Опубликовано: ГП 05-2015
Чтобы помнили!!!

Музей военной техники «Боевая слава Урала»

Андрей Филиппов, фото автора

Поездка в музей военной техники «Боевая слава Урала» началась спонтанно, с фразы Максима Шелепенкова: «Андрей, а ты знаешь, что в Верхней Пышме есть живой бронеавтомобиль Д-8»? Сказать, что я удивился, – это ничего не сказать. Желание сразу поехать посмотреть сдерживало только немалое расстояние от Москвы до Екатеринбурга, но… было бы желание, а возможности сами тебя найдут!

Официально музей был создан приказом главнокомандующего войсками Приволжско-Уральского военного округа 23 октября 2006 года. 9 мая 2010-го состоялось торжественное открытие обновлённой выставочной площадки. 11 ноября 2011-го музей обрёл статус филиала Центрального музея Вооружённых сил Российской Федерации. А 9 мая 2013 года был открыт трёхэтажный выставочный центр. По мне – так очень быстрый путь, потому что «золотоносная» Москва ох как далеко!

Скажу сразу, музей производит неизгладимое впечатление – от обилия экспонатов разбегаются глаза. Приходится себя постоянно сдерживать, чтобы систематизированно осмотреть всю технику, а не метаться от одного уникума к другому, боясь что-то пропустить. Более того, ВСЕ экспонаты в прекрасном состоянии, и охрана бдительно следит за шаловливой детворой и безголовыми взрослыми, норовящими проверить экспозицию на прочность.

Экспозиция выставочного центра расположилась сразу на трёх этажах. На первом – по кругу разместилась техника, имеющая отношение к армии, а в центре – коллекция представительских авто. На втором этаже – исторический модельный ряд ведущих заводов СССР: ВАЗ, ГАЗ, ЗАЗ, «Москвич» и наиболее популярные мотоциклы, мотороллеры и мотоколяски. А самолёты ВОВ – не заметить их просто невозможно

На детальный осмотр всех экспонатов как минимум нужен день. Дабы хоть как-то донести всю атмосферу музея, я подобрал наиболее яркие модели техники, приурочив их к предстоящему 70-летию Победы. На самом деле в музее интересная подборка легковых автомобилей. Неплохая коллекция самолётов – участников ВОВ. Обширный модельный ряд современных танков, артсистем и техники обеспечения. Богатейшая линейка пушек и гаубиц со времён войны и до наших дней.

Не могу не отметить, что к 70-летию Победы, экспозиция музея должна пополниться ещё одним разделом – железнодорожным. Будет проложено пять железнодорожных путей, на которых разместят санитарный эшелон, эшелон с воинскими грузами; эшелон с оборудованием, которое эвакуировали на Восток; два броневагона с башнями от Т-34 двух типов («литая» и «гайка») и ещё одна жемчужина коллекции музея – бронеавтомобиль БА-10ЖД, поставленный на рельсовый ход.

Кроме расширения собственной экспозиции, музей делится экспонатами с коллегами – в прошлом году в коллекцию Музея-заповедника посёлка Прохоровка передали отреставрированный бронеавтомобиль БА-64 образца 1942 года.

Впрочем, наш обзор вполне может устареть уже к моменту выхода журнала, так как коллекция постоянно пополняется, и мы бы рекомендовали взглянуть на экспозицию собственными глазами…

Вот он, тот самый разведывательный бронеавтомобиль [b]Д-8[/b], из-за которого я и приехал в этот музей. Машинка выпускалась с 1932 по 1934 г. За это время было собрано всего 25 экземпляров. С учётом того, что они успели поучаствовать в Финской войне, большая удача, что удалось воссоздать этот уникальный броневичок, созданный на базе ГАЗ-А и послуживший основой для создания более серьёзных моделей
Пожалуй, самым оригинальным и вызывающим противоречивые чувства является именно этот экспонат. С одной стороны, не доверять сотрудникам музея причин нет, а с другой… Очень уж неестественно выглядит реплика на «бронеЗИС». И тем не менее это зашитый в броню [b]ЗИС-5[/b] с установленной в кузове 45-миллиметровой пушкой 53-К. Судя по табличке, в 1941 г. было изготовлено 100 таких эрзац-броневиков
В музее есть и линейка системы [b]БМ-21 «Град»:[/b] пусковые установки (2Б5) РСЗО 9К51 «Град» на шасси «Урал-375Д», (9П138) РСЗО 9К55 «Град-1» на шасси ЗИЛ-131 и БМ-21В РСЗО «Град-В» на шасси ГАЗ-66Б. Последняя модель уникальна применяемым носителем – десантный вариант знаменитой «шишиги» с тентованной крышей. Интересно, что в отличие от более крупных собратьев, расчёт «авиадесантируемой» установки всего 2 человека
Боевая машина [b]М-13[/b] на шасси полноприводного Studebaker US6. Экспонат примечателен тем, что в отличие от широко распространённых новоделов, данная «метательная установка», судя по всем приметам, является чуть ли не единственным подлинником. Более того, по информации музея, она прошла с боями от Курской дуги 1943-го до Варшавы 1945-го да ещё и принимала участие в Параде Победы на Красной площади
Это тоже «Катюша», только куда более редкая, чем привычные нам экземпляры на грузовом шасси. В 1941–1943 гг. было выпущено всего около 200 установок [b]БМ-8-24[/b], смонтированных на шасси Т-60, имевшем лучшую проходимость. Изготовленные на московских заводах «Компрессор» и «Красная Пресня», свой первый залп они сделали в битве под Москвой, участвовали в наступлениях под Харьковом и Сталинградом
Мало кто знает, что жизнь «Катюши» не завершилась с окончанием войны. В экспозиции представлены установки [b]БМ-13НМ[/b] на ЗИЛ-157 (на заднем плане) и [b]БМ-13НММ[/b] (2Б7Р по классификации ГАБТУ) на шасси вполне современного ЗИЛ-131. Приятно, что в музее стоят оригиналы машин, с положенными защитными щитами на окнах и металлическими кожухами бензобаков. Кроме того, «Катюши» монтировали и на шасси ЗИС-150
Трёхбашенный средний танк [b]Т-28[/b] можно считать визитной карточкой музея. С 1933 по 1940 г. было выпущено всего 503 машины, и уже к 1944 году все они были уничтожены. В экспозиции представлен командирский вариант танка, с поручневой антенной на башне, вооружённый 76-миллиметровой пушкой Л-10. Именно на Т-28 старший сержант Дмитрий Малько 3 июля 1941 г. совершил прорыв через захваченный немцами Минск
Родоначальник всех советских танков – [b]Т-18 (МС-1)[/b], естественно, присутствует в музее. Интересно, что к июню 41-го имелось всего около 160 комплектных танков, а последнее их применение относится к битве за Москву, многие из Т-18 дожили до наших дней. В основном это машины из УРов озера Хасан, официально снятые с вооружения только в 1950 г.
Редчайший тяжёлый танк [b]КВ-2[/b] со 152-миллиметровой гаубицей М-10 в башне раннего выпуска МТ-1. Их выпуск свернули уже 1 июля 1941 г., выпустив чуть более двухсот танков, из которых лишь у 46 была башня МТ-1. Этот  экземпляр восстановлен в Подмосковье с использованием «родных» элементов и в настоящее время является вторым сохранившимся, после КВ-2 Центрального музея Вооружённых Сил, экспонатом
Уникальная «тридцатьчетвёрка». Таких [b]Т-34[/b] с 76-миллиметровой пушкой Л-11 образца 1940 года было выпущено около 400 ед., и почти все они полегли в летних боях 41-го. Этот экземпляр был найден в 2009 г. в Вяземском районе Смоленской области и отреставрирован в Подмосковье. У машины родные элементы башни, на которой видна боевая пробоина, ствол пушки Л-11, гусеничные ленты, лобовая броня, катки
О существовании данной модификации легендарного танка знают лишь люди, увлеченные танками. Было выпущено всего с десяток [b]Т-34[/b] с 57-миллиметровой длинноствольной пушкой ЗиС-4. «Танки-истребители» участвовали в боях на Калининском направлении в составе 21-й отдельной танковой бригады. Машина с бортовым № 20 – самая известная из партии, так как подбитая фигурирует на фото с немецкой колонной
А это средний танк [b]Т-54-1[/b], или «объект 137». Изготовление опытного образца нового танка завершилось в феврале… 1945 года. Машина представляла собой симбиоз серийного Т-44 и новой башни, двигателя, отдельных элементов корпуса и подвески. Экспонат музея уникален тем, что является одним из 20 серийный танков, выпущенных в 1947 году и имеющих характерную башню с обратным наклоном нижнего листа
Первый советский пикап [b]ГАЗ-4[/b] был рассчитан на перевозку 6 человек вдоль бортов или 400 кг груза. Он разошёлся по стране тиражом 5265 экземпляров. Тем не менее, окончание выпуска в 1936 г. и дальнейшая война сильно урезали количество «живых» пикапов. Приятно, что этот дожил до наших дней. В сцепке с ним стоит послевоенная полевая кухня КП-2-48, рассчитанная на приготовление еды на 150 человек
Несмотря на солидное число выпущенных экземпляров – 37 373 ед., [b]ГАЗ-ААА[/b] – не частый гость музейных экспозиций. Всё дело в том, что производство этих автомобилей «повышенной проходимости» с колёсной формулой 6х4 свернули в самый разгар войны – в 1943 году. Музейный ГАЗ-ААА окраской и тентом имитирует один из двух аналогичных грузовиков, участвовавших в автопробеге «Москва–Каракумы–Москва»
Ещё один редкий экспонат – лёгкая военная амфибия [b]ГАЗ-011[/b]. Первые образцы созданной на базе агрегатов ГАЗ-67Б амфибии НАМИ-011 были изготовлены в 1949 году. А с 1951 по 1953 год было выпущено 68 серийных ГАЗ-011, заменённых впоследствии на ГАЗ-46 (МАВ) на базе ГАЗ-69. Кстати, есть в музее и прообраз «автолодки» – американский Ford GPA Seep. По ленд-лизу нам поставили более 2500 таких амфибий
Не смог пройти мимо коллекции мотоциклов, вернее «армейской» её части. Представлены 4 модели знаменитого [b]М-72[/b], каждый в своём амплуа: одиночный вариант для курьеров спецсвязи, штабной с коляской и радиостанцией, вариант для разведки с пулеметом ДП-27 и самый экзотический – мобильная артсистема с 82-миллиметровым минометом БМ-37. Всего с 1941 по 1960 год на пяти заводах произведено 9799 мотоциклов
Гусеничный [b]«Сталинец-65»[/b], выпускавшийся до 1941 года, – единственный трактор в экспозиции музея. Для наглядности армейского применения он сцеплен со 152-миллиметровой гаубицей МЛ-20. Эти артсистемы весом 7270 кг (трактор весил 11 200 кг) активно применяли в военном конфликте на реке Халхин-Гол и во время ВОВ. Для их буксировки как раз и использовали подобные гусеничные тракторы и артиллерийские тягачи Я-12
Настоящий [b]ЗИС-151[/b], увы, также редкий гость музеев. Классический бортовой вариант в Верхней Пышме экспонируется в роли буксировщика дивизионного 160-миллиметрового миномёта М-160. С 1949 по 1957 год было произведено 2353 таких «малютки». В армии их чаще всего буксировали ГАЗ-66 или ЗИЛ-157 (наследник ЗИС-151). Так что даже здесь историческая достоверность соблюдена

Адрес музея:

ОАО «Электромодель», Музей военной техники «Боевая слава Урала»

624091, Свердловская обл., г. Верхняя Пышма, ул. Александра Козицина, 2.

Тел.: запись на экскурсии – (34368) 4-69-83; касса – (34368) 9-83-79.

E-mail: MuselVT@elem.ru         Сайт: www.museum.elem.ru

Время работы:

Открытая площадка:

понедельник – выходной;

вторник– воскресенье – с 1000 до 1800

(октябрь – апрель);

вторник– воскресенье – с 1000 до 2200

(май – сентябрь).

Выставочный центр:

понедельник, вторник –

выходной.

среда– воскресенье –

с 1000 до 1800.

Стоимость билетов:

Посещение открытой площадки – бесплатно.

Посещение выставочного центра – 100 руб.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен