Опубликовано: ГП 03-2016
Здание музея Науки и техники

Сербские раритеты
Пассажирский «Музей ГСП» при Белградском музее науки и техники

Константин Климов, фото автора

Сегодня далеко не в каждой столице есть музей пассажирского транспорта. Так сложилось, что традиция сохранять натурные экспонаты трамваев, троллейбусов или автобусов раньше была распространена в основном в городах Западной Европы и США. Но уже в 1990-х делом сохранения техники озаботились в странах Центральной и Южной Европы. Один из самых молодых музеев находится в столице Сербии – Белграде.

Если вам доведётся дойти до территории единственного в городе троллейбусного гаража «Дорчол», то обязательно обратите внимание на несколько старых автобусов, троллейбус, машины и даже на небольшой самолёт, которые стоят во дворе одного из домов рядом с троллейбусным гаражом ГСП. ГСП – крупнейший транспортный оператор Белграда, занимающийся эксплуатацией трамваев, троллейбусов и автобусов.

Здесь неподалёку и находится музей науки и техники. Неприметное белоснежное трёхэтажное здание без каких-либо вывесок и есть музей, где собрана интересная коллекция, посвящённая разным техническим событиям Сербии за прошедшие более чем 100 лет.

Здесь представлены удивительные экспонаты: водолазные костюмы, мини-парагенераторы, лодки, морское и речное снаряжение и др.

Основная экспозиция, состоящая из фотографий, макетов и отдельных деталей, размещена на третьем этаже общего зала, разделённого на отдельные сектора. Осматривая стенды и натурные экспонаты, можно по предметам из жизни местного населения представить, как жили в начале прошлого столетия. Экипажи для перевозки людей и грузов, велосипеды, пожарные кареты, насосы, канализационные люки, лампы, заводские шильдики с паровозов, макеты пароходов, а также предметы домашнего быта: плиты, холодильники, телевизоры, фотоаппараты.

Осмотрев экспозицию, я покинул музей и направился к троллейбусному гаражу, где ещё несколько лет назад заметил небольшой цех с надписью «Музей ГСП». Тогда же рядом с депо там хранился древний автобус, иногда выезжающий на крупные городские мероприятия.

В стенах музея имеется немало повозок позапрошлого века
В стенах музея имеется немало повозок позапрошлого века
В стенах музея имеется немало повозок позапрошлого века

Попасть на территорию гаража и расположенного внутри музея, можно лишь перепрыгнув через забор или попросив сторожа. Мне, например, он не отказал. С чем это связано, трудно сказать, но к русским тут вообще очень тепло относятся.

В неотапливаемом боксе с частично разрушенной кровлей вместе с автобусом стоят старинные белградские трамваи. Несколько лет назад их использовали в качестве служебных, другие хранились на задворках депо. Судя по внешнему виду вагонов, не все они могут ездить (но, возможно, я и ошибаюсь). По всей видимости, эту часть технического музея редко показывают посетителям из-за того, что пришлось бы объяснять причину такого неудовлетворительного хранения редчайших экспонатов. Но даже несмотря на полузаброшенный вид, большинство экспонатов вполне работоспособны.

Сейчас это место не является публичным. О нём редко сообщают в путеводителях и туристических бюро, а небольшой поток посетителей состоит лишь из окрестных жителей, школьников и фанатов, что не способствует скорейшему восстановлению и демонстрации натурных образцов.

Один из первых югославских троллейбусов представлял собой итальянский филобус Aerfer на шасси Alfa Mille 8021 ANM
Троллейбус ЗИУ-682В до передачи в музей, 2010 г.
Салон троллейбуса ЗИУ-682В потребует замены сидений
Leyland Worldmaster проработал с 1961 по 1977 г. Как видно, он прекрасно сохранился
Leyland Worldmaster проработал с 1961 по 1977 г. Как видно, он прекрасно сохранился
Эмблема ГСП
Leyland Worldmaster проработал с 1961 по 1977 г. Как видно, он прекрасно сохранился
Leyland Worldmaster проработал с 1961 по 1977 г. Как видно, он прекрасно сохранился
Последний линейный Sanos S115 спасли накануне отправки в лом
Ikarus Zemun IK-110, выпущенный в 1990 г., был передан музею лишь три года назад
Единственная во всей Европе автолетучка на шасси американского GMC CCKW353 6х6
В музее имеются и локомобили
Музей организован на базе старого депо
Уцелевшие заводские таблички. В музее им отведён отдельный стенд
Трамвай Kolben/Ringhofer 1927 г. (Škoda тип I) Jasenica
Внешний вид Đuro Đakovič TMK101 по имени «Чичица» выпущен в 1967 г., стилизован под вагон GOŠA-Jasenica
Tatra KT4 и снегоочиститель Ringhoffer под собственным именем «Глачалица»
Tatra T3

Адрес музея:

Музеј науке и технике налази.

Скендербеговој улици, број 51, 11000, Београд, Србија

Дополнительная информация:

Тел: (8 101 406) 303-7850, (8 101 406) 303-7950.

Факс: (8 10 1 406) 328-1479.

mnt@muzejnt.rs, http://www.muzejnt.rs.

Часы работы:

Вторник – суббота: с 1 июня по 31 октября (10–13 ч, 17–22 ч),

                              с 1 ноября по 31 мая (10–13 ч, 17–20 ч).

Понедельник – выходной день.

Вход свободный

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию