<<< Назад

Упал и не поднялся
Автопром Украины, Белоруссии и Казахстана

По данным Национального статистического комитета Белоруссии, Государственной службы статистики Украины, ассоциации «Укравтопром», Ассоциации казахстанского автобизнеса

По итогам 2014 года производство автомобилей в России снизилось по сравнению с 2013 годом на 10%. Цифра могла быть хуже, если бы не валютные скачки в конце года, которые невольно стимулировали продажи – многие стремились вложить обесценивающиеся рубли в основные средства. Понятно, что состояние экономики России напрямую влияет на экономическую стабильность близких к нам государств: Белоруссии, Казахстана и Украины. Давайте разберёмся, какова ситуация в этих дружеских странах с автопромом и жив ли он вообще?

Белоруссия

Национальный статистический комитет Республики Беларусь зафиксировал выпуск грузовиков МАЗ за 11 месяцев прошлого года на 32,9% ниже аналогичного показателя 2013-го. Производство автомобилей специального назначения сократилось на 61,3%, а пассажирской техники стало меньше на 25,9%, чем в январе–ноябре 2013-го. Менее всего пострадало производство автобусов МАЗ.

За январь–ноябрь 2014-го с конвейера завода сошло 1352 ед. пассажирской техники, что на 351 автомобиль меньше 2013-го. Был выпущен 141 автомобиль специального назначения, что меньше на 87 ед. аналогичного показателя предыдущего года. Грузовых машин произвели 7373 ед., что составляет 67,1% от результата 2013 года.

Основной рынок сбыта для Минского автомобильного завода – это Россия, и МАЗы стабильно продолжают укреплять своё присутствие в РФ, в 2014 году заняв 9,6% рынка. В 2012 году результат был выше (12,8%), но экономическая ситуация сегодня такова, что 9,6% являются неплохим результатом.

Бесспорный лидер российского рынка – КАМАЗ – приближается к отметке половины рынка. Ещё один конкурент МАЗ – ОАО «АЗ «УРАЛ» – в 2010 году занимал большую долю на рынке РФ, чем МАЗ (17,8 и 9,5% соответственно). Но в последующие годы существенно сократил объёмы продаж техники: 2012-м «Урал» снизил свою долю на рынке РФ до 4,9%, позволив МАЗу подняться до 12,8%. В 2014 году российское предприятие уступает МАЗу 1,6% рынка.

Существенную конкуренцию Минскому автомобильному заводу составляют иностранные компании, занимая 36,2% рынка, т. е. на 26,6% больше, чем МАЗ. В прошлом году в России работало несколько заводов по сборке грузовиков зарубежных марок:

  • Калуга – Renault и Volvo;
  • Санкт-Петербург – Scania и MAN;
  • Набережные Челны – Mercedes-Benz;
  • Миасс – IVECO–AMT.
  • Небольшая доля рынка у ОАО «КрАЗ» – 0,4%.

За январь–декабрь 2014-го МАЗ поставил в СНГ 8546 грузовых автомобилей, что ниже аналогичного показателя предыдущего года на 20,2%. Сокращение зафиксировано в Россию на 27,9%, на Украину – на рекордные 64,6%, в Молдову наибольшее падение поставок – на 77,8%. В Армению МАЗ в 2014 году не поставил ни одного грузовика против 11 автомобилей в 2013 году.

Доли участников на рынке большегрузных автомобилей РФ массой 14–40 т в 2014 г.

Рост экспорта был в следующие страны: Азербайджан (в 8,8 раз); Казахстан (рост на 101,3%); Кыргызстан (в 3,8 раз); Таджикистан (в 4,4 раз); Туркменистан (на 2,2%).

В странах дальнего зарубежья поставки грузовых автомобилей увеличились на 1,3%, благодаря росту спроса: в Анголу в январе–декабре 2014 года поставлено 73 МАЗа; в Сербию и Зимбабве – по 10 машин.

Продажи автомобилей для перевозки десяти и более человек в январе–декабре прошлого года снизились практически в 2 раза относительно предыдущего года. Отрицательная динамика обусловлена снижением поставок в Россию: в 2013-м – 1383 автомобиля, в 2014-м – 713 автомобилей.

Сократился экспорт и в Азербайджан (на 7 автомобилей), Казахстан (на 82 единицы), на Украину (на 19 машин). Только в Молдову поставлено на 120% больше, чем в 2013-м.

При этом в страны вне СНГ экспорт автомобилей для перевозки 10 и более человек вырос на 37,3%, благодаря увеличению поставок в Польшу в 3,3 раза.

Динамика долей участников на рынке большегрузных автомобилей РФ массой 14–40 т, %

Украина

Производство грузовых автомобилей на Украине в 2014 году по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года снизилось на 38,6%, до 1221 единицы, – согласно данным Госстата. Производство автобусов сократилось на 65,3% и составило 890 шт. Производство прицепов и полуприцепов выросло на 16,6% – до 28,6 тыс. шт.

По данным ассоциации «Укравтопром», украинские автозаводы в 2014 году выпустили 28 751 автотранспортное средство, что на 43% меньше, чем в 2013 году. При этом наибольшее падение отмечено в автобусном сегменте, где произведено всего 906 ед. техники, или на 63,5% меньше, чем годом ранее. Грузовиков выпустили 1904 ед., что соответствует спаду на 15,2%.

Среди грузовых автомобилей лидером стало ПАО «АвтоКрАЗ» с показателем 1338 автомобилей (+49,2%). На втором месте Запорожский автозавод – 317 машин (–57,6%). Третью позицию занимает корпорация «Богдан» – 122 автомобиля (–57%). Далее «Черкасский автобус» – 61 машина (–61,4%). Завершает «пятёрку» лидеров корпорация «Эталон» – 16 грузовиков (в 2013 году – 0).

Экспорт грузовиков МАЗ в СНГ в 2013 и 2014 гг.

В производстве автобусов лидирует «Черкасский автобус», выпустивший в 2014 году 347 машин (–10,8%). На второй строке – корпорация «Эталон» с показателем 185 ед. (–34,2%). Третья позиция досталась заводу из Часова Яра – 169 автобусов (–46,5%). Далее корпорация «Богдан» – 64 машины (–87,1%). Замыкает «пятёрку» Запорожский автозавод, выпустивший 31 автобус, что почти в десять раз меньше показателя 2013 года.

Этот год начался для украинского автопрома не очень оптимистично, многие заводы приостановили производство или совсем закрылись. Выпуск автомобилей в январе составил всего 352 ед., что в 9,4 раза меньше, чем за тот же месяц 2014 года, и на 30% ниже показателя декабря того же года. Падение обусловлено резким сокращением выпуска легковых автомобилей – в 14,3 раза, до 224 ед. В то же время производство коммерческих автомобилей за первый месяц года выросло к январю 2014-го на 81,7%, до 109 ед., но на 49% снизилось относительно прошлогоднего декабря. Выпуск автобусов в январе составил только 19 ед. – на 42,4% меньше, чем в декабре, и на 58,7% меньше, чем в январе прошлого года.

По сообщению ПАО «АвтоКрАЗ», оно завершило 2014 год с лучшими за последние шесть лет показателями производства и продаж большегрузных автомобилей КрАЗ. На главном конвейере Кременчугского автозавода было произведено 1386 единиц автомобильной техники. Темп роста производства к 2013 году – 49%.

Экспорт грузовиков МАЗ вне СНГ в 2013 и 2014 гг.

В годовом объёме выпуска основной продукции доля бортовых автомобилей составила 38%, шасси – 47%, спецтехники – 10%, самосвалов – 2%, тягачей – 3%.

Что касается внутренних продаж, то 100%-ная девальвация гривны по отношению к доллару, которая, естественно, вызвала рост цен на импортную продукцию и комплектующие, а также общее уменьшение деловой активности и доходов граждан, охладили потребительский интерес и изменили динамику реализации авто. Усугубили ситуацию коммерческие банки, которые ввиду рисков, связанных с ликвидностью и неплатёжеспособностью заёмщиков, фактически прекратили работать на рынке автокредитования.

Результат рынка новых коммерческих автомобилей составил 7178 ед. Таким образом, реализованный спрос 2014 года на новые коммерческие авто упал более чем в 2 раза (–56%) относительно депрессивного 2013 года. Более всего сократились продажи МАЗ – почти на 75%. На 68% сократились продажи Fiat, что позволило Volkswagen стать лидером украинского рынка грузовых автомобилей в 2014 году. Положительную динамику показал только Isuzu – 14,4%, до 111 ед.

Производство грузовиков и автобусов на Украине в 2013–2014 гг.
Производство 2013 г., ед. 2014 г., ед. Динамика 2013 г.
к 2014 г.
Январь 2014 г., ед. Январь 2015 г., ед. Динамика, январь 2015 г.
к январю 2014 г.
ГРУЗОВЫЕ, в т.ч. 2244 1932 –13,9 60 109 +81,7
ЗАЗ 747 317 –57,6      
КрАЗ 930 1388 +49,2 60 83 +38,3
Богдан 284 122 –57,0      
БАЗ 125 0 –100,0      
Черкасский автобус 158 89 –43,7 0 26
Другие            
АВТОБУСЫ, в т.ч. 2480 878 –64,6 46 19 –58,7
ЗАЗ 297 31 –89,6      
Богдан 495 64 –87,1   3  
БАЗ 702 110 –84,3      
Эталон 281 185 –34,2      
Часовоярский автобус 316 169 –46,5 41 6 –85,4
Черкасский автобус 389 319 –18,0 5 10 +100,0
Другие            

В январе FIAT вернул своё лидерство, а Volkswagen опустился на пятую строку рейтинга, потеряв 84% объёмов. В первом месяце текущего года продан 271 грузовик, что на 68,6% меньше результата прошлогоднего января.

В феврале Volkswagen снова стал лидером, незначительно опередив своих конкурентов. За два месяца 2015 года на Украине было продано 3887 коммерческих автомобилей. Из этого количества основная масса продаж – бывшие в эксплуатации (3188 шт.). Доля новой техники на первичном рынке коммерческих автомобилей составила менее 18% – 699 шт., что соответствует падению на 10,4% в сравнении с таким же периодом 2014 года.

Cамым продаваемым новым грузовым автомобилем на Украине в 2014 году стал развозной фургончик Fiat Doblo – реализовано 944 машины. На втором месте – Renault Dokker, а на третьем – Volkswagen Caddy. Российская «ГАЗель» ГАЗ-3302 находится на четвёртой позиции, а замыкает «пятёрку» Volkswagen Transporter. Неплохо продавались автомобили Ford Transit – шестое место. Седьмую строчку занял «пирожок» ZAZ Lanos Pick-Up, а восьмую – Citroёn Berlingo. Девятую позицию занимает ещё один Ford – модель Сonnect, последнее место досталось «газону» ГАЗ-3309.

Рейтинг новых грузовых автомобилей на Украине в 2014 г., ед.
Fiat Doblo 944
Renault Dokker 689
Volkswagen Caddy 432
ГАЗель 394
Volkswagen Transporter 378
Ford Transit 317
ZAZ Lanos Pick-Up 295
Citroёn Berlingo 233
Ford Сonnect 214
ГАЗ-3309 213

Продажи автобусов также закончили год в «минусе»: 1759 новых автобусов против 3179 предыдущего года снизили рынок почти на 45%. Лидером по итогам года стал Peugeot, сделав огромный скачок в объёмах с 28 штук в 2013 году до 536 автобусов. Остальные марки ушли в отрицательном тренде, наибольшее снижение показал PAZ – на 83%, а также UAZ – почти на 79%.

Первичный рынок автобусов за два месяца текущего года показал результат 165 единиц. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи новых автобусов упали на 78%, а импортированных б/у автобусов – на 28%. Доля новой техники в этих продажах составила 41% (68 шт.), а автобусов, бывших в эксплуатации, – 59%, или 97 шт.

По результатам двухмесячных продаж первичный рынок автотранспортных средств Украины сократился на 67% относительно аналогичного периода прошлого года. При этом продажи нового автотранспорта уменьшились на 78,5%, а первичная реализация автотранспорта, бывшего в эксплуатации, – выросла на 37%.

Рейтинг продаж грузовых автомобилей на Украине
  Марка 2013 г., ед. 2014 г., ед. Динамика, % Марка Январь 2014 г., ед. Январь 2015 г., ед. Динамика, % Марка Февраль 2014 г., ед. Февраль 2015 г., ед. Динамика, %
1 Volkswagen 2394 1139 –52,4 FIAT 114 50 –56,1 Volkswagen 152 65 –57,2
2 FIAT 3128 987 –68,4 GAZ 149 37 –75,2 FIAT 188 61 –67,6
3 Renault 1603 935 –41,7 Renault 97 29 –70,1 GAZ 168 61 –63,7
4 GAZ 1904 883 –53,6 Ford 122 25 –79,5 Renault 161 48 –70,2
5 Ford 1106 549 –50,4 Volkswagen 140 22 –84,3 Ford 57 31 –45,6
6 Peugeot 540 334 –38,1 Citroёn 45 22 –51,1 MAZ 37 24 –35,1
7 Citroёn 706 309 –56,2 Peugeot 29 22 –24,1 KAMAZ   18 +100,0
8 Mercedes-Benz 496 211 –57,5 Mercedes-Benz 14 12 –14,3 Mercedes-Benz 17 17 +0,0
9 ZAZ 524 295 –43,7 MAZ 16 9 –43,8 Citroёn 36 16 –55,6
10 MAZ 817 205 –74,9 DAF 3 9 +200,0 Isuzu 5 14 +180,0
11 KAMAZ 468 166 –64,5 ZAZ 23 6 –73,9 Peugeot 54 13 –75,9
12 Bogdan 139 117 –15,8 Hyundai 6 6 +0,0 ZAZ 49 12 –75,5
13 Isuzu 97 111 +14,4 Scania 7 5 –28,6 VAZ 2 8 +300,0
14 Hyundai 266 107 –59,8 UAZ 25 2 –92,0 TATA 8 7 –12,5
15 UAZ 304 99 –67,4 Isuzu 6 2 –66,7 UAZ 7 7 +0,0
16 TATA 185 95 –48,6 KRAZ 3 2 –33,3 IVECO 6 5 -16,7
17 Scania 289 87 –69,9 VAZ 3 2 –33,3 KRAZ 1 5 +400,0
18 Etalon 190 87 –54,2 IVECO 2 2 +0,0 DAF 1 4 +300,0
19 DAF 101 70 –30,7 MAN 1 2 +100,0  
20 MAN 135 66 –51,1    
  Другие 1001 326 –67,4 Другие 58 5 –91,4 Другие 79 12 –84,8
  Всего 16 393 7178 –56,2 Всего 863 271 –68,6 Всего 1037 428 –58,7

Среди новых автобусов, проданных на украинском рынке в 2014 году, более всех пользовался спросом Peugeot Boxer – 536 машин. За ним с большим отрывом следует местный «Эталон А079». «Бронза» у российской «ГАзели» ГАЗ-3221. Четвёртое и пятое места почти вровень делят автобусы ЗАЗ I-VAN А07А – 132 ед. и «Рута 25» – 129 ед. Шестая строка досталась «Черкасскому автобусу» – модель Аtaman А093. На седьмом и восьмом местах – «Эталон А081», которых продано 88 ед., и опять же Ataman, но уже модель А092 – 79 шт. И завершают рейтинг продаж среди автобусов – модель из Часова Яра – «Рута 22» (52 шт.) и павловский ПАЗ-3205 (39 шт.).

На долю коммерческих автомобилей пришлось 56% автоимпорта 2014 года (82,7 тыс. шт. стоимостью в $419 млн). Относительно 2013 года импорт этого вида транспорта снизился на 43 тыс. шт., или на 34%.

Германия, Франция и Италия в минувшем году обеспечили более 80% от всех завезенных на Украину коммерческих автомобилей. При этом импорт 38 130 авто из ФРГ обошёлся Украине в $165,1 млн, за 23 082 иномарки из Франции было уплачено $76,3 млн, а таможенная стоимость 6392 коммерческих автомобилей, прибывших из Италии, составила $23,7 млн.

Рейтинг продаж автобусов на Украине
  Марка 2013 г., ед. 2014 г., ед. Динамика, % Марка Январь 2014 г., ед. Январь 2015 г., ед. Динамика, % Марка Февраль 2014 г., ед. Февраль 2015 г., ед. Динамика, %
1 Peugeot 28 536 +1814,3 Bogdan 9 9 +0,0 Ruta 43 9 –79,1
2 Etalon 1043 275 –73,6 MAZ 4 8 +100,0 Ataman 24 4 –83,3
3 Ataman 211 205 –2,8 Ruta 17 7 –58,8 MAZ   3 +
4 Ruta 381 198 –48,0 LAZ 0 5 + GAZ 12 2 –83,3
5 I-VAN 303 140 –53,8 Etalon 30 4 –86,7 PAZ 13 2 –84,6
6 GAZ 226 134 –40,7 Ataman 14 3 –78,6 UAZ 2 2 +0,0
7 PAZ 466 78 –83,3 GAZ 8 3 –62,5 Bogdan 8 1 –87,5
8 Bogdan 103 51 –50,5 Peugeot 24 2 –91,7 Etalon 13 1 –92,3
9 UAZ 118 25 –78,8    
10 Ford 75 23 –69,3    
  Другие 225 94 –58,2 Другие 59 3 –94,9 Другие 25 0 –100,0
  Всего 3179 1759 –44,7 Всего 165 44 –73,3 Всего 140 24 –82,9

Стоит отметить, что 96% от общего количества коммерческих автомобилей, импортированных в 2014 году на Украину, были автомобили с пробегом.

Доля автобусов в прошлогоднем импорте всего автотранспорта составила около 1%, где доминировала техника, бывшая в эксплуатации, – 86% от общего объёма импорта автобусов. Всего за период с января по декабрь в страну было завезено 1,2 тыс. автобусов на общую сумму $14,5 млн, что на 59% меньше количественного показателя прошлого года и ниже на 68% в стоимостном выражении.

В этом сегменте 60% поставок у Германии – 707 автобусов на сумму $6,3 млн. Из России на Украину ввезли 134 автобуса на $2,2 млн. Импорт из Польши составил 54 автобуса ($655,3 тыс).

Рейтинг продаж новых автобусов на Украине в 2014 г., ед.
Peugeot Boxer 536
Эталон А079 168
ГАЗ-3221 132
ЗАЗ I-VAN А07А 132
Рута 25 129
Аtaman А093 125
Эталон А081 88
Аtaman А092 79
Рута 22 52
ПАЗ-3205 39

Казахстан

За 2014 год в Казахстане объём производства легковых автомобилей составил 37 157 ед., а грузовой техники 2567 ед. Причём совокупный выпуск автомобилей остался без существенных изменений по сравнению с 2013 годом.

Рост производства грузовых автомобилей был обеспечен за счёт мощностей на базе АО «СарыАркаАвтопром» и ТОО «Семаз».

Производство легковых и грузовых автомобилей в Казахстане
Производство 2014 г., ед. Динамика к 2013 г., % Декабрь 2014 г., ед. Динамика
к декабрю 2013г., %
Автомобили легковые
Республика Казахстан 37 157 –1 4176 –16
АгромашХолдинг АО,
СарыАркаАвтопром ТОО
8354 29 1492 14
АЗИЯ АВТО АО 28 803 –7 2684 –27
Автомобили грузовые
Республика Казахстан 2567 12 391 59
КАМАЗ-Инжиринг АО 1121 –7 249 137
Hyundai Auto Trans TOO 618 –34 30 –6
Предприятия Карагандинской обл. 3 200
АгромашХолдинг АО,
СарыАркаАвтопром ТОО
87 335
Семаз ТОО 738 553 112 3
Всего 39 724 0 4567 18

Как сообщила пресс-служба Ассоциации казахстанского автобизнеса, продажи на официальном автомобильном рынке Казахстана составили 7774 единицы новых легковых и грузовых транспортных средств. Падение рынка составило 40% по сравнению с декабрём прошлого года и 29% по сравнению с январём прошлого года.

Итоги продаж автомобилей казахстанского производства за январь 2015 года показали количественный спад на 62% относительно аналогичного периода прошлого года (936 ед. против 2477 ед. в 2013 г.), а их доля на внутреннем рынке составила 12%.

Комментировать ... >>
Loading...