Пока не занятое шасси (JAC Gallop C1725)
Это нормально, что всё новое может вызывать фобию, недоверие. Для китайских грузовиков это убеждение справедливо вдвойне, особенно когда вспоминаются первенцы российского рынка десятилетней давности. Но всё течёт, всё меняется.
В российском представительстве компании Anhui Jianghuai Automobile Co., Ltd, работающем уже не первый год, мне предложили убедиться в том, что нынешний автопром из Поднебесной способен весьма успешно конкурировать на нашем рынке. Одним словом, мне предложили испытать в деле пару автомобилей. Не буду плести интригу – парочка оказалась совсем «не парой»: настолько разными оказались предложенные мне для теста грузовики. Сегодняшний рассказ о модели – JAC Gallop C1725 (по отраслевой китайской нормали HFC1161P3K).
Знакомый облик
Америку открывать не требуется: «визажисты», рисовавшие новую облицовку радиатора этого десятитонника, оглядывались на шведскую Scania. Она именно так и воспринимается. Однако когда оказываешься в непосредственной близости, понимаешь, что это лишь отдалённый образ, не более, чем шведский мотив. На практике здесь ни одна деталь не повторяет «Скамейку», всё брутальнее и чересчур лаконично. Очевидно, что полёт мысли дизайнера был прерван возможностями технологов. На практике же кабина является лицензионным продуктом Hyundai серии HD, которую в JAC использовали ещё на седельном тягаче JAC HFC4181KR2 («ГП» № 6, 2006 г.). Её использовали на всех грузовиках грузоподъёмностью от 10 т. За последние 8 лет появились магистральные модфицикации Geerfa, а после фейслифтинга модельные ряды были разбиты на суббренды (см. «ГП» № 12, 2012 г.). Верхний класс региональных среднетоннажников и крупнотоннажные тягачи получили имя Gallop.
Забавно и странно смотрится некое подобие отбойника из швеллера под…передним бампером. Его назначение осталось непонятным, и судьба этого шедевра, думаю, будет предрешена первым же владельцем – демонтировать, и всё!
Открыв капот и впоследствии посетив кабину, я ещё раз убедился, что на самом деле это типичный бюджетник, причём построенный по канонам южнокорейской конструкторской школы. Теперь предстоит разобраться, как он построен: путём примитивного копирования или всё же это попытка самостоятельно сконструировать и изготовить пусть не инновационный, но неприхотливый и надёжный автомобиль из лицензионных агрегатов?
Проверка на дорогах
Поскольку эта модель пока ещё находится в состоянии ввода на отечественный рынок, она не обеспечена широкими партнёрскими возможностями по установке надстроек. На сентябрь 2014 года в наличии были только голые шасси. С другой стороны, кому-то это предложение может показаться более интересным, разовьём эту тему чуточку позднее, а пока следует прогреть довольно шумный и трясучий дизель и накачать воздух в пневмосистему.
В процессе прогрева я изучил комбинацию приборов, облагороженную «под ореховое дерево». Комбинация приборов заметно отличается от седельника JAC HFC4181KR2 – здесь шкалы сгруппированы симметрично. Но я тщетно силился понять, как мне c помощью штатного прибора определить наличие AdBlue? Шкала указателя уровня топлива градуирована одновременно и для солярки, и для мочевины, но стрелка одна единственная. Не сразу, но я всё-таки разглядел тусклую светодиодную индикацию. Где-то я уже это видел, только в более аккуратном исполнении. Да и зачем вообще столь неоднозначный состав двигателю четвёртого экологического класса? Ан нет, вынь да положь!
Система питания Bosch двигателя Cummins ISDe 245 40 не представляет собой ничего нового и не требует для «четвёртых» норм дорогого реагента, но, может быть, это задел на перспективу для выполнения более жёстких экологических требований?
На ходу автомобиль оказался приятнее, чем в статике. Передачи включаются чётко, хоть рычаг и туговат, полка благоприятного отклика двигателя в рамках выбранной передачи (диапазон эффективного крутящего момента) довольно широкая, не вынуждает мельтешить частыми переключениями, панель приборов хоть и грубовата, но всё оказалась под рукой. Зато большое и тонкое рулевое колесо упирается в живот и мешает дотянуться до педалей – старая знакомая огреха эргономики всё тех же азиатских грузовиков, видимо, комплекция их среднестатистического водителя не сродни нашей, и это я могу понять.
Через некоторое время маневрирования корзина сцепления нагрелась и чёткость включения передач ухудшилась, но одновременно после полного прогрева двигателя уменьшились шумы и вибрации до вполне приемлемого уровня для практически жёстко закреплённой кабины. Под кроватью миниатюрного «спальника», на котором лежать придётся боком, я обнаружил огнетушитель и блок автономного отопления. Ещё это место отдыха водителя щедро остеклено со всех сторон – холодно и может разбиться. Обследовав всё остальное оборудование кабины, я обнаружил органайзер на спинке складного сиденья, простенькую аудиосистему и зафиксировал отсутствие обязательного ныне тахографа. Но приятно, что в базовой комплектации – автономный воздушный отопитель и жидкостный предпусковой подогреватель.
Больше и нечего особо добавить. Это не серенькая рабочая лошадка от молодого производителя, а скорее оптимизированный под локальные нужды лицензионный продукт. Для вывода на европейский рынок что-то ещё требует доработки, но многое прощает невысокая цена. Машина разрабатывалась с оглядкой на недорогой сервис, и поэтому тут возникает следующий вопрос: а насколько всё это надёжно и долговечно?
Рассмотрим деталировку
Лицензионный двигатель марки Cummins ISDe 245 40 мощностью в 245 л.с. трудится довольно успешно не только на «Джаках», сомнений особых быть в моторе не должно. Коробка передач тоже не китайское изобретение, скорее всего, её картер скрывает плоды копировки или давно забытой лицензии от ZF, в противовес гидроусилителю рулевого управления, который даже не лицензионный, а фирменный – ZF8098. Как и мощный генератор (2,4 кВт) – фирмы Prestolite.
При осмотре ходовой части мне сразу бросилась в глаза одинаковая резина на всех осях, которая согласно рисунку протектора явно ориентирована или на ведущую ось, или на внедорожные эксперименты, но только явно не на высокую скорость движения и не на управляемость. Что это? Повальная унификация с целью максимальной экономии, комплектация для провинциальных перевозок по плохим дорогам? В Китае часто такая схема ошиновки используется на машинах обычно в глубинке, но ведь не в Москве!
Но есть за что и похвалить. Некоторые шланги, трубопроводы и прочая аппаратура на раме местами откровенно «совковые», с металлическими деталями, уже подёрнутыми коррозией, соседствуют с современной тормозной системой WАBCO с трубками из нейлона и быстроразъёмными соединениями. Эти морозоустойчивые детали, согласно гарантийным обещаниям, без проблем работают до –50 °С. Ещё на заднем мосту я обнаружил стабилизатор поперечной устойчивости. Значит, скоростная эксплуатация всё же подразумевается? Сами же китайские представители сообщили, что рама грузовика из особой прочной стали и толще на 25 %, чем у конкурентов. Этот факт я, пожалуй, оставлю без комментариев…
Кстати, а как с автосервисом? Обзвон нескольких станций дал понять, что пока ещё у марки JAC нет полноценной сервисной поддержки. Сложно! Этому факту вторит и ощущение от знакомства с инструкцией на китайском или английском языках. Основной мотив сего занимательного чтива – выехал за ворота, дальше чини сам по картинкам! Вот возьми, например, встань у обочины и отрегулируй клапаны, инструментарий нехитрый: понадобятся собственный глаз, щуп, отвёртка и гаечный ключ! Да что там клапаны? Перебери двигатель по наитию, наладь гипоидное зацепление главной передачи – всё в твоих руках, водитель! А ведь неправильное толкование любой инструкции сделаёт её руководством «Сломай сам!».
Шасси для…
Какие делаем выводы? JAC Gallop C1725, скорее всего, не станет бестселлером российского рынка в своём классе, даже несмотря на привлекательный ценник. В противовес протестированной мною в тот же день малотоннажной модели JAC N-серии, которую можно смело выпускать на линию во всех отраслях применения такого класса грузовиков (тест-драйв «малыша по имени Джак» читайте в ближайших номерах). Десятитонное же шасси JAC Gallop C1725 скорее стартовый набор для постройки спецтехники, которой не требуется длительная эксплуатация в тяжёлых условиях или на продолжительных режимах. Коммунальные машины, передвижные лаборатории, торговые объекты – здесь это шасси раскроется в полной мере – недорогое, конструктивно простое и нетребовательное, но вместе с тем сертифицированное и соответствующее всем необходимым стандартам, требованиям и регламентам, а также содержащее в себе некоторую долю компонентов благородного происхождения. Недавно эту нишу заполняли грузовики ЗИЛ, теперь она свободна…
Полная масса, кг | 16 600 |
Допустимая нагрузка по осям, кг | 5720/ 10 880 |
Снаряжённая масса шасси, кг | 7100 |
Грузоподъёмность шасси, кг | 10 020 |
Двигатель | Cummins ISDe 245 40, турбодизель, I-6 |
Рабочий объём, cм3 | 6690 |
Мощность, л.с. | 245 при 2500 мин-1 |
Крутящий момент, Н∙м | 925 при 1400 мин-1 |
Коробка передач | Shaanxi 8JS105TA+QSD45A, механическая |
Количество передач КП (вперёд/назад) | 8/2 |
Сцепление | Сухое, однодисковое |
Тормозные механизмы всех колёс | Барабанные |
Подвеска | Рессорная на всех осях |
Шины | WestLake CM985. 11R22,5 H 16PR |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |