Атриум... не у тех гор!
Музей Tatra в Копрживнице
Горы-то не те! Окрестные зелёные шапки – это Бескиды, а не Татры. Хотя любимая детская книжка Юрия Долматовского «Знакомые и незнакомые» и утверждала: «Кстати, о марке «Татра». Она происходит от названия самой высокой части карпатских гор – Татр. Невдалеке от них находится городок Копшевнице, а в нём – старинный экипажный, а позднее – вагонный и автомобильный завод»...
Подвела география Долматовского! Не иначе сверялся с советским «Большим атласом мира» с огромным таким гербом СССР во всю обложку. И тень от герба заслонила Долматовскому топографические нюансы. Готов поспорить и с тем, как правильно произносить по-русски название города с характерной чешской ижицей «ř»: через «пше» или через «ржи»? Мне кажется, написание Долматовского ближе к польскому....
И всё же вряд ли теперь я оказался бы в городе Копрживнице, не попади мне в руки в школьные годы та книжка. Город, на чьём гербе изображён первый самодвижущийся экипаж завода Tatra. В ту пору, а шёл 1897 год, город назывался Нессельсдорф, а завод – Nesselsdorfer Wagenbau-Fabriks-Gesellschaft – «Нессельсдорфская вагоностроительная фабрика». Экипаж готовили к торжествам по поводу 50-летия царствования кайзера Франца-Иосифа – город входил в состав Австро-Венгерской империи. Потому помимо марки «Нессельсдорфский» экипаж получил ещё и имя собственное – Präsident. То есть «стоящий во главе». На другой год завод изготовил свой первый грузовоз. Ему имени, увы, не полагалось. За постройкой этих автомобилей украдкой, чтобы мастер не увидел, наблюдал молодой ученик-австриец Ганс Ледвинка, чтобы уже в 1905 году самому руководить созданием новых автомобилей и двигателей.
В 1919 году на дверях одного из грузовых автомобилей Nesselsdorfer – TL4 – рабочие малярного участка впервые выведут новую торговую марку – TATRA. Европейские империи пали, новое независимое государство Чехословакия обозначало корни своей идентичности. «Автомобили из самого центра Европы!» С 1921 года инженер Ганс Ледвинка вторично возглавил заводское конструкторское бюро. Автомобили автомобилями, но что мы знаем, скажем, о самолётах под маркой «Tatra»? Или танковом дизеле? Или о вагонах для легендарного «Восточного экспресса»? Я замер в благоговении перед входом в музей, куда так давно стремился попасть. И уже вижу приветливо улыбающегося директора Люмира Кавалека. И решительно шагаю навстречу…
Технический музей Tatra:
Открыт для посещения с 24 августа 1947 года по случаю 50-й годовщины начала производства автомобилей в Копрживнице.
Záhumenní 367/1, 742 21 Kopřivnice, Czech Republic.
Работает с 1 мая по 30 сентября с 9:00 до 17:00.
C 1 октября по 30 апреля – с 9:00 до 16:00. Понедельник – выходной.
Билет для взрослых – 110 CZK, для детей – 70 CZK.
Часовая экскурсия на английском или немецком обойдётся в 600 CZK.
Подробности по телефону: +420 556 808 421
E-mail: recepce@tatramuseum.cz Cайт www.tatramuseum.cz