивных бетонных блоков, которые, кажется, не пробить и ракетой, разбросанные тут и там ржавые гильзы различного калибра и песок, песок, песок… А что вы хотели – бывший танковый полигон до сих пор впечатляет размерами и хранит свои тайны. Впрочем, сегодня это просто стартовая площадка ралли баха «Беларусь-2014», которое в этом году стало ещё и четвёртым этапом Чемпионата России по ралли-рейдам.
Кстати, сама баха возродилась после 6-летнего перерыва относительно недавно – в 2012 году, и проходила как раз на Дретуньском полигоне. В 2013 году гонка проводилась уже на территории полигона под Барановичами. А в нынешнем, 2014 году, соревнования приобрели статус Чемпионата Беларуси, первый этап которого прошёл под Барановичами, а второй, заключительный, стал по совместительству ещё и этапом Чемпионата России.
Старт
Соревнование, как обычно, проходило несколько дней. 21 августа по традиции состоялось торжественное открытие бахи «Беларусь-2014». 22 августа – квалификация и два спецучастка, 23 августа – ещё два СУ и награждение победителей.
Увы, формат журнала не позволяет рассказать о белорусском чемпионате, поэтому отметив, что и там борьба была жаркой, сконцентрируемся на чемпионате российском.
На квалификационный заезд (ССУ) вышло 27 автомобилей: 6 – категории T1, 6 – категории T2, 10 – категории R и 5 – категории T4. По его результатам на 7 место в абсолюте неожиданно вышел Сергей Вязович на МАЗ-5309RR, пропустив вперед только шестёрку T1, а на 13-м закрепился МАЗ-5309RR Александра Василевского, оставившего позади себя практически всю категорию R и даже пару машин T2. Собственно, уже здесь стало ясно, что особенности тяжёлого песка дают на песчаных участках преимущество тем, у кого клиренс выше, т. е. грузовикам, и с каждым кругом этот фактор будет всё весомее.
Впрочем, на лесных дорогах приоритеты были другими, и к окончанию СУ2 пелетон в основной массе здорово перемешался. Хотя в категории T4 лидерство сохранил Сергей Вязович (5-е место в абсолюте), а в R вперёд вырвался Вилцанс Адис на Mitsubichi L200 (4-е место в абсолюте). Основная же техника «коммерческого» формата – ГАЗ и МАЗ – заняли в абсолюте с 15 по 21 позиции.
Отстал только Михаил Коструков. Его ГАЗ-33027 при неточном входе в поворот задним мостом здорово приложился к берёзе. В итоге машина под изумлённые возгласы зрителей пришла буквально «на честном слове и на одном мосте». Увы, при попытке финишировать автомобиль закопался-таки в песок, и после нескольких попыток оперативно освободиться было принято решение гонку дальше не продолжать.
По итогам СУ3 ситуация кардинально не поменялась. Сергей Вязович сохранил 5-е место в абсолюте, а единственной заметной «подвижкой» стоит признать перемещение в абсолюте ЗАМС 2704EB Александра Кострукова с 19 на 13 позицию.
Финиш
Второй день начался так же бодро, с той лишь разницей, что уже побитые гонкой автомобили пошли «в обратку». Многие пилоты отмечали, что в обратную сторону смогли ехать быстрее – этот факт, кстати, подтверждают и показатели средней скорости на участке. Впрочем, это не замедлило сказаться и с негативной стороны – в итоговом протоколе СУ4 количество участников сократилось до 19 экипажей.
Приятным моментом стало достижение Александром Василевским 9-й позиции, а Владимиром Василевским 12-й позиции в абсолюте.
В свою очередь можно считать отличным достижением 15-ю позицию Болеслава Левицкого, ГАЗ-33088 которого на момент финиша СУ представлял собой моноприводный вариант «Садко». Забегая вперёд, отметим, что сразу после старта СУ5 и эффектного прохождения перед трибунами, раздатка «Садко» приказала долго жить, и ГАЗ под № 300 беспомощно замер в песке, завершив гонку.
А вот ЗАМС 2704EB Александра Кострукова, потеряв привод переднего моста, переместился на 19-ю позицию, но продолжил сражение. Не могу не отметить командный дух, проявленный газовцами. Михаил Шкляев на своём ГАЗ-33088 и Александр Семёнов на ГАЗ-33027 терпеливо страховали Кострукова, где нужно буксируя на тросе, – как-никак Александр – претендент на победу в категории R, а интересы команды прежде всего.
СУ5 завершился убедительной победой MAZ-SPORTauto – Сергей Вязович, 5-е место, Александр Василевский, 6-е место в абсолюте. Впереди них только 4 машины категории T1. Впрочем, ребята говорят, что результат мог быть и лучше, но… мешались легковушки, у которых мазовцы постоянно висели «на хвосте».
А вот сам финиш гонки получился неожиданным. Официально финишировало 12 экипажей, остальные были дисквалифицированы, как не уложившиеся в отведённое время. Как и почему об этом не знали гонщики – отдельный вопрос. Факт в том, что газовцы могли не терять время на «вытягивание» Кострукова, а отправить две исправные машины в бой. И как знать, какими бы были итоговые результаты в категории T4.
А теперь подведём итоги. Несмотря на отсутствие третьего серьёзного участника Чемпионата России в категории T4 – КАМАЗа, гонка удалась на славу.
По мнению подавляющего большинства участников, трасса оказалась интересной, но сложной. Сочетание песка, луж, крутых подъёмов и спусков дополнительно усложнялось большим количеством трамплинов. Как видно из результатов, такой внедорожный микс выдержали далеко не все автомобили. Да и экипажам пришлось нелегко.
Ну и конечно же особенности нынешнего регламента оставили много вопросов. Впрочем, это уже другая тема – организационная...
Место | Ст. № | Пилот/штурман/механик | Команда | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|---|
Группа T1 | |||||
1 | 200 | Иевлев Дмитрий/Шапошников Алексей/– | ПЭК | Nissan Frontire | 05:33:37 |
2 | 203 | Дмитриев Андрей/Таланцев Сергей/– | NART TIM | BMW X3 | 05:34:57 |
3 | 201 | Фирсов Евгений/Филатов Вадим/– | ПЭК | Toyota Hilax | 05:43:21 |
Группа T2 | |||||
1 | 210 | Бараненко Александр/Шаповалов Николай/ | Baranenko Alexandr | Toyota LC | 06:40:45 |
2 | 212 | Колембет Александр/Скрипка Сергей/– | Kolembet Alexandr | Toyota LC200 | 07:04:41 |
3 | 211 | Варенцев Артём/Елагин Роман | FERROMIN | Toyota LC200 | 07:09:10 |
Группа R | |||||
1 | 217 | Щекин Сергей/Казакевич Владимир/– | TSN | Bowler Wildcat | 06:44:49 |
2 | 216 | Волков Александр/Петенко Людмила/– | TSN | Mitsubichi Pajero | 09:14:49 |
3 | 214 | Коструков Александр/Павлов Евгений/– | Za-rulem-Sport | ЗАМС 2704EB | Искл. |
Группа T4 | |||||
1 | 303 | Вязович Сергей/Гаранин Павел/Жигулин Андрей | MAZ-SPORTauto | МАЗ-5309RR | 05:53:43 |
2 | 302 | Василевский Александр/Козловский Валерий/Запорощенко Антон | MAZ-SPORTauto | МАЗ-5309RR | 06:45:59 |
3 | 304 | Василевский Владимир/Коробейников Алексей/Корняк Павел | MAZ-SPORTauto | МАЗ-5309RR | 13:44:02 |