<<< Назад

Авторынок:
ни одного оптимистичного прогноза

Производство автомобилей в России по итогам 2014 года снизилось на 10%, в 2015 году прогнозируют падение не более этого. Снижение продаж автомобилей в России коснется как отечественных, так и зарубежных производителей, однако на последних сильнее скажется падение реальных доходов населения и ослабление рубля.

Коммерческие автомобили

ЙОРГ ШРАЙБЕР, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ:

ЙОРГ ШРАЙБЕР, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ

«2014 год ознаменовался сильным финишем, хотя с кумулятивной потерей объёма в 10% он останется годом разочарований для российской автомобильной индустрии. Перед лицом надвигающейся рецессии ожидания на 2015 год ещё ниже. Наш прогноз рынка пассажирских и лёгких коммерческих автомобилей равен 1,89 млн единиц, что эквивалентно сокращению на 24% на годовой основе».

В 2014 году российский автомобильный рынок снизился на 10,3 %, или на 286 143 проданных новых легковых и лёгких коммерческих автомобиля по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. В 2014 году всего продали 2 491 404 авто. В декабре продажи снизились на 2,4 % и составили 270 653 машины. Все модели ТОП-10 лидеров продаж новых легковых автомобилей – местного производства.

Лидерство на российском авторынке остается за АВТОВАЗом, который реализовал в прошлом году 387 307 автомобилей, что на 15 % ниже показателя годичной давности. Второе место заняла KIA, продав 195 691 машину (–1 %), чем впервые обеспечила корейской марке лидерство на рынке иномарок по итогам года. Renault опустилась на третью строчку с показателем 194 531 автомобиль (–7 %). Четвёртое место сохранила Hyundai – автомобили этой марки выбрал 179 631 покупатель (–1 %). Замыкает «пятёрку» лидеров на этот раз Nissan, реализовавший 162 010 машин (+11 %). В Топ-10 самых продаваемых марок по итогам 2014 года вошли Toyota (161 954 шт., +5 %), Volkswagen (128 071 шт., –18 %), Chevrolet (123 175 шт., –29 %), Škoda (84 437 шт., –3 %) и Mitsubishi (80 134 шт., +2 %).

Посмотрим, как пережили сложный прошлый год операторы российского автомобильного рынка, с какими планами и настроением они вошли в 2015-й.

ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» отмечало своё 20-летие, установив новый рекорд продаж в России: всего клиентам передано 60 936 легковых, внедорожных и малотоннажных автомобилей. Такой результат закрепил за Mercedes-Benz кепку лидера в премиальном сегменте российского автомобильного рынка, которую он удерживает уже с начала года. И это на фоне стагнации рынка.

Статистика продаж легковых автомобилей и внедорожников по классам (вкл. smart)
Класс 2013 г. 2014 г. Динамика, %
A-Класс 2556 2623 +2,6
CLA-Класс 1632 2695 +65,1
B-Класс 2197 1166 –46,9
C-Класс (вкл. SLK) 6266 5291 –15,6
E-Класс (вкл. CLS) 9872 8766 –11,2
S-Класс (вкл. CL, SL, SLS) 1861 4470 +140,2
GLA-Класс 3506
GLK-Класс 7431 6755 –9,1
Класс 2013 г. 2014 г. Динамика, %
M-Класс 5429 6257 +15,3
GL-Класс 6209 6251 +0,7
G-Класс 739 1002 +35,6
R-Класс 184
V-Класс 383
smart 193 368 +90,7
Итого (не вкл. smart и V-Класс): 44 376 48 782 +9,9
Итого: 44 569 49 533 +11,1

Такие показатели задали высокую планку на следующий период. Прошлый год ознаменовался выходом на рынок новых автомобилей GLA- и C-Классов, обновлённого CLS-Класса и мировой премьерой нового S-Класса купе и V-Класса на московском Международном автосалоне в августе. «Мерседес-Бенц РУС» представила и новый Vito. С одной стороны – отличная новость, с другой – вызов. Это действительно отличный автомобиль в своём сегменте, который может оснащаться тремя типами привода (передний, задний, полный). Но по сравнению с предшественником его цена на российском рынке оказалась выше, хотя руководство Daimler AG заверяло, что повышения не будет. Но, как известно, российский рынок не подчиняется немецкому.

Статистика продаж малотоннажных автомобилей по классам
Класс 2013 г. 2014 г. Динамика, %
Citan 5 158 +3060
Viano 1036 598 –42
Vito / новый Vito 765 966 +26
Sprinter NCV3 3180 2707 –15
Sprinter T1N Classic 261 6591 +2425
Итого: 5247 11 020 +110

Успех модели Sprinter Classic, несомненно, повлиял на суммарный результат достижений. В среднем из общего числа производимых Sprinter Classic 40–45 % переделываются в микроавтобусы. В регионах сейчас начали бороться с маршрутками, и высока вероятность, что спрос на них упадёт. Но на базе Sprinter Classic есть несколько вариантов на перспективу: автомобиль «скорой медицинской помощи», мобильная кухня и т.д. В этом году будет активно продвигаться новая модель – грузопассажирский Sprinter Classic Mixto (производится с прошлого года).

Выросли и корпоративные продажи как в легковом, так и в малотоннажном сегменте на 14,3 %. В прошлом году год клиентам передали 2398 легковых и малотоннажных автомобилей с пробегом, что на 21,3 % больше в сравнении с 2013 годом.

Продажи новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей в России
(Данные продаж Комитета автопроизводителей АЕБ включают как импортированные, так и автомобили местной сборки)
Марка Декабрь Январь–декабрь
2014 г. 2013 г. Динамика, % 2014 г. 2013 г. Динамика, %
Lada 3532 3895 –9 387 307 456 309 –15
KIA 202 16 024 26 195 691 198 018 –1
Nissan 20 131 17 540 15 162 010 146 319 11
Renault 19 263 18 884 2 194 531 210 099 –7
Toyota 17 536 14 742 19 161 954 154 812 5
Hyundai 15 235 14 171 8 179 631 181 153 –1
VW 13 871 13 548 2 128 071 156 247 –18
Chevrolet 13 488 18 755 –28 123 175 174 649 –29
Mitsubishi 12 702 8429 51 80 134 78 747 2
Ford 9159 12 376 –26 65 966 106 734 –38
ГАЗ, ком. авт. 7916 7381 7 69 388 82 395 –16
УАЗ 7221 6436 12 49 844 51 624 –3
Mazda 7049 4372 61 50 716 43 179 17
Opel 6834 8827 –23 64 985 81 421 –20
Škoda 6214 8513 –27 84 437 87 456 –3
Datsun 5104 11 414
Mercedes-Benz 4210 4165 1 49 165 44 376 11
Lifan 3866 3182 21 23 619 27 467 –14
BMW 3577 4183 –14 35 504 42 071 –16
Audi 2983 2585 15 34 014 36 150 –6
Chery 2920 2101 39 18 139 19 855 –9
Mercedes-Benz, ком. авт. 2914 800 264 11 020 5 247 110
Geely 2706 3003 –10 18 828 27 263 –31
Subaru 2634 1654 59 17 557 16 831 4
Suzuki 2593 2148 21 19 931 27 724 –28
SsangYong 2411 3268 –26 25 010 34 055 –27
Daewoo 2340 6196 –62 37 695 60 829 –38
Citroёn 2337 2543 –8 20 075 28 961 –31
Peugeot 2122 2745 –23 21 102 33 862 –38
Honda 2085 3065 –32 20 655 25 741 –20
Land Rover 2070 2221 –7 21 148 21 030 1
Lexus 1488 1474 1 19 149 15,768 21
Volvo 1457 1601 –9 15 421 15 017 3
FIAT 1311 874 50 8102 8001 1
VW, ком. авт. 1189 1 735 –31 12 612 15 915 –21
Jeep 1054 769 37 8221 5250 57
Great Wall 887 1914 –54 15 005 19 954 –25
Porsche 677 408 66 4707 3790 24
Brilliance 305 955
Acura 287 1106
Haima 229 75 205 1009 401 152
MINI 212 284 –25 1750 2800 –38
Isuzu 188 17 1006 766 213 260
Cadillac 157 129 22 1324 1513 -12
SEAT 155 154 1 1641 3375 -51
Changan 148 1144
Jaguar 123 157 –22 1628 1710 –5
BAW 66 122 –46 1082 1594 –32
smart 40 18 122 368 193 91
JAC 40 424
Chrysler 23 8 188 130 159 –18
Alfa Romeo 15 96
Luxgen 5 35 –86 86 62 39
ZAZ 0 220 481 3260 –85
Foton 0 0 63 6 950
ТагАЗ Н.д. 12 129 371 –65
BYD 0 1 5 106 –95
Vortex Н.д. 0 0 1005
FAW Н.д. 472 2164 4838 –55
Bogdan 61 92 2055 –96
Dodge 0 4 26 192 –86
Иж 0 14 19 698 –97
Итого 270 653 264 307 2,4 2 491 404 2 777 547 –10,3

Марка Volkswagen Коммерческие автомобили за 2014 год всего передала своим клиентам 444 900 автомобилей, что выше на 2 % относительно прошлого года (в 2013 году 436 000 моделей). Наибольший рост продаж зафиксирован в Западной Европе, где было продано 292 000 автомобилей (+6,5 %).

Количество автомобилей линейки Т5 (Volkswagen Transporter, Caravelle, Multivan, California), проданных в 2014 году, составило в общей сложности 168 600 ед., что на 7,9 % больше (в 2013-м – 156 300 шт.).

Volkswagen Caddy укрепил свои позиции на 1,6 %: продажи составили 148 900 автомобилей (в 2013-м – 146 600). Volkswagen Crafter также вырос на 11,6 %: 49 200 проданных моделей (2013 г. – 44 100). В то же время продажи Volkswagen Amarok снизились на 12,2 %, до уровня 78 100 автомобилей (2013 г. – 89 000).

Динамика продаж легковых и лёгких коммерческих автомобилей по годам
Динамика продаж легковых и лёгких коммерческих автомобилей по месяцам

В Западной Европе марка Volkswagen Коммерческие автомобили поставила 292 000 моделей серии T5, Caddy, Amarok и Crafter, что соответствует росту на 6,5 % (2013 год – 274 200 ед). Основной рост сбыта пришёлся на страны: Великобритания (+11,8 %), Франция (+10,3 %), Голландия (+7,6 %) и Германия (+4,6 %). Кроме этого свою роль сыграло и оживление в экономике Испании (+32,5 %). В Мексике было продано более 6000 автомобилей, что соответствует росту на 39,1 %.

Южная Америка сократила продажи на 46,5 %, до уровня 40 900 автомобилей (2013 г. – 76 500). Это объясняется прекращением выпуска T2 в Бразилии. В прошедшем году были проданы последние 1700 автомобилей этой модели (2013 г. – 26 400).

В Восточной Европе было зафиксировано снижение продаж коммерческих автомобилей Volkswagen на 6,1 %, до 37 700 единиц (2013 г. – 40 100). Существенную роль при этом сыграла ситуация в России, где объёмы поставок уменьшились на 20,8 %, до 12 600 единиц (2013 г. – 15 900).

В Африке и на Ближнем Востоке продажи в основном сохранились на прежнем уровне и составили 19 800 и 27 400 единиц соответственно. Так, в Африке в 2013 году было продано 20 100 моделей, а на Ближнем Востоке – 26 900 автомобилей. В Азиатско-Тихоокеанском регионе объём поставок вырос на 12 % и составил 22 700 единиц (2013 г. – 20 200).

GM-AВТОВАЗ по итогам 2014 года выпустил 45 067 автомобилей – на 22,2 % меньше, чем годом ранее (57 939 шт.). Дилерам было поставлено 46 023 Chevrolet Niva (–18,7 %), в том числе поставки на экспорт в страны ближнего зарубежья составили 3981 машину (–0,8 %). Всего с начала работы GM-AВТОВАЗ реализовано 571 852 автомобиля, в том числе поставлено на экспорт 42 326 машин. Несмотря на отрицательный результат продаж прошлого года, с 1 января 2015 года розничные цены на автомобили Chevrolet Niva всех комплектаций были повышены на 20 000 рублей. Теперь автомобиль Chevrolet Niva L стоит 489 000 рублей, LC – 518 000 рублей, LE с кондиционером – 547 000 рублей, GLS – 560 000 рублей, GLC – 587 000 рублей.

Продажи Группы компаний SOLLERS в 2014 году составили 77 621 ед., что ниже результата предыдущего года на 10,7 %, когда было реализовано 86 974 автомобиля.

Объём реализации УАЗ в 2014 году сократился на 3 % – было продано 49 844 ед. Лидером роста по итогам 2014 года стал внедорожник UAZ Patriot, объём реализации которого увеличился на 10 %, составив 21 056 автомобилей. УАЗ сохранил позицию на уровне 15-го бренда по общему объёму продаж в России, значительно увеличив свою долю рынка среди всех пассажирских и коммерческих автомобилей до 2 %.

Реализация лёгких коммерческих и грузовых автомобилей Isuzu в 2014 году составила 2767 единиц, что на 114 % превышает результат 2013 года. Продажи грузовой техники выросли на 85 %, до 2001 ед., лёгкой коммерческой – на 260 % (766 ед). Заметный рост продаж обусловлен выходом на рынок в 2014 году новых моделей Isuzu NQR90 и Isuzu NMR85 (полной массой 3,5 т) и началом успешных продаж среднетоннажных автомобилей Isuzu F-серии (Forward): FSR90 и FVR34.

Январь 2015 года начался с падения продаж на 24,4 %, или на 37 272 штуки относительно января 2014 года – до 115 390 автомобилей. Это связывают в основном с резким увеличением цен из-за колебания курса. Пока ситуация не стабилизируется, напротив, экономисты дружно прогнозируют, что ситуация на автомобильном рынке будет только ухудшаться.

ТОП-10 марок грузовых автомобилей в России в 2014 г.
Марка 2014 г. 2013 г. Динамика,% Декабрь 2014 г. Декабрь 2013 г. Динамика,%
КАМАЗ 26 371 31 846 –17,2 2711 4001 –32,2
ГАЗ 9222 11 414 –19,2 1086 1012 7,3
МАЗ 7638 9876 –22,7 740 1051 –29,6
Scania 5666 6445 –12,1 580 632 –8,2
MAN 4541 6625 –31,5 448 855 –47,6
Hyundai 4214 5880 –28,3 430 495 –13,1
Урал 4033 4109 –1,8 416 450 –7,6
Volvo 3511 6284 –44,1 198 615 –67,8
Mercedes 2929 4319 –32,2 412 472 –12,7
Hino 2604 2071 –25,7 272 202 34,7

Грузовые автомобили

По данным агентства «Автостат», продажи новых грузовых автомобилей в России в 2014 году сократились на 20,5 %, до 88,04 тыс. ед. Декабрьские продажи сократились ещё больше – на 24,4 % (до 8,9 тыс. грузовиков). В «тройке» лидеров декабря – КАМАЗ, ГАЗ и МАЗ. КАМАЗ за декабрь продал около 2,7 тыс. автомобилей (–32,2 % относительно декабря 2013 года). На втором месте ГАЗ c результатом 1086 автомобилей и положительной динамикой +7,3 %, на третьем – МАЗ (740 грузовиков; –29,6 %).

Большинство лидеров ТОП-10 закончили декабрь с отрицательной динамикой, диапазон которой от –7,6 % («Урал») до –47,6 % (MAN). В «плюс» кроме ГАЗа ушли Isuzu (+146,4 %) и Hino (+34,7 %).

По годовым результатам структура рейтинга осталась та же. Лидерство за КАМАЗом с показателем 26,4 тыс. грузовиков, что на 17 % меньше 2013-го. На второй стоке ГАЗ – 9,2 тыс. машин (–19,2 %). Замыкает «тройку» лидеров МАЗ с результатом 7,6 тыс. грузовиков (–22,7 %). Тут уже всё в отрицательной динамике, кроме замыкающей «десятку» лидеров Hino (+25,7 %).

ТОП-10 моделей грузовых автомобилей в России в 2014 г.
Марка Модель 2014 г. 2013 г. Динамика, % Декабрь 2014 г. Декабрь 2013 г. Динамика, %
КАМАЗ 6511 5833 7169 –18,6 566 806 –29,8
ГАЗ 3310 4018 4619 –13 371 377 –1,6
МАЗ TGS 3747 5256 –28,7 399 642 –37,9
Scania 6520 3604 4571 –21,2 288 529 –45,6
MAN P 2882 3230 –10,8 260 348 –25,3
Hyundai 3309 2561 3508 –27 229 297 –22,9
Урал 4311 2512 3301 –23,9 271 389 –30,3
Volvo FH 1800 3034 –40,7 72 290 –75,2
Mercedes NRUCKS SERIES 1775 3492 –49,2 112 245 –54,3
Hino 6312 1740 1335 –30,3 174 221 –21,3

В модельном ряду первое место занимает KАМАЗ-6511 (5833 шт.), далее идёт ГАЗ-3310 (4018 шт.), MAN TGS – (3747 шт.), KАМАЗ-6520 –3604 шт. и Scania Р – 2882 шт.

Положительная динамика в декабре зафиксирована только у Mitsubishi Canter (+79,6 %) и Hyundai HD 78 (+160,2 %), хотя результаты по итогам всего года у этих моделей гораздо хуже. Положительную динамику за год из ТОП-10 показал только МАЗ 6312 (+30,3 %).

Предварительные результаты продаж за 2014 год подразделения Daimler Trucks составляют около 500 000 грузовых автомобилей. Первоначально такой результат планировалось достичь только в 2015 году. Несмотря на сложные условия на отдельных рынках, ведущему мировому производителю грузовых автомобилей удалось увеличить объёмы продаж до 445 300 единиц за одиннадцать месяцев 2014 года, что соответствует росту 3 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2013 году грузовое подразделение Daimler Trucks реализовало около 484 200 грузовиков Mercedes-Benz, Fuso, Freightliner, Western Star, Thomas Built Buses и BharatBenz.

Россия уступила Европе

Автомобильный рынок России по итогам 2014 года занял третье место среди европейских лидеров. А в декабре, благодаря ажиотажному спросу на автомобили, стал крупнейшим в Европе. По предварительной оценке агентства «АВТОСТАТ», в последний месяц прошлого года на российский рынок поступило более 300 тысяч автомобилей, из которых около 280 тысяч легковых. Германия опустилась на вторую строку с показателем 229 700 реализованных автомобилей (+6,7 %), согласно подсчетам Ассоциации автомобильной промышленности Германии (VDA). Третье место досталось Франции, где Французская торговая палата (CCFA) зафиксировала снижение на 4,5 %, до 200 089 машин. Далее в рейтинге Великобритания с показателем реализации 166 198 автомобилей (+8,7 %), по данным Британского общества автопроизводителей и автодилеров (SMMT). Замыкает «пятёрку» лидеров Италия с показателем продаж 91 518 машин (+2,4 %), как гласит Итальянская ассоциация автопроизводителей (ANFIA).

Рейтинг автомобильных рынков в декабре 2014 г.

По итогам года рейтинг выглядит несколько иначе. Лидером остаётся Германия, где было продано 3 036 773 автомобиля (+3,2 %). Такой результат несколько превысил ожидаемые прогнозы, в основном за счёт корпоративных продаж, тогда как спрос со стороны физических лиц был нестабилен. Второе место в «европейском первенстве» принадлежит Великобритании, чей авторынок за год подрос на 9,3 %, до 2 476 435 машин, что оказалось наилучшим результатом за последние 10 лет, причём положительная динамика стабильна 34-й месяц подряд. Между тем в наступившем году ожидается некоторая стабилизация британского авторынка. Россия опустилась на третью строчку европейского рейтинга, с показателем продаж легковых автомобилей 2,3 млн единиц (–11 %). Следующая – Франция, где было реализовано 1 795 913 автомобилей с небольшим ростом 0,3 %, однако этот «плюс» впервые с 2009 года. Замыкает «пятёрку» лидеров традиционно Италия с показателем 1 359 616 проданных машин (+4,2 %). Этот положительный результат также зафиксирован после шестилетнего падения, но объём продаж остаётся на уровне 35-летней давности. Испанский авторынок в прошлом году показал наибольший рост среди европейских лидеров – на 18,4 %, до 855 308 машин, а в 2015 году прогнозируют достижение планки 1 млн машин.

Рейтинг автомобильных рынков в 2014 г.

Продажи легковых автомобилей в Европе, включая страны ЕАСТ, в 2014 году увеличились на 5,4 %, до 13 млн 006 тысяч машин. Как отмечают в Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА), зафиксирован положительный результат впервые после шести лет падения.

Как отмечается в обзоре европейского авторынка за 2014 год, среди автопроизводителей наибольшее количество автомобилей в Европейском Союзе продал Volkswagen – 1 619 921 машину (+4,3 %). Второе место сохраняет Ford, реализовавший 947 951 автомобиль – на 5,2 % больше, чем годом ранее. На третей строчке идёт Opel / Vauxhall с показателем 885 372 проданных машины (+7,3 %). Замыкают «пятёрку» лидеров две французские марки – Renault (874 504 шт., +9,1 %) и Peugeot (782 855 шт., +5,8 %).

Рейтинг европейских автопроизводителей в 2014 г.
Комментировать ... >>
Loading...