Пример для подражания
«ЭкспоСитиТранс-2014»
3-я Международная выставка общественного транспорта «ЭкспоСитиТранс-2014» прошла с 29 октября по 1 ноября на территории московского ВВЦ. Мероприятие традиционно проходит раз в два года и заслуженно считается одним из ярких событий в сфере общественного транспорта не только России, но и других стран.
В нынешнем году «ЭкспоСитиТранс» «захватила» 14 500 м2 выставочных площадей и порадовала посетителей не только новинками городского транспорта, экспонатами Музея городского пассажирского транспорта и детским книжным автобусом «Бампер» на базе MB O307, но и натурным образцом универсального электропоезда ЭГ2Тв, позиционируемого как рельсовый транспорт для городского, пригородного и междугородного сообщения. Пожалуй, единственное, чего не было на выставке, так это троллейбусов, а в остальном…
По асфальту
Автобусная экспозиция нынешнего года не то чтобы сразила обилием новинок, а скорее заставила задуматься над тем, что же нас ждёт дальше.
Главная новость – ГУП «Мосгортранс» провело ребрендинг. Теперь корпоративным цветом перевозчика станет ядовито-синий цвет, в который планируется окрашивать весь транспорт столицы. Кроме того, «фирменной» станет обивка сидений в салоне, будет введена и новая форменная одежда. Остаётся надеяться, что и качество обслуживания тоже пройдёт ребрендинг.
В поддержку нового имиджа «Мосгортранс» представил на своём стенде… MB Turk O345 Conecto LF в новой расцветке. На готовый сорваться с языка вопрос «С какого перепугу?» сразу отвечу: «Немцы выиграли контракт на поставку в Москву 100 таких автобусов и данный экземпляр – первый из партии». По словам российского представительства Mercedes-Benz, хотя некоторые требования заказчика и вызвали лёгкое недоумение у немцев, тем не менее все пожелания были удовлетворены на 100 %.
Впрочем, был на выставке ещё один автобус с трёхлучевой звездой в «стандартной» комплектации – городской 12-метровый MB O530 Citaro с двигателем экологического класса Euro 4. Повод – в этом году выпущен 40-тысячный Citaro.
А вот обширный стенд «Группы ГАЗ» в этот раз ограничился «тихой» премьерой 10,5-метрового ЛиАЗ-529260. Причём машин было две: нейтрально-белая с формулой дверей 2-2-2 и в окраске «Мостранс-авто» с формулой 2-2-0. Выпущенная по заказу всё того же «Мостранс-авто» машина по своей концепции оказалась слишком «узкозаточенной» под конкретного заказчика, и впереди её ждёт полная перекомпоновка салона, а возможно, и смена самой концепции «укороченной» версии ЛиАЗ-5292.
Кстати, информация для тех, кто активно интересуется озвученным парой лет назад проектом «Унимакс». На ЛиАЗе именно эту машину считают первой ласточкой проекта – максимальная унификация по конструкции при максимальной разнице выполняемых задач.
И ещё одна новость из Ликино. Бывший голазовский «Вояж» стал полноценной серийной продукцией ЛиАЗа, а к концу года к нему присоединится и «Круиз».
Белорусы пригнали низкопольный МАЗ 203058, позиционируемый как «модификация с новым салоном». Что ж, салон с непривычной планировкой там действительно присутствует, но… автобус с такой компоновкой салона был показан ещё в октябре 2009 года, и презентовался он как «польский заказ» («ГП» № 11, 2009 г.), а теперь он лишь претерпел косметические доработки.
Зато нынешний экспонат прекрасно вписывается в понятие «московский заказ». Сиденья с вышеупомянутой символикой «Мосгортранса», возможность установки валидатора, широкая 1-я дверь и главное – 290-сильный двигатель MAN, рассчитанный на работу без мочевины. Именно это требование столичного перевозчика долгое время служило камнем преткновения для минчан, сделавших ставку на моторы Mercedes-Benz. Теперь и эта проблема снята…
И практически под занавес: российский инжиниринговый «Нанотехнологический центр композитов» и венгерская компания Evopro подписали соглашение о создании модульных автобусов с кузовом из композитных материалов. В соответствии с ним на территории технополиса «Москва» до конца 2015 года будут произведены 50 первых автобусов. Точнее, у нас будут произведены композитные модули, из которых соберут кузова. После этого части автобуса переправят в Венгрию для окончательной сборки.
Проект? Прожект? Пусть время рассудит…
Ну и в завершение автобусной тематики вывод, который я сделал после общения с представителями как отечественных заводов, так и представительств зарубежных компаний. Недолгий век популярности новых трёхосных 15-метровых автобусов у нас сошёл на нет. В условиях нашей «беспредельной» парковки «электрички» оказались слишком громоздкими, и транспортники решили вернуться к старой доброй схеме 12-метровых одиночек и 18-метровых «сочленёнников». С точки зрения пассажиров решение спорное, но здесь я скорее на стороне эксплуатационников. А вот почему нет спроса на 15-метровую модификацию теперь уже ликинского междугородника ЛиАЗ-622810 «Вояж L», вопрос для меня пока остаётся открытым…
По рельсам
Не ударила в грязь лицом и трамвайная экспозиция, которая просто кишела сенсациями.
Знакомьтесь – новый производитель трамваев ООО «ПК Транспортные системы». Тем не менее новичок оказался не так уж и прост, на «ЭкспоСитиТранс» он представил сразу ДВА новых образца техники: односекционный трамвай City Star, он же «модель 71-911» и трёхсекционный вагон «Витязь», он же «модель 71-931». Обе новинки 100 % низкопольные и даже были поставлены на тележки. Есть несколько интересных моментов, достойных упоминания.
Во-первых, вагоны рассчитаны и на автономное движение – заявленный запас хода у «City Star» – 1000 метров, а у «Витязя» – 1500 метров. Насколько такие показатели актуальны в реальной жизни, пока непонятно, равно как и не ясен вопрос, почему разнятся цифры.
Во-вторых, пассажировместимость трамваев даже в ТХ рассчитана для различной плотности пассажиропотока: 5 чел. / м2 – 119 чел., 8 чел. / м2 – 170 чел. для «модели 71-911» (33 посадочных места), 220 и 320 чел. для «модели 71-931» (54 посадочных места) соответственно.
По заверениям представителей завода, трамваи практически закончили процесс сертификации, и скоро их будут тестировать в реальных условиях города.
Взглянем на обоснованность столь смелого захода на рынок. Конструкторское бюро предприятия имеет столичную прописку, но, естественно, не имеет сборочных площадей. Поэтому два первых экземпляра были собраны на площадях Тверского вагоностроительного завода с активным использованием его оборудования и квалифицированных кадров. Признаём – грамотное решение.
В то же время, по словам представителей нового игрока, в планах «ПК Транспортные системы» – постепенно обучить своих собственных специалистов и свести сотрудничество с ТВЗ к аренде площадей. Насколько это правильное, а главное, выполнимое решение, покажет время…
Ну и конечно же «звезда» выставки – трёхсекционный низкопольный трамвай производства ОАО «Уралтрансмаш» – R1, он же «модель 71-410». Основная «фишка» вагона – дизайн экстерьера и интерьера. Этакая внушительная чёрная скала со светлой пещерой внутри. Впрочем, описывать его бессмысленно, надо просто увидеть, причём желательно не на фото, а воочию.
Если же перейти от споров о вкусах и предпочтениях к сухому остатку, то картина станет более приземлённой. Несмотря на то, что премьерный показ модели состоялся в июле, до настоящего времени никаких глобальных подвижек в реализации проекта не случилось. По-прежнему ведётся активная работа по созданию надёжных тележек, рассчитанных на 100 %-ную «низкопольность». Разрабатывается иной дизайн передней части кузова, так как наклон ветрового стекла оказался слишком большим. Проводится адаптация концепта к реальной эксплуатации. Готовится однокабинный вариант для работы на маршрутах с разворотными кольцами.
Из позитивных моментов стоит отметить серьёзное намерение администрации Екатеринбурга закупить партию трамваев R1 для города, и с задачей привлечь внимание к предприятию новинка справляется на «10 баллов» по 5-балльной шкале!
Краткий итог – трамвайных дел мастера тоже делают ставку на 100 %-ную «низкопольность». Несмотря на то что в трамваях это реализовать, пожалуй, даже сложнее, чем в автобусах и троллейбусах, определённые подвижки у отечественных производителей в этом деле есть.
В то же время отказываться от многосекционности трамваестроители не собираются. Более того, изначально в конструкцию закладывается возможность оснащения вагонов вторым постом управления и конфигурация служебных дверей по обоим бортам трамвая.
Впрочем, есть и отрицательный момент: активно используется компоновка салона «метроместами». И если в «подземке» это более-менее терпимо из-за отсутствия мелькающего пейзажа за окном, то «на открытом воздухе» пассажиры со слабым вестибулярным аппаратом за такое решение «спасибо» точно не скажут…
Транспорт городов или только столицы?
На удивление, «ЭкспоСитиТранс» оставила двоякое впечатление.
С одной стороны, это одна из немногих выставок, которую действительно массово посещают специалисты транспортной сферы различных уровней. В её рамках проходят интересные презентации и актуальные конференции, а значит, посещение «ЭкспоСитиТранс» однозначно является делом нужным.
А вот, с другой стороны, утверждение, что это мероприятие ориентировано на российский рынок общественного транспорта, мне показалось довольно спорным. Все представленные натурные образцы, да и большинство «бумажных» проектов были заточены под требования «Мосгортранса». Не спорю, это достойный пример для подражания, но… Не скоро, ох, не скоро достигнет такого уровня транспортного развития подавляющее большинство российских городов!
Потому и техника низкопольная, но с узкими проходами; с широкой 1-й дверью, но с турникетом; оснащённая современными двигателями, но требующая применения мочевины и высококачественного топлива, остаётся для транспортников из других городов скорее забавными концептами, чем реальными претендентами на место в автопарке. Вот такая она оборотная сторона медали…