Опубликовано: ГП 06-2004

ОАО «ГАЗ»: НОВИНКИ старейшины российского автопрома

К. Ушанов, фото автора

Видимо, для того, чтобы развеять всякие слухи, а их в последнее время вокруг ОАО «ГАЗ» было немало, руководство завода решило провести тест-драйв для журналистов. На суд пишущей и снимающей братии представили три рестайлинговые «Волги» ГАЗ-31105 и полноприводный «Садко» ГАЗ-33081 с дизелем Д-245.7 Минского моторного завода. Нас, понятно, больше интересовал грузовик, однако и «Волге» уделим немного внимания.

В принципе, основные усовершенствования ходовой части были сделаны раньше на ГАЗ-3110. А на ГАЗ-31105 изменения коснулись, главное, экстерьера, безопасности конструкции и эргономики. Установка современных блок-фар «потянула» за собой изменение оперения кузова – передних крыльев, капота, облицовки радиатора и бампера. Новые фары, изготавливаемые на ОАО «Освар» в Вязниках, объединяют в едином корпусе и под одним высокопрочным рассеивателем элементы головного света с полифокальными отражателями (ближнего и дальнего) и указатели поворотов.

Кстати, Вязники находятся сравнительно недалеко от Нижнего Новгорода – во Владимирской области, что снижает расходы по доставке недешевой светотехники.

Салон ГАЗ-31105 тоже претерпел некоторые изменения. В интерьере появились новые обивочные материалы, изменена конфигурация передних сидений, что повысило комфортабельность автомобиля.

ММЗ-245.7 под капотом «ГАЗика»

В движении новая «Волга» обнаружила заметное улучшение разгонной динамики. Правда, представители завода ни словом об этом не обмолвились, хотя это было видно даже невооруженным глазом. Видимо, изменились числа передаточного отношения либо заднего моста, либо в коробке передач.

Что касается двигателя, то он остался прежним ЗМЗ-406 с впрыском. Однако, по словам заводских специалистов, в 2004 г. запланирована установка мотора Euro-2, который обеспечит снижение шума. Двигатель получит новые электронную систему управления и систему выпуска отработавших газов, а топливный бак – вмонтированный в него электрический бензонасос и систему улавливания паров топлива.

А вообще-то, нижегородцам уже давно следовало ставить на популярные в народе «Волги» дизели, и не в единичном числе, а серийно, примерно на половину программы. Ведь еще в 60-х – 70-х годах прошлого века экспортные «Волги» – сначала М-21, а затем и ГАЗ-24, подвергались у дилеров «дизелизации» и пользовались огромной популярностью среди медицинских работников, полиции и таксистов таких стран, как Бельгия, Норвегия, Финляндия. С тех пор уже и новое тысячелетие успело наступить, а дизели на «Волги» монтируются по заказу клиента, штучно, как опция.

«Новая» комбинация приборов

В пресс-релизе по ГАЗ-31105 упоминается наличие в тормозах ABS, разработанной специалистами ГАЗа совместно с фирмой Bosch. По этому поводу можно сказать только одно: ну наконец-то, давно следовало в стандартную комплектацию включить. Аналогично и с установкой на конвейере сварочной роботизированной линии для сборки легковых кузовов. Такие линии имелись на АЗЛК (когда работал…), а на ВАЗе – с самого его рождения до сегодняшних дней.

Теперь о родном: ГАЗ-33081 «Садко» с дизелем ММЗ Д-245.7. Среднетоннажные автомобили оказались последними, на которые ГАЗ стал конвейерно устанавливать минские дизели. До этого года такие машины делались небольшими партиями – по 50 в месяц. Как говорят заводчане – для изучения рынка, хотя сами работы по адаптации минских моторов к нижегородским грузовикам ведутся уже с 1998 г. Нынешний год ознаменовал начало производства дизельных грузовиков ГАЗ промышленными партиями.

Преимущества автомобиля с дизелем Д-245.7 неоспоримы. Среди них и меньший 30–40% (8–13 л) путевой расход топлива, и больший на 150 тыс. км, чем у бензинового мотора ресурс. При этом 122 л.с. дизеля позволяет автомобилю развивать скорость до 95 км/ч. И еще соотношение «цена-качество», которому в России аналогов нет.

«Обеденный» салон «Вепря»

На самом деле, дизельному среднетоннажному «газику» следовало появиться гораздо раньше. Ведь по дорогам СНГ уже несколько лет «скачут» зиловские «Бычки» и минские «Зубрёнки». И стоят на них все те же ММЗ Д-245, только других модификаций. Будем надеяться, нижегородские грузовики будут достойными конкурентами на рынках не только России, но и СНГ.

В настоящее время дизелями ММЗ оснащаются грузовики ГАЗ-3309 и полноприводные ГАЗ-33081 «Садко». Производственная программа на апрель предусматривает выпуск 1 704 грузовиков, из них 300 с минскими двигателями, а в мае будет выпущено 1 454 среднетоннажных автомобиля и машино-комплекта, из них 1 000 с Д-245.7.

Кроме двигателя ГАЗ-33081 получил и еще несколько существенных новинок:

– новую разъемную 5-ступенчатую полностью синхронизированную коробку передач;

– валы в коробке передач, установленные на конических подшипниках;

– диафрагменное сцепление повышенной долговечности;

– гидроусилитель рулевого управления.

Картер коробки передач разъёмный

На ходу гидроусилитель понравился. Просто отличная управляемость даже на бездорожье! Вот только диаметр рулевого колеса большой и неудобный, да еще и в не очень просторной кабине. И толщину обода не мешало бы увеличить.

Есть еще несколько недостатков в «Садко». Первый из них – нерегулируемая рулевая колонка. В кабине и так не слишком удобно людям небольшого и высокого роста, да еще и руль отрегулировать нет возможности. Вдобавок на водительском месте сидишь, как на табуретке – без подрессоривания. Правда, заместитель главного конструктора по грузовым автомобилям ОАО «ГАЗ» Владимир Давыдов нам рассказал, что сотрудникам его подразделения удалось смягчить подвески грузовиков, что, в конце концов, повлияло на плавность хода в положительную сторону. Однако во время поездки по пересеченной местности на полигоне за рулем дизельного «Садко» этого было что-то не заметно.

Второй явный недостаток – неудобство посадки в кабину: если одной рукой при этом можно ухватиться за подлокотник двери, то второй – только за край дверного проема кабины: поручня то нет. Да и жесткая петля на подножке относительно дверного проема расположена неправильно. Тот же Владимир Давыдов рассказал, что сначала делали подножку на тросах, но она не пошла в серию, поскольку не приглянулась водителям. Кстати, тогда поручня в проеме двери тоже не было. Но если совместить тросовую подножку с поручнем, то все встанет на свои места, и садиться в кабину будет гораздо удобнее.

Проблема только в одном: на заводе всеми силами удешевляют продукцию. Считается, что дешевизна автомобилей ведет к увеличению их продаж, и как следствие, увеличивает доход предприятия. В отношении «Газелей» такой подход руководства ОАО «ГАЗ» себя, видимо, оправдывает… за неимением конкурентов. А рынок среднетоннажников заселен весьма плотно. Поздно на ГАЗе спохватились, и завоевывать эту рыночную нишу будет очень трудно. И низкая цена ГАЗ-3309 или ГАЗ-33081 – еще не панацея от конкурентов.

Надежность, эффективность в работе, комфортабельность и отличный сервис, полностью обеспеченный качественными запчастями – вот что определит дальнейшую судьбу нижегородских грузовиков. Если в этом ГАЗ превзойдет конкурентов, то и покупатели будут считать разумной большую цену. Примеров этому сегодня много.

Удобный «пульт» управления трансмиссией

Минский дизель имеет версию Д-245.7Е2, отвечающую экологическим нормам Euro-2. Такие моторы будут устанавливаться на автомобили семейств ГАЗ-33104 «Валдай» (4х2, грузоподъемностью 4 т), ГАЗ-33086 «Земляк» (4х4, грузоподъемностью 4 т), ГАЗ-3901 «Вепрь» (4х4) с модульным кузовом и др.

Из перечисленных моделей особо отметим «Вепрь». Этот автомобиль оригинален сам по себе. Он существует в трех вариантах: ГАЗ-3901, ГАЗ-3902 и ГАЗ-3903, отличающихся друг от друга снаряженной массой и двигателями. На них может быть установлен любой кузов, который закажет покупатель. Поэтому он и называется «модульный». Его можно приспособить подо что угодно. Например, на наших фотографиях – машина для охоты.

Настоящая печка в салоне «Вепря»

Боковые сиденья можно быстро разложить под спальные места. Для трапезы между сиденьями раскладывается столик, в сложенном состоянии закрепленный на боковине кузова. Можно установить и печку. Конечно, автомобиль получается не дешевым. Зато он обладает высокой проходимостью, системой регулировки давления в шинах, люками в крыше для стрелков и т.д. А дизели ММЗ Д-245.7 или ГАЗ-562 обеспечивают умеренный расход топлива. В общем, «Вепрь» – не стандартный вездеход, а универсал-трансформер. Очень интересный автомобиль. К сожалению, «подержать» его «в руках» нам не удалось, хотя протестировать в обозримом будущем несколько автомобилей ГАЗ, в том числе и «Вепрь» мы договорились.

В заключение процитируем заводской пресс-релиз. «За прошлый год с конвейеров ГАЗа сошло 213 489 автомобилей и машино-комплектов, что на 8 750 больше, чем в 2002 г. Реализовано 216 035 автомобилей и машино-комплектов. По сравнению с 2002 г. комплектов и автомобилей ГАЗ продано больше на 15 599.

За прошедший год сборочным автозаводам ОАО «ГАЗ» поставило 10 546 машино-комплектов. Это на 3 942 больше, чем в 2002 г. Кроме того, для Завода автомобилей малых серий отправлено еще 1 544 машино-комплекта. Запасных частей произведено на сумму 1 828 457 тыс. руб., что превышает производство 2002 г. в сопоставимых ценах на 44 809 тыс. руб.

За 2003 г. в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды ОАО «ГАЗ» и дочерние предприятия и общества перечислили 6 658 403 тыс. руб., что на 591 780 тыс. руб. больше, чем в 2002 г. Среднемесячные платежи составили 554 867 тыс. руб. Все текущие платежи погашены полностью».




Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен