Осенние специалитеты
Модели производства «Наш Автопром» и DiP-models
Старинная мудрость «что посеешь, то и пожнёшь» давно относится не только к сбору урожая, но и к любой области человеческой деятельности. И, нужно сказать, модельные фирмы придерживались этой максимы и поэтому на протяжении длительного предшествующего периода времени активно «сеяли» грузовики в традиционных исполнениях с бортовым кузовом общего назначения, стремясь застолбить за собой участки, которые потом надлежало активно «пожинать». О таких «пожатых» новинках и пойдёт сейчас речь.
«Наш Автопром»
Только мы рассказали о вышедших моделях грузовых МАЗ-500, МАЗ-500А и МАЗ-5335 этого производителя, как почти сразу же последовало продолжение на базе этих моделей – седельные тягачи и самосвалы. Седельные тягачи выпущены традиционно в двух цветовых решениях для каждого, и все цвета в целом вполне соответствуют реальной палитре, использовавшейся в соответствующие периоды Минским автозаводом.
Нужно сказать, что и в этот раз «Наш Автопром» не обошёлся без сюрпризов – одна из вышедших моделей обозначена производителем, как МАЗ-504Б, и это вовсе не ошибка! Этот седельный тягач в отличие от двух других собратьев неожиданно получил масляный бак гидропривода, который свидетельствует о том, что это модель именно МАЗ-504Б – тягача, предназначенного для работы с самосвальными полуприцепами (например, МАЗ-5232 или щеповоз ТМ-47), а не обычный МАЗ-504 для полуприцепов общего назначения.
Впрочем, совсем без унификации не обошлось – все модели седельных тягачей получили единую колёсную базу ~79 мм (3397 мм в пересчёте в реальный размер), что противоречит исторической правде. Дело в том, что тягачи и самосвалы первого поколения имели колёсную базу 3200 мм. И лишь с запуском в серию модернизированного семейства МАЗ-500А колёсная база «коротких» модификаций была увеличена до 3400 мм. Так что база модели МАЗ-504Б оказалась на полсантиметра больше, чем следовало бы.
Нельзя сказать, что МАЗ-504А и МАЗ-5429 выполнены на 100 % правильно – унификация сказалась и на них. В частности, эти модели получили направляющие под седло, что верно только для тягачей первого поколения. Это можно было бы объяснить, конечно, унификацией деталей, да вот незадача – имитация надрамника под седельно-сцепное устройство для МАЗ-504Б и для двух остальных моделей выполнена разными деталями. У МАЗ-504А и МАЗ-5429 подставка сделана заодно с крыльями колёс заднего моста (в скобках отметим, что МАЗ-504Б совершенно справедливо не получил таких крыльев – они появились только на тягачах второго поколения). Спрашивается, что мешало сделать правильную пресс-форму на эту пластиковую деталь?! Вопрос риторический. По всей видимости, китайский производитель не силён в разновидностях МАЗов, а российский заказчик упустил этот момент из виду.
Резюмируем: модели определённо хороши, но имеют недочёты в части колёсной базы (МАЗ-504Б) и седельно-сцепного устройства (МАЗ-504А и МАЗ-5429). Но будем иметь при этом в виду, что огрехи седельно-сцепного устройства запросто могут быть скрыты любым полуприцепом, которые сейчас в достаточном количестве производятся малосерийными мастерскими, а неверная колёсная база МАЗ-504Б, право же, не так уж бросается в глаза и становится заметна лишь в сравнении модели со своими более молодыми «братьями».
Теперь несколько слов о самосвалах «Нашего Автопрома». Снова три модели трёх поколений и снова каждая в двух правдивых вариантах окраски. При этом модель МАЗ-503А получила два варианта самосвальных кузовов. Тут нужно упомянуть, что самый первый самосвал в семействе – МАЗ-503, который начали выпускать в далёком 1965 году, получил простейший кузов ковшового типа без заднего борта. И вот именно этот вариант модели «Наш Автопром» так и не выпустил, несмотря на ожидания коллекционеров.
На прилавки поступила его модификация МАЗ-503Б, получившая прямобортную грузовую платформу универсального типа с вертикальными рёбрами жёсткости и задним бортом. Впоследствии при обновлении «503-го» семейства, этот самосвал получил индекс МАЗ-503А и грузовую платформу, аналогичную применявшейся на МАЗ-503Б. А ближе к концу выпуска стали устанавливать самосвальную платформу с горизонтальными рёбрами, которая впоследствии перешла на МАЗ-5549. Именно по этой причине мы получили модель МАЗ-503А с двумя вариантами кузова.
Рассматривая модели, отметим, что МАЗ-503Б, как и тягач МАЗ-504Б, получил неправильную колёсную базу, но главная претензия относится к отсутствию главной функции самосвала – «самосваливанию». Как ни удивительно, но производитель посчитал излишним делать откидывающимися грузовые платформы, предпочтя зафиксировать их в статическом состоянии, привернув винтами к раме. Нужно сказать, на виде сбоку это решение (с винтами) хорошо заметно. К тому же следует отметить, что и отливки самих платформ (по крайней мере с вертикальными рёбрами) имеют довольно низкое качество. Впрочем, возможно, это дефект двух конкретных моделей, которые попали мне в руки.
Внимательно рассматривая описанные модели – и тягачи, и самосвалы, становится видно, что «Наш Автопром» очень бережно, аккуратно и с любовью подошёл к созданию этих машин, при этом грамотно распорядившись тем небольшим бюджетом, который был в его распоряжении (не забудем, что розничная стоимость самосвалов и тягачей установлена на уровне 950 рублей). И даже с учётом тех недостатков моделей, о которых шла речь, в них, безусловно, сразу узнаются те самые МАЗы, которые и сейчас ещё колесят по дорогам нашей страны.
DIP-models
В кругах коллекционеров давно сложилось устойчивое мнение, что DIP является безусловным фаворитом рынка в плане качества проработки выпускаемых моделей, и осенние новинки тому подтверждение.
Этой осенью компания порадовала коллекционеров моделями самосвалов ГАЗ-93Б и САЗ-3504, газобаллонного бортового грузовика ГАЗ-52-07 в выставочном исполнении и моделями седельного тягача ГАЗ-52-06 с полуприцепом-таровозом. Эти модели выполнены на базе давно известных и максимально доведённых до должного уровня моделей ГАЗ-51А и ГАЗ-52-04. Конечно, новинки унаследовали не только «плюсы» базовых моделей, но и их «минусы» – и слишком толстые стойки зеркал заднего вида ГАЗ-52, и переразмеренные замки капота ГАЗ-51А, но об этом уже много написано и много сказано, что как-то даже неловко повторять.
Похоже, что правообладатель товарного знака «ГАЗ» всерьёз занялся установлением коммерческих отношений с компаниями-производителями моделей. Судя по всему, процесс этот в самом разгаре и соглашение об использовании моделистами марки «ГАЗ» пока не достигнуто. Косвенным свидетельством тому является исключение аббревиатуры ГАЗ из описания моделей на сайте официального дистрибьютора DIP-models – компании «Адлер-М». К примеру, самосвал ГАЗ-93Б обозначается на сайте как «самосвал 93Б», а седельный тягач ГАЗ-52-06 с полуприцепом так же незамысловато – «набор «тягач и полуприцеп-таровоз». Но оставим эти подробности юристам и перейдём к собственно моделям.
Остановимся подробнее на их особенностях. Все без исключения модели получили правильные цвета, которые соответствуют реальной палитре, использовавшейся на конвейере ГАЗа. Как и прежде, DIP-models не стал экономить на пресс-формах и выполнил кузова ГАЗ-52-07 и ГАЗ-93Б из пяти деталей (четыре борта и основание кузова), что позволило показать внутреннюю текстуру бортов. Конечно, кузова самосвалов и их задние борта сделаны откидывающимися. Вдобавок, если рассматривать модели самосвалов снизу, можно увидеть имитацию шлангов гидросистемы подъёма кузова, что добавляет моделям очарования.
В полном соответствии с прототипом модели получили укороченные рамы и лишились буксирных устройств (вместо них на углах рамы сзади установлены буксирные крюки). Свои места заняли запасные колёса, переместившись в вертикальную стойку за кабиной у САЗ-3504 и на левую сторону рамы на специальный кронштейн под кузовом у ГАЗ-93Б. Из негативных моментов можно указать только тот факт, что отверстия для надставных бортов в кузовах лишь имитированы, но не являются сквозными. Тем не менее самосвалы, безусловно, оказались очень удачными моделями.
Газобаллонный ГАЗ-52-07 уже выходил несколько ранее в защитном зелёном цвете, но на этот раз DIP-models выпустил лимитированную модель (тираж – 420 экземпляров) выставочного варианта этого грузовика. Отличия заключаются в цвете – автомобиль покрашен в бежевый цвет, а красный здесь не только бак для сжиженного газа, но и передний бампер, и колёсные диски. Выглядит это несколько необычно, но автомобиль в таком окрасе реально существовал – его фотографию можно увидеть в журнале «За рулём» № 11, 1977 г. К чести производителя следует добавить, что у модели ГАЗ-52-07 исправлен бортовой кузов по сравнению с вышедшим ранее ГАЗ-52-04.
А что касается тягача ГАЗ-52–06, то он выпущен сразу в двух вариантах – со старой (трапециевидной) и новой (прямоугольной) решёткой радиатора. Обе модели – в сцепке с полуприцепом-таровозом У-44. Модель получила все необходимые атрибуты седельного тягача, начиная от седельно-сцепного устройства и заканчивая знаками автопоезда на крыше кабины (жёлтый треугольник для более ранней машины и три оранжевых фонаря – для более поздней) и выводом для привода тормозов полуприцепа.
Отдельных восторженных слов заслуживает сам полуприцеп – его ажурная конструкция привлекает к себе внимание тонкостью проработки. Ему явно не хватает пустой тары, но, по словам производителя, который также задумывался об этом, – стоимость тары для этого полуприцепа, если её делать должным образом, вплотную приблизится к стоимости модели всего автопоезда. Если к тягачу придраться решительно не в чем, то полуприцеп всё же имеет серьёзный конструктивный недостаток – его опорное устройство выполнено статичным, так что отцепить полуприцеп и поставить его отдельно не получится.
В этот обзор не вошли новинки компании SSM. Мы предполагаем посвятить им отдельную статью в одном из следующих номеров журнала. Речь пойдёт об автопоезде в составе седельного тягача ЗИЛ-130В1 и полуприцепа ОдАЗ-885, автокране АК-75 на шасси ЗИЛ-130, гусеничном снегоболотоходе ГАЗ-47, карьерном самосвале МАЗ-525 и некоторых других моделях.