Опубликовано: ГП 06-2018
Видное собрание Мострансавто

Музей «Мострансавто: история и современность»

Андрей Михайлов, фото автора

В подмосковном Видном, на территории Видновского ПАТП ГУП МО «Мострансавто», уже много лет действует музей «Мострансавто: история и современность». Помимо экспозиции о боевой славе предприятия – от истоков и до наших дней – видновский музей может похвастать и внушительной коллекцией автомобильной техники как автобусов и грузовиков, так и легковых автомобилей.

Мострансавто – одна из крупнейших транспортных компаний не только России, но и мира. В инвентаре предприятия числится больше семи с половиной тысяч автобусов самого разного класса, эксплуатируемых в 27 филиалах по всей области. Помимо эксплуатационных филиалов Мострансавто контролирует областную сеть автовокзалов и автостанций. В 2016 году Мострансавто отметило своё 90-летие, так что у предприятия поистине богатая история, о которой и повествует музей в Видном.

Ленинское автохозяйство, будущее Видновское ПАТП, было основано в 1960 году. Первоначально оно работало как филиал Московского 1-го автобусного парка, ныне входящего в структуру Мосгортранса, однако уже год спустя автохозяйство перешло в ведение структуры ПАМС – пассажирского автохозяйства междугородных сообщений, позднее преобразованного в МУПАТ, а в наши дни – ГУП Московской области «Мострансавто». В разное время помимо основного профиля предприятия, регулярных автобусных перевозок, в Видновском ПАТП действовали колонны легкового и грузового такси, школьных автобусов и «скорой помощи». Каждая из этих страниц истории нашла отражение в собрании музея.

Шестицилиндровая «эмка» [b]ГАЗ-11-73[/b] – первый экспонат музея. Вместе с полуторкой ГАЗ-АА и трёхтонкой ЗИС-5 она пришла в качестве подарка от частного коллекционера. Согласно прилагаемой к автомобилю легенде прежде машина принадлежала личному шофёру маршала Жукова
Полуторка [b]ГАЗ-АА[/b] поступила в музей в первой тройке автомобильных экспонатов. Множество таких машин хранили в советские годы как память о войне, потому сохранилось их больше, чем иных послевоенных грузовиков

С 2001 года на территории Видновского ПАТП действует музей «Мострансавто: история и современность». Поначалу он занимал только один зал с экспозицией об истории предприятия, однако с 2006 года, к 80-летию предприятия, он был расширен вторым залом, в котором размещена коллекция автомобилей.

Музей Мострансавто занимает второй этаж здания, которое ранее использовалось как стоянка легковых такси, поэтому конфигурация здания не позволяет разместить в экспозиции самые крупные автобусные экспонаты. Из-за этого музейные автобусы находятся в режиме ожидания. Они стоят в тёплом, сухом и отапливаемом помещении, но для обзора гостям музея, как правило, недоступны. Прежде автобусы хранились на улице, однако планы по постройке навеса так и не сбылись, а хранение под открытым небом за первый же год сильно навредило историческим машинам.

[b]ГАЗ-М20 «Победа» второй серии[/b]. ГАЗовские легковушки – центральная тема музея, так как история Видновского ПАТП неразрывно связана с легковым такси. Этот экземпляр восстановлен на базе научно-технического центра Мострансавто в Дмитрове

Музейные автобусы и грузовики МТА, за редким исключением, собраны по филиалам системы Мострансавто. Большинство легковых автомобилей в музее прежде принадлежало именно сотрудникам Видновского ПАТП: водителям, инженерному и административному персоналу. Большинство глянцевых экспонатов музея восстановлены входившими в состав МТА ремонтными предприятиями: в первую очередь дмитровским НТЦ Мострансавто, Можайским и Зарайским авторемонтными заводами. Ряд машин сохранён без реставрации, в первозданном виде – такими, какими их передали филиалы и прежние частные владельцы.

[b]ГАЗ-52-04 (слева)[/b] передан из Раменского ПАТП, где служил учебным грузовиком. Машина не проходила восстановления и сохранена в потрёпанном, но первозданном виде – тем и ценна. [b]ГАЗ-51А,[/b] экспонируемый в видновском музее, передан туда бывшим водителем медицинской колонны Видновского ПАТП

Ныне единственным сотрудником музея является его директор – ветеран предприятия Анатолий Иванович Белов. Вся его жизнь связана с автомобильным транспортом Подмосковья. Анатолий Иванович за рулём с 1956 года, он поработал водителем и на легковых автомобилях, и на грузовиках, и на автобусах. После успешного окончания МАДИ Анатолий Иванович работал на руководящих должностях в структурах будущего МТА: он возглавлял службу движения разных филиалов МУПАТ, руководил профкомом Видновского ПАТП, а позднее вырос до должности главного инженера пассажирского автопредприятия в Видном, после которой стал руководить музеем.

Музей Мострансавто работает на территории действующего автотранспортного предприятия, что накладывает определённые ограничения. Коллекцию можно посетить только по предварительным заявкам экскурсионных групп: визит требуется согласовывать с администрацией предприятия по телефону, чтобы директор музея мог заказать пропуск на территорию.

Универсалы [b]ГАЗ-22[/b] «Волга» были автомобилями не для всех: в СССР их крайне редко продавали в частные руки. Построенные машины зачастую уходили на экспорт, а оставшиеся на родине обслуживали корпус прорабов и начальства среднего звена, а ещё реже – в такси. В «скорой помощи» использовалась модификация ГАЗ-22Б. Эту машину в начале нулевых нашли погибающей в московском дворе, выкупили и приютили в музейной коллекции в Видном
[b]ГАЗ-24-01[/b] «Волга» в исполнении для такси – с дефорсированным двигателем и легко моющимся салоном. Эта машина 1981 года относится ко второй серии, родом из середины семидесятых: с клыками на бамперах во всю высоту и более простым салоном относительно первосерийной 24
[b]ГАЗ-3102[/b] «Волга» – одно из недавних приобретений коллекции. Машина 1997 года выпуска передана музею сотрудником Видновского ПАТП
Рядом с полуторкой военных лет – полуторки современные, в лице двух «ГАЗелей» [b]ГАЗ-2705[/b]. Зелёная машина служила фургоном снабжения в Солнечногорском ПАТП, а белая – передана с видновской автобазы «скорой помощи»
Единственный автомобиль ВАЗ в экспозиции музея – [b]ВАЗ-21011[/b] «Жигули», переданные в коллекцию сотрудником предприятия
«Москвич» первого поколения – поздней модели [b]М401[/b]. Судя по колее передней оси, при жизни его переделали на «408-й» ход – распространённая переделка для советских лет
В зале музея МТА собрали все три генерации так называемого [b]425-го кузова[/b], или «Москвичей» второго поколения, моделей 402, 407, 403. В бытность молодыми, такие машины работали и в такси, и в медицине В зале музея МТА собрали все три генерации так называемого [b]425-го кузова[/b], или «Москвичей» второго поколения, моделей 402, 407, 403. В бытность молодыми, такие машины работали и в такси, и в медицине
[b]РАФ-22031 «Латвия»[/b] 1990 года выпуска передан музею Видновским ГИБДД. При восстановлении на дмитровском предприятии НТЦ Мострансавто его конвертировали из спецавтомобиля ГАИ в пассажирский микроавтобус, оснастив стандартными креслами и демонтировав импровизированный кабинет сотрудников ГАИ
Удлинённый [b]ЗИЛ-130Г[/b] в музейной экспозиции служил газобаллоновозом в Павло-Посадском ПАТП. За годы жизни он превратился в своеобразный микс из комплектующих «130-х» разных эпох, так что достоверно его возраст уже не установить
[b]ЗИС-5[/b] музея Мострансавто – машина не совсем оригинальная. Скорее, это компиляция элементов разных лет, причём базируется он на раме куда более редкого, хоть и послевоенного грузовика «УралЗИС-355М», а оснащён двигателем от армейского вездехода ЗИЛ-157
[b]ЗИЛ-158В[/b] – ценнейший автобусный экспонат музея. В 2001 году он был подарен коллегами из музея московского Мосгортранса к 75-летию областного Мострансавто.><br />Автобус ликинского производства работал развозкой персонала станции Барыбино (Ступинский р-н), а после был переделан в сарай. Новая жизнь автобуса началась в 1994 году, когда его эвакуировали московские музейщики. К 1999 году его восстановили по кузову на заводе «Аремкуз», а к 2001 – поставили на ход и передали в Видное к юбилею областного предприятия
Ярко-оранжевый «колобок» [b]ПАЗ-672М[/b] принадлежал женскому монастырю под Истрой, а восстановлен для музея был Дмитровским НТЦ Мострансавто. Это единственный автобус, уместившийся в музейном зале и экспонируемый в основной экспозиции музея
Макеты автобусов, подаренные производителями Макеты автобусов, подаренные производителями Макеты автобусов, подаренные производителями
Новейший автобусный экспонат музея – этот ПАЗ-32051-110 (32051R). До 2010 года этот автобус работал на маршрутах Видновского ПАТП, а при выводе последних представителей модели из эксплуатации был оставлен для музея, и восстановлен для музея на ремонтном предприятии
[b]ЛАЗ-699Р[/b] «Турист» был передан музею после долгих лет работы в Домодедовском ПАТП. Антураж с символикой Олимпиады-80 остался с крайнего публичного показа: тогда, в 2013 году, этот ЛАЗ экспонировался на коломенском «Мире автобусов». Гордость «Мострансавто» – транспортное обслуживание сочинской олимпиады, успешно проведённое силами командированных в Краснодарский край сотрудников предприятия
[b]ЛиАЗ-677М[/b] в музее – экземпляр из последних выпусков, 1993 года. В первой жизни он работал в автоколонне 1376 города Жуковского, а из уставшей линейной машины в музейный экспонат его перевоплощал Можайский авторемонтный завод
Билетные кассы пассажирского транспорта
Стенд с таксометрами
Машина для подсчёта выручки в мелкой монете

Адрес музея:

Московская область, Ленинский район, Видное, улица 7-я линия, дом 23, Видновское ПАТП

Телефон приёмной: Тел: +7 (495) 541-63-76

Посещение: По записи

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен