Упал и не поднялся
Автопром Украины, Белоруссии и Казахстана
По итогам 2014 года производство автомобилей в России снизилось по сравнению с 2013 годом на 10%. Цифра могла быть хуже, если бы не валютные скачки в конце года, которые невольно стимулировали продажи – многие стремились вложить обесценивающиеся рубли в основные средства. Понятно, что состояние экономики России напрямую влияет на экономическую стабильность близких к нам государств: Белоруссии, Казахстана и Украины. Давайте разберёмся, какова ситуация в этих дружеских странах с автопромом и жив ли он вообще?
Белоруссия
Национальный статистический комитет Республики Беларусь зафиксировал выпуск грузовиков МАЗ за 11 месяцев прошлого года на 32,9% ниже аналогичного показателя 2013-го. Производство автомобилей специального назначения сократилось на 61,3%, а пассажирской техники стало меньше на 25,9%, чем в январе–ноябре 2013-го. Менее всего пострадало производство автобусов МАЗ.
За январь–ноябрь 2014-го с конвейера завода сошло 1352 ед. пассажирской техники, что на 351 автомобиль меньше 2013-го. Был выпущен 141 автомобиль специального назначения, что меньше на 87 ед. аналогичного показателя предыдущего года. Грузовых машин произвели 7373 ед., что составляет 67,1% от результата 2013 года.
Основной рынок сбыта для Минского автомобильного завода – это Россия, и МАЗы стабильно продолжают укреплять своё присутствие в РФ, в 2014 году заняв 9,6% рынка. В 2012 году результат был выше (12,8%), но экономическая ситуация сегодня такова, что 9,6% являются неплохим результатом.
Бесспорный лидер российского рынка – КАМАЗ – приближается к отметке половины рынка. Ещё один конкурент МАЗ – ОАО «АЗ «УРАЛ» – в 2010 году занимал большую долю на рынке РФ, чем МАЗ (17,8 и 9,5% соответственно). Но в последующие годы существенно сократил объёмы продаж техники: 2012-м «Урал» снизил свою долю на рынке РФ до 4,9%, позволив МАЗу подняться до 12,8%. В 2014 году российское предприятие уступает МАЗу 1,6% рынка.
Существенную конкуренцию Минскому автомобильному заводу составляют иностранные компании, занимая 36,2% рынка, т. е. на 26,6% больше, чем МАЗ. В прошлом году в России работало несколько заводов по сборке грузовиков зарубежных марок:
- Калуга – Renault и Volvo;
- Санкт-Петербург – Scania и MAN;
- Набережные Челны – Mercedes-Benz;
- Миасс – IVECO–AMT.
- Небольшая доля рынка у ОАО «КрАЗ» – 0,4%.
За январь–декабрь 2014-го МАЗ поставил в СНГ 8546 грузовых автомобилей, что ниже аналогичного показателя предыдущего года на 20,2%. Сокращение зафиксировано в Россию на 27,9%, на Украину – на рекордные 64,6%, в Молдову наибольшее падение поставок – на 77,8%. В Армению МАЗ в 2014 году не поставил ни одного грузовика против 11 автомобилей в 2013 году.
Рост экспорта был в следующие страны: Азербайджан (в 8,8 раз); Казахстан (рост на 101,3%); Кыргызстан (в 3,8 раз); Таджикистан (в 4,4 раз); Туркменистан (на 2,2%).
В странах дальнего зарубежья поставки грузовых автомобилей увеличились на 1,3%, благодаря росту спроса: в Анголу в январе–декабре 2014 года поставлено 73 МАЗа; в Сербию и Зимбабве – по 10 машин.
Продажи автомобилей для перевозки десяти и более человек в январе–декабре прошлого года снизились практически в 2 раза относительно предыдущего года. Отрицательная динамика обусловлена снижением поставок в Россию: в 2013-м – 1383 автомобиля, в 2014-м – 713 автомобилей.
Сократился экспорт и в Азербайджан (на 7 автомобилей), Казахстан (на 82 единицы), на Украину (на 19 машин). Только в Молдову поставлено на 120% больше, чем в 2013-м.
При этом в страны вне СНГ экспорт автомобилей для перевозки 10 и более человек вырос на 37,3%, благодаря увеличению поставок в Польшу в 3,3 раза.
Украина
Производство грузовых автомобилей на Украине в 2014 году по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года снизилось на 38,6%, до 1221 единицы, – согласно данным Госстата. Производство автобусов сократилось на 65,3% и составило 890 шт. Производство прицепов и полуприцепов выросло на 16,6% – до 28,6 тыс. шт.
По данным ассоциации «Укравтопром», украинские автозаводы в 2014 году выпустили 28 751 автотранспортное средство, что на 43% меньше, чем в 2013 году. При этом наибольшее падение отмечено в автобусном сегменте, где произведено всего 906 ед. техники, или на 63,5% меньше, чем годом ранее. Грузовиков выпустили 1904 ед., что соответствует спаду на 15,2%.
Среди грузовых автомобилей лидером стало ПАО «АвтоКрАЗ» с показателем 1338 автомобилей (+49,2%). На втором месте Запорожский автозавод – 317 машин (–57,6%). Третью позицию занимает корпорация «Богдан» – 122 автомобиля (–57%). Далее «Черкасский автобус» – 61 машина (–61,4%). Завершает «пятёрку» лидеров корпорация «Эталон» – 16 грузовиков (в 2013 году – 0).
В производстве автобусов лидирует «Черкасский автобус», выпустивший в 2014 году 347 машин (–10,8%). На второй строке – корпорация «Эталон» с показателем 185 ед. (–34,2%). Третья позиция досталась заводу из Часова Яра – 169 автобусов (–46,5%). Далее корпорация «Богдан» – 64 машины (–87,1%). Замыкает «пятёрку» Запорожский автозавод, выпустивший 31 автобус, что почти в десять раз меньше показателя 2013 года.
Этот год начался для украинского автопрома не очень оптимистично, многие заводы приостановили производство или совсем закрылись. Выпуск автомобилей в январе составил всего 352 ед., что в 9,4 раза меньше, чем за тот же месяц 2014 года, и на 30% ниже показателя декабря того же года. Падение обусловлено резким сокращением выпуска легковых автомобилей – в 14,3 раза, до 224 ед. В то же время производство коммерческих автомобилей за первый месяц года выросло к январю 2014-го на 81,7%, до 109 ед., но на 49% снизилось относительно прошлогоднего декабря. Выпуск автобусов в январе составил только 19 ед. – на 42,4% меньше, чем в декабре, и на 58,7% меньше, чем в январе прошлого года.
По сообщению ПАО «АвтоКрАЗ», оно завершило 2014 год с лучшими за последние шесть лет показателями производства и продаж большегрузных автомобилей КрАЗ. На главном конвейере Кременчугского автозавода было произведено 1386 единиц автомобильной техники. Темп роста производства к 2013 году – 49%.
В годовом объёме выпуска основной продукции доля бортовых автомобилей составила 38%, шасси – 47%, спецтехники – 10%, самосвалов – 2%, тягачей – 3%.
Что касается внутренних продаж, то 100%-ная девальвация гривны по отношению к доллару, которая, естественно, вызвала рост цен на импортную продукцию и комплектующие, а также общее уменьшение деловой активности и доходов граждан, охладили потребительский интерес и изменили динамику реализации авто. Усугубили ситуацию коммерческие банки, которые ввиду рисков, связанных с ликвидностью и неплатёжеспособностью заёмщиков, фактически прекратили работать на рынке автокредитования.
Результат рынка новых коммерческих автомобилей составил 7178 ед. Таким образом, реализованный спрос 2014 года на новые коммерческие авто упал более чем в 2 раза (–56%) относительно депрессивного 2013 года. Более всего сократились продажи МАЗ – почти на 75%. На 68% сократились продажи Fiat, что позволило Volkswagen стать лидером украинского рынка грузовых автомобилей в 2014 году. Положительную динамику показал только Isuzu – 14,4%, до 111 ед.
Производство | 2013 г., ед. | 2014 г., ед. | Динамика 2013 г. к 2014 г. |
Январь 2014 г., ед. | Январь 2015 г., ед. | Динамика, январь 2015 г. к январю 2014 г. |
---|---|---|---|---|---|---|
ГРУЗОВЫЕ, в т.ч. | 2244 | 1932 | –13,9 | 60 | 109 | +81,7 |
ЗАЗ | 747 | 317 | –57,6 | |||
КрАЗ | 930 | 1388 | +49,2 | 60 | 83 | +38,3 |
Богдан | 284 | 122 | –57,0 | |||
БАЗ | 125 | 0 | –100,0 | |||
Черкасский автобус | 158 | 89 | –43,7 | 0 | 26 | – |
Другие | ||||||
АВТОБУСЫ, в т.ч. | 2480 | 878 | –64,6 | 46 | 19 | –58,7 |
ЗАЗ | 297 | 31 | –89,6 | |||
Богдан | 495 | 64 | –87,1 | 3 | ||
БАЗ | 702 | 110 | –84,3 | |||
Эталон | 281 | 185 | –34,2 | |||
Часовоярский автобус | 316 | 169 | –46,5 | 41 | 6 | –85,4 |
Черкасский автобус | 389 | 319 | –18,0 | 5 | 10 | +100,0 |
Другие |
В январе FIAT вернул своё лидерство, а Volkswagen опустился на пятую строку рейтинга, потеряв 84% объёмов. В первом месяце текущего года продан 271 грузовик, что на 68,6% меньше результата прошлогоднего января.
В феврале Volkswagen снова стал лидером, незначительно опередив своих конкурентов. За два месяца 2015 года на Украине было продано 3887 коммерческих автомобилей. Из этого количества основная масса продаж – бывшие в эксплуатации (3188 шт.). Доля новой техники на первичном рынке коммерческих автомобилей составила менее 18% – 699 шт., что соответствует падению на 10,4% в сравнении с таким же периодом 2014 года.
Cамым продаваемым новым грузовым автомобилем на Украине в 2014 году стал развозной фургончик Fiat Doblo – реализовано 944 машины. На втором месте – Renault Dokker, а на третьем – Volkswagen Caddy. Российская «ГАЗель» ГАЗ-3302 находится на четвёртой позиции, а замыкает «пятёрку» Volkswagen Transporter. Неплохо продавались автомобили Ford Transit – шестое место. Седьмую строчку занял «пирожок» ZAZ Lanos Pick-Up, а восьмую – Citroёn Berlingo. Девятую позицию занимает ещё один Ford – модель Сonnect, последнее место досталось «газону» ГАЗ-3309.
Fiat Doblo | 944 |
Renault Dokker | 689 |
Volkswagen Caddy | 432 |
ГАЗель | 394 |
Volkswagen Transporter | 378 |
Ford Transit | 317 |
ZAZ Lanos Pick-Up | 295 |
Citroёn Berlingo | 233 |
Ford Сonnect | 214 |
ГАЗ-3309 | 213 |
Продажи автобусов также закончили год в «минусе»: 1759 новых автобусов против 3179 предыдущего года снизили рынок почти на 45%. Лидером по итогам года стал Peugeot, сделав огромный скачок в объёмах с 28 штук в 2013 году до 536 автобусов. Остальные марки ушли в отрицательном тренде, наибольшее снижение показал PAZ – на 83%, а также UAZ – почти на 79%.
Первичный рынок автобусов за два месяца текущего года показал результат 165 единиц. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи новых автобусов упали на 78%, а импортированных б/у автобусов – на 28%. Доля новой техники в этих продажах составила 41% (68 шт.), а автобусов, бывших в эксплуатации, – 59%, или 97 шт.
По результатам двухмесячных продаж первичный рынок автотранспортных средств Украины сократился на 67% относительно аналогичного периода прошлого года. При этом продажи нового автотранспорта уменьшились на 78,5%, а первичная реализация автотранспорта, бывшего в эксплуатации, – выросла на 37%.
Марка | 2013 г., ед. | 2014 г., ед. | Динамика, % | Марка | Январь 2014 г., ед. | Январь 2015 г., ед. | Динамика, % | Марка | Февраль 2014 г., ед. | Февраль 2015 г., ед. | Динамика, % | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Volkswagen | 2394 | 1139 | –52,4 | FIAT | 114 | 50 | –56,1 | Volkswagen | 152 | 65 | –57,2 |
2 | FIAT | 3128 | 987 | –68,4 | GAZ | 149 | 37 | –75,2 | FIAT | 188 | 61 | –67,6 |
3 | Renault | 1603 | 935 | –41,7 | Renault | 97 | 29 | –70,1 | GAZ | 168 | 61 | –63,7 |
4 | GAZ | 1904 | 883 | –53,6 | Ford | 122 | 25 | –79,5 | Renault | 161 | 48 | –70,2 |
5 | Ford | 1106 | 549 | –50,4 | Volkswagen | 140 | 22 | –84,3 | Ford | 57 | 31 | –45,6 |
6 | Peugeot | 540 | 334 | –38,1 | Citroёn | 45 | 22 | –51,1 | MAZ | 37 | 24 | –35,1 |
7 | Citroёn | 706 | 309 | –56,2 | Peugeot | 29 | 22 | –24,1 | KAMAZ | 18 | +100,0 | |
8 | Mercedes-Benz | 496 | 211 | –57,5 | Mercedes-Benz | 14 | 12 | –14,3 | Mercedes-Benz | 17 | 17 | +0,0 |
9 | ZAZ | 524 | 295 | –43,7 | MAZ | 16 | 9 | –43,8 | Citroёn | 36 | 16 | –55,6 |
10 | MAZ | 817 | 205 | –74,9 | DAF | 3 | 9 | +200,0 | Isuzu | 5 | 14 | +180,0 |
11 | KAMAZ | 468 | 166 | –64,5 | ZAZ | 23 | 6 | –73,9 | Peugeot | 54 | 13 | –75,9 |
12 | Bogdan | 139 | 117 | –15,8 | Hyundai | 6 | 6 | +0,0 | ZAZ | 49 | 12 | –75,5 |
13 | Isuzu | 97 | 111 | +14,4 | Scania | 7 | 5 | –28,6 | VAZ | 2 | 8 | +300,0 |
14 | Hyundai | 266 | 107 | –59,8 | UAZ | 25 | 2 | –92,0 | TATA | 8 | 7 | –12,5 |
15 | UAZ | 304 | 99 | –67,4 | Isuzu | 6 | 2 | –66,7 | UAZ | 7 | 7 | +0,0 |
16 | TATA | 185 | 95 | –48,6 | KRAZ | 3 | 2 | –33,3 | IVECO | 6 | 5 | -16,7 |
17 | Scania | 289 | 87 | –69,9 | VAZ | 3 | 2 | –33,3 | KRAZ | 1 | 5 | +400,0 |
18 | Etalon | 190 | 87 | –54,2 | IVECO | 2 | 2 | +0,0 | DAF | 1 | 4 | +300,0 |
19 | DAF | 101 | 70 | –30,7 | MAN | 1 | 2 | +100,0 | ||||
20 | MAN | 135 | 66 | –51,1 | ||||||||
Другие | 1001 | 326 | –67,4 | Другие | 58 | 5 | –91,4 | Другие | 79 | 12 | –84,8 | |
Всего | 16 393 | 7178 | –56,2 | Всего | 863 | 271 | –68,6 | Всего | 1037 | 428 | –58,7 |
Среди новых автобусов, проданных на украинском рынке в 2014 году, более всех пользовался спросом Peugeot Boxer – 536 машин. За ним с большим отрывом следует местный «Эталон А079». «Бронза» у российской «ГАзели» ГАЗ-3221. Четвёртое и пятое места почти вровень делят автобусы ЗАЗ I-VAN А07А – 132 ед. и «Рута 25» – 129 ед. Шестая строка досталась «Черкасскому автобусу» – модель Аtaman А093. На седьмом и восьмом местах – «Эталон А081», которых продано 88 ед., и опять же Ataman, но уже модель А092 – 79 шт. И завершают рейтинг продаж среди автобусов – модель из Часова Яра – «Рута 22» (52 шт.) и павловский ПАЗ-3205 (39 шт.).
На долю коммерческих автомобилей пришлось 56% автоимпорта 2014 года (82,7 тыс. шт. стоимостью в $419 млн). Относительно 2013 года импорт этого вида транспорта снизился на 43 тыс. шт., или на 34%.
Германия, Франция и Италия в минувшем году обеспечили более 80% от всех завезенных на Украину коммерческих автомобилей. При этом импорт 38 130 авто из ФРГ обошёлся Украине в $165,1 млн, за 23 082 иномарки из Франции было уплачено $76,3 млн, а таможенная стоимость 6392 коммерческих автомобилей, прибывших из Италии, составила $23,7 млн.
Марка | 2013 г., ед. | 2014 г., ед. | Динамика, % | Марка | Январь 2014 г., ед. | Январь 2015 г., ед. | Динамика, % | Марка | Февраль 2014 г., ед. | Февраль 2015 г., ед. | Динамика, % | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Peugeot | 28 | 536 | +1814,3 | Bogdan | 9 | 9 | +0,0 | Ruta | 43 | 9 | –79,1 |
2 | Etalon | 1043 | 275 | –73,6 | MAZ | 4 | 8 | +100,0 | Ataman | 24 | 4 | –83,3 |
3 | Ataman | 211 | 205 | –2,8 | Ruta | 17 | 7 | –58,8 | MAZ | 3 | + | |
4 | Ruta | 381 | 198 | –48,0 | LAZ | 0 | 5 | + | GAZ | 12 | 2 | –83,3 |
5 | I-VAN | 303 | 140 | –53,8 | Etalon | 30 | 4 | –86,7 | PAZ | 13 | 2 | –84,6 |
6 | GAZ | 226 | 134 | –40,7 | Ataman | 14 | 3 | –78,6 | UAZ | 2 | 2 | +0,0 |
7 | PAZ | 466 | 78 | –83,3 | GAZ | 8 | 3 | –62,5 | Bogdan | 8 | 1 | –87,5 |
8 | Bogdan | 103 | 51 | –50,5 | Peugeot | 24 | 2 | –91,7 | Etalon | 13 | 1 | –92,3 |
9 | UAZ | 118 | 25 | –78,8 | ||||||||
10 | Ford | 75 | 23 | –69,3 | ||||||||
Другие | 225 | 94 | –58,2 | Другие | 59 | 3 | –94,9 | Другие | 25 | 0 | –100,0 | |
Всего | 3179 | 1759 | –44,7 | Всего | 165 | 44 | –73,3 | Всего | 140 | 24 | –82,9 |
Стоит отметить, что 96% от общего количества коммерческих автомобилей, импортированных в 2014 году на Украину, были автомобили с пробегом.
Доля автобусов в прошлогоднем импорте всего автотранспорта составила около 1%, где доминировала техника, бывшая в эксплуатации, – 86% от общего объёма импорта автобусов. Всего за период с января по декабрь в страну было завезено 1,2 тыс. автобусов на общую сумму $14,5 млн, что на 59% меньше количественного показателя прошлого года и ниже на 68% в стоимостном выражении.
В этом сегменте 60% поставок у Германии – 707 автобусов на сумму $6,3 млн. Из России на Украину ввезли 134 автобуса на $2,2 млн. Импорт из Польши составил 54 автобуса ($655,3 тыс).
Peugeot Boxer | 536 |
Эталон А079 | 168 |
ГАЗ-3221 | 132 |
ЗАЗ I-VAN А07А | 132 |
Рута 25 | 129 |
Аtaman А093 | 125 |
Эталон А081 | 88 |
Аtaman А092 | 79 |
Рута 22 | 52 |
ПАЗ-3205 | 39 |
Казахстан
За 2014 год в Казахстане объём производства легковых автомобилей составил 37 157 ед., а грузовой техники 2567 ед. Причём совокупный выпуск автомобилей остался без существенных изменений по сравнению с 2013 годом.
Рост производства грузовых автомобилей был обеспечен за счёт мощностей на базе АО «СарыАркаАвтопром» и ТОО «Семаз».
Производство | 2014 г., ед. | Динамика к 2013 г., % | Декабрь 2014 г., ед. | Динамика к декабрю 2013г., % |
---|---|---|---|---|
Автомобили легковые | ||||
Республика Казахстан | 37 157 | –1 | 4176 | –16 |
АгромашХолдинг АО, СарыАркаАвтопром ТОО |
8354 | 29 | 1492 | 14 |
АЗИЯ АВТО АО | 28 803 | –7 | 2684 | –27 |
Автомобили грузовые | ||||
Республика Казахстан | 2567 | 12 | 391 | 59 |
КАМАЗ-Инжиринг АО | 1121 | –7 | 249 | 137 |
Hyundai Auto Trans TOO | 618 | –34 | 30 | –6 |
Предприятия Карагандинской обл. | 3 | 200 | – | – |
АгромашХолдинг АО, СарыАркаАвтопром ТОО |
87 | 335 | – | – |
Семаз ТОО | 738 | 553 | 112 | 3 |
Всего | 39 724 | 0 | 4567 | 18 |
Как сообщила пресс-служба Ассоциации казахстанского автобизнеса, продажи на официальном автомобильном рынке Казахстана составили 7774 единицы новых легковых и грузовых транспортных средств. Падение рынка составило 40% по сравнению с декабрём прошлого года и 29% по сравнению с январём прошлого года.
Итоги продаж автомобилей казахстанского производства за январь 2015 года показали количественный спад на 62% относительно аналогичного периода прошлого года (936 ед. против 2477 ед. в 2013 г.), а их доля на внутреннем рынке составила 12%.