Опубликовано: ГП 08-2008

История одного рекорда
Mercedes-Benz Actros 1844 LS с рекордным ми­ни­маль­ным рас­ходом топ­лива

Александр Трохачёв, фото автора

Команда заводских испытателей Daimler Trucks
Полигон Нардо
Специалист DEKRA снимает пломбу
Эта цистерна обеспечивала рекордсмена топливом круглосуточно
Пит-стопы проводились по заранее подготовленной на асфальте разметке
Заветный сертификат об успешном результате для Книги рекордов Гиннесса

Предстоящее событие «мерседесовцы» держали в строжайшей тайне, словно боялись спугнуть удачу. Цель командировки на юг Италии, в «каблук» знаменитого «сапога», они анонсировали как семинар по экономичному вождению. Но такие курсы Daimler проводит в немецком городе Вёрт, при заводе грузовиков. Непонятно было, при чем тут полигон Нардó вдали от Германии... Даже после прибытия на место ясность наступила не сразу: по бетонному треку грузовики наматывали круг за кругом. И только перед самым финишем заезда гости узнали, для чего приглашены представители Книги рекордов Гиннесса. Раз рекорды ставят – значит, это кому-нибудь нужно!

Компания Daimler Trucks любит ставить перед собой амбициозные задачи и считает делом чести их выполнять. Тому известно множество примеров. Но на этот раз коллектив одного из ведущих европейских производителей грузовиков решил превзойти самого себя. С помощью серийного грузовика Mercedes-Benz Actros 1844 LS он решил доказать, что при определенных условиях можно добиться минимального расхода топлива. Да еще какого – менее 20 л на 100 км пробега!Любопытно, что ровно 30 лет назад, в 1978 году, тогда еще Daimler-Benz установил мировой рекорд топливной экономичности на легковом автомобиле с турбодизельным двигателем. Теперь настал черед коммерческого транспорта. Для нового рекорда был выбран Mercedes-Benz Actros третьего поколения в заводском исполнении с 11,9-литровым 435-сильным дизелем, 12-ступенчатой автоматической КП PowerShift 2 и двухспальной кабиной. Кстати, именно эту модификацию –1844 – для транспортных операций выбирают 40% покупателей Actros в Европе. А среди грузовых представителей стандарта Euro 5 (BlueTec 5) по дорогам Старого Света колесит уже 150 тыс. «Мерседесов» – по сути, огромный парк.Для уменьшения аэродинамического сопротивления на нем установили полный комплект спойлеров, а тротуарное зеркало заменили видеокамерой. В сцепку с седельным тягачом поставили трехосный изотермический полуприцеп Krone, нижняя часть которого представляла собой хорошо подогнанные друг к другу панели обвеса в виде обтекателей. В качестве моторного масла использовалась синтетика Shell Rimula R6 LME, которая, по словам представителей компании, позволяет увеличить межсервисный интервал до 120 тыс. км и повышает мощность двигателя на 1,1%. Топливом послужил последний продукт фирмы – New Shell Diesel, умеряющий аппетит грузовика на 3%. Тягач обули в новейшие шины Continental, а полуприцеп – в Michelin. Машину тщательно вымыли и отполировали. В качестве технических контролеров пригласили специалистов компании DEKRA с точной измерительной аппаратурой, экспертов Немецкой ассоциации автопроизводителей VDA и представителей Книги рекордов Гиннесса.Автопоезду, груженному балластом в 25 т, предстояло преодолеть 10 тыс. км по новому бетонному овалу, окольцевавшему полигон Нардó. В общей сложности на установление рекорда потребовалась неделя практически непрерывного движения. Техника останавливалась только один раз в четыре часа – для смены водителя и дозаправки, т.е. 6 раз в сутки. О сложности задачи говорит тот факт, что в обычных дорожных условиях расход топлива на 40-тонном автопоезде составляет от 30 до 35 л/100 км, а уровень выбросов СО2 – от 30 до 37 г/100 т·км. Здесь же удалось достичь феноменальных результатов: 19,44 л/100 км и 20,5 г/100 т·км соответственно. Кстати, по данным Daimler Trucks, эксплуатационные показатели Mercedes-Benz Actros третьего поколения по сравнению с предшественником улучшены на 20–25%. Но путь к рекорду был долгим. Например, чтобы выбрать «обувь», понадобилось 25 лет экспериментов с шинами различных производителей. Для этого даже привлекали инструкторов школы экономичного вождения Professional Training. И результат сложился по крупицам. В общей копилке успеха вклад некоторых улучшенных систем и узлов, а также других факторов выглядел так:Стиль (опыт) вождения 12%Благоприятная погода 10%Постоянная скорость 9%Состояние дороги 8%Экономичный двигатель 5,1%Трансмиссия PowerShift 2 5%Мосты (суммарно) 4,5%Аэродинамический обвес 4%Новейшая резина 4%Качественное топливо 3%Новое моторное масло 1,1%Ветровое стекло A-Zolle 1%Решетка за кабиной 0,8%По оценкам специалистов, в обычных условиях движения до 60% вклада в улучшенные эксплуатационные показатели коммерческого транспорта создает сам продукт, сделанный по новейшим технологиям. Остальные 40% составляют величина трафика, рельеф местности, конфигурация машины и другие факторы. Как показала практика, на деле разница в потреблении топлива между идеальными и реальными условиями может достигать от 10 до 15 л/100 км. При установлении рекорда, например, водители поддерживали минимальную скорость на уровне 80 км/ч, а максимальную на отметке 90 км/ч старались не превышать. По показаниям компьютера, чаще всего на приборной панели значилось 84–85 км/ч. Оптимальный режим соответствовал движению на 12-й передаче. По некоторым подсчетам, новое топливо в таком режиме движения позволит сэкономить до 4 т «солярки» за год в расчете на один грузовик. В денежном выражении экономичный стиль вождения позволяет уменьшить расходы на одну машину в год от 5 до 6 тыс. евро. В общем, резервы есть. И установленный рекорд доказал это. Конечно, в жизни такого значения добиться сложно. Достаточно сказать, например, что каждый третий грузовик эксплуатируют с неправильным давлением шин, а у 95% автомобилей хотя бы в одном колесе давление воздуха ниже или выше нормы. Вот вам и резервы...На итоговой пресс-конференции один из членов правления Daimler Trucks сказал так: «На следующей неделе у меня день рождения, и лучшего подарка мне не надо». Он, конечно, лукавил: рекорд топливной экономичности – это подарок не только ему, и даже не только самому концерну, сколько всем транспортникам. Это ориентир, к которому можно, а главное – нужно стремиться.

Стаж испытателя – 45 лет
На полигоне Нардó я встретил Питера – заводского испытателя, с которым познакомился в 1995 году во время международного автопробега Mercedes-Benz 1838 LS серии SK и микроавтобуса Sprinter. Тогда мы ехали в одной кабине по территории Белоруссии и Украины. Потом встречались на премьере первого Actros в 1996-м в Германии и в 2002 году на тест-драйве Actros второго поколения в Швейцарии. Наконец, в 2008-м наши пути пересеклись на триумфе Actros III. В этом году у Питера юбилей – 45 лет в профессии (он тестирует машины с 1963 года). Из них 40 лет отданы марке Mercedes-Benz. Кстати, супруга Питера тоже поклонница трехлучевой звезды – ездит на С240. Сам Питер водит Fiat 500: скромно и экономно. От имени «Грузовика Пресс» желаем Питеру долгих лет в профессии драйвера и, как у нас говорят, ни гвоздя, ни жезла!

Досье рекорда в Книгу Гиннесcа в категории «The world’s most fuel-efficient series-production 40 ton truck»

Рекордная модель Mercedes-Benz Actros III
Заводская модификация тягача 1844 LS BlueTec 5
Параметры двигателя 11,9 л/ 435 л.с./ 2100 Н.м
Трансмиссия Автомат. PowerShift 2
Место установления рекорда Полигон Нард?, Италия
Старт-финиш заезда 23-29 мая 2008 года
Время непрерывного движения 7 дней
Температура воздуха 29...34 ?С
Пройденная дистанция 12 728,94 км
Контрольная дистанция 10 005,77 км
Число контрольных кругов 801
Полная масса автопоезда 40 т
Масса перевозимого груза 25 т
Суммарный расход дизтоплива 2474,06 л
Общий расход реагента AdBlue 119 л
Средняя скорость движения 80,17 км/ч
Средний расход топлива на 100 км 19,44 л
Эквивалент расхода топлива 0,8 л/ 100 ткм
Уровень эмиссии (выбросы СО2) 20,5 г/ ткм

Техническое описание Nardo Technical Center

Общая площадь 7 000 000 м2
Год и компания-основатель 1975 г., FIAT
Площадь трекового овала 39 500 м2
Площадь рабочей зоны 16 160 м2
Площадь офисов 2000 м2
Общая площадь динамического трека 125 000 м2
Длина круга легковых/грузовых а/м 12,6/ 12,5 км
Длина Handling/ внедорожного трека 6,2/ 40,0 км
Спецучастки/ шумовой сектор 1,2/ 2,1 км
Скорость на треке легковых/грузовых а/м 240/ 140 км/ч
Углы наклона динамического трека 1?48' - 12?36'
Ширина полос для коммерч. транспорта 9 м (5 м + 4 м)
Участок разгона для грузовых а/м 600 м
Общая длина спецтрека для грузовиков 6,22 км
Длина/ ширина прямого участка 1 км/ 15 м
Число правых/ левых поворотов 07.09.09
Поперечный наклон дорожного полотна ± 2,5% - ? 7%
Продольный наклон дорожного полотна 5,78% - 6,90%
Динамическая зона грузовых а/м 175х175 м
Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен