Опубликовано: ГП 01-2008

Нижегородские ЛиАЗы

М. Морозов, водитель автобуса 6-го автобусного парка Нижнего Новгорода, фото автора

С интересом читаю Ваш журнал, так как нахожу в нем много полезного и познавательного материала. Недавно увидел статью о работе автобусов НефАЗ ("ГП" № 7, 2007 г.) и решил рассказать о работе в Нижнем Новгороде машин флагмана отечественного автобусостроения – Ликинского автобусного завода.

В 2006–2007 году согласно программе правительства Нижегородской области о реформировании пассажирского автотранспорта в автобусные парки города поступило порядка 850 новых городских автобусов большого класса. Среди производителей, подводя итоги конкурса, выбрали Ликинский автобусный завод и Минский автозавод.

Прежде всего хочется выразить благодарность сотрудникам Ликинского автобусного завода за тесное сотрудничество и явное желание усовершенствовать выпускаемые машины. Очень многие пожелания были учтены, и в 2007 году поступили автобусы без недостатков, допущенных в 2006-м.

Первая партия состояла из машин ЛиАЗ-5256.25 с двигателем Caterpillar 3116 и 6-ступенчатой ГМП Allison. Внешне машины легко узнаваемы по белым дверям (в последующих партиях двери были зеленого цвета). Надо сказать, что новые автобусы произвели очень хорошее впечатление и на пассажиров, и на водителей, так как до этого немногочисленный парк городских автобусов составляли изношенные на 90% Ikarus-263 и -280, MAN и ЛиАЗ-677М. В небольшом количестве имелись закупленные 4–5 лет назад ЛиАЗ-5256 с двигателями ЯМЗ и КамАЗ, на тот момент тоже изрядно потертые. Потом поступали машины с двигателями Caterpillar 3116 и 3126Е с 5- и 6-ступенчатыми ГМП Allison.

Панель приборов автобуса ЛиАЗ-5256.26 с ГМП Voith. обратите внимание: обод руля закрывает аварийную красную лампу

Так как персонал автобусных парков не имел опыта обслуживания этих автобусов, несмотря на то, что машины находились на гарантии, протяжку и устранение мелких неисправностей на первых пришедших автобусах выполняли специалисты Ликинского завода, не скупясь на различные советы и пожелания (которые, кстати, очень помогали) по эксплуатации и техобслуживанию этих машин.

Но с началом эксплуатации начали всплывать и детские болезни новых автобусов. Например, из-за отсутствия сапуна в крышке бачка ГУРа воздух из системы рулевого управления или выдавливал масло из-под крышки, или рвал резиновый рукав. На машинах, пришедших в 2007 году, уже был сапун в крышке. Потрепала нервы водителям и ремонтникам и промежуточная опора привода вентилятора, в которой, видно, предусматривалось применение в ролике необслуживаемых подшипников, но подшипники стояли обычные, а масленки для смазывания оных не было. В связи с этим, выработав заложенную заводом смазку, ролик начинал дико выть, и однажды его просто заклинивало, что сопровождалось разрывом приводных ремней.

Табло автоинформатора перекрывается выступом панели, поэтому его приходится выносить со штатного места

Как и в случае с сапуном, ликинцы в новой партии уже предусмотрели масленку для смазывания ролика промежуточной опоры. Также у крышки капота стояла кнопка, исключающая запуск двигателя из кабины при открытом капоте. Вещь, безусловно, нужная и полезная. Но скоба, на которой крепилась кнопка, выполнена из мягкого металла, который после нескольких открываний и закрываний капота сгибался и уводил кнопку назад. Из-за этого даже при закрытом капоте нельзя было запустить двигатель из кабины. Но заводчане, установив на новой партии автобусов усиленные уголки, решили эту проблему.

Массу нареканий вызвало неудобное расположение масляного щупа на двигателе Caterpillar 3126 – доставая его, обязательно протрешь рукавом бачок гидроусилителя. Но это уже не дефект, а просто неудобная компоновка оборудования в моторном отсеке. В процессе осмотра машины перед сменой решаешь еще один ребус – как узнать уровень антифриза в бачке. Дело в том, что бачок непрозрачный и определить, имеется там антифриз или нет, на глаз почти невозможно. Здесь парковые умельцы научились проверять наличие охлаждающей жидкости в системе по звуку и на ощупь.

На автобусах 2007 года выпуска установили усиленный уголок для кнопок защиты от запуска при открытом капоте

Для этого надо несколько раз нажать на резиновый патрубок. Возникающее при этом хлюпанье и звук перетекающей жидкости являлись верным признаком наличия антифриза в системе охлаждения. Некоторые светили фонариком в заливную горловину, а наиболее равнодушные продолжали работать до срабатывания датчика низкого уровня тосола (который на ряде машин и не работал). Согласитесь, негоже проверять довольно важный параметр на современном автобусе какими-то первобытными методами. Я надеюсь, что на последующих выпускаемых машинах будет предусмотрено смотровое стекло или что-то наподобие него.

Следующая неприятность появилась практически сразу, но во всей красе проявила себя зимой – это жуткие удары в ГМП Allison при переключении со 2-й на 1-ю передачу. Честно говоря, после первого подобного удара я подумал, что меня кто-то "догнал". Проблема эта стала проявляться массово, в связи с чем была составлена рекламация дилеру фирмы Allison о массовом браке ГМП. Фирма же сначала направила отписку, что брак вызван неправильной эксплуатацией, так как якобы не допускается движение автобуса на выбеге с включенной передачей, иными словами, постоянно должна быть нажата педаль газа или тормоза. Согласитесь, абсурдно давать такие советы по эксплуатации автобуса в условиях полуторамиллионного города с "хорошими" пробками и довольно жестким расписанием.

Двигатель Caterpillar 3126Е

Но так как рекламации продолжали поступать, Allison выслала своего "замечательного" представителя, который в ответ на вопросы водителей о причинах данного дефекта советовал заменить прокладку между рулем и сиденьем (причем заявил так не только молодым водителям, но и водителю-наставнику с 15-летним стажем работы на автобусе), ссылаясь на отсутствие данного дефекта на автобусах других парков, хотя мои друзья из АТП, где, по словам уважаемого представителя, проблем с данной ГМП не возникает, тоже замучились с этими рывками. Из сказанного, думаю, ясно, что воз и ныне там. К великой радости (во всяком случае, моей) в 2007 году были закуплены автобусы ЛиАЗ-5256.26 и ЛиАЗ-5293 с ГМП Voith, которую я считаю идеальной ГМП для городского автобуса. ГМП Allison более подходит для работы на пригородных маршрутах, так как позволяет развивать скорость порядка 110 км/ч, а в диапазоне скоростей 60–80 км/ч обеспечивает более экономичный режим работы двигателя ввиду меньших оборотов (1300–1800 мин-1 против 1850–2500 мин-1 с ГМП Voith).

Есть нарекания и по двигателю (скорее даже не по двигателю, а по системе охлаждения). Огромные утечки антифриза (огромной я считаю утечку минимум 5–6 л за месяц работы при пробеге 8–10 тыс. км).

Теперь о внешнем виде и эргономике. Внешне и внутри от ЛиАЗ-5256 довольно приятное впечатление (речь идет об автобусах с передней и задней пластиковыми масками). Но в кабине чувствуешь себя как в аквариуме из-за очень высоких ветровых стекол, плюс ко всему шторка, предусмотренная заводом-изготовителем, не закрывает левый угол, через который солнце светит прямо в глаза. Поэтому многие водители либо повесили занавески на ветровое стекло, либо оклеили верх стекла тонировочной пленкой. Панель приборов удобная, единственный просчет (кстати, уже описанный в тесте ЛиАЗов в журнале "Основные Cредства") – большая красная аварийная лампа перекрывается рулем, но и это замечание было учтено. На снимках пояснено, каким образом.

6-ступенчатая ГМП Allison

Хочу поделиться впечатлениями о ходовых качествах автобусов ЛиАЗ-5256 с двигателем Caterpillar. Скажу честно, такой тяги от рядной "шестерки" – 3126Е я просто не ожидал. Это не машина – это ураган, хоть с Voith, хоть с Allison. Пустой ЛиАЗ-5256.26 по разгону мало чем уступает даже легковым машинам. С пассажирами ЛиАЗ тоже демонстрирует мягкий (особенно с ГМП Voith), но уверенный разгон, отличную тягу на подъеме. В городских условиях очень помогает гидрозамедлитель ГМП. Помимо того что он дает очень хороший тормозной эффект, очень надолго хватает тормозных колодок (например, на моей машине за 50 тысяч поменяли только задние накладки с одной стороны). К тормозам тоже претензий нет, ABS работает четко – машину не заносит. Салон спроектирован очень хорошо, и в условиях городских перевозок достаточно удобный. Зимой в нем тепло, а в кабине вообще можно ездить в майке, что у нас многие и делали. Рулевой механизм обеспечивает разворот в очень стесненных условиях и удобен в использовании.

В 2007 году в 6-й автобусный парк поступило 100 полунизкопольных автобусов ЛиАЗ-5293. Эти машины произвели двоякое впечатление. Несомненными плюсами стали передние дисковые тормоза, рулевой механизм немецкого производства и обновленный дизайн кабины водителя. Порадовал и перенос блока предохранителей и реле в салон на заднюю станку кабины (как на автобусах МАЗ-103 и троллейбусах БТЗ). Очень понравилась новая панель приборов – все клавиши под руками, аварийная лампа хорошо видна, приятный дизайн. Помимо этого в кабине имеется множество полочек и кармашков для всяких мелочей, предусмотрена откидная полочка и отделения для денег – для удобной работы водителя без кондуктора.

ГМП Voith

А недостатки – невысокое качество сборки кабины, из-за чего весь пластик сильно гремит на неровностях дороги. Нет места для запаски и бардачка под крупный инструмент типа баллонного ключа, монтажек и шланга подкачки (это плата за низкопольность передней и средней площадок). Большое недовольство кондукторов и пассажиров вызвали ступеньки в салоне и узкий проход на заднюю площадку. Но здесь я приму сторону ликинцев – они создали по максимуму низкопольную машину за минимальные деньги. В модельном ряду ЛиАЗа имеется полностью низкопольная модификация – 5292, но наше руководство, видимо, посчитало стоимость автобусов ЛиАЗ-5292 слишком высокой, а ЛиАЗ-5293 как раз является бюджетным низкопольником, и ругаться здесь не стоит.

На автобусах ЛиАЗ, поступивших в 2006–2007 годах установлен силиконовый привод вентилятора. В руководстве по эксплуатации описан лишь пневматический привод, который устанавливался ранее. В связи с этим хочется увидеть в книге описание и требования по техническому обслуживанию силиконового привода, так как опыта эксплуатации его нет. Хотелось бы получить и информацию о двигателе Caterpillar 3126Е.

Хочу отметить, что помимо автобусов ЛиАЗ были закуплены автобусы МАЗ-103, но об их особенностях сказать ничего не могу, так как работаю исключительно на ЛиАЗах (начинал на ЛиАЗ-677).

На автобусах 2006 года выпуска сапуна на крышке бачка ГУРа не было...

Напоследок же хочу вернуться к отношению ликинского завода к получателям автобусов. Такого делового подхода я еще не видел. Условия гарантии выполняются стопроцентно (!), 1–2 раза в неделю приезжает автомобиль и забирает бракованные запчасти (разумеется, мелкие), а взамен привозит новые. В документах, поставляемых с автобусом, имеется анкета, где предлагается оценить основные параметры машины и отправить ее в отдел технического контроля завода. ЗИП включает в себя ВЕСЬ необходимый в работе инструмент, а также приспособления и комплект фильтров. Представители завода внимательно выслушивают замечания, никогда не откажут в совете, а то и помогут на деле. Спасибо, уважаемые заводчане, за хорошую машину (пусть не без огрехов, но ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает), надеюсь, в дальнейшем качество будет только расти.

Хочу выразить пожелания по дальнейшей модернизации машин ЛиАЗ-5256 с двигателем Caterpillar:

1. Сделать стекло для контроля уровня охлаждающей жидкости в бачке.

... в 2007 году его поставили

2. Перенести бачок ГУРа немного ниже для более удобного доступа к щупу уровня масла в двигателе.

3. Изменить конструкцию переднего маршрутоуказателя, так как его съем и дальнейшая установка вызывают очень большие сложности (особенно на автобусах с обновленной кабиной, рассчитанной под установку АСКП).

4. Не буду уж просить ставить дисковую магнитолу, как на автобусах Scania, прошу лишь предусмотреть место под установку и подвести питание 12 В (в условиях 8–12 часового рабочего дня водителя считаю наличие магнитолы необходимым для снижения утомляемости).

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен