![](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/00f.jpg)
Три пути ИНДУСтриализации
Часть 2. Местные династии
Каждый посетитель прошедшего в Нью-Дели 11-го Мотор-шоу Auto Expo 2012 (5–11 января) мог увидеть преимущества открытого рынка. За всю свою историю эта выставка стала самой представительной по числу автомобильных экспонатов и рекордной по числу мировых премьер. Национальный автопром указал мировой индустрии на новый оазис, где расцвет только грядёт.
Диверсификация производства на фоне истощения ресурсов в Европе уже в 1950-х была немыслима без широкой кооперации, конкуренции и поиска новых рынков сбыта. На этом и вырос Евросоюз. В богатой на природные богатства Индии всё обстояло иначе. В течение 1950–1990-х она плыла в форватере самовоспроизводства. Частные компании даже не претендовали на экспорт в соседние страны. Индийские заводы хотя и выпускали практически все продукты и товары, необходимые для внутреннего потребления и развития экономики, но едва удовлетворяли спрос. Директивное управление сырьевой экономикой, внутренние экспортные барьеры и экстенсивное развитие индустрии вело только к удорожанию внутреннего продукта.
Лицензии Daimler-Benz (Tata, Tempo), Hillman (Hindustan), Suzuki (Maruti) и Mazda (Swaraj), Wabco (Bharat Haulpack) не спасали положение, поскольку они затыкали прорехи в нужное время в нужном месте, но не работали на перспективу. Ряд СП при жёстком регламенте деятельности быстро превращался в консервативные структуры с ограниченным модельным рядом. К началу 1990-х ревизия всех отраслей выявила явный перекос экономики к губительной милитаризации. Аграрная Индия с миллиардным населением уже бряцала ракетами, спутниками и ядерным оружием, но не имела и намёка на передовое машиностроение. Основу вооружения и парка мобилизуемых автомобилей составляли образцы машин разработки аж 1950-х!
Конец ортодоксальности в индийском автопроме был положен в 1992-м после прихода к власти кабинета президента Шанкар Даял Шармы, которого сравнивают с Горбачёвым. Были отменены ограничения на экспорт и импорт, уменьшены валютные отчисления с прибыли. Вскоре Tata организовала в России производство совместно с АО «Аврон», был начат экспорт пикапов и внедорожников Siera в Англию, ЮАР и Австралию, пошли первые продажи джипов Mahindra (Jeep CJ3) в ФРГ, США, Швейцарию, Италию и Англию. Открыв для себя глобальный рынок, индийские производители фактически за 15 лет пришли к цивилизованной идеологии развития и ликвидировали 30-летнее отставание.
Цель новой экономической доктрины, объявленной в 2006 году: создать к 2015 году глобальные легковушки, мировые грузовики и автобусы – машины, которые будут покупать в любой точке мира.
![AMW Magnus 14](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/01.jpg)
![AMW 4928 TR](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/02.jpg)
AMW
Основанное в 2005 году предприятие Asia Motor Works из Бхуджа (шт. Гуджарат) всё это время выпускало лишь крупнотоннажные грузовики с лицензионной кабиной Mitsubishi Fuso Fighter образца 1984 года. Но за столь короткий промежуток времени успело сформировать рынок крупнотоннажников в Индии – сервисная сеть AMW насчитывает более 60 филиалов по всей стране. Среди недавних приобретений – завод Майсуре, выпускающий мосты и поковки. На январской выставке в Нью-Дели была представлена новая производственная гамма.
Второе поколение тяжеловозов дополнит существующую программу грузовиков полной массой 25–31 т и тягачей для работы в составе автопоездов полной массой 40–49 т. Специально для нового поколения итальянская студия Stile Bertone разработала кабину в двух вариантах – короткая и спальная. Размеры кабины, смонтированной на раме, составляют 2307х2435х2913 мм. В салоне есть LED-дисплей с навигатором, особо подчёркивается большой вещевой отсек – один из самых крупных в классе крупнотоннажников. Седельный тягач AMW 4928 TR (49 т) оборудован дизелем Cummins мощностью 267 л.с., агрегатируемый с 9-ступенчатой КП Eaton. В 2012 году запущен в производство 25-тонный самосвал AMW 2528 TP.
AMW готовится с 2013 года выйти на стремительно растущий рынок междугородных и туристских автобусов. Заявку на вступление в сегмент inter-city подтвердила премьера 14,3-метрового 57-местного лайнера AMW Magnus.
![Ashok Leyland Dost CNG](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/03.jpg)
Ashok Leyland
Фирма Ashok Leyland Ltd., справив в этом году 62-летие, сначала занималось выпуском грузовиков и автобусов по лицензии Leyland Motors Ltd. и ремонтом даблдеккеров, эксплуатируемых в Дели, Мадрасе и Бомбее. А в 2010 году на 6 заводах при участии ещё 14 кузовостроительных фирм компания выпускала 25 модельных рядов, что было расточительно много.
В то время как Nissan рассекретил свой мини-вэн Evalia MPV, его партнёр Ashok Leyland уже показал модификацию Stile CNG со 1,5-литровым 105-сильным дизелем, которую будут выпускать в Ченаи. Новинку будут продавать независимо от японского партнёра и в варианте фургона.
![Ashok Leyland Stile CNG](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/04.jpg)
Специально для индийского рынка английская компания Optare адаптировала свои 20-местные низкопольные мидибусы Solo со сварным несущим кузовом из высоколегированной стали. Под маркой Ashok Leyland они будут представлены в пяти вариантах длины от 7,1 до 10 м со 150-сильным турбодизелем Ashok Leyland серии H экостандарта BS4.
Линейка городских автобусов расширена за счёт низкопольного перронного автобуса Jan Bus. Новинка унифицирована с Hybus 1 («ГП» № 4, 2012 г.), но имеет три особенности: работает на газе, двери расположены по обоим бортам, а посадочные места, как у городских автобусов, расположены рядами.
![Ashok Leyland Optare Solo](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/05f.jpg)
![Ashok Leyland Jan Bus](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/06f.jpg)
Гамма коммерческих автомобилей в большей части была дополнена модификациями: 1,15-тонным Ashok Leyland Dost CNG с двигателем от Stile CNG для работы на компримированном газе, 5-осным 37-тонный Ashok Leyland U-4932 и тяжёлым тягачом Ashok Leyland U-4932 6х4 для работы с автопоездами полной массой до 49 т.
![Ashok Leyland U-4932](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/08f.jpg)
Вполне ожидаемым стало появление новых грузовиков Partner (Nissan Cabstar); 6-тонные грузовики, фургоны и самосвалы получат 121-сильный ZD30-DDTI Common Rail Diesel стандарта BS4. Впоследствии гамма будет расширена, что позволит снять с производства сразу 4 устаревших семейства.
![Ashok Leyland Partner](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/07.jpg)
Eicher
Eicher Motors Limited, одна из самых консервативных компаний, начинала свою деятельность в 1948 году с дистрибуции иностранных тракторов. В конце 1959 года под патронатом агротехнического лобби в правительстве решилась на промсборку немецких сельскохозяйственных машин и оборудования. Производство автомобилей и автобусов в середине 1980-х стало для компании скорее мерой вынужденной и было направлено на развитие агросектора и решения продовольственной программы в рамках правительственной программы по механизации сёл.
![Eicher VE Terra 25](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/10f.jpg)
![Eicher E2 Plus 11.10 XP](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/11f.jpg)
Специализируясь на выпуске автобусов Skyline и Starline для местного сообщения, здесь приступили к выпуску 12-метровых 18-местных городских автобусов RESLF 20.16R большой вместимости с весьма скромным 147-сильным турбодизелем стандарта BS3. Основной в гамме с 2009 года остаётся серия среднетоннажных грузовиков серии E2 Plus. В конце 2010 году начат выпуск 25-тонных самосвалов серии VE с 180-сильным турбодизелем Cummins B 5,9.
![Eicher RESLF 20.16R](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/09f.jpg)
Force
Force Motors Ltd., ведущая свою родословную от Firodia Tempo некоторое время участвовала в достаточно бессодержательном альянсе с производителем мотоциклов и моторикш Bajaj. Если не считать колёсных тракторов Balwan и Orchard, то модельный ряд компании сокращён с 6 до 4 семейств: универсалы Force One, грузовики, фургоны и автобусы Traveller (лицензионные Mercedes-Benz T2), грузовики, пикапы, джипы, 9–13-местные автобусы и эмбюленсы Trax, а также мини-грузовики Trump 15 (K-класс) и Trump 40.
![Force Traveller Hybrid](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/12.jpg)
![Force Traveller 26 CR-V16](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/13f.jpg)
Основное развитие до 2015 ода компания видит в развитии линейки Traveller. На январском Мотор-шоу наряду с премьерой задне- и полноприводных внедорожников Force One были показаны три новых автобуса Traveller, которые запустят к концу 2012 года: автобус с газовым двигателем Mercedes-Benz OM611, с гибридной силовой установкой и 26-местный коч Traveller 26 CR-V16. Год назад начат выпуск 4,8-метровых полноприводных фургонов Trax Delivery Van с 2-рядной 5-местной кабиной и грузовым отсеком полезным объёмом 2,5 м3. В 2013 году совместно с Daimler на новом заводе в Питампуре для местного рынка, а также для Шри-Ланки, Непала и Бангладеш будет начат выпуск нового 9-местного автомобиля.
![Force Trax Delivery Van](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/14.jpg)
Hindustan
Hindustan Motors Ltd. из Калькутты продолжает выпуск Ambassador (лицензия Morris Oxford III серии), которые в этом году справят 54-ю годовщину. Попытки выпустить коммерческие грузовики и универсалы Porter на базе седана Ambassador предпринимала и в начале 1980-х, но при тогдашней высокой стоимости машины едва находили спрос. В прошлом году на базе этого седана было восстановлено семейство пикапов. Veer грузоподъёмностью 0,8 т с 1,5-литровым 36-сильным бензиновым и 1,8-литровым 56-сильным газовым двигателями выпускают с кузовам Step Side (на снимке) и Stile Side.
![Hindustan Veer 1,5](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/17.jpg)
Hindustan к своему 70-летию подошла с небогатым опытом производства коммерческих автомобилей: 10-местный тарахтящий параллелепипед Trekker с 36-сильным дизелем, лицензионная полноприводная полуторка RTV (австралийская Oka LT110) и среднетоннажник Mascot T-480 FC с корнями Bedford. Вот и всё. Главная надежда в противостоянии с экспансией конкурентов – новый 1-тонные Hindustan Winner 1.5 XD, который начали выпускать при участии китайской компании Shifeng (Шыфэн). Сейчас новинка доступна в 5 вариантах: бортовой грузовик, чайный фургон, самосвал, рефрижератор и инкассаторский броневик с двигателями от Hindustan Veer.
![Hindustan Winner 1.5 XD](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/19.jpg)
ICML
International Cars & Motors Ltd., Amb (Una, H.P.) из Пенджаба, являющаяся дочерней структурой концерна SONALIKA Group., выпускает c 2007 года заднеприводные 7–10-местные универсалы Rhino в так называемой «колониальной» категории MUV (Multi-Utility Vehicle). К этой редкой категории, смежной с внедорожниками и мини-вэнами относятся Isuzu Panther, Toyota Qualis и Chevrolet Tavera. На Auto Expo ICML выставила унифицированные с Rhino 1- и 2-кабинные пикапы Windy и Oyster грузоподъёмностью 0,8 и 0,5 т. Заднеприводные мини-грузовики оборудованы 2,0-литровыми 120-сильными (при 4000 об/мин) дизелями серии G-One CRDI производства General Motors, развивающими крутящий момент 285 Н.м (при 1750–2500 мин-1). В январе компания подтвердила, что ведёт переговоры с Pininfarina и Lotus для разработки седана сегмента D.
![ICML Oyster](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/15.jpg)
![ICML Windy](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/16.jpg)
Mahindra
Сейчас Mahindra Group располагает сборочными производствами в Египте и Бразилии. К этому надо присовокупить сборочные предприятия SsangYong в Южной Корее, КНР, Казахстане, Украине и России. Следует сразу разделить собственно автомобильное подразделение Mahindra & Mahindra Limited, выпускающее грузовые рикши Alfa и Gio, легковушки Reva и Verito, джипы и пикапы Bolero, Scorpio, Thar и XUV500, мини-вэны и мини-грузовики Maxximo; дивизион Mahindra Navistar по выпуску крупнотоннажных грузовиков и автобусов, а также SsangYong, контрольный пакет акций которой с конца 2010 года принадлежит Mahindra Group.
![Mahindra Genio DC](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/18.jpg)
С началом выпуска нового кроссовера Genio были подготовлены коммерческие версии с одиночной (Genio SC) и сдвоенной кабинами (Genio DC грузоподъёмностью 1,1 т). Помимо версии пикапа машины выпускают в вариантах с грузовой платформой с откидными бортами. Новинки комплектуют дефорсированным 2,5-литровым дизелем mDI CRDe, развивающим крутящий момент 220 Н·м и 5-ступенчатой КП NGT 520 R VI.
Mahindra Navistar Automotives Limited, представив на январском Мотор-шоу линейку крупнотоннажников – самосвал MN25 HD, рефрижератор и автобетоносмеситель MN25, самосвал и материаловоз MN31, не забыл и про линейку автобусов, которую сейчас венчает 32-местный Tourister CRDe.
![Mahindra Navistar MN31 Haulage Tipper](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/20f.jpg)
![Mahindra Navistar MN25 Refrigerated Van](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/21f.jpg)
![Mahindra Navistar Tourister CRDe](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/22f.jpg)
Tata
Какой истый джентльмен викторианской эпохи, выросший в застёгнутом на все пуговицы обществе, мог бы подумать, что через столетие находящаяся на отшибе колония будет спасать от банкротства и забвения гордость британцев? Индия – некогда главная жемчужина в короне британской империи к 65-летию своей независимости подошла с богатым историческим багажом, и Tata – крупнейшая автомобильная компания Индии – теперь стала заводилой передовых технологий.
После скупки активов Daewoo концерн Tata Motors Ltd. освоил сборку экологичных машин в Норвегии и Люксембурге, создал площадки на Украине, в России, Саудовской Аравии, Египте, Таиланде и Бангладеш. Этим летом Tata приступает к организации производства в ЮАР, где будет выпускать малые и средние грузовики и уже имеется автобусное производство. Нельзя не отметить участие концерна Tata в южнокорейских, бразильских, чилийских и английских компаниях (Jaguar, Land Rover куда входят Rover, Daimler и Lanchester).
![Tata Magic IRIS CNG](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/26.jpg)
![Tata Super Ace LHD](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/24.jpg)
![Tata Ace Zip](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/23.jpg)
![Tata Ace EX](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/25.jpg)
Свои производственные базы в Индии у Tata Motors находятся в Джамшедпуре, Пантнагаре, Лакхнау и Пуне, а модельный ряд превышает 25 семейств.
Новинок за два года накопилось предостаточно: в классе микроавтобусов начат выпуск моделей Winger, представляющих собой Renault Trafic SFJ-серии, дивизион Tata Motors Defence Vehicles представил армейские тяжеловозы LPTA 3142 и броневики 4х4 MPV. В этом году была представлена линейка среднетоннажников Tata Ultra 714 и Ultra 1014, вершиной ряда которых является Tata Ultra 1017.
![Tata Ultra 1017](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/29.jpg)
В январе было объявлено о постройке концептуального трёхзвенного автопоезда Tata Prima 7548.S. Подобные поезда пока являются диковинкой на индийских хайвэях, но при отсутствии разветвлённой ж.-д. сети они могут стать серьёзным подспорьем. Актуальность повышения грузоподъёмности отразилась в новом Tata LPT 3723 10х4 c задней подъёмной осью.
![Tata PRIMA 7548.S](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/30.jpg)
![Tata LPT 3723 10х4](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/28.jpg)
Большое внимание в Индии сейчас уделяется малотоннажникам, что позволило компании вывести в 2011 году целую плеяду грузовиков Ace грузоподъёмностью от 0,5 до 1,1 т. Самый компактный 0,6-тонный Tata Ace Zip кей-класса унифицирован с 5-местными вэнами Magic Iris, которые в таксопарках предлагаются для замены моторикш. Специально для туристических зон подготовлена 22-сильная версия Magic Iris CNG работающая на СПГ. Основная серия 0,8-тонных Tata Ace EX унифицированная с мини-вэнами Tata Venture, прошла рестайлинг. Весной начаты продажи 1-тонных грузовиков Super Ace LHD с 1,4-литровым 70-сильным экономичным двигателем Tata 475 TCIC.
![Tata Prima 3138.K AT](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/27f.jpg)
Выпуск автобусов концерн Tata фактически отдал на производственный аутсорсинг сторонним кузовным компаниям, которым она поставляет лишь шасси. Наиболее крупные международные подряды переданы испанской Tata Hispano Motors Carrocera S.A. (см. «ГП» №1, 2012 г.) и бразильской Marcopolo S.A. Выгоды от такого решения налицо: первая компания до вхождения в состав Tata уже работала по спецификациям Mercedes, MAN, Scania, Volvo и Irisbus, соблюдая высокое качество изготовления, а вторая имеет свою устоявшуюся производственную, сбытовую и сервисную сеть в России, Латинской Америке, Европе и Африке. Интересно, что для Индокитая Hispano Divo с 285-сильным дизелем Cummins и Marcopolo Starbus будут выпускать в оригинальном стайлинге. Последнюю машину выпускают не только в виде междугородного лайнера, но и вариантах пригородного и городского автобуса, включая гибридный Tata Hybrid Starbus LPO 1628 (см. «ГП» №4, 2012 г.), который может лишить заказов Volvo Buses на гибридные автобусы для индийской столицы. В 2012 году был заявлен концепт-бас Tata Starbus Fuel Cell Hydrogen, работающий на водороде.
![Tata-Hispano Divo](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/31f.jpg)
![Tata-Marcopolo Starbus Ultra](/article/20546-tri-puti-industrializatsii-chast-2-mestnye-dinastii/Images/32f.jpg)