Война моторов.
Легенда о «Марнском такси» (часть 1)
К 100-летию начала Первой мировой войны
«Taxi de la Marne» – «Марнское такси»... Трудно найти хоть одну книгу по ранней истории автомобиля и истории Первой мировой войны, чтобы в ней не упоминалось это название. Да что там книги? Таксомотору «Рено», а в привычной картинке «Марнского такси» люди видят только его, посвящены научные монографии, рассказы и повести, о нём слагали даже стихи и песни! Миллионы сувениров, игрушек, моделей, почтовых открыток и марок... За сто лет вырос и окреп настоящий культ «Марнского такси», в Париже ему поставили памятник. Сто лет французы чествуют своих «героев-таксистов, внёсших решительный вклад в отражение немецкого наступления на Париж в 1914 году и в итоге, разумеется, в окончательную победу в Первой мировой войне»... И мир поверил в легенду. А фирма «Рено», чей автомобиль был далеко не единственным участником «героической эпопеи», уже сто лет с ошеломляющим успехом использует красивую легенду в рекламных целях.
Итак, позвольте отрекомендовать автомобиль Renault Type AG/Type AG-1, известный нам как Renault Type «Taxi de la Marne» и... другие парижские такси первых двадцати лет их истории, и не только такси.
Париж – от фиакра к таксомотору
С незапамятных времён во многих городах Европы люди занимались гужевым извозным промыслом – как ломовым, так и легковым. Париж не был бы Парижем, если бы и на его улицах не зарабатывали свой хлеб частные извозчики. Столица Франции стала одним из первых городов Европы, где ещё в 1855 году была образована одна из крупнейших в те времена в мире компания извозного промысла, названная «Имперской» – La Compagnie Impériale des Voitures de Paris. Высочайшее утверждение подписал лично император Наполеон III. Существовали в Париже и другие крупные, средние и мелкие заведения, занимавшиеся легковым извозом. «Фиакры» – так называли французы свои наёмные пролётки с разными типами кузовов (позже это название перекочевало и на автомобили) – стали важной частью жизни метрополии. Слово «фиакр» (fiacre) произошло от названия гостиницы «Отель святого Фиакра» (Hôtel de Saint Fiacre) в Париже, возле которой ещё в 1620 году впервые появились наёмные экипажи.
В конце XIX века на дороги и улицы Франции выезжают самодвижущиеся экипажи разных систем – бензиновые, паровые, электрические… Автомобили становятся символом технического прогресса конца столетия, и их появление не могло остаться незамеченным предпринимателями сферы легкового извоза. В «кучерской» газете Le Réveil du Cocher 18 февраля 1898 года появилась любопытная публикация о том, что Автомобильный клуб Франции (АКФ) планирует провести конкурс на лучший «самоходный фиакр». Планы энтузиастов были грандиозны, к 1900 году они хотели заменить половину конных фиакров автомобилями, подразумевая при этом в первую очередь электрические и паровые машины. В 1896 году в соседней Германии появился первый таксомотор Daimler с бензиновым двигателем. Любопытно, что немцы использовали для конных и самоходных наёмных экипажей русское слово «дрожки» (Droschken), даже сейчас его изредка можно услышать в значении «такси». Во Франции ныне забытым словом «дрожки» (droîjsky) называли открытые лёгкие экипажи и один из типов кузова ранних автомобилей. Через год в Лондоне началась эксплуатация электрических «кэбов» – своё название они унаследовали от английских закрытых пролёток (cab).
Электромобили-фиакры – фотографии с конкурса 1898 года
Инициатором внедрения самоходных фиакров в Париже считается Гастон Берарди, именно он, француз, организовал их движение в Лондоне. В июне 1898 года Берарди и некий господин Биксио представили в Париже электрический фиакр. Многие историки утверждают, что первое парижское «такси» и ещё дюжину других привезли из Лондона, – бывшие в употреблении компании London Electrical Cab Co. Производитель – Great Horseless Carriage Co., конструктор машины – Уолтер Берсей, электромотор производства американской фирмы Johnson-Lundell Manufacturing Co. При этом обычно показывают плохонькое изображение лондонского электрокэба с эмблемой английского эксплуатационника. Одновременно опытные автомобилисты из АКФ организовали обучение извозчиков езде на машинах. Рядом с гаражом (тогда ещё стоянкой и конюшней) компании Générale de Voitures à Paris в Обервилье обустроили «полигон», где тренировались в вождении переквалифицированные кучера.
Существует и другая версия, подкреплённая документами. Два электромобиля, действительно, привезли из Англии. В июне 1898 года на объявленный АКФ конкурс записали 26 самодвижущихся фиакров, среди них две машины «Генеральной компании». Но они прибыли слишком поздно. Участие в конкурсе приняли лишь двенадцать «самоходов» – одиннадцать электрических и один бензиновый. Четыре из них с кузовами типов Coupé, Victoria и Vis-à-Vis представила основанная для этой цели Луи Антуаном Крижье в 1897 году фирма La Compagnie Parisienne des Voitures Électriques Système Kriéger. Мосье Крижье (Кригер), занимавшийся к тому времени уже десять лет электрическими экипажами, был конструктором, и именно он устроил первые станции зарядки аккумуляторов в Париже. Шесть электрофиакров с кузовами типов Coupé, Milord, Landaulett, Cab и Droîjsky выставила на конкурс основанная Шарлем Жанто в 1893 году компания Voitures Électriques Jeantaud (Jeanteaud). Одно купе, изготовленное бельгийцем Камилом Женатци на принадлежавшем ему предприятии Compagnie Générale des Transports Automobiles (основано в 1899 году специально для производства электрофиакров), вывел сам конструктор. Впрочем, Жанто и Крижье участвовали в конкурсе в качестве водителей, а фиакр Kriéger Victoria вёл шофёр с русской фамилией Czibaloff (Шибалов?). Оказывается, русские таксисты в Париже появились задолго до того, когда этим промыслом массово занялись эмигранты, бывшие белогвардейские офицеры. Наконец, единственный бензиновый автомобиль с кузовом купе представила фирма Peugeot, хотя в предварительной записи числился один бензиновый Panhard et Levassor. Их шансы изначально были плохие, организаторы конкурса делали ставку на экологию и бесшумность двигателя – «ничто не ново под луной»! Первый приз для двухместных машин выиграл экзотического для парижан вида кэб конструкции Жанто, второе место занял Женатци, а главный приз взял Kriéger Vis-à-Vis, который вёл сам Луи Антуан Крижье.
Настоящая премьера состоялась в воскресенье, 3 апреля 1899 года. На улицы города официально выехали двенадцать самодвижущихся наёмных электрофиакров. Такси в полном смысле слова эти машины назвать нельзя, ибо счётчиков на них не было. О стоимости проезда пассажиров на электрофиакрах ещё шли долгие дебаты, сначала она была договорная.
Электрификация парижских извозчиков шла медленно. В 1901 году фирма Kriéger изготовила 43 машины, год спустя – 65, и не все они поступили на прокатную службу. Впрочем, в городе развозили пассажиров и другие электромобили, в 1901 году Камил Женатци продал 30 электрических наёмных экипажей и прекратил их производство. Только в 1903 году в Париже ввели твёрдые тарифы и по примеру некоторых германских городов на машинах установили таксометры (первоначально их называли «таксаметры» и «таксиметры», этими же словами стали называть и сами машины). В тот год в городе наряду с электрическими фиакрами начали работу в качестве такси 20 бензиновых автомобилей, в 1904 году их стало 30. Вскоре обзавелись счётчиками и конные фиакры, которые ещё долго конкурировали с техническим прогрессом.
Монополия «Рено»
К 1905 году, несмотря на все попытки ввести в столице Франции экологически чистый транспорт, эксплуатация наёмных электромобилей потерпела полное фиаско. Тяжёлые аккумуляторы требовали длительной зарядки, но обеспечивали пробег не более 60 км, что для наёмной машины в большом городе очень мало. Даже обещанные производителями 100 км пробега на одной подзарядке – мало для такси, а такой пробег был возможен только при ровном непрерывном движении по шоссе, но никак не в городском режиме. Мало того, что запас хода был ограничен, треть его уходила на поездку из гаража в город и обратно. Ещё в XIX веке крупные компании наёмных фиакров облюбовали для своих конюшен и парков расположенный к западу от Парижа и непосредственно примыкающий к нему департамент О-де-Сен. Выбор на него пал отчасти из-за соображений экологии, поскольку держать тысячи лошадей в самом городе непросто. Но главная причина загородной дислокации – в регионе Иль-де-Франс стоимость покупки и аренды земли была значительно ниже, чем в столице. Там же сосредоточили и большинство первых электрических, а затем и моторных фиакров.
Автомобилям департамента О-де-Сен выдавали номерные знаки с литерой «G» перед последней цифрой. Три крупнейшие компании выбрали себе собственные комбинации букв и цифр на «жестянках»: G2, G3 и G7. Позднее их так и стали называть для краткости в народе, затем и вполне официально, даже много лет спустя, когда уже регистрационные номера поменялись. Разумеется, наёмным извозом в Париже промышляло и множество средних и маленьких предприятий, постепенно моторизация затронула и некоторые из них.
Итак, потерпев фиаско, «экологические» электрофиакры исчезают с парижских улиц. Одни заведения возвращаются к конным экипажам. Другие делают ставку на окончательно утвердившийся автомобиль с ДВС. Только фирмы Kriéger и Jeantaud всё ещё пытаются продвигать электромобили. В 1906 году после смерти Шарля Жанто его фабрика закрылась, в Париже остаются только электротакси Kriéger, для эксплуатации которых основана новая компания Taxautos Électriques. Но даже новая прогрессивная конструкция – «фиакр-гибрид» с бензиновыми мотором и электрической трансмиссией – не приносит успеха. В 1907 году Л. А. Крижье формирует фирму под названием Compagnie Parisienne des Voitures Électriques, покидает Париж и пытается наладить гешефт в городке Коломб, но через два года он вынужден своё предприятие ликвидировать. Электрическое такси во Франции и практически во всей Европе «приказало долго жить».
Среди ранних парижских таксомоторов с ДВС популярны были марки: CGV и Charron, Georges Richard и Unic, Clément-Bayard и Gladiator, Chenard & Walcker, Vinot & Deguingand, Panhard & Levassor… и с 1905 года, когда началась «таксомоторная революция», – Renault.
Премьера автофиакра Renault AG (Série B) компании G7 на линии состоялась в предместье Парижа, коммуне Булонь Бийанкур 16 ноября 1905 года. Разработанный на базе модели UD 1904 года специально для работы в качестве такси, компактный автомобиль оснащали 2-цилиндровым двигателем (рабочий объём – 1063 cм3, мощность – 8 л.с.), трёхступенчатой КП, его максимальная скорость – 40 км / ч. Машина была простая, неприхотливая, довольно надёжная и дешёвая – идеальные предпосылки для таксомоторного промысла в Париже и пригородах. В 1906 году парк таксомоторов столицы Франции достиг 300 единиц, а через год их стало уже 1070, половина из них – Renault AG. В 1907 году фирма Renault начала выпуск новых версий модели главным образом для экспорта: модификации AL, AM и AN. Первую из них в количестве 500 штук сразу же заказало таксомоторное предприятие General Cab Co. в Лондоне. Основным типом парижского таксомотора с 1909 года становится усовершенствованная модель Renault AG-1 (2 цил., 1205 cм3, 9 л.с., 45 км / ч), с этого времени и вплоть до начала Первой мировой войны 80–85 % всех парижских такси – Renault. Шасси (без кузова) Type AG стоило в 1905 году 5700 франков, а шасси Type AG-1 в 1909 году – 5900 франков. Странно, полностью готовый таксомотор Clément-Bayard с 4-цилиндровым двигателем мощностью 16 л.с., победитель конкурса 1907 года, продавался за 7700 франков, но в конкурентной борьбе безнадёжно проигрывал. Популярные во многих городах Европы французские такси Charron и Unic также быстро уступали свои позиции машинам Renault. Очевидно, распространение таксомоторов в Париже зависело от многих причин, в том числе и от лоббизма.
Парижские фиакры – излюбленный мотив
для почтовых карточек начала ХХ века
Такси Renault стремительно завоёвывали не только Париж, но и другие европейские города. В 1914 году французскую столицу обслуживало уже 10 000 таксомоторов, в Берлине их было немногим меньше – около 9500 (подавляющее большинство немецкого производства), а в Лондоне – аж 16 000, причём среди них было много импортированных из Франции. Для условий российской столицы наёмный фиакр Renault AG-1 не подходил. Там автомобили Renault были достаточно известны, но ни одна машина этой марки не работала в качестве такси. На улицы Санкт-Петербурга выезжали 30 различных марок таксомоторов, доминировали более мощные французские машины Charron, Panhard & Levassor и Rossel-Peugeot, а также немецкие Opel, NAG и Benz. Но что говорить о Питере, в котором в 1914 году было зарегистрировано всего лишь 402 таксомотора?
Любопытна ещё одна страница истории: в 1911 году произошла всеобщая забастовка шофёров парижских такси, охватившая в основном крупнейшие компании. Хозяева предприятий потребовали от таксистов сдавать в кассу чаевые и решили увеличить нормы КИП (коэффициент использования пробега), угрожая взимать с водителей стоимость бензина за излишний порожний километраж. Забастовка сопровождалась беспорядками, порчей автомобилей, закончилась она частичной победой служащих (чаевые остались неприкосновенными), при этом странным образом таксомоторы компании G7 пострадали меньше других…
Выпуск такси Renault AG-1 продолжался до 3 ноября 1921 года. В 1905–1908 годах было изготовлено более 8700 машин модели AG, а в 1909–1919 годах – около 40 700 модели AG-1.
За помощь в подготовке материала автор благодарит Геннадия Канинского, Александра Кульчицкого и Бернда Дитриха Лозена (Bernd Dietrich Loosen)
G2: Основанное в XIX веке Жозефом Кермина заведение La Kermina Compagnie, известное под именем G2, три десятилетия спустя, после присоединения фирмы Garage Métropole-Lamarck, получила название G2 Kermina-Métropole. В 1903 г. начала эксплуатацию автомобилей.
G3: Основанная в 1855 г. фирма La Compagnie Impériale des Voitures de Paris, переименованная в 1866 г. в La Compagnie Générale de Voitures à Paris (CG) – старейшая французская компания наёмных экипажей. После неудачного опыта эксплуатации электрофиакров в начале XX века продолжала заниматься извозом на гужевых фиакрах, оснащённых в 1903 г. таксометрами. В 1906 г. вывела на линию таксомоторы Clément-Bayard, позже и других марок. В 1909–1920 гг. приобрела 1200 автомобилей Renault. В 1911 г. парк компании составлял 1200 бензиновых такси и 3500 гужевых фиакров, в 1912 г. на линию выезжало уже 1800 машин.
G7: 04.03.1905 г. граф Анжей Валевский, барон Рогна и банк Mirabaud & Cie основали в Париже предприятие пассажирских перево-зок La Compagnie Française des Automobiles de Place. После испытания автомобилей различных производителей компания выбрала наиболее подходящий автомобиль и заключила с фирмой Société Renault Frères договор о поставке первой крупной партии из 1000 таксомоторов Renault модели AG. Этот и последовавшие за ним контракты вывели фирму Renault на новый уровень, обеспечили ей крупносерийное производство автомобилей и его постоянный рост. В 1913 г. в новом таксопарке под номерами G7 уже числилось 7600 машин, все марки Renault. Компания становится крупнейшим таксомоторным предприятием Европы. Через год она поглотила конкурента La Compagnie des Autos-Fiacres.
В 1922 г. компанию G7 приобретает крупнейший производитель автомобилей во Франции, концерн Renault. В том же году Луи Рено учредил акционерное общество. Одним из главных акционеров становится швейцарская банковская группа Mirabaud, стоявшая у основания компании G7. Дотошные коллеги не без основания полагают, что династия банкиров Мирабо изначально участвовала в негласном финансировании заводов Л. Рено. Таким образом, «независимый выбор» учреждённого концессионерами в 1904 г. «Французского общества по изучению рынка автомобилей-фиакров» основного типа парижского такси – автомобиля Renault – был не совсем случайным.
Сменив после Второй мировой войны многих владельцев, в том числе и автозавод SIMCA, компания процветает и ныне, сейчас она называется Taxis G7, её парк состоит из 7600 автомобилей разных марок.