Опубликовано: ГП 01-2004

Гриф секретности снят

К.Ушанов, фото автора

Наша редакция давно сотрудничает с Минским заводом колесных тягачей (МЗКТ). Именно сотрудничает, поскольку взаимоотношения имеют деловой и взаимовыгодный характер. А в октябре 2003 г. МЗКТ впервые провел выставку-семинар по продукции двойного назначения: «ВОЛАТ – настоящее и будущее». Это для минских изготовителей тяжелой колесной техники событие тем более значительное, что на протяжении всей своей истории автозавод был закрытым военным предприятием.

Желание участвовать в выставке-семинаре изъявили около 100 потребителей и потенциальных заказчиков из России, Украины и Казахстана. Однако реальное число участников оказалось еще больше: были делегации даже из Китая и Вьетнама. Пригласили и журналистов, в том числе и из России. Присутствующим предоставили возможность собственноручно опробовать 15 машин МЗКТ на военном полигоне близ Минска. Жаль только, что среди потенциальных покупателей желающих прокатиться на уникальной технике оказалось настолько много, что до журналистской братии очереди не дошло. Зато перед началом выставки-семинара руководство автозавода провело для них пресс-конференцию.

Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) образован в 1991 г. на базе производства специальных колесных тягачей Минского автозавода (МАЗ). Оно специализировалось на изготовлении полноприводных шасси для мобильных ракетных комплексов Вооруженных сил СССР, стран Варшавского договора и их союзников. МЗКТ унаследовал эту продукцию. Понятно, что, находясь на территории МАЗа и имея с ним тесные производственные связи, завод колесных тягачей довольно широко использует сделанные автозаводцами комплектующие, например, кабины, которые на машинах МЗКТ отличаются только надписью «Волат» вместо аббревиатуры «МАЗ». Кстати, это название получили автомобили, собиравшиеся еще на МАЗе.

Сегодня МЗКТ опять входит в ПО «БелАвтоМАЗ», но не в качестве подразделения, а как самостоятельное юридическое лицо.

В настоящее время на заводе выпускаются уникальные многоосные тягачи для армии России и Белоруссии. К числу таких автомобилей относятся: комплексы машин для РВСН России «Тополь-М» – стратегического оружия XXI века, носители мобильных комплексов ПВО С-300 и «Печора», автомобили для самоходного артиллерийского комплекса «Берег», систем залпового огня, тягачи для транспортировки танков и бронетехники, мобильных лечебно-диагностических комплексов «Эскулап», различные инженерные машины. Эти шасси имеют уникальные тактико-технические характеристики. С помощью этих автомобилей достигается высокая маневренность и полная автономность комплексов вооружений, что делает их надежным средством решения оборонительных задач.

Многолетний опыт создания и производства специальных колесных шасси большой и особо большой грузоподъемности для нужд Советской Армии позволил заводу в короткие сроки создать гамму колесных шасси под монтаж самого разного оборудования для его транспортировки по всем видам дорог и местности. И сегодня продукция МЗКТ – это не только армейские полноприводные многоосные автомобили. Машины с маркой «Волат» эксплуатируются во многих отраслях гражданского хозяйства.

Надежность и высокие эксплуатационные качества на труднопроходимой местности обеспечивают:
дизели мощностью от 400 до 800 л.с.;
механические коробки передач МЗКТ и гидромеханические трансмиссии самых известных производителей;
двухступенчатые раздаточные коробки с блокируемым межтележечным дифференциалом;
ведущие мосты с самоблокирующимися дифференциалами;
рулевое управление с гидроусилителем и механической связью между управляемыми колесами.

На полигоне участникам выставки-семинара и журналистам были представлены автомобили для блицтеста. Описать их все нет возможности. Остановимся на самых интересных.

Из всей гаммы автопоездов, представленных на блицтест, наше внимание привлек тяжеловоз, состоявший из тягача МЗКТ-74295 8х8 и полуприцепа МЗКТ-93783 грузоподъемностью 60 т. Тягач оснащен дизелем Mercedes-Benz OM 502LA мощностью 544 л.с. и гидромеханической коробкой передач Allison CLBT 745/HD560PR. На автопоезде установлены широкопрофильные шины Michelin, значительно улучшающие его проходимость, особенно на местности со значительным перепадом высот. Кроме него присутствовали еще два автопоезда: МЗКТ-74131 и МЗКТ-7429 с полуприцепами грузоподъемностью соответственно 70 и 50 т. Оба тягача имели колесную формулу 8х8 и два передних управляемых моста.

Среди тягачей особый интерес участников семинара вызвала новая разработка минчан – седельный тягач МЗКТ-692374 с колесной формулой 8х4. Автомобиль оснащен двигателем ЯМЗ-7513,отвечающий нормам Euro-2, мощностью 420 л.с. Этот тягач предназначен для перевозки крупногабаритных неделимых грузов по дорогам всех видов и может буксировать полуприцеп грузоподъемностью 60 т. При этом радиус поворота МЗКТ-692374 не превышает 10 м, что очень важно в стесненных условиях строительных площадок. Седельный тягач с такими характеристиками для эксплуатации на дорогах общего пользования выпущен впервые в СНГ.

Другим объектом пристального внимания участников семинара стал балластный тягач МЗКТ-74132 8х8 с уникальной способностью буксировать массу до 250 т. Понятно, что эта модель является негабаритной. Но это не имеет большого значения, поскольку перевозка подобных тяжестей – всегда специальная транспортная операция, которая обеспечивается не только самой машиной, но и многочисленными вспомогательными, дополнительными и сопровождающими средствами.

Среди самосвалов мы встретили старых знакомых. В частности, мы уже знакомили читателей с капотным МЗКТ-652511 с колесной формулой 6х6, («Грузовик Пресс», первый пилотный номер). Здешний самосвал отличался только тем, что успел без серьезных замечаний пройти 60 тыс. км, работая в трехсменном режиме в Сургуте.

Огромный интерес участников семинара вызвал самосвальный автопоезд, состоящий из самосвала с кузовом САТ-134 на шасси МЗКТ-692371 8х4 и трехосного прицепа САТ-135. Этот автопоезд с двухсторонней разгрузкой может перевозить 42,5 т. Самосвальные кузова автомобиля и прицепа имеют оригинальную конструкцию бортов, состоящих из двух частей: одна из них имеет верхнюю подвеску, другая – нижнюю. Это позволяет избежать засыпания колес автопоезда и уменьшает вероятность его опрокидывания при разгрузке. Автопоезд – совместная разработка МЗКТ и Бобруйского завода «СпецАвтоТехника» (САТ).

На шасси МЗКТ создана широкая гамма специальной техники. Например, автокраны грузоподъемностью от 25 до 70 т, экскаваторная установка, бетоносмесители вместимостью от 8 до 10 м3, топливозаправщики, мобильные буровые установки для разведочного и эксплуатационного бурения, мобильные установки для ремонта скважин, сейсморазведчики, колтюбинговые установки.

Какие шасси были представлены на блицтест? Это МЗКТ-79081 (8х8), МЗКТ-69234 (8х4), МЗКТ-7922 (16х16), МЗКТ-79306 (8х8), МЗКТ-79091 (8х8), МЗКТ-8007 (6х6 с двумя передними управляемыми осями).

Всем собравшимся на военном полигоне было продемонстрировано уникальное шасси МЗКТ-79081 8х8 со всеми управляемыми осями и низкой кабиной. Этот автомобиль способен двигаться «крабовым ходом».

К сожалению, мы не обнаружили среди представленной техники таких уникальных машин, как капотный тягач МЗКТ-74135 с колесной формулой 8х8 и двигателем Deutz MWM TBD 234V12 мощностью 788 л.с., эвакуатор МЗКТ-790986, полноприводный автопоезд МЗКТ-7907 с колесной формулой 24х24 (!!!). И дело было не в том, что они сегодня трудятся за границей. Просто такие машины чисто технически невозможно было бы доставить на полигон.

Очень жаль, что не удалось опробовать технику МЗКТ за рулем. Однако руководство МЗКТ пообещало провести тест-драйв своей продукции специально для журналистов. Что ж, остается только ждать.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен