О главных «автобронетанковых» событиях и новинках МВТФ «Армия-2020»
Опытные защищённые «Астейсы»
АО «АСТЕЙС» (г. Набережные Челны) – постоянный участник МВТФ «Армия». Эта компания на протяжении нескольких лет поставляет свою продукцию как силовым структурам (поставлено свыше 2,5 тысяч автомобилей), так и по кооперации предприятиям ОПК. В предыдущих частях статьи были размещены фотографии образцов вооружения и военной техники (ВВТ) с установленными комплектами бронированной защиты производства АО «АСТЕЙС»: серийный образец ремонтно-эвакуационной машины РЭМ-КС на шасси БАЗ-6910-021, универсальная станция специальной обработки УССО и опытный образец тяжёлого механизированного моста ТММ-7 (оба на шасси КАМАЗ-63501).
На собственном стенде компания вновь представила образцы защищённых автомобилей, которые являются модификациями автомобилей «Патруль» (такие автомобили закупает «Росгвардия», поставки осуществляются также в подразделения военной полиции МО РФ). Как и прежде, АО «АСТЕЙС» не раскрывает индексы техники. В итоге всё, что мне удалось вытянуть из представителя компании, это то, что опытный образец «Астейс» «Патруль» 4х4 имеет индекс 7020. Замечу, что до разговора на стенде АО «АСТЕЙС» я осмотрел уличную экспозицию МО РФ, заглянул в салон серийного автомобиля и сфотографировал табличку с VIN: в очередной раз убедился, что это «Астейс-7020». Но серийные автомобили «Астейс-7020», поставляемые МО РФ, несколько отличаются от образца, который показало АО «АСТЕЙС» на собственном стенде.
На «Армии-2020» экспонировались три опытных образца «Патрулей», два из которых с однообъёмными защищёнными кузовами (колёсные формулы 4х4.1 и 6х6.1). Такие автомобили уже показывали на прежних «Армиях». Третий автомобиль (колёсная формула 6х6.1) имел исполнение с однорядной кабиной и грузовой платформой, на которой был установлен многофункциональный модуль ММ-5011 собственного производства «АСТЕЙС»; в предыдущие годы этот образец в Парке «Патриот» я не видел. Все автомобили созданы путём переоснащения базовых шасси КАМАЗ семейства «Мустанг».
Замечу, что указанные броневики создаются в соответствии с Решением «Об организации работ по созданию семейства защищенных автомобилей (далее ЗА) и их модификаций на базе шасси армейских автомобилей КАМАЗ и УРАЛ с колёсными формулами 4х4.1 и 6х6.1 для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации», шифр опытно-конструкторской работы (ОКР) «Патруль-ЗА». Хотя в рамках ОКР создаётся несколько вариантов исполнения (мобильный пункт управления связи, командно-штабная машина, машина инженерной разведки, бронированный медицинский автомобиль, шасси для монтажа ВВТ и др.), по сути, исполнителю необходимо лишь доработать полицейские варианты серийных «Патрулей» под требования МО РФ. Работа идёт уже несколько лет, один из показов образцов «Патрулей» для МО РФ случился ещё на «Армии-2015». Если по состоянию на конец августа 2020 г. ещё не была проведена МВК, значит ли это, что не особо сложная ОКР идёт весьма туго?
Новейшая грузоподъёмная техника
Если бы проводился конкурс на самый высокий экспонат МВТФ «Армия-2020», весь призовой пьедестал заняли бы автомобильные краны, изготовленные на заводах «Кудесника» (в настоящее время этот холдинг объединяет крановые заводы, расположенные в городах Клинцы, Галич и Камышин), а кубок победителя достался бы автокрану военного назначения КС-65713-5М «Галичанин» (грузоподъёмность 50 т, шасси КАМАЗ-6560): его крюк был поднят на максимальную высоту – 34,5 м.
Правда, на рекламном штендере специалисты МО РФ забыли указать, что КС-65713-5М позволяет осуществлять безопасную работу с опасными грузами. Замечу, такая работа обеспечивается двойными тормозами механизма подъёма груза, механизма изменения вылета стрелы и механизма телескопирования стрелы, а также комплексом современных приборов и устройств. Полагаю, указанные характеристики могут быть востребованы и некоторыми заказчиками экономического сектора. Хотя в целом говорить о конверсии производства на заводах холдинга «Кудесник» абсолютно неуместно, так как подавляющее большинство выпускаемых моделей автокранов гражданского назначения, да и выбор более чем широкий.
На стенде АО «Клинцовский автокрановый завод» (АО «КАЗ») были представлены две военные новинки: опытный образец № 1 крана-манипулятора военного назначения КМВ-8К (на шасси «Урал-4320-1834-30», входящем в семейство «Мотовоз-1») и макетный образец крана-манипулятора военного назначения КМВ-30К (на шасси КАМАЗ-6560). Нечасто российские предприятия представляют новые краноманипуляторные установки (КМУ), поэтому остановлюсь на этой теме чуть подробнее.
Из исторических документов времён СССР известно о том, что советские военные специалисты понимали: сражение в современной войне не выиграть, если перезаряжание боевых машин, пусковых установок, погрузочно-разгрузочные работы по тыловому обеспечению и т. д. будут производиться вручную. Механизировать указанные работы в ходе боевых действий можно разными способами, один из вариантов – использование автокранов, но в этом случае приходится задействовать две единицы техники. При использовании КМУ можно объедить выполнение транспортных, погрузочно-разгрузочных и иных технологических задач на одной единице военной техники. В отдельных случаях КМУ ставят на боевые машины и пусковые установки, это позволяет выполнять боевые задачи и задачи обеспечения наиболее быстро и эффективно.
После распада СССР мы серьёзно отстали от стран НАТО в разработке таких технический систем. А вот в армиях вероятного противника повсеместно стали использовать военные КМУ c улучшенными техническими параметрами, аналогов которым не выпускали отечественные крановые заводы. В итоге для оснащения ВВТ на наши предприятия ОПК хлынули КМУ иностранного производства. Напротив, ООО «Кудесник» (год основания – 1992), включая входящие в него крановые заводы, – это исконно российские компании.
Смею утверждать, что успешная разработка отечественных КМУ станет неприятным сюрпризом для супостатов. Современные КМУ широко применяются в составе различных систем и комплексов ВВТ. КМВ-8К и КМВ-30К, в случае успешного проведения испытаний, дополнят и расширят линейку кранов-манипуляторов военного назначения АО «КАЗ», в которой уже есть образцы, выпускаемые серийно (КМВ-10К на шасси КАМАЗ-53501 и КМВ-20К на шасси КАМАЗ-63501 приняты на снабжение ВС РФ в 2018 г. и в 2019 г. соответственно).
Особо был интересен макетный образец КМВ-30К, который предназначен для механизации погрузочно-разгрузочных и демонтажно-монтажных работ с обычными и опасными грузами. Кран-манипулятор КМВ-30К с грузовым моментом 31,51 тм имеет максимальную грузоподъёмность 12,4 т, грузоподъёмность 2,38 т на максимальном вылете 12,35 м, максимальная высота подъёма составляет 16,3 м.
Краноманипуляторная установка КМУ-30К может быть смонтирована за кабиной или в задней части средства подвижности. Для удобства работы с грузами большой массы и габаритов, предусмотрена возможность раздвижения. бортовой.платформы.
Конструкция установки позволяет подключить дополнительное оборудование – ротатор, клещевой или ковшовый грейферы, лебёдку, шнековый бур, гидроножницы, зуб-рыхлитель, рабочую платформу и др. Кран-манипулятор оснащён дублирующим управлением – рычажным и с дистанционного пульта (по радиоканалу или кабелю). Кран-манипулятор можно транспортировать военно-транспортным самолётом Ил-76. Для уменьшения габарита по высоте на КМВ-30К предусмотрена система наклона стрелового оборудования на угол до 45°.
Новый экскаватор цвета хаки
С текущего года АЗ «Урал» входит в холдинг «Объединённая машиностроительная группа» (ОМГ) (см. «Госзаказ и коронавирусный кризис»), предприятия которого выпускают строительно-дорожную технику. Поэтому для специалистов не был неожиданным показ экскаватора на шасси «Урал» – по соседству с военными «Уралами» был представлен их «нархозовский» собрат, который, впрочем, также был цвета хаки.
Как мне рассказали представители компании «ОМГ СДМ», опытный образец экскаватора-планировщика E210TS был изготовлен в 2020 г. на заводе ЗАО «Тверской экскаватор» в г. Тверь. Шасси – народно-хозяйственный вариант «Урал-4320-6951-74». Из таблички на образце следовало, что надстройка модели UDS-114 изготовлена словацкой компанией CSM Idustry s.r.o. в 2019 г. Экскаваторы UDS-114 хорошо известны в России – поставки начались ещё во времена СССР. Ныне имеются варианты установки UDS-114 как на шасси Tatra 815, так и на шасси других марок, в том числе на полноприводные КАМАЗы.
В разговорах на «Армии-2020» меня заверили в том, что у ОМГ есть планы по проведению ОКР, в рамках которой предполагается разработать экскаватор-планировщик на новейших шасси «Урал», созданных по заказу Минобороны России.
Новинка ЧМЗАП
ПАО «Уралавтоприцеп» представило на МВТФ «Армия-2020» в составе статической экспозиции новинку – опытный образец пятиосного полуприцепа-тяжеловоза 5-ППТ-65 модели ЧМЗАП-99904-0000100. Данный экспонат можно было увидеть на стенде АЗ «Урал» в составе автопоезда с седельным тягачом «Урал-63708» «Торнадо-У» (8х8) с защищённой 4-х дверной пятиместной кабиной. Отмечу особо: «Урал-63708» – основной тягач для полуприцепа, а в качестве запасного в тактико-технических характеристиках указан КАМАЗ-78504, разработанный в рамках ОКР «Платформа-О».
Масса перевозимого груза – 63 650 кг; это позволяет перевозить на полуприцепе 5-ППТ-65 любую бронетанковую технику, которая сегодня есть в ВС РФ, а также все перспективные образцы, включая разработанные в рамках ОКР «Армата».
Важный факт: подвеска полуприцепа пневматическая, причём осевые агрегаты, установленные на ЧМЗАП-99904-0000100, отечественные. Некоторое время назад руководство ПАО «Уралавтоприцеп» приняло решение о глубокой модернизации производства. Сегодня предприятие выпускает осевые агрегаты в рессорном и пневматическом исполнении, причём в сегменте осей от 18 до 24 т предприятие не имеет себе равных и является практически единственным производителем в России.
Характеристики выпускаемой заводом продукции соответствуют, а по некоторым показателям превосходят европейские и китайские аналоги. Оси устойчивы к песку, пыли и грязи, выдерживают нагрузки в сложных климатических условиях и отличаются повышенной прочностью, что особенно важно для использования в Армии.
С 2019 г. на предприятии велась разработка самоустанавливающихся осей, и в текущем году «Уралавтоприцеп» освоил выпуск самоустанавливающейся оси модели 24-001-01. Установка самоустанавливающихся осей на полуприцепах с тремя и более осями снижает износ шин и улучшает маневренность автопоезда при прохождении поворотов в ограниченном пространстве. Отмечу, что ЧМЗАП-99904-0000100 – первый образец, оснащённый самоустанавливающимися осями отечественного производства.
Мобильный комплекс с привязным БПЛА
На невзрачный фургончик на базе УАЗ «Профи» многие посетители «Армии-2020» не обращали внимание. А зря! Разработка, которая размещается внутри этого фургона, является уникальной. Многофункциональный мобильный робототехнический комплекс на базе привязной высотной беспилотной платформы «Альбатрос», разработанный Лабораторией № 69 Института проблем управления им. В.А. Трапезникова Российской академии наук (ИПУ РАН), значительно превосходит все зарубежные аналоги.
Многие спросят: зачем нужны беспилотные летательные аппараты (БПЛА) на привязи? Ответ более чем конкретный: привязные высотные беспилотные платформы предназначены для длительного функционирования (от суток до нескольких недель), без опускания на землю. Это – одно из основных преимуществ по сравнению с автономными беспилотниками (взлётной массой до 40 кг), время непрерывного функционирования которых обычно не более одного часа. Так как беспилотник всё время работает в режиме зависания в одной точке воздушного пространства, важно иметь надёжный канал связи – беспроводные системы менее надёжны по сравнению с передачей информации по проводу. С помощью привязных беспилотников можно охранять объекты, выполнять задачи разведки и радиоэлектронной борьбы, создать информационную структуру в районах стихиных бедствий и т. д.
Непрерывная длительная работа БПЛА на большой высоте связана с надёжностью наземного оборудования, поэтому в представленном комплексе реализована высоконадёжная передача энергии большой мощности с земли на борт беспилотника, высота подъёма (зависания) которого – 100 м. Были разработаны высоковольтный высокочастотный кабель-трос (передаваемая мощность 8 кВт) и лебёдка с микропроцессором для контроля натяжения кабель-троса. Электрогенератор, который размещён в фургоне, показанном на выставке, имеет выходную мощность 10 кВт и обеспечивает непрерывную работу БПЛА (без опускания на землю) в течение 24 часов.
Важно отметить, что за рубежом активизируются разработки в области привязных высотных платформ. В сентябре 2016 г. Американское агентство по перспективным исследованиям (DARPA) объявило конкурс на создание системы мониторинга подвижных объектов с использованием привязных высотных винтокрылых платформ длительного функционирования. Как уже сказано выше, в России есть научно-технический задел, превосходящий мировой уровень.