Авторынок:
ни одного оптимистичного прогноза
Производство автомобилей в России по итогам 2014 года снизилось на 10%, в 2015 году прогнозируют падение не более этого. Снижение продаж автомобилей в России коснется как отечественных, так и зарубежных производителей, однако на последних сильнее скажется падение реальных доходов населения и ослабление рубля.
Коммерческие автомобили
ЙОРГ ШРАЙБЕР, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ:
«2014 год ознаменовался сильным финишем, хотя с кумулятивной потерей объёма в 10% он останется годом разочарований для российской автомобильной индустрии. Перед лицом надвигающейся рецессии ожидания на 2015 год ещё ниже. Наш прогноз рынка пассажирских и лёгких коммерческих автомобилей равен 1,89 млн единиц, что эквивалентно сокращению на 24% на годовой основе».
В 2014 году российский автомобильный рынок снизился на 10,3 %, или на 286 143 проданных новых легковых и лёгких коммерческих автомобиля по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. В 2014 году всего продали 2 491 404 авто. В декабре продажи снизились на 2,4 % и составили 270 653 машины. Все модели ТОП-10 лидеров продаж новых легковых автомобилей – местного производства.
Лидерство на российском авторынке остается за АВТОВАЗом, который реализовал в прошлом году 387 307 автомобилей, что на 15 % ниже показателя годичной давности. Второе место заняла KIA, продав 195 691 машину (–1 %), чем впервые обеспечила корейской марке лидерство на рынке иномарок по итогам года. Renault опустилась на третью строчку с показателем 194 531 автомобиль (–7 %). Четвёртое место сохранила Hyundai – автомобили этой марки выбрал 179 631 покупатель (–1 %). Замыкает «пятёрку» лидеров на этот раз Nissan, реализовавший 162 010 машин (+11 %). В Топ-10 самых продаваемых марок по итогам 2014 года вошли Toyota (161 954 шт., +5 %), Volkswagen (128 071 шт., –18 %), Chevrolet (123 175 шт., –29 %), Škoda (84 437 шт., –3 %) и Mitsubishi (80 134 шт., +2 %).
Посмотрим, как пережили сложный прошлый год операторы российского автомобильного рынка, с какими планами и настроением они вошли в 2015-й.
ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» отмечало своё 20-летие, установив новый рекорд продаж в России: всего клиентам передано 60 936 легковых, внедорожных и малотоннажных автомобилей. Такой результат закрепил за Mercedes-Benz кепку лидера в премиальном сегменте российского автомобильного рынка, которую он удерживает уже с начала года. И это на фоне стагнации рынка.
Класс | 2013 г. | 2014 г. | Динамика, % |
---|---|---|---|
A-Класс | 2556 | 2623 | +2,6 |
CLA-Класс | 1632 | 2695 | +65,1 |
B-Класс | 2197 | 1166 | –46,9 |
C-Класс (вкл. SLK) | 6266 | 5291 | –15,6 |
E-Класс (вкл. CLS) | 9872 | 8766 | –11,2 |
S-Класс (вкл. CL, SL, SLS) | 1861 | 4470 | +140,2 |
GLA-Класс | – | 3506 | – |
GLK-Класс | 7431 | 6755 | –9,1 |
Класс | 2013 г. | 2014 г. | Динамика, % |
M-Класс | 5429 | 6257 | +15,3 |
GL-Класс | 6209 | 6251 | +0,7 |
G-Класс | 739 | 1002 | +35,6 |
R-Класс | 184 | – | – |
V-Класс | – | 383 | – |
smart | 193 | 368 | +90,7 |
Итого (не вкл. smart и V-Класс): | 44 376 | 48 782 | +9,9 |
Итого: | 44 569 | 49 533 | +11,1 |
Такие показатели задали высокую планку на следующий период. Прошлый год ознаменовался выходом на рынок новых автомобилей GLA- и C-Классов, обновлённого CLS-Класса и мировой премьерой нового S-Класса купе и V-Класса на московском Международном автосалоне в августе. «Мерседес-Бенц РУС» представила и новый Vito. С одной стороны – отличная новость, с другой – вызов. Это действительно отличный автомобиль в своём сегменте, который может оснащаться тремя типами привода (передний, задний, полный). Но по сравнению с предшественником его цена на российском рынке оказалась выше, хотя руководство Daimler AG заверяло, что повышения не будет. Но, как известно, российский рынок не подчиняется немецкому.
Класс | 2013 г. | 2014 г. | Динамика, % |
---|---|---|---|
Citan | 5 | 158 | +3060 |
Viano | 1036 | 598 | –42 |
Vito / новый Vito | 765 | 966 | +26 |
Sprinter NCV3 | 3180 | 2707 | –15 |
Sprinter T1N Classic | 261 | 6591 | +2425 |
Итого: | 5247 | 11 020 | +110 |
Успех модели Sprinter Classic, несомненно, повлиял на суммарный результат достижений. В среднем из общего числа производимых Sprinter Classic 40–45 % переделываются в микроавтобусы. В регионах сейчас начали бороться с маршрутками, и высока вероятность, что спрос на них упадёт. Но на базе Sprinter Classic есть несколько вариантов на перспективу: автомобиль «скорой медицинской помощи», мобильная кухня и т.д. В этом году будет активно продвигаться новая модель – грузопассажирский Sprinter Classic Mixto (производится с прошлого года).
Выросли и корпоративные продажи как в легковом, так и в малотоннажном сегменте на 14,3 %. В прошлом году год клиентам передали 2398 легковых и малотоннажных автомобилей с пробегом, что на 21,3 % больше в сравнении с 2013 годом.
Марка | Декабрь | Январь–декабрь | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
2014 г. | 2013 г. | Динамика, % | 2014 г. | 2013 г. | Динамика, % | |
Lada | 3532 | 3895 | –9 | 387 307 | 456 309 | –15 |
KIA | 202 | 16 024 | 26 | 195 691 | 198 018 | –1 |
Nissan | 20 131 | 17 540 | 15 | 162 010 | 146 319 | 11 |
Renault | 19 263 | 18 884 | 2 | 194 531 | 210 099 | –7 |
Toyota | 17 536 | 14 742 | 19 | 161 954 | 154 812 | 5 |
Hyundai | 15 235 | 14 171 | 8 | 179 631 | 181 153 | –1 |
VW | 13 871 | 13 548 | 2 | 128 071 | 156 247 | –18 |
Chevrolet | 13 488 | 18 755 | –28 | 123 175 | 174 649 | –29 |
Mitsubishi | 12 702 | 8429 | 51 | 80 134 | 78 747 | 2 |
Ford | 9159 | 12 376 | –26 | 65 966 | 106 734 | –38 |
ГАЗ, ком. авт. | 7916 | 7381 | 7 | 69 388 | 82 395 | –16 |
УАЗ | 7221 | 6436 | 12 | 49 844 | 51 624 | –3 |
Mazda | 7049 | 4372 | 61 | 50 716 | 43 179 | 17 |
Opel | 6834 | 8827 | –23 | 64 985 | 81 421 | –20 |
Škoda | 6214 | 8513 | –27 | 84 437 | 87 456 | –3 |
Datsun | 5104 | – | – | 11 414 | – | – |
Mercedes-Benz | 4210 | 4165 | 1 | 49 165 | 44 376 | 11 |
Lifan | 3866 | 3182 | 21 | 23 619 | 27 467 | –14 |
BMW | 3577 | 4183 | –14 | 35 504 | 42 071 | –16 |
Audi | 2983 | 2585 | 15 | 34 014 | 36 150 | –6 |
Chery | 2920 | 2101 | 39 | 18 139 | 19 855 | –9 |
Mercedes-Benz, ком. авт. | 2914 | 800 | 264 | 11 020 | 5 247 | 110 |
Geely | 2706 | 3003 | –10 | 18 828 | 27 263 | –31 |
Subaru | 2634 | 1654 | 59 | 17 557 | 16 831 | 4 |
Suzuki | 2593 | 2148 | 21 | 19 931 | 27 724 | –28 |
SsangYong | 2411 | 3268 | –26 | 25 010 | 34 055 | –27 |
Daewoo | 2340 | 6196 | –62 | 37 695 | 60 829 | –38 |
Citroёn | 2337 | 2543 | –8 | 20 075 | 28 961 | –31 |
Peugeot | 2122 | 2745 | –23 | 21 102 | 33 862 | –38 |
Honda | 2085 | 3065 | –32 | 20 655 | 25 741 | –20 |
Land Rover | 2070 | 2221 | –7 | 21 148 | 21 030 | 1 |
Lexus | 1488 | 1474 | 1 | 19 149 | 15,768 | 21 |
Volvo | 1457 | 1601 | –9 | 15 421 | 15 017 | 3 |
FIAT | 1311 | 874 | 50 | 8102 | 8001 | 1 |
VW, ком. авт. | 1189 | 1 735 | –31 | 12 612 | 15 915 | –21 |
Jeep | 1054 | 769 | 37 | 8221 | 5250 | 57 |
Great Wall | 887 | 1914 | –54 | 15 005 | 19 954 | –25 |
Porsche | 677 | 408 | 66 | 4707 | 3790 | 24 |
Brilliance | 305 | – | – | 955 | – | – |
Acura | 287 | – | – | 1106 | – | – |
Haima | 229 | 75 | 205 | 1009 | 401 | 152 |
MINI | 212 | 284 | –25 | 1750 | 2800 | –38 |
Isuzu | 188 | 17 | 1006 | 766 | 213 | 260 |
Cadillac | 157 | 129 | 22 | 1324 | 1513 | -12 |
SEAT | 155 | 154 | 1 | 1641 | 3375 | -51 |
Changan | 148 | – | – | 1144 | – | – |
Jaguar | 123 | 157 | –22 | 1628 | 1710 | –5 |
BAW | 66 | 122 | –46 | 1082 | 1594 | –32 |
smart | 40 | 18 | 122 | 368 | 193 | 91 |
JAC | 40 | – | – | 424 | – | – |
Chrysler | 23 | 8 | 188 | 130 | 159 | –18 |
Alfa Romeo | 15 | – | – | 96 | – | – |
Luxgen | 5 | 35 | –86 | 86 | 62 | 39 |
ZAZ | 0 | 220 | – | 481 | 3260 | –85 |
Foton | 0 | 0 | – | 63 | 6 | 950 |
ТагАЗ | Н.д. | 12 | – | 129 | 371 | –65 |
BYD | 0 | 1 | – | 5 | 106 | –95 |
Vortex | Н.д. | 0 | – | 0 | 1005 | – |
FAW | Н.д. | 472 | – | 2164 | 4838 | –55 |
Bogdan | – | 61 | – | 92 | 2055 | –96 |
Dodge | 0 | 4 | – | 26 | 192 | –86 |
Иж | 0 | 14 | – | 19 | 698 | –97 |
Итого | 270 653 | 264 307 | 2,4 | 2 491 404 | 2 777 547 | –10,3 |
Марка Volkswagen Коммерческие автомобили за 2014 год всего передала своим клиентам 444 900 автомобилей, что выше на 2 % относительно прошлого года (в 2013 году 436 000 моделей). Наибольший рост продаж зафиксирован в Западной Европе, где было продано 292 000 автомобилей (+6,5 %).
Количество автомобилей линейки Т5 (Volkswagen Transporter, Caravelle, Multivan, California), проданных в 2014 году, составило в общей сложности 168 600 ед., что на 7,9 % больше (в 2013-м – 156 300 шт.).
Volkswagen Caddy укрепил свои позиции на 1,6 %: продажи составили 148 900 автомобилей (в 2013-м – 146 600). Volkswagen Crafter также вырос на 11,6 %: 49 200 проданных моделей (2013 г. – 44 100). В то же время продажи Volkswagen Amarok снизились на 12,2 %, до уровня 78 100 автомобилей (2013 г. – 89 000).
В Западной Европе марка Volkswagen Коммерческие автомобили поставила 292 000 моделей серии T5, Caddy, Amarok и Crafter, что соответствует росту на 6,5 % (2013 год – 274 200 ед). Основной рост сбыта пришёлся на страны: Великобритания (+11,8 %), Франция (+10,3 %), Голландия (+7,6 %) и Германия (+4,6 %). Кроме этого свою роль сыграло и оживление в экономике Испании (+32,5 %). В Мексике было продано более 6000 автомобилей, что соответствует росту на 39,1 %.
Южная Америка сократила продажи на 46,5 %, до уровня 40 900 автомобилей (2013 г. – 76 500). Это объясняется прекращением выпуска T2 в Бразилии. В прошедшем году были проданы последние 1700 автомобилей этой модели (2013 г. – 26 400).
В Восточной Европе было зафиксировано снижение продаж коммерческих автомобилей Volkswagen на 6,1 %, до 37 700 единиц (2013 г. – 40 100). Существенную роль при этом сыграла ситуация в России, где объёмы поставок уменьшились на 20,8 %, до 12 600 единиц (2013 г. – 15 900).
В Африке и на Ближнем Востоке продажи в основном сохранились на прежнем уровне и составили 19 800 и 27 400 единиц соответственно. Так, в Африке в 2013 году было продано 20 100 моделей, а на Ближнем Востоке – 26 900 автомобилей. В Азиатско-Тихоокеанском регионе объём поставок вырос на 12 % и составил 22 700 единиц (2013 г. – 20 200).
GM-AВТОВАЗ по итогам 2014 года выпустил 45 067 автомобилей – на 22,2 % меньше, чем годом ранее (57 939 шт.). Дилерам было поставлено 46 023 Chevrolet Niva (–18,7 %), в том числе поставки на экспорт в страны ближнего зарубежья составили 3981 машину (–0,8 %). Всего с начала работы GM-AВТОВАЗ реализовано 571 852 автомобиля, в том числе поставлено на экспорт 42 326 машин. Несмотря на отрицательный результат продаж прошлого года, с 1 января 2015 года розничные цены на автомобили Chevrolet Niva всех комплектаций были повышены на 20 000 рублей. Теперь автомобиль Chevrolet Niva L стоит 489 000 рублей, LC – 518 000 рублей, LE с кондиционером – 547 000 рублей, GLS – 560 000 рублей, GLC – 587 000 рублей.
Продажи Группы компаний SOLLERS в 2014 году составили 77 621 ед., что ниже результата предыдущего года на 10,7 %, когда было реализовано 86 974 автомобиля.
Объём реализации УАЗ в 2014 году сократился на 3 % – было продано 49 844 ед. Лидером роста по итогам 2014 года стал внедорожник UAZ Patriot, объём реализации которого увеличился на 10 %, составив 21 056 автомобилей. УАЗ сохранил позицию на уровне 15-го бренда по общему объёму продаж в России, значительно увеличив свою долю рынка среди всех пассажирских и коммерческих автомобилей до 2 %.
Реализация лёгких коммерческих и грузовых автомобилей Isuzu в 2014 году составила 2767 единиц, что на 114 % превышает результат 2013 года. Продажи грузовой техники выросли на 85 %, до 2001 ед., лёгкой коммерческой – на 260 % (766 ед). Заметный рост продаж обусловлен выходом на рынок в 2014 году новых моделей Isuzu NQR90 и Isuzu NMR85 (полной массой 3,5 т) и началом успешных продаж среднетоннажных автомобилей Isuzu F-серии (Forward): FSR90 и FVR34.
Январь 2015 года начался с падения продаж на 24,4 %, или на 37 272 штуки относительно января 2014 года – до 115 390 автомобилей. Это связывают в основном с резким увеличением цен из-за колебания курса. Пока ситуация не стабилизируется, напротив, экономисты дружно прогнозируют, что ситуация на автомобильном рынке будет только ухудшаться.
Марка | 2014 г. | 2013 г. | Динамика,% | Декабрь 2014 г. | Декабрь 2013 г. | Динамика,% |
---|---|---|---|---|---|---|
КАМАЗ | 26 371 | 31 846 | –17,2 | 2711 | 4001 | –32,2 |
ГАЗ | 9222 | 11 414 | –19,2 | 1086 | 1012 | 7,3 |
МАЗ | 7638 | 9876 | –22,7 | 740 | 1051 | –29,6 |
Scania | 5666 | 6445 | –12,1 | 580 | 632 | –8,2 |
MAN | 4541 | 6625 | –31,5 | 448 | 855 | –47,6 |
Hyundai | 4214 | 5880 | –28,3 | 430 | 495 | –13,1 |
Урал | 4033 | 4109 | –1,8 | 416 | 450 | –7,6 |
Volvo | 3511 | 6284 | –44,1 | 198 | 615 | –67,8 |
Mercedes | 2929 | 4319 | –32,2 | 412 | 472 | –12,7 |
Hino | 2604 | 2071 | –25,7 | 272 | 202 | 34,7 |
Грузовые автомобили
По данным агентства «Автостат», продажи новых грузовых автомобилей в России в 2014 году сократились на 20,5 %, до 88,04 тыс. ед. Декабрьские продажи сократились ещё больше – на 24,4 % (до 8,9 тыс. грузовиков). В «тройке» лидеров декабря – КАМАЗ, ГАЗ и МАЗ. КАМАЗ за декабрь продал около 2,7 тыс. автомобилей (–32,2 % относительно декабря 2013 года). На втором месте ГАЗ c результатом 1086 автомобилей и положительной динамикой +7,3 %, на третьем – МАЗ (740 грузовиков; –29,6 %).
Большинство лидеров ТОП-10 закончили декабрь с отрицательной динамикой, диапазон которой от –7,6 % («Урал») до –47,6 % (MAN). В «плюс» кроме ГАЗа ушли Isuzu (+146,4 %) и Hino (+34,7 %).
По годовым результатам структура рейтинга осталась та же. Лидерство за КАМАЗом с показателем 26,4 тыс. грузовиков, что на 17 % меньше 2013-го. На второй стоке ГАЗ – 9,2 тыс. машин (–19,2 %). Замыкает «тройку» лидеров МАЗ с результатом 7,6 тыс. грузовиков (–22,7 %). Тут уже всё в отрицательной динамике, кроме замыкающей «десятку» лидеров Hino (+25,7 %).
Марка | Модель | 2014 г. | 2013 г. | Динамика, % | Декабрь 2014 г. | Декабрь 2013 г. | Динамика, % |
---|---|---|---|---|---|---|---|
КАМАЗ | 6511 | 5833 | 7169 | –18,6 | 566 | 806 | –29,8 |
ГАЗ | 3310 | 4018 | 4619 | –13 | 371 | 377 | –1,6 |
МАЗ | TGS | 3747 | 5256 | –28,7 | 399 | 642 | –37,9 |
Scania | 6520 | 3604 | 4571 | –21,2 | 288 | 529 | –45,6 |
MAN | P | 2882 | 3230 | –10,8 | 260 | 348 | –25,3 |
Hyundai | 3309 | 2561 | 3508 | –27 | 229 | 297 | –22,9 |
Урал | 4311 | 2512 | 3301 | –23,9 | 271 | 389 | –30,3 |
Volvo | FH | 1800 | 3034 | –40,7 | 72 | 290 | –75,2 |
Mercedes | NRUCKS SERIES | 1775 | 3492 | –49,2 | 112 | 245 | –54,3 |
Hino | 6312 | 1740 | 1335 | –30,3 | 174 | 221 | –21,3 |
В модельном ряду первое место занимает KАМАЗ-6511 (5833 шт.), далее идёт ГАЗ-3310 (4018 шт.), MAN TGS – (3747 шт.), KАМАЗ-6520 –3604 шт. и Scania Р – 2882 шт.
Положительная динамика в декабре зафиксирована только у Mitsubishi Canter (+79,6 %) и Hyundai HD 78 (+160,2 %), хотя результаты по итогам всего года у этих моделей гораздо хуже. Положительную динамику за год из ТОП-10 показал только МАЗ 6312 (+30,3 %).
Предварительные результаты продаж за 2014 год подразделения Daimler Trucks составляют около 500 000 грузовых автомобилей. Первоначально такой результат планировалось достичь только в 2015 году. Несмотря на сложные условия на отдельных рынках, ведущему мировому производителю грузовых автомобилей удалось увеличить объёмы продаж до 445 300 единиц за одиннадцать месяцев 2014 года, что соответствует росту 3 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2013 году грузовое подразделение Daimler Trucks реализовало около 484 200 грузовиков Mercedes-Benz, Fuso, Freightliner, Western Star, Thomas Built Buses и BharatBenz.
Россия уступила Европе
Автомобильный рынок России по итогам 2014 года занял третье место среди европейских лидеров. А в декабре, благодаря ажиотажному спросу на автомобили, стал крупнейшим в Европе. По предварительной оценке агентства «АВТОСТАТ», в последний месяц прошлого года на российский рынок поступило более 300 тысяч автомобилей, из которых около 280 тысяч легковых. Германия опустилась на вторую строку с показателем 229 700 реализованных автомобилей (+6,7 %), согласно подсчетам Ассоциации автомобильной промышленности Германии (VDA). Третье место досталось Франции, где Французская торговая палата (CCFA) зафиксировала снижение на 4,5 %, до 200 089 машин. Далее в рейтинге Великобритания с показателем реализации 166 198 автомобилей (+8,7 %), по данным Британского общества автопроизводителей и автодилеров (SMMT). Замыкает «пятёрку» лидеров Италия с показателем продаж 91 518 машин (+2,4 %), как гласит Итальянская ассоциация автопроизводителей (ANFIA).
По итогам года рейтинг выглядит несколько иначе. Лидером остаётся Германия, где было продано 3 036 773 автомобиля (+3,2 %). Такой результат несколько превысил ожидаемые прогнозы, в основном за счёт корпоративных продаж, тогда как спрос со стороны физических лиц был нестабилен. Второе место в «европейском первенстве» принадлежит Великобритании, чей авторынок за год подрос на 9,3 %, до 2 476 435 машин, что оказалось наилучшим результатом за последние 10 лет, причём положительная динамика стабильна 34-й месяц подряд. Между тем в наступившем году ожидается некоторая стабилизация британского авторынка. Россия опустилась на третью строчку европейского рейтинга, с показателем продаж легковых автомобилей 2,3 млн единиц (–11 %). Следующая – Франция, где было реализовано 1 795 913 автомобилей с небольшим ростом 0,3 %, однако этот «плюс» впервые с 2009 года. Замыкает «пятёрку» лидеров традиционно Италия с показателем 1 359 616 проданных машин (+4,2 %). Этот положительный результат также зафиксирован после шестилетнего падения, но объём продаж остаётся на уровне 35-летней давности. Испанский авторынок в прошлом году показал наибольший рост среди европейских лидеров – на 18,4 %, до 855 308 машин, а в 2015 году прогнозируют достижение планки 1 млн машин.
Продажи легковых автомобилей в Европе, включая страны ЕАСТ, в 2014 году увеличились на 5,4 %, до 13 млн 006 тысяч машин. Как отмечают в Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА), зафиксирован положительный результат впервые после шести лет падения.
Как отмечается в обзоре европейского авторынка за 2014 год, среди автопроизводителей наибольшее количество автомобилей в Европейском Союзе продал Volkswagen – 1 619 921 машину (+4,3 %). Второе место сохраняет Ford, реализовавший 947 951 автомобиль – на 5,2 % больше, чем годом ранее. На третей строчке идёт Opel / Vauxhall с показателем 885 372 проданных машины (+7,3 %). Замыкают «пятёрку» лидеров две французские марки – Renault (874 504 шт., +9,1 %) и Peugeot (782 855 шт., +5,8 %).