![](/article/17583-samosvalniy-avtopoezd-iz-sedelnogo-tyagacha-tonar-6428-i-polupritsepov-tonar-9523-tonar-95233-mnogosval/Images/00f.jpg)
Самосвальный автопоезд из седельного тягача Тонар-6428 и полуприцепов Тонар-9523 + Тонар-95233
Производитель: | ООО МЗ «Тонар» |
---|---|
Модель тягача: | Тонар-6428 |
Модели полуприцепов: | Тонар-9523+ Тонар-95233 |
Цена: | от 1 120 000 (Тонар-9523) + 1 030 000 руб. (Тонар-95233) |
Тема рентабельности перевозки навалочных строительных грузов актуальна всегда: чем больше за один рейс перевозит один автомобиль, тем выгоднее сама транспортировка. Но пределы грузоподъемности одиночного самосвала ограничены, поэтому выход только один – применение автопоездов. Новое слово в этом направлении сказали в подмосковной компании «Тонар».
Сама идея самосвального автопоезда, состоящего из нескольких многоосных полуприцепов, была подсмотрена компанией «Тонар» у американцев. В США уже давно создают подобные дорожные поезда для вывоза породы из карьера и дальнейшей ее транспортировки по дорогам общего пользования. Причем они не ограничиваются составами типа тягач+два полуприцепа и, не стесняясь, цепляют до четырех прицепных грузовых единиц. Более того, каждый такой полуприцеп может иметь до пяти-шести осей, с чем растет его грузоподъемность.
![](/article/17583-samosvalniy-avtopoezd-iz-sedelnogo-tyagacha-tonar-6428-i-polupritsepov-tonar-9523-tonar-95233-mnogosval/Images/01f.jpg)
Но подобные транспортные средства скорее уже из рязряда экзотики, поэтому в Подмосковье пошли по более практичному пути, ограничившись двумя трехосными самосвальными полуприцепами, сцепленными между собой. Полная масса такого автопоезда не должна превышать 64 270 кг, а грузоподъемность – 48 850 кг. При применении трехосного тягача масса груженого автопоезда достаточно равномерно распределяется на все девять осей и теоретически не превышает расчетную нагрузку 9 т на каждую ось, что дает возможность эксплуатации автопоезда даже по дорогам с невысокой несущей способностью, правда, при условии, что не будет перегруза.
![](/article/17583-samosvalniy-avtopoezd-iz-sedelnogo-tyagacha-tonar-6428-i-polupritsepov-tonar-9523-tonar-95233-mnogosval/Images/04f.jpg)
Кстати, насчет перегруза. Зная о стремлении наших эксплуатантов выжимать из техники все, что можно, а порой и что нельзя, испытание нового автопоезда проводили в том числе и с почти двойным перегрузом, заполняя кузова мокрым песком. По самым скромным подсчетам, в двух кузовах находилось почти 80 т груза, а полная масса всего автопоезда приближалась к 100(!) т. Такая перегрузка была необходима не для того, чтобы показать запас прочности, а как раз наоборот – для выявления слабых мест полуприцепов. Например, при разгрузке мокрого песка испытатели отметили прогиб правого (нижнего при разгрузке) борта кузова, в результате возникла необходимость сделать дополнительную связку бортов балкой по центру кузова (она хорошо заметна на фотографиях при разгрузке).
![](/article/17583-samosvalniy-avtopoezd-iz-sedelnogo-tyagacha-tonar-6428-i-polupritsepov-tonar-9523-tonar-95233-mnogosval/Images/03f.jpg)
Снаряженная масса тягача, кг | 8480 |
Распределение снаряженной массы тягача по осям, кг | 4940/ 1770/ 1770 |
Масса снаряженного автопоезда, кг | 15 420 |
Грузоподъемность автопоезда, кг | 48 850 |
Полная масса полуприцепов, не более, кг | 64 270 |
Суммарная вместимость двух полуприцепов, м3 | 45,5 |
Распределение массы автопоезда, кг:
|
10 270 27 000 27 000 |
Двигатель:
|
Cummins ISMe420 30, турбодизель, I-6 10 824 416 при 1900 мин-1 1920 при 1200 мин-1 |
Сцепление | Фрикционное сухое однодисковое |
Коробка передач | Fast Gear 12JS200TA механическая, 12-ст., полностью синхронизированная |
Главная передача:
|
Hande Axle DZ9112000695 4,42 |
Передняя подвеска | Зависимая рессорная с гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости |
Задняя подвеска | Пневморессорная с одной верхней реактивной штангой и гидравлическими амортизаторами |
Тормозная система | Пневматическая двухконтурная, барабанного типа с ABS |
Оси полуприцепов | Тонар-1042 |
Шины тягача | Kormoran 11R 22,5 |
Шины полуприцепов | Double Star DSR118 385/65R-22,5 |
Колесные диски полуприцепов | 11,75х22,5 |
Рабочая тормозная система | С двухпроводным пневматическим приводом c электронным управлением EBS конфигурации 2S/2M, действующей на тормозные механизмы барабанного типа |
Стояночная тормозная система | Механический привод с пружинными энергоаккумуляторами на средней и задней осях и пневматическим ручным краном управления |
Аварийная тормозная система | Механический привод с пружинными энергоаккумуляторами на средней и задней осях к тормозным механизмам колес |
Помимо допустимых нагрузок на оси возникают вопросы: а насколько разрешена эксплуатация такого монстра на дорогах общего пользования, не будет ли проблем с ГАИ по поводу длины автопоезда? Ведь вместе с тягачом автопоезд переваливает, казалось бы, максимально разрешенные 20 м? Но здесь не нужно забывать одно дополнение к правилам, допускающим максимальную длину автопоезда, состоящего из двух (!) прицепов, – 24 м. А в этот параметр подмосковный автопоезд, состоящий как раз из двух полуприцепов, укладывается с лихвой.
![Первый полуприцеп без проблем зацепляется за обычный седельный тягач](/article/17583-samosvalniy-avtopoezd-iz-sedelnogo-tyagacha-tonar-6428-i-polupritsepov-tonar-9523-tonar-95233-mnogosval/Images/05f.jpg)
![Второе седельно-сцепное устройство расположено прямо на раме первого полуприцепа. Обратите внимание на толщину лонжернонов рамы первого полуприцепа в этом месте](/article/17583-samosvalniy-avtopoezd-iz-sedelnogo-tyagacha-tonar-6428-i-polupritsepov-tonar-9523-tonar-95233-mnogosval/Images/06f.jpg)
При проектировании самосвальных полуприцепов конструкторам завода пришлось решать не совсем стандартные задачи. Ясно, что при такой сцепке возможен только боковой свал. Но на заводе недавно наладили выпуск самосвальных платформ с высокими бортами и закругленным дном, и отказываться от них не хотелось бы. Но чтобы разгрузить такой кузов вбок, его нужно было перевернуть на угол больше 90°. Это условие потребовало, во-первых, сместить ось опрокидывания кузова намного выше, чтобы не допустить смещения центра тяжести вбок от оси автопоезда и сохранить тем самым устойчивость полуприцепов при разгрузке, а во-вторых, выполнить гидрооборудование прицепов по двухконтурной схеме, так как кузов теперь не может самостоятельно под собственным весом вернуться в исходное положение, и его необходимо было возвращать принудительно, заставив работать гидросистему в другую сторону. Здесь нелишне будет напомнить, что все гидрооборудование на «Тонаре» используют только от итальянской фирмы PENTA.
![Передние оси на каждом полуприцепе подъемные](/article/17583-samosvalniy-avtopoezd-iz-sedelnogo-tyagacha-tonar-6428-i-polupritsepov-tonar-9523-tonar-95233-mnogosval/Images/07f.jpg)
![Все оси самосвальной сцепки на пневмоподвеске](/article/17583-samosvalniy-avtopoezd-iz-sedelnogo-tyagacha-tonar-6428-i-polupritsepov-tonar-9523-tonar-95233-mnogosval/Images/08f.jpg)
Из конструктивных особенностей автопоезда можно еще отметить, что все шесть осей производства самого «Тонара» установлены на пневморессорах и оборудованы ABS нового поколения TEBS-E. Эта антиблокировочная система в отличие от обычной имеет встроенный в блок гироскоп, который позволяет контролировать горизонтальную устойчивость полуприцепа и помогает в процессе работы контролировать нагрузку на каждом мосту, при необходимости перераспределяя ее. Пневмоподвеска также повышает плавность хода всей сцепки и дает возможность искусственно понижать клиренс автопоезда при разгрузке, опять же для лучшей устойчивости. Более того, производитель настоятельно рекомендует использовать в этой сцепке и тягач с пневморессорной подвеской, исходя из этих же соображений. На каждом полуприцепе первая ось из трех является подъемной – она автоматически поднимается на пустом полуприцепе и опускается при загрузке, что позволяет несколько снижать расход топлива и улучшать маневренность автопоезда при порожних пробегах.
![](/article/17583-samosvalniy-avtopoezd-iz-sedelnogo-tyagacha-tonar-6428-i-polupritsepov-tonar-9523-tonar-95233-mnogosval/Images/02f.jpg)