Опубликовано: ГП 09-2015
Денис Минуллин

Свой путь Дениса Минуллина
Создатель мастерской MD-models и её продукция

Дмитрий Лисин

Впервые интересные масштабные модели грузовых автомобилей, созданных в MD-models, я заметил в одном из магазинов Москвы. На мой вопрос, кто их создаёт, продавец пожал плечами и ответил, что не знает, но привезли их из Казани. Что ж отправная точка появилась, можно начинать поиск. Очень интересно, когда удаётся почерпнуть информацию из первых уст, тогда в ней меньше «таинственности». Мне повезло, и сегодня я познакомлю вас с создателем мастерской MD-models и её продукцией.

За последние несколько лет рынок масштабных моделей в России значительно увеличился. И это несмотря на то, что ранее производившиеся в СССР копии автомобилей в масштабе 1:43 перешли уже в разряд антиквариата, а на территории нашей страны не осталось ни одного предприятия, создающего модели автомобилей промышленными партиями на базе своих цехов.

ОАО «Элекон» оказалось последним из этой немногочисленной плея ды, решившее из-за споров с ОАО «КАМАЗ» и растущей конкуренции прекратить производство, распродавая остатки миниатюрных КАМАЗов, хранящихся на складах. Тем не менее предложение для коллекционеров не оскудевает, а увеличивается с каждым днём. Способствуют этому процессу российские и зарубежные компании, производящие масштабные модели автомобилей за рубежом, небольшие мастерские и мастера-одиночки. И порой не всегда можно сразу разобраться во всём этом многообразии.

Отливка и силиконовая форма

Детские увлечения

Знаете ли вы, что именно в Казани, столице Татарстана, с конца 1970-х годов одними из первых промышленным способом начали создавать копии грузовых автомобилей СССР. Различные модификации АМО-Ф-15, КАМАЗов, «Уралов», ЗИЛ-131, МАЗ-7310. Там же живёт и трудится прекрасный мастер Дамир Файзуллин, о котором мы писали («ГП» № 9, 2014 г.). Похоже, этот город совсем не хочет отдавать лавры первенства по производству копий грузовых автомобилей в России.

Бренд MD-models создали в 2009 году именно как торговую марку для студии по производству масштабных моделей. Основатель этой мастерской – Денис Минуллин, именно его инициалы латинскими буквами указаны в первой части названия предприятия. Как у многих мастеров, у Дениса всё начиналось с детского увлечения. Его отец увлекался историей техники и любил проводить вечера за сборкой моделей самолётов в масштабе 1:100 из наборов от компании Plasticart, поступавших из ГДР.

Процесс покраски

Слушая рассказы отца о самолётах, Денис наблюдал, как из разрозненных мелких деталей рождалась миниатюрная копия очередного летательного аппарата. Чуть позже он стал пробовать склеивать самостоятельно, и вот в доме уже появились работы не только отца, но и сына. На авиации интерес не закончился. В 6 лет у Дениса появилась первая модель автомобиля в масштабе 1:43, им стал «Москвич-434» белого цвета, выпускавшийся в Саратове. А будучи в третьем классе, он уже посещал судомодельный кружок, чуть позже авиамодельный (романтика неба всё же пересилила). Причём нашему герою нравилось создавать своими руками не примитивные действующие образцы, а именно подробные копии судов и самолётов, потому что процесс скрупулезного воссоздания прототипа, когда не пропускаешь ни одну деталь и обращаешь внимание на каждую мелочь, очень увлекал, а получившийся результат завораживал.

Все школьные годы Денис с энтузиазмом мастерил в кружке, изучая свойства материалов, технологию их обработки, совмещения. Осваивал принципы работы на различных станках. И даже поступив в начале 1980-х годов в Казанский авиационный техникум, не забросил своё увлечение, а перешёл на более высокий уровень – стендовый моделизм.

КАМАЗ-4310 ПНС 110 КАМАЗ-4310 ПНС 110

Первым делом самолёты

Денис, создавал подобные, проработанные копии самолётов, общался с коллегами. При этом не забывал и о масштабе 1:43. Его коллекция пополнялась новыми моделями, он знакомился с мастерами, их создающими, но в тот момент даже не подозревал, что через несколько лет будет сам создавать их с нуля.

По окончании техникума Денис Минуллин устроился работать на Казанский вертолётный завод. К тому времени он уже был женатым человеком и отцом. Время было трудное. Зарплаты не хватало, и Денис с радостью откликнулся на предложение вести в одной из школ города Казани кружок детского творчества, где делился с детьми секретами своего мастерства по сборке моделей пластиковых самолётов в масштабе 1:72 и военной техники в масштабе 1:35.

Занимаясь вечерами со своими воспитанниками, он не только делился знаниями, но и совершенствовал свои, потому что именно дети часто подкидывают взрослым интереснейшие идеи: как создать ту или иную деталь, как воспроизвести мельчайшие клёпки на фюзеляже самолёта или бронетехники, непрерывные эксперименты с технологией покраски моделей и многое другое.

К 1991 году результаты работы Дениса заметили и предложили ему оставить основную работу на вертолётном заводе и возглавить лабораторию стендового моделизма городской Станции юных техников. Так и реализовалась его мечта.

КАМАЗ-4326 НЕФАЗ-42111-10-16

К слову сказать, к кружку тянулись не только дети, но и взрослые, приходившие за советом или помощью в изготовлении элементов конструкции или деталей для своих творений. Плоды труда Дениса и его воспитанников можно было увидеть на выставках, проходивших в Казани на базе клуба стендового моделизма или городского молодёжного центра, где множество детей и взрослых показывали свои работы, делились секретами технологий или историческими данными о копируемых прототипах.

Но ничто не вечно. С ликвидацией клуба стендового моделизма Денис с воспитанниками не опустили рук и приглашали своих коллег по клубу участвовать в выставках, проводимых на базе городской Станции юных техников, на базе учебно-технических заведений. Он был организатором трёх выставок стендового моделизма в городе Казани, проводившихся в 1996, 1998 и 2000 годах, на них представлялся широчайший спектр выполненных с нуля вручную копий самолётов, судов, авто- и бронетехники в различных масштабах. И в этом Денису помогали как его коллеги по хобби, так и спонсоры, местный магазин, специализирующийся на продаже различных моделей и предметов для хобби.

Именно благодаря опыту, приобретённому во время работы в системе внешкольного детского образования, и общению с коллегами Денису Минуллину в 2002 году удалось организовать собственную макетную мастерскую.

КАМАЗ-43114 бортовой

Дело случая или судьба

В рамках своей мастерской Денис не перестал заниматься любимым делом. Только теперь это было не отвлечённое создание моделей, всё диктовалось заказчиками и суровыми законами бизнеса. Предприятие жило и развивалось, нарабатывало клиентскую базу и комплектовалось необходимым оборудованием. Однако бренд MD-models появился только в 2009 году. Произошло это благодаря случайному курьёзу. В мастерскую пришёл заказ на создание копий автомобилей для перевозки мусора. Необходимо было сделать в масштабе 1:43 несколько копий автомобилей, прототипы которых выпускало ОАО «Арзамасский завод коммунального машиностроения». Одна часть моделей планировалась на шасси корейского автомобиля Hyunday, а вторая часть на шасси российского КАМАЗа.

Заказ выполнили, причём копию автомобиля Hyunday пришлось сделать абсолютно с нуля, создавая мастер-модель (необходимую для тиражирования) полностью вручную без использования средств 3D-прототипирования. В качестве базы модели КАМАЗ использовали масштабную копию, выпускаемую ОАО «Элекон».

КАМАЗ-43114 НЕФАЗ-42111 «вахта»

В момент сдачи заказчику работ выяснилось, что на модель автомобиля Hyunday необходимо был установить копию 18-кубового контейнера для перевозки мусора, а сделали 16-кубовый. Заказ переделали, а оставшиеся копии 16-кубового контейнера установили на шасси модели ОАО «Элекон» КАМАЗ-53212 и предложили коллекционерам. Модель имела успех. И чтобы его не терять и выделиться из общей массы производителей моделей автомобилей в масштабе 1:43, решили создать бренд MD-models и под этой маркой наладить выпуск копий грузовых автомобилей.

Первые собственные разработки

После копий автомобилей для перевозки мусора под брендом MD-models была выпущена красивая и проработанная линейка моделей вахтовых автомобилей, чьи прототипы выпускались с использованием шасси КАМАЗ на Нефтекамском автозаводе. Для выпуска этих моделей широко использовались детали моделей, производимые на ОАО «Элекон» (шасси, кабины, оптика, покрышки и др.).

Постепенно работы MD-models стали завоёвывать популярность, ими заинтересовались коллекционеры и бизнесмены, занимающиеся продажей масштабных моделей. Начался диалог по улучшению качества выпускаемых копий автомобилей, расширению их ассортимента. Появились копии вахтовых автомобилей на шасси «Урал-4320», где в качестве базовых моделей также использовалась продукция ОАО «Элекон». Параллельно осваивались новые технологии 3D-прототипирования.

КАМАЗ-43114 НефАЗ-4208(АСО-20) вахтовый автобус КАМАЗ-43114 НефАЗ-4208(АСО-20) вахтовый автобус

В коллективе мастерской появился конструктор, с чьей помощью разрабатывались чертежи и 3D-модели, необходимые для изготовления копий современных камазовских кабин и множества других дополнительных деталей, позволяющих увеличить копийность и проработку последующих масштабных моделей. Благодаря проделанной работе, коллекционерам предложили копии автомобилей НефАЗ-42111-10-14 «аварийный» и «пожарный» на шасси КАМАЗ-4310, КАМАЗ-45143 с прицепом, КАМАЗ-54115 с полуприцепом ТЗ-22, ПНС-110 на шасси «Урал-4320», тягач КАМАЗ-54115, АП-5 на шасси КАМАЗ-53229, сельскохозяйственный самосвал КАМАЗ-53229, различные модификации КАМАЗ-43261, мусоровоз КО-427 на шасси КАМАЗ-53229 и др.

К сожалению, ОАО «Элекон» прекратило выпуск масштабных моделей КАМАЗ, и у специалистов MD-models появились трудности с базовыми моделями. Эти трудности не остановили Дениса и его коллег, благодаря настойчивости и целеустремлённости появилась их собственная разработка – копия автомобилей КАМАЗ семейства 43114 / 43118 в различных модификациях (бортовые, пожарные, специальные). Таким образом, от создания хорошо детализированных конверсий MD-models перешла к мелкосерийному выпуску собственных масштабных моделей автомобилей.

КАМАЗ-43114 бортовой с тентом

Старые модели и новые технологии

Процесс создания всех моделей происходит в Казани. Из полистирола, реже из металла и металлической проволоки создаются мастер-модели всех деталей и узлов будущей копии, затем изготовляются формы из силикона или металла (например, для производства покрышек, на конверсиях применялась элеконовская). Детали создаются методом литья из различных смол в силиконовые формы, что позволяет создавать небольшие тиражи по 20–30 моделей, затем необходимо с мастер-моделей снимать формы заново.

Сборка и окраска осуществляются также силами MD-models, для чего привлекают специалистов с соответствующими навыками. Ведь покинув в 2002 году Станцию юных техников, Денис Минуллин не утратил связи со своими коллегами и воспитанниками. Поэтому их взаимовыгодное сотрудничество продолжается до сих пор.

КАМАЗ-4326 НЕФАЗ-42111 «вахта» КАМАЗ-4326 Вахтовый автобус-42111 Служба безопасности движения КАМАЗ-4326 Аварийная служба

Не отвергает Денис и помощь признанных мастеров, того же Дамира Файзуллина, оказавшего большую помощь при создании мастер-моделей составных частей копии автомобиля БелАЗ-540, таких как основание кабины, саму кабину и кузов самосвала.

Внедряются и новые технологии (3D-фрезерование, лазерная резка), осваивается специализированное программное обеспечение, приобретён 3D-принтер, всё это делается, чтобы максимально повысить качество копий, выпускаемых в масштабе 1:43, наибольшего соответствия их своим прототипам. До настоящего времени MD-models не ограничивала тиражи своей продукции, довыпуская различные модели из своего ассортимента на основе заказов от коллекционеров и магазинов. Но в дальнейшем эта ситуация может и измениться.

БЕЛАЗ-540

Диалог между MD-models и теми, кому интересна её продукция, всё больше расширяется. Денис со своей командой прислушивается к мнению коллекционеров, и в результате появляются масштабные модели конкретных, нужных увлечённым людям, прототипов в соответствующей окраске, с необходимым набором дополнительного оборудования и деколей. Такое внимание позволяет MD-models реализовывать свою продукцию не только в России и странах бывшего СССР, но и в других странах.

Одним из недавних проектов MD-models, запущенных в конце 2014 года, стало производство ограниченных серий копий карьерного самосвала БелАЗ-540 в различных вариантах окраски. Полностью самостоятельно созданная и прекрасно проработанная модель, состоящая из 99 различных деталей, известного в СССР автомобиля была с большим энтузиазмом встречена как коллекционерами, так и множеством магазинов. Каждая модель комплектовалась соответствующим сертификатом и упаковывалась в картонную коробку с блистером, на которой впервые появился логотип «MD-models» (ранее название своего бренда Денис указывал на рамах созданных моделей).

Тщательность, с которой Денис Минуллин и его коллеги подходят к созданию масштабных моделей, говорит о том, что у MD-models есть прекрасное будущее. Ждём новых и качественных моделей!

КАМАЗ-53229 КО 427 мусоровоз КАМАЗ-53229 КО 427 мусоровоз на шасси КАМАЗ-53212
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию