<<< Назад

Mercedes-Benz из Набережных Челнов

Даниил Минаев, фото автора

7500 автомобилей за неполные 5 лет – именно столько грузовиков произведено с момента запуска производства на совместном предприятии концерна Daimler AG и ОАО «КАМАЗ». Цифры и факты этого знаменательного события немного потерялись за устрашающими экономическими событиями конца 2014 года. Восполним этот пробел.

Первым автомобилем, собранным на совместном предприятии ОАО «КАМАЗ» и Daimler AG, был Mercedes-Benz Actros 1841 LS. Производство начало работу 30 сентября 2010 года. А до этого времени в течение 10 месяцев проводилось обучение персонала за границей и покупка оборудования для налаживания производственных линий.

Первый грузовик на производстве Daimler AG в Набережных Челнах был изготовлен 30 сентября 2010 года (предприятие начало работать в 2009 году), а 10 сентября 2014-го с конвейера сошёл семитысячный грузовик. На момент моего визита в Челны в декабре 2014 года на площадке готовой продукции стоял бардовый Actros с внутренним производственным номером 7414. Ещё здесь собирают Atego, Axor и иногда даже экзотический полноприводный Unimog, всего примерно 30 модификаций. Исходя из среднестатистических данных, в день здесь собирают в среднем около пяти автомобилей, но максимальная мощность завода рассчитана на производство 6000 машин в год, то есть сегодня предприятие загружено далеко не полностью. Штат сотрудников предприятия, включая московский офис, – 350 человек.

Локализация и спад

Сегодня российский рынок грузовиков стремительно падает. Чтобы сохранить даже нынешние скромные объёмы, руководству предприятия приходится прилагать значительные усилия, которые направлены в том числе и на повышение уровня локализации производства. Но с другой стороны повышение доли российских комплектующих тянет за собой усложнение входного и выходного контроля качества. Режим промсборки позволяет беспошлинно ввозить автокомпоненты при условии локализации производства компонентов на уровне 60 % к 2020 году. В этом пути представители Daimler AG видят реальную перспективу, но сегодняшний уровень локализации составляет всего около 20 %, причём преимущественно на «сырьевом уровне»: это рабочая сила, эксплуатация площадей, логистика, электроэнергия. Но в складской зоне я видел шины из Нижнекамска, а с декабря компания «Газпромнефть – смазочные материалы» существенно расширила поставляемый ассортимент масел первой заливки и технических жидкостей. Локализация коснулась сборочного производства рам, седельно-сцепного устройства, фильтра-сепаратора, некоторого дополнительного оборудования, например, модулей ГЛОНАСС. Лично моё мнение, что российские «мерседесы» нисколько не испортят отечественные лампы, аккумуляторы, автостекло, радиаторы, некоторые детали из пластика. Но, как с осторожностью говорят немцы, рынок покажет такую возможность.

Двигатели и кабины приходят из Германии в сборе, обратите внимание на качество упаковки, исключающее транспортировочные повреждения Сборка рам На производстве в Набережных Челнах много ручного труда, но контроль качества очень строгий На производстве в Набережных Челнах много ручного труда, но контроль качества очень строгий

Для чего всё это

С того момента, как «Мерседес-Бенц Тракс Восток» – компания, специализирующаяся на грузовых и специальных автомобилях Mercedes-Benz на рынке нашей страны, запустила это производство, по разным данным, официально было продано около 15 000 единиц грузовой техники Mercedes-Benz, то есть на долю российских Mercedes-Benz приходится как раз половина. Стоило ли ради этого огород (читай завод) городить? Нынешний глава компании Карстен Ботманн считает, что эта работа совсем не напрасна, даже в условиях обострившейся политической обстановки. Наличие гибкого «домашнего» производства помогает чутко реагировать на требования внутреннего рынка, а значительная часть продукции покидает завод в Челнах в виде шасси, отправляясь дальше на установку надстроек или вообще постройку спецтехники к партнёрам – российским производителям. Словом, всё течёт, всё меняется, как и грузовики со знаменитой трёхлучёвой звездой…

«Газпромнефть» заливает масло в грузовики Mercedes-Benz

Компания «Газпромнефть – смазочные материалы» в декабре 2014 года начала автоматизированную конвейерную заливку масел и технических жидкостей на заводе «Мерседес-Бенц Тракс Восток» в Набережных Челнах. Заправочный комплекс позволяет производить подачу и автоматизированный учёт свыше 3000 литров масел и технических жидкостей в день, что обеспечивает заправку около 300 автомобильных шасси за рабочую смену. Продукция, поставляемая на завод «Мерседес Бенц Трак Восток» в Набережных Челнах, производится на собственных заводах «Газпромнефти» и отвечает всем международным и отраслевым стандартам. Для реализации этого проекта компания разработала специальный сервис, который включает закупку, хранение и доставку продукции, а также характеризуется высоким уровнем автоматизации процессов, оперативностью передачи данных, на основании которых принимаются производственные и логистические решения. Всё это в комплексе позволяет обеспечивать непрерывную подачу необходимого количества масел и технических жидкостей на сборочную линию.

Комментировать ... >>
Loading...