<<< Назад

КОНвергенция против ДИвергенции
Концептуальный фургон Toyota Urban Utility

Юрий Петров, фото Calty Design Research

Есть в каждой эпохе знаковые события. Наибольшую остроту приобретает спор о сосуществовании дивергенции и конвергенции. Так мы как раз в этой эпохе и живём! У меня есть подходящий экземпляр!

Новая техника всегда является отборным продуктом конвергенции разных технологий. На заре моторизации сближение различных систем и нахождение компромиссов (двигатель внутреннего сгорания + гужевая повозка) ещё не носили принципиального характера. Просто однажды поджарый Карл Бенц подал патент на моторваген, а тучный Готлиб Даймлер тут же застолбил за собой моторную телегу. Говорят, что они так и не встречались за всю жизнь ни разу!

Но колесо прогресса уже вертелось, крутилось и, сорвавшись с оси, поехало! В ход шли коляски, повозки, линейки, кареты и прочие двуколки с лигроиновыми моторами. Не до Бенцов с их Даймлерами!

Диалектика технического развития

Усложнение задач и необходимость в многофункциональности заставило придать автомобилю и новые качества. Уже через полвека, когда автобусы могли выполнить задачу по доставке пассажиров, а грузовики возили грузы, вдруг выявились полноприводные пикапы и спортивные юты, двухкабинные мини-грузовики и фургоны-комби, минивэны, УПВ и кроссоверы… Всё это стало результатом конвергенции запросов покупателей. В каждом из них объединены разные качества, и они универсальны в использовании.

В противовес этому в XX веке развивалась и дивергенция – узкоспециальное разделение одного типа автомобиля на несколько весьма узких категорий: так рождались карьерные и сельскохозяйственные самосвалы, магистральные фуры и развозные мультистопы, городские и туристские автобусы… Среди них были и тупиковые ветви: портальные автолесовозы, автобульдозеры, землевозы с одноосным тягачом, скреперы, скрепердозеры, 1 / 4-этажные, 1 / 2-этажные и полуспальные автобусы с переменными купе и 6-осные болиды «Формулы-1».

Расслоение и объединение происходит всегда одновременно, постоянно и всегда неожиданно. Объединяя разные качества в целое, можно легко получить как узкоспециальный, так и широко распространённый результат. Вот такая у инженеров диалектическая загогулина получается!

Относительный конструктор из пластилина

Концептуальный фургон Toyota Urban Utility (или Toyota U2), со слов дизайнеров из калифорнийской студии Calty Design Research, патронируемой японским дзайбацу Toyota, является олицетворением того, как может выглядеть идеальное городское транспортное средство в условиях растущей урбанизации.

Гибкость технологий проектирования и легкомысленность маркетинговых исследований позволяют на бумаге создать любую утопию и так же легко менять её свойства. В этом и заключается смысл концептов с их виртуальным будущим. Можно добавить машине пару штрихов и представить самую рыночную заурядность или как исключительность. Мы получим либо КОНвергенцию, либо ДИвергенцию. А можно убавить штрихи… Главное – усилить мозг на использование. Изобретённая человеком машина меняет человека.

Toyota U2 весьма подходит для определение SUV (sport utility vehicles – спортивно-хозяйственная машина). Только с одним «но». Обычно термином SUV награждают далеко не маленькие по размерам внедорожники, пикапы и минивэны. А здесь – почти компактный, по американским меркам, автомобиль с габаритами «Соболя», просторным салоном и функционалом грузового фургона на 0,5 т. Массово-габаритные параметры Toyota U2 были определены из учёта топливной экономичности и манёвренности.

Главной в машине должна стать гибкость использования. Это не должен быть конструктор с готовыми решениями, как пикап, паркетный кроссовер или внедорожный минивэн. Нужен был пластилин, где цель использования не просто определена, а уже известен результат. Чистый ДИвергент!

Энциклопедичны – всё познали лично!

Платёжеспособная цивилизация уже давно живёт в мегаполисах, и наиболее активная её часть, в возрасте до 35 лет, уже избавлена от лузерства старшего поколения, носящего галстуки и приезжающего на работу в скучном седане.

Типовой офисный планктон из любого мегаполиса в Азии, Америке или Европе сейчас остаётся холостяком до 30 лет, экономит на расходах по доставке, раз в квартал покупает стройматериалы или мебель весом более 100 кг, стремится к активному образу жизни. В отдыхе использует мотели или собственную машину.

Новое поколение растёт и жиреет быстрыми темпами. Оно жаждет быстро домчать до курорта с сёрфингом, лыжами, удочками и лодкой, сделать сто лайков, ответить на фейк. И совершенно необязательно за адреналином лезть в глубокую грязь, на дикую природу в городской машине. Машина в дороге должна стать лишь багажной тележкой – вы приехали на баху, горный, лыжный, речной или морской курорт по хорошей дороге… и эта багажная тележка должна послужить мотор-хоумом, навигатором, выходом в Интернет и подставкой для ноутбука, нехитрого фаст-фуда и селфи на фейсбуке.

Основание для экспертного мнения

Дизайнерам из Калифорнии для социологических экспертиз далеко ездить не надо было. Святая наука – расслышать друг друга! Слишком много молодёжи из Кремниевой долины, да и сами дизайнеры, подходят под этот типаж, и оставалось разработать машину прежде всего для себя и друзей.

В основу эргономики было положено удобство управления, простота загрузки и выгрузки кузова. В напольном и бортовом покрытии концепта Toyota U2 использовано типовое крепление с Т-образным крепежом (называемым в США «тупым» и «круглым»), что позволило обойтись стандартной схемой трансформации салона.

Время с навороченными до безобразиями индикаторами, кнопками, циферблатами осталось в далёких 1990-х, когда панель приборов по сложности стремилась к пульту космолёта. Новое поколение потребителей, привыкшее к планшетам и айпадам, не готово трудиться за рулём, отвлекаясь на лампы, цифры, индикаторы, кнопки и рычаги.

Интерьер с уникальной панелью приборов снабжён планшетником вместо центральной консоли. Ещё имеется самокорректирующийся подлокотник и уникальный селектор коробки передач. Стоп! Но это уже конвергент! Он всё вобрал и конвертировал в себя!

Личное пространство в машине всегда было гиперболой для конструкторов, поскольку они тоже водители и первыми примеряют на себе салон. В эпоху Интернета нет смысла таскать с собой книги, карты, справочники, магнитофон и прочую рухлядь – его заменил планшетник на консоли. Нужно с собой взять только самое необходимое: лёгкий провиант, документы, дополнительную одежду и инвентарь для отдыха. В Calty Design пошли простым путём, разработав такелажные рейлинги. Эта рельсовая система с омега-образным профилем проходит по полу и стенкам грузового отделения. С её помощью можно смонтировать различные крепления для любого багажа: от досок для сёрфинга и велосипедов до сундуков с инструментом. Последнее подчёркивается особо – машина легко приспосабливается в грузовой автомобиль!

Заднюю дверь Toyota U2 можно использовать и как рампу для фиксации длинномерного груза. Но самое главное: можно снять элементы внутренней обшивки для увеличения свободного пространства.

Салон можно переоснастить в пассажирский, используя те же рейлинги с омега-образным профилем креплений. Помимо водительского и кресла переднего пассажира в салоне Toyota U2 можно смонтировать ещё четыре отдельных сиденья.

Комментировать ... >>
Loading...