![Здание музея Науки и техники](/article/7961-passajirskiy-muzey-gsp-pri-belgradskom-muzee-nauki-i-tehniki-serbskie-raritety/Images/00f.jpg)
Сербские раритеты
Пассажирский «Музей ГСП» при Белградском музее науки и техники
Сегодня далеко не в каждой столице есть музей пассажирского транспорта. Так сложилось, что традиция сохранять натурные экспонаты трамваев, троллейбусов или автобусов раньше была распространена в основном в городах Западной Европы и США. Но уже в 1990-х делом сохранения техники озаботились в странах Центральной и Южной Европы. Один из самых молодых музеев находится в столице Сербии – Белграде.
Если вам доведётся дойти до территории единственного в городе троллейбусного гаража «Дорчол», то обязательно обратите внимание на несколько старых автобусов, троллейбус, машины и даже на небольшой самолёт, которые стоят во дворе одного из домов рядом с троллейбусным гаражом ГСП. ГСП – крупнейший транспортный оператор Белграда, занимающийся эксплуатацией трамваев, троллейбусов и автобусов.
Здесь неподалёку и находится музей науки и техники. Неприметное белоснежное трёхэтажное здание без каких-либо вывесок и есть музей, где собрана интересная коллекция, посвящённая разным техническим событиям Сербии за прошедшие более чем 100 лет.
![Здесь представлены удивительные экспонаты: водолазные костюмы, мини-парагенераторы, лодки, морское и речное снаряжение и др.](/article/7961-passajirskiy-muzey-gsp-pri-belgradskom-muzee-nauki-i-tehniki-serbskie-raritety/Images/01.jpg)
Основная экспозиция, состоящая из фотографий, макетов и отдельных деталей, размещена на третьем этаже общего зала, разделённого на отдельные сектора. Осматривая стенды и натурные экспонаты, можно по предметам из жизни местного населения представить, как жили в начале прошлого столетия. Экипажи для перевозки людей и грузов, велосипеды, пожарные кареты, насосы, канализационные люки, лампы, заводские шильдики с паровозов, макеты пароходов, а также предметы домашнего быта: плиты, холодильники, телевизоры, фотоаппараты.
Осмотрев экспозицию, я покинул музей и направился к троллейбусному гаражу, где ещё несколько лет назад заметил небольшой цех с надписью «Музей ГСП». Тогда же рядом с депо там хранился древний автобус, иногда выезжающий на крупные городские мероприятия.
![В стенах музея имеется немало повозок позапрошлого века](/article/7961-passajirskiy-muzey-gsp-pri-belgradskom-muzee-nauki-i-tehniki-serbskie-raritety/Images/02.jpg)
![В стенах музея имеется немало повозок позапрошлого века](/article/7961-passajirskiy-muzey-gsp-pri-belgradskom-muzee-nauki-i-tehniki-serbskie-raritety/Images/03.jpg)
![В стенах музея имеется немало повозок позапрошлого века](/article/7961-passajirskiy-muzey-gsp-pri-belgradskom-muzee-nauki-i-tehniki-serbskie-raritety/Images/04.jpg)
Попасть на территорию гаража и расположенного внутри музея, можно лишь перепрыгнув через забор или попросив сторожа. Мне, например, он не отказал. С чем это связано, трудно сказать, но к русским тут вообще очень тепло относятся.
В неотапливаемом боксе с частично разрушенной кровлей вместе с автобусом стоят старинные белградские трамваи. Несколько лет назад их использовали в качестве служебных, другие хранились на задворках депо. Судя по внешнему виду вагонов, не все они могут ездить (но, возможно, я и ошибаюсь). По всей видимости, эту часть технического музея редко показывают посетителям из-за того, что пришлось бы объяснять причину такого неудовлетворительного хранения редчайших экспонатов. Но даже несмотря на полузаброшенный вид, большинство экспонатов вполне работоспособны.
Сейчас это место не является публичным. О нём редко сообщают в путеводителях и туристических бюро, а небольшой поток посетителей состоит лишь из окрестных жителей, школьников и фанатов, что не способствует скорейшему восстановлению и демонстрации натурных образцов.
![Один из первых югославских троллейбусов представлял собой итальянский филобус Aerfer на шасси Alfa Mille 8021 ANM](/article/7961-passajirskiy-muzey-gsp-pri-belgradskom-muzee-nauki-i-tehniki-serbskie-raritety/Images/05.jpg)
![Троллейбус ЗИУ-682В до передачи в музей, 2010 г.](/article/7961-passajirskiy-muzey-gsp-pri-belgradskom-muzee-nauki-i-tehniki-serbskie-raritety/Images/06.jpg)
![Салон троллейбуса ЗИУ-682В потребует замены сидений](/article/7961-passajirskiy-muzey-gsp-pri-belgradskom-muzee-nauki-i-tehniki-serbskie-raritety/Images/07.jpg)
![Leyland Worldmaster проработал с 1961 по 1977 г. Как видно, он прекрасно сохранился](/article/7961-passajirskiy-muzey-gsp-pri-belgradskom-muzee-nauki-i-tehniki-serbskie-raritety/Images/08f.jpg)
![Leyland Worldmaster проработал с 1961 по 1977 г. Как видно, он прекрасно сохранился](/article/7961-passajirskiy-muzey-gsp-pri-belgradskom-muzee-nauki-i-tehniki-serbskie-raritety/Images/09f.jpg)
![Эмблема ГСП](/article/7961-passajirskiy-muzey-gsp-pri-belgradskom-muzee-nauki-i-tehniki-serbskie-raritety/Images/10.jpg)
![Leyland Worldmaster проработал с 1961 по 1977 г. Как видно, он прекрасно сохранился](/article/7961-passajirskiy-muzey-gsp-pri-belgradskom-muzee-nauki-i-tehniki-serbskie-raritety/Images/11.jpg)
![Leyland Worldmaster проработал с 1961 по 1977 г. Как видно, он прекрасно сохранился](/article/7961-passajirskiy-muzey-gsp-pri-belgradskom-muzee-nauki-i-tehniki-serbskie-raritety/Images/12.jpg)
![Последний линейный Sanos S115 спасли накануне отправки в лом](/article/7961-passajirskiy-muzey-gsp-pri-belgradskom-muzee-nauki-i-tehniki-serbskie-raritety/Images/13.jpg)
![Ikarus Zemun IK-110, выпущенный в 1990 г., был передан музею лишь три года назад](/article/7961-passajirskiy-muzey-gsp-pri-belgradskom-muzee-nauki-i-tehniki-serbskie-raritety/Images/14.jpg)
![Единственная во всей Европе автолетучка на шасси американского GMC CCKW353 6х6](/article/7961-passajirskiy-muzey-gsp-pri-belgradskom-muzee-nauki-i-tehniki-serbskie-raritety/Images/15.jpg)
![В музее имеются и локомобили](/article/7961-passajirskiy-muzey-gsp-pri-belgradskom-muzee-nauki-i-tehniki-serbskie-raritety/Images/16f.jpg)
![Музей организован на базе старого депо](/article/7961-passajirskiy-muzey-gsp-pri-belgradskom-muzee-nauki-i-tehniki-serbskie-raritety/Images/17.jpg)
![Уцелевшие заводские таблички. В музее им отведён отдельный стенд](/article/7961-passajirskiy-muzey-gsp-pri-belgradskom-muzee-nauki-i-tehniki-serbskie-raritety/Images/18f.jpg)
![Трамвай Kolben/Ringhofer 1927 г. (Škoda тип I) Jasenica](/article/7961-passajirskiy-muzey-gsp-pri-belgradskom-muzee-nauki-i-tehniki-serbskie-raritety/Images/23f.jpg)
![Внешний вид Đuro Đakovič TMK101 по имени «Чичица» выпущен в 1967 г., стилизован под вагон GOŠA-Jasenica](/article/7961-passajirskiy-muzey-gsp-pri-belgradskom-muzee-nauki-i-tehniki-serbskie-raritety/Images/24f.jpg)
![Tatra KT4 и снегоочиститель Ringhoffer под собственным именем «Глачалица»](/article/7961-passajirskiy-muzey-gsp-pri-belgradskom-muzee-nauki-i-tehniki-serbskie-raritety/Images/25.jpg)
![Tatra T3](/article/7961-passajirskiy-muzey-gsp-pri-belgradskom-muzee-nauki-i-tehniki-serbskie-raritety/Images/26.jpg)
Адрес музея:
Музеј науке и технике налази.
Скендербеговој улици, број 51, 11000, Београд, Србија
Дополнительная информация:
Тел: (8 101 406) 303-7850, (8 101 406) 303-7950.
Факс: (8 10 1 406) 328-1479.
mnt@muzejnt.rs, http://www.muzejnt.rs.
Часы работы:
Вторник – суббота: с 1 июня по 31 октября (10–13 ч, 17–22 ч),
с 1 ноября по 31 мая (10–13 ч, 17–20 ч).
Понедельник – выходной день.