Опубликовано: ГП 08-2005

Чусовская малолистовая параболическая рессора

В. Волчков, фото автора

Предназначение малолистовой рессоры (МЛР) предполагает три основных понятия – комфорт, долговечность, снижение металлоемкости. В автомобильной рессоре нагрузки распределяются неравномерно: максимальные приходятся на центральную часть рессоры, где компенсируются пакетом из листов постоянного сечения. Продоль-ный профиль листа МЛР переменный, от концов к середине листа сечение увеличивается по параболическому закону (отсюда и название – параболическая), что обеспечивает распределение напряжений по всей длине листа равномерно, без скачков.

Это и определяет меньшую жесткость рессоры, таким образом обеспечивая плавность хода автомобиля. Водителя, поездившего на «мягких» рессорах, вряд ли усадишь в автомобиль с рессорами классическими многолистовыми. Показатель долговечности рессоры возрастает в полтора-два раза за счет уменьшения межлистового трения, а значит, истирания и выкрашивания листов, отсутствия пиковых напряжений. И еще одно немаловажное обстоятельство – металлосбережение на 25...30%. Благодаря оптимальной форме листа в МЛР допустимые рабочие напряжения значительно увеличены, что и позволяет сократить количество листов до минимума.

За рубежом разработка конструкции МЛР началась в середине прошлого века, а в 60-х они уже массово устанавливались на европейских и американских автомобилях. В нашей стране первые МЛР появились на двадцать лет позже. Чусовской металлургический завод (далее ЧМЗ) стоял у истоков создания первой советской малолистовой рессоры, а если точнее, работы по ее созданию начались на заводе с 1977 года. В то время листы для МЛР на Западе производились на специальных автоматизированных вальцековочных агрегатах с числовым программным управлением. При этом каждый конец заготовки обрабатывался вальцами отдельно, за несколько проходов и нагревов.

Тогда в СССР такой техникой никто не располагал (на ГАЗе и ЗИЛе подобные установки появились после 2002 года), поэтому ЧМЗ пришлось идти своим путем. Его подсказали ученые Челябинского политехнического института, предложившие производить переменный профиль для МЛР методом продольной прокатки, обеспечивающим точную геометрию и жесткость допусков в размерах. По производительности этот способ в 2...3 раза превосходил зарубежные, однако его освоение потребовало больших усилий специалистов ЧМЗ. Успех пришел не сразу, но сегодня ЧМЗ – единственное предприятие в мире, где в промышленном масштабе освоен метод продольной прокатки листов МЛР.

В 1978 году на ЧМЗ была выпущена первая МЛР для подрессорника ЗИЛ-130. К середине 90-х годов были разработаны и изготовлены малолистовые модификации рессор для автомобилей ГАЗ-53-12, ГАЗ-4301, ГАЗ-3302, ЗИЛ-130, КамАЗ-5425, УАЗ-3160 и др. Специально для выпуска МЛР был построен и в 1995 году запущен в эксплуатацию уникальный, единственный в России мини-стан-580 для проката рессорной полосы периодического профиля. Фирменной отличительной чертой чусовской малолистовой рессоры стал Т-образный профиль в поперечном сечении, который позволяет дополнительно снижать металлоемкость МЛР. Однако в те годы в серийном производстве находились только подрессорник автомобиля ГАЗ-3307 и задняя рессора УАЗ-3303, так как российские автомобильные заводы, к сожалению, не могли оснащать свои машины рессорами нового поколения – это требовало переоборудования сборочных конвейеров, на что просто не было денег. Лишь после 1998 года ситуация стала меняться в лучшую сторону, и спрос на МЛР начал расти. Кстати, чертежи, рабочие сечения малолистовых рессор для УАЗов были успешно разработаны и рассчитаны непосредственно специалистами ЧМЗ. То, что автомобильный завод доверил разработку конструкции рессор чусовлянам, говорит о высочайшей квалификации лаборатории авторессорного производства ЧМЗ. Сейчас чусовской малолистовой рессорой полностью комплектуются конвейеры Камского и

Ульяновского автозаводов. Для автомобилей «Газель» ЧМЗ выпускает МЛР и с Т-образным, и с общепринятым прямоугольным профилем. Независимо от профиля эти рессоры по своим эксплуатационным характеристикам абсолютно равнозначны. Важно другое – все рессоры, производимые на ОАО «ГАЗ» и на некоторых других рессорных производствах, изготовляются из рессорной полосы Чусовского металлургического завода. Пока только ЧМЗ в состоянии в жесткие временные сроки обеспечить поставки широкого ассортимента рессорной полосы для Горьковского автозавода. Сейчас, когда российский автопром явно на подъеме, увеличивается выпуск мало- и среднетоннажных грузовиков, автобусов. Растет и парк ввозимых иномарок. Как следствие, спрос на малолистовые рессоры в нашей стране велик, как никогда.

А потому растет спектр МЛР производства ЧМЗ, насчитывающий более пятнадцати наименований – для седельных тягачей КамАЗ-6520, -65115, среднетоннажных КамАЗ-4307, -4308, всего модельного ряда новых внедорожников УАЗ, «Газель», запущена в массовое производство трехлистовая рессора для тягача МАЗ-64222.

Кроме того, по чертежам заказчика рессорный цех ЧМЗ изготовляет аналоги практически любой рессоры для иномарок. Но и этого недостаточно. Как уже отмечалось, комплексы для производства МЛР, наконец, запущены на ЗИЛе и ГАЗе, где выпускают узкоспециализированный ассортимент, обеспечивая в основном сборочные конвейеры этих предприятий. На ЧМЗ готовы идти дальше – в этом году закупается ультрасовременный автоматизированный комплекс по производству МЛР: основная продукция нового комплекса – рессоры для иномарок и новейших моделей отечественных автомобилей.

Любую чусовскую рессору оптом и в розницу можно приобрести в торгово-проводящей сети завода.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен