Кипящие тормоза
Компания Comma провела некоторые исследования в области автохимии. Они показали пугающую неосведомлённость автовладельцев в том, что касается принципов работы тормозной жидкости: почти 75% из них не имеют об этом ни малейшего представления. Не очень высокий процент компетентности и в России. Помимо этого много свидетельств о низком качестве используемой тормозной жидкости.
По исследованиям специалистов, тормозные системы 25% автомобилей России в той или иной степени неисправны, и, как следствие, могут внезапно отказать. По статистике, 6% автовладельцев неосознанно рискуют своей жизнью в каждой поездке. И около 41% автомобилей действующего автопарка эксплуатируются с некондиционной тормозной жидкостью.
Мало кто знает, что тормозная жидкость впитывает влагу из атмосферы. В результате снижается её температура кипения, а значит, и степень эффективности. При температуре ниже 180 °C она становится не только бесполезной, но и опасной, и это может вызывать внезапные отказы тормозной системы.
Эксперты в области исследований качества эксплуатации автомобилей, компания Alba Diagnostics, рекомендуют заменять тормозную жидкость, если точка её кипения не выше 200 °C. Результаты тестирования автомобилей, проведённые компанией, показали, что в ряде случаев температура кипения залитой в исследуемые автомобили тормозной жидкости составила 150 °C.
Качество тормозной жидкости необязательно обусловливается возрастом и пробегом автомобиля. Температура кипения тормозной жидкости в каждом из пяти автомобилей с пробегом менее 100 000 км была ниже 200 градусов. Кроме того, подавляющее большинство клиентов автомастерских признали, что не осведомлены в принципах работы тормозной жидкости и не осознавали в полной мере риски, связанные с её эксплуатацией. Более четырёх пятых (65%) не заменяли тормозную жидкость более двух лет.
Температура, °C | Соотношение автомобилей, % |
---|---|
<181 | 6 |
181–200 | 19 |
201–250 | 56 |
>250 | 19 |
Абсолютно все должны знать, что если тормозная жидкость загрязнилась, этот процесс необратим. Он сопряжён с высоким риском закипания тормозной жидкости вашего автомобиля. Это может произойти при трогании или остановке автомобиля, в условиях интенсивного торможения или при буксировке. Эту неисправность очень трудно диагностировать, так как после аварии тормозная жидкость охладится и будет казаться нормальной. Такой скрытый характер некондиционности тормозной жидкости является причиной тысяч аварий каждый год. Если визуальная проверка уровня тормозной жидкости и осуществляется в процессе стандартной процедуры техосмотра, то проверка состояния её качества, как правило, не производится. Качество тормозной жидкости можно определить только в результате проверки температуры её кипения.
Почему качество тормозной жидкости так важно?
В современных транспортных средствах работа тормозных систем обеспечивается тормозной жидкостью за счёт гидравлического давления, создаваемого при нажатии педали тормоза, что сопровождается значительным тепловыделением даже в нормальных условиях эксплуатации. Эффективность работы тормозной жидкости зависит от температуры её кипения, которая должна быть постоянно высокой. Вместе с тем, как любая жидкость, она гигроскопична, т. е. впитывает атмосферную влагу, которая и понижает точку её кипения. При 100 °C вода закипает и переходит в пар, который, в отличие от жидкости, сжимаем. При эксплуатации тормозной жидкости с низкой точкой кипения появляется эффект «мягкой педали», когда при нажатии на педаль тормоза эффект торможения ослаблен или полностью отсутствует. Когда пар остывает, он снова конденсируется в жидкое состояние. Тормозная система, казалось бы, восстанавливает работоспособность, но только до тех пор, пока из-за нагрева при торможении процесс не повторяется и снова не возникают те же симптомы. Такое состояние тормозной жидкости получило название «безмолвный убийца», так как может вызывать внезапный отказ тормозов.
Редакция благодарит специалистов компании Comma
за помощь при подготовке материала
Пробег | Температура, °C | Средняя температура, °C | |||
---|---|---|---|---|---|
<181 | 181–200 | 201–250 | >250 | ||
<60 001 | 1,6% | 3,1% | 7,5% | 2,8% | 214 |
60 001–80 000 | 2,8% | 4,4% | 13,8% | 1,3% | 215 |
80 001–100 000 | 1,9% | 5,6% | 11,0% | 2,2% | 223 |
100 001–120 000 | 2,5% | 3,7% | 6,0% | 0,9% | 211 |
>120 001 | 2,8% | 12,6% | 11,0% | 2,5% | 199 |
Итого | 11,6% | 29,5% | 49,3% | 9,6% |
Возраст | Температура, °C | Средняя температура, °C | |||
---|---|---|---|---|---|
<181 | 181–200 | 201–250 | >250 | ||
<3 лет | 0% | 0,8% | 0,8% | 0% | 228 |
3–4 года | 0,8% | 2,9% | 1,7% | 0% | 219 |
5–6 лет | 1,7% | 6,7% | 7,2% | 2,9% | 210 |
7–8 лет | 1,7% | 16,2% | 17,7% | 0% | 220 |
>8 лет | 7,2% | 2,9% | 21,9% | 6,7% | 191 |
Итого | 11,6% | 29,5% | 49,3% | 9,6% |