Опубликовано: ГП 11-2017
Бесшумный спецстрой

Многоосные варианты грузовиков DAF CF и XF нового поколения

Александр Еремцов
Фото автора и DAF Trucks N.V.

Тему нового поколения грузовиков DAF мы затронули ещё весной 2017 года, когда из Эйндховена, штаб-квартиры PACCAR Inc, пришло первое сообщение. Полтора месяца спустя в Голландии состоялся первый показ нового поколения грузовиков DAF, предназначенных для различных транспортных перевозок по дорогам общего пользования. По этому поводу тоже был подробный отчёт.

И вот в разгар осени – очередное приглашение, на этот раз в Испанию, где недалеко от мятежной Барселоны демонстрировались многоосные машины, предназначенные для строительного сектора и перевозки специальных грузов.

Казалось бы всё уже подробно описано, и всё же нужно признать, что строительный сектор машин имеет свои особенности, на которые не обратить внимания было бы неправильно. Линейка новых DAF CF и XF теперь дополнена 11-ю конфигурациями тягачей и шасси, а именно восемью 2-, 3- и 4-осными шасси и тремя 3- и 4-осными тягачами. Таким образом, компания теперь располагает полным набором машин на все виды перевозок в любой сфере деятельности.

DAF CF 450 FAQ

Экономичный даунспидинг

У нас принято сравнивать достижения с конкурентами. DAF в этом плане имеет некоторые инновации, безусловной из которых является борьба с шумом. Дело в том, что у компании появилась такая концепция, как вариант Silent – машина с уровнем шума всего 72 децибела. В своё время конструкторы сосредоточили своё внимание на этой теме, в результате в 2015 году появилась модель DAF CF370FT – это седельный тягач с колёсной формулой 4х2 и кабиной Sleeper Cab, т. е. низкой кабиной, но со спальным местом. Двигатель у него меньшей мощности, чем у других машин – MX-11 (370 л.с.), но и работает машина едва слышно, а при включении специального режима и вовсе бесшумно. Похоже, эта функция за два года распространилась на всю линейку грузовиков DAF. По крайней мере, я не слышал перекрывающего слух рычания тягача даже когда резво стартовал на сортиментовозе с 40 тоннами древесины за спиной.

Вся линейка двигателей PACCAR: MX-13, MX-11,PX-7, PX-5 и PX-4
Рабочие характеристики двигателей PACCAR
Модель двигателя Индекс Максимальная мощность, кВт (л.с.) Максимальный крутящий момент, Н∙м Номинальные обороты вращения коленвал, мин-1
MX-13 530 390 (530) 2500–2600 1000
480 355 (483) 2350–2500 900
430 315 (428) 2150–2300 900
MX-11 Haulage 450 330 (449) 2200–2300 900
410 300 (408) 2000–2100 900
370 270 (367) 1800–1900 900
MX-11 Distribution 340 250 (340) 1500 900
300 220 (299) 1350 900

На этот раз внимание представителей компании было приковано на фактор экономичности нового поколения машин DAF, поэтому все изменения так или иначе были подчинены этой задаче. На презентации было заявлено, что новые грузовики DAF гарантируют повышение экономии топлива до 7% благодаря совершенно новым силовым агрегатам с функцией даунспидинга – снижения частоты вращения коленвала.

В рамках концепции DAF Transport Efficiency конструкторы приложили все усилия, чтобы каждая капля топлива двигателей использовалась по максимуму. В связи с этим силовые агрегаты PACCAR MX-11 и MX-13 подверглись полной переделке. Главной задачей было снизить обороты двигателя (оттуда и down speeding), а более низкие обороты – это снижение расхода топлива. Попутно рассчитывался и максимальный крутящий момент двигателей PACCAR, теперь он доступен всего при 900 оборотах в минуту. При этом крутящий момент двигателей MX-11 и MX-13 поднялся на 50–200 Н∙м, а мощность выросла на 7–14 кВт, или 10–20 л.с.

Бетоносмеситель на шасси облегчённой конструкции DAF CF FAD 8x4

Новые двигатели PACCAR MX-11 и MX-13 в стандартной комплектации поставляются с автоматическими коробками передач TraXon последнего поколения. Агрегат прекрасно ведёт себя в дороге, границы переходов на разные передачи почти не чувствуются. Для тяжеловесного транспорта и Eco Combi разработаны специальные алгоритмы переключения передач. На моделях Construction в линейке DAF CF FAD, FAT (шасси) и FTT (тягачи) трансмиссия TraXon поставляется с дополнительным режимом движения по бездорожью.

В связи со всеми перечисленными нововведениями новые многоосные модели DAF оснащены совершенно новой конфигурацией электрики и электроники, включая новый интегрированный блок управления всеми компонентами силового агрегата.

DAF CF FAD 370 c двигателем PACCAR MX11 и с чугунным картером оси

Прорывные технологии

А теперь хочу рассказать о машине, которая на тест-драйве в Испании представлена не была. Под монтаж бетоносмесителя DAF разработала отдельное шасси облегчённой конструкции. Шасси CF FAD 8x4 будет поставляться c 19-тонной задней тележкой, состоящей из двух осей и  одного редуктора (SR1132T) и двумя 7,1-тонными передними осями. За счёт оптимизации системы рулевого управления и подвески, использования тормозной системы с дисковыми механизмами и нового компактного блока EAS с вертикальной выхлопной трубой собственная масса этого лёгкого шасси составляет всего 9150 кг. Облегчённое шасси для бетоносмесителя комплектуют двигателем PACCAR MX-11 мощностью 270–330 кВт (370–450 л.с.). Производство такой машины начинается в ноябре, т. е. со дня на день.

А теперь несколько слов об упомянутом компактном блоке EAS (блоком обработки выхлопных газов). Он теперь облегчён на 50 кг и его можно единым узлом устанавливать между первой и второй передними осями (модель FAD 8x4). В результате появляется дополнительное пространство, которое можно использовать, например, для установки аутригеров, ящиков с инструментами или дополнительных топливных баков.

DAF CF 530 FTT

Своеобразный прорыв осуществили конструкторы DAF, разработав систему безопасности TINCAN. При аварии водителю и пассажирам должно быть обеспечено так называемое жизненное пространство. По европейским нормам его минимум составляет 20 см, разработчики DAF увеличили его до 40 см и вот каким образом. Передняя часть кабины фиксируется на скобе, а также через специальное крепление к дополнительному шарниру. При резком ударе кабины о внезапное препятствие, скоба разрушается и кабина начинает движение назад. Специальное крепление, амортизируя, позволяет кабине отодвинуться на 20 см и затем стопорится на дополнительном шарнире. В результате главная нагрузка приходится не на кабину, а на бампер машины. Очень просто и гениально.

Элементы системы безопасности TINCAN

Ещё одно нововведение, на котором акцентируют внимание разработчики, – система мониторинга зарядки АКБ. Это опция и поставляется исключительно на заказ. Система использует разработанный конструкторами DAF датчик для точного измерения состояния заряда аккумуляторной батареи. Она также может учитывать условия окружающей среды, тем самым гарантируя готовность автомобиля к работе, а предупрежден – значит, защищён.

На узких испанских улочках четырёхосник DAF CF 480 FAD с управляемыми осями чувствует себя уверенно

Быстрые оси

Голландцы не стали усложнять и оставили механический подъём кабины

Важный элемент любых строительных и специальных машин: навесное оборудование, шасси и оси. Во всех этих сегментах компания DAF провела немалую работу. Стремясь к идеальной совместимости с оборудованием производителей кузовов инженеры предусмотрели различные варианты установки кронштейнов для крепления кузова, значительно ускоряющие установку, например, кузова-фургона, тяжёлого крана, самосвала или подъёмника с крюком. Новинка состоит из расширенной схемы расположения отверстий в задней части шасси, которая позволяет не только легко крепить новое оборудование, но и запросто переставлять разные компоненты (устанавливать тяговый брус или противоподкатную защиту).

В многоосных машинах каждый килограмм на счету, ведь чем массивнее узлы, тем меньше груза увезёт транспортное средство. Поэтому новейший модельный ряд многоосных тягачей и шасси оснащается силовым агрегатом и конфигурацией системы выпуска отработавших газов, масса которых ниже в среднем на 100 кг. Новые оси и сдвоенные оси также значительно снижают собственную массу автомобиля, делая CF FAD 8x4 легче аж на 250 кг.

Сортиментовоз с прицепом по таким улочкам ездить не должен. Но ездит...

В новом модельном ряду CF и XF голландцы активно применяют новую поддерживающую ось. Её можно устанавливать как на тягачи, так и на шасси, давая машине дополнительную маневренность и снижение расхода топлива за счёт уменьшения сопротивления качению. Голландская поддерживающая ось не только легче (на 30 кг), но и оснащена электрогидравлической системой рулевого управления (EHS), а это значительная помощь водителю при расчёте оптимального угла поворота задних колёс на основе скорости и колёсной базы грузовика. Преимущества новой системы рулевого управления особенно были заметны при маневрировании в плотном транспортном потоке испанских улиц. Новая управляемая поддерживающая ось устанавливается на шасси и тягачи 6x2, а также на шасси 8x2. На моделях 6x2 CF и XF FAN система EHS дополнительно оснащается новой пневматической подвеской, которую можно быстро опустить на 90 мм или поднять на 185 мм для быстрой и надёжной загрузки / разгрузки съёмного кузова.

На тест были представлены 11 гружёных машин

Были представлены и машины с новой 10-тонной поддерживающей ось с двойной ошиновкой, статическая грузоподъёмность которой составляет не менее 34 т. Этот показатель особенно важен при работе с тяжёлыми контейнерами. Собственная масса новой оси снижена на 25 кг. Такая поддерживающая ось устанавливается на тягачи и шасси 6x2, а также на шасси 8x2.

Специально для автомобилей, часто эксплуатируемых в условиях бездорожья, конструкторы компании DAF разработали новые сдвоенные оси с двойным приводом и редуктором ступиц (HR1670T). Эти сдвоенные оси с совершенно новым чугунным картером моста, масса которого в сравнении со сварным ниже на 60 кг.

Трансмиссионная перспектива, вид сзади. Присутствуют и рессора, и пневмоподвеска. Однако картер оси пока сварной, а не литой чугунный

Новые сдвоенные оси с двойным приводом и редуктором ступиц поставляются на тягачи и шасси 6x4 и 8x4 для тяжёлых условий эксплуатации. В этот модельный ряд входит самосвальное шасси FAD 8x4 с двумя управляемыми передними осями, которое обычно используют для транспортировки песка и гравия. На этой модели конструкторы отказались от идеи блока SCR, встроенного в вертикальную выхлопную трубу. Вместо этого поместили его в новый узел EAS. Такая компоновка позволила снизить массу на 115 кг и освободить больше места на шасси.

Задние мосты оснащают более скоростной главной передачей с передаточным числом 2,05:1. Это даёт одно важное преимущество: при частоте вращения двигателя всего 1000 об / мин машина может двигаться с постоянной средней скоростью 85 км / ч. Чтобы добиться такого результата специально для дифференциалов задней оси нового поколения, была изменена конструкция зубчатого колеса и шестерни. В результате в работе осей проявилась дополнительная эффективность и чрезвычайно низкий уровень шума, а вернее сказать – его отсутствие.

Идеальный инструмент для европейских дорог DAF XF 530 FAN
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию