Опубликовано: ГП 11-2020
Шестая «Армия», коронавирусная (Часть 3)

О главных автобронетанковых событиях и новинках МВТФ «Армия-2020»

Александр Привалов

Главный редактор
«Автомобильный каталог» www.autocatalogue.ru
специально для журнала «Грузовик пресс»

Фото автора, иллюстрации Минобороны
России и предприятий ОПК

На Международном военно-техническом форуме (МВТФ) «Армия-2020» было продемонстрировано немало сенсационных новинок, несмотря на то, что отдельные экспоненты не приехали в связи с пандемией коронавируса COVID-19. В первой части статьи мы рассказали о главной сенсации выставки. Но многие посетители форума пристальное внимание обращали на совершенно иные новинки. О них и пойдёт разговор.

На протяжении нескольких десятилетий происходила смена парадигмы. Так, после Великой Отечественной войны военачальники, помнившие огромные сложности по наведению переправ под огнём противника, решили заставить плавать в буквальном смысле всё и вся. В результате в СССР в 1946–1985 гг. были разработаны самые разнообразные амфибии, часть из которых пошла в серийное производство (некоторые образцы до сих пор состоят на вооружении ВС РФ).

После 1985 г. в СССР многие перспективные разработки военной техники, в том числе колёсной плавающей военной автомобильной техники (ВАТ), были свёрнуты. Например, невостребованными оказались разработки ВАЗа (тема «Река»), УАЗа (тема «Ягуар»), ЛуАЗа (тема «Геолог»), БАЗа (корпусные СКШ семейства «Вощина») и др. После распада СССР, вплоть до середины 2010 г., мотивировка невозобновления ряда работ по плавающей ВАТ чаще всего была такова: в ВС РФ достаточно инженерной техники, которая может обеспечить любые операции Сухопутных войск по форсированию водных преград. Но «Армия-2020» показала: российские военные вновь обратили пристальное внимание на плавающую технику. И промышленность откликнулась, что и было продемонстрировано «в металле». Смею заметить, такая техника пригодится не только военным, так как в связи с потеплением возможны массовые разливы рек в Арктике, поэтому колёсные и гусеничные плавсредства будут весьма востребованы уже в среднесрочной перспективе.

Макетный образец автомобиля «Стрела», защищённый, плавающий

Плавающая «Стрела» от «ВПК»

О том, что ООО «ВПК» планирует показ совершенно нового командирского автомобиля «Стрела», информация в СМИ появилась за несколько недель до МВТФ «Армия-2020». Но настоящей сенсацией стал показ «Стрелы» ещё и в плавающем варианте.

Три года назад я уже рассказывал о проблемах с разработками командирского автомобиля. И пока на УАЗе «запрягали», в Нижнем Новгороде и в Арзамасе проблему, по сути, уже решили! Мне было приятно увидеть новейшие разработки живьём, и это действительно одна из сенсаций «Армии». Замечу, разработка полностью инициативная, и даже об индексах образцов представители ООО «ВПК» ничего не говорили не потому, что что-то хотели скрыть. Заводские индексы для «Стрелы» ещё не придумали, а основной заказчик официально присваивает индексы на межведомственных комиссиях только после того, как завершатся государственные испытания – это общая практика для всех изготовителей ВАТ.

Всё познаётся в сравнении, поэтому показатели технических характеристик сведены в одну таблицу.

Параметр Требования ГАБТУ «Стрела» АМН «Стрела» защищённый «Стрела» защищённый плавающий ОКР «Стрела» багги
Колёсная формула 4х4.1 4х4.1 4х4.1 4х4.1 4х4.1
Грузоподъёмность, т 1,0 1,0 1,0 0,8 1,2
Масса в снаряжённом состоянии, т 2,0 Н/д Н/д Н/д Н/д
Полная масса, т 3,0 Н/д 4,7 Н/д Н/д
Допустимая масса буксируемого прицепа, т 1,5 Н/д Н/д Н/д Н/д
Вместимость, чел. 4–5 5 2–8 (от
модификации)
4 5
Тип двигателя Дизельный Дизельный Дизельный Дизельный Дизельный
Мощность двигателя, л.с. 149–170 200 200 200 200
Удельная мощность, л.с./т 49,7–56,7 57 42,5 40,1 57
Максимальная скорость, км/ч 130 130 155 120 130
Максимальная скорость на плаву, км/ч 7
Наибольшая глубина преодолеваемого брода, м 1,2 Н/д Н/д Плавающий Н/д
Длина, мм Н/д 4700 4700 4700 4700
Ширина, мм Н/д 2200 2200 2200 2200
Высота, мм Н/д 2100 2100 2100 2100
Дорожный просвет, мм Н/д Н/д 250 280 Н/д
Диапазон температур эксплуатации, °С от –50 до +50 Н/д Н/д Н/д Н/д
Высота использования над уровнем моря, м 4650 Н/д Н/д Н/д Н/д
Запас хода по шоссе, км Н/д 1000 1000 1000 Н/д
Максимальный угол преодолеваемого подъёма Н/д 31 31 31 31
Максимальный угол преодолеваемого косогора, град. Н/д 20 20 20 20
Высота преодолеваемой вертикальной стенки, м Н/д 0,3 0,4 0,4 0,3
Класс баллистической защиты обитаемого отделения по ОТТ 9.1.12.1 Не установлен для АМН 2 1
Противоминная защита обитаемого отделения под днищем или колесом, кг ТНТ Не установлен для АМН 2 0,6

Важный вопрос: из каких автокомпонентов будут производить «Стрелу»? Представители ООО «ВПК» заявляют, что всё будет отечественное. Так ли это будет на самом деле? Попробуем разобраться.

Вот что гласит официальная информация от производителя: «Особенностью конструкции лёгкого многоцелевого бронеавтомобиля «Стрела» является использование в ней перспективных агрегатов, узлов и деталей, планируемых к освоению в массовом производстве отечественной автомобильной промышленностью. При этом на 100% используются отечественные или локализованные на территории РФ комплектующие. Конструкция бронированного корпуса «Стрелы» максимально унифицирована с другими образцами бронеавтомобилей разработки и производства ООО «ВПК». Так, например, двери и бронированные стекла «Стрелы» взаимозаменяемы с дверьми и бронестеклами бронеавтомобилей «ВПК-Урал» и «Атлет».

Макетный образец автомобиля «Стрела», защищённый

Главная проблема – в отсутствии дизельного двигателя. На «Армии-2020» на рекламных штендерах, стоявших возле образцов «Стрелы», информация о двигателе была указана весьма уклончиво (цитирую): «Локализованный на ЯМЗ, Foton или Cummins ISF 2.8, дизельный». Из других рекламных материалов следовало, что двигатель будет иметь объём 2,7 л, т. е. это скорее всего китайский Foton? О «Фотоне» говорилось и на круглом столе «Перспективы развития автомобильной техники для Воздушно-десантных войск», где, кстати, было упомянуто об открытии ОКР «Стрела» в 2021 г. (в рамках этой темы предполагается разработка багги для ВДВ).

Констатирую: решение вопроса о постановке на производство отечественного дизельного двигателя для командирского автомобиля весьма затянулось. Разговоры о необходимости такого мотора идут ещё с советских времён, несколько раз совершались попытки начать производство по лицензиям в постсоветский период. Вот лишь один из неудачных примеров: более 10 лет назад начали реализовывать проект по организации производства двигателя IVECO F1C на Заволжском моторном заводе (проект компании Sollers, в которую входят в том числе УАЗ и ЗМЗ). Уже были произнесены «победные» реляции о будущем успехе, распространены пресс-релизы, но кризис 2008 г. похоронил планы.

Макетный образец автомобиля «Стрела» защищённый: вид снизу Макетный образец автомобиля «Стрела» защищённый плавающий: вид снизу

Очередная попытка создать производство необходимых моторов была предпринята пять лет назад. 31 марта 2015 г. вышел Приказ № 648 Министра промышленности и торговли РФ «Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в автомобильной промышленности РФ». В Приказе среди прочего указаны сроки реализации проекта по лёгким дизельным двигателям для автомобилей класса LCV: 2014–2017 гг. Сегодня на дворе 2020-й год, но, как говорится, ещё и конь не валялся.

Есть надежда, что наконец-то вопрос с двигателем решат. Что же касается коробки передач, меня заверили, что здесь никаких проблем не ожидается – механические КП уже выпускаются «Нижегородскими моторами» (хотя мои попытки найти в интернете данные по этой коробке или хотя бы о её производителе закончились ничем; поисковики выдают ссылки на одноимённую компанию с штатом всего 50 человек, хотя на ГАЗе на производстве автокомпонентов ранее работало до 4 тыс. человек). Впрочем, согласно заявляемым характеристикам, на «Стрелу» можно ставить и автоматические коробки. Ну да ладно, скрытность можно объяснить тем, что против предприятий «Группы ГАЗ» сейчас развёрнута настоящая санкционная война (на Горьковский автозавод уже прекращены поставки ряда импортных автокомпонентов, а также запчастей для импортного технологического оборудования), поэтому какая-либо официальная информация о «военке» блокируется самым серьёзным образом.

Моторный отсек защищённого автомобиля «Стрела»

С боестойкими шинами для «Стрелы» проблема может быть решена намного проще, чем с двигателем, если, конечно, проблему решать. Кстати, НТЦ «КАМА» ранее доказал, что такие технические задачи ему по плечу и успех будет обеспечен – о достижениях в области создания отечественных боестойких шин журнал писал неоднократно (см. «Победитель будет один» и «Незапятнанные новинки армии»). В этом году, кстати, все «Тигры» на стенде ООО «ВПК» были обуты в боестойкие шины «КАМА». Что же касается «Стрелы» – пред посетителями «Армии-2020» эти автомобили стояли в «обувке» Federal Couragia M/T.

Из особенностей конструкции «Стрелы» отмечу подвеску: спереди – независимая пружинная, сзади – зависимая рессорная. Насколько такая схема оптимальна покажет только эксплуатация, хотя полагаю, для военного ведомства более подошла бы полностью независимая пружинная подвеска, так как это позволило бы увеличить дорожный просвет (в отличие от УАЗ-469 / УАЗ-3151, на которые ставили редукторные мосты, задний мост «Стрелы» обычный). С выпуском элементов подвески никаких особых проблем не ожидается – Арзамасский машиностроительный завод серийно производит такую продукцию с 1972 г.

Макетный образец автомобиля «Стрела», защищённый: интерьер

Все защищённые машины семейства в стандартной комплектации оснащены системами кондиционирования воздуха в салоне и автоматического пожаротушения в моторном отсеке. Несложно догадаться и о том, что уже предусмотрены варианты установки на новые внедорожники различного оборудования и систем вооружения, начиная от пулемётов и противотанковых ракетных комплексов до специальных систем радиоэлектронной и/или радиохимической разведки и т.д. Следует отметить, что имеется возможность быстрой переброски «Стрелы» на другое направление или в составе тактических воздушных десантов на внешней подвеске транспортно-боевых вертолётов типа Ми-8 (Ми-17). На сегодняшний день на вооружении ВС РФ подобных бронеавтомобилей попросту нет, как нет и плавающих автомобилей такого класса.

Возможности по монтажу оборудования и буксирования прицепов пригодятся и для гражданских заказчиков в глубинке, которые уже давно хотят пересесть с морально и физически устаревших «козликов»/«бобиков» на более современную отечественную внедорожную технику. Эксплуатационной особенностью автомобилей семейства «Стрела» является то, что для обслуживания и ремонта можно использовать развитую сервисную сеть коммерческих лёгких грузовиков.

ЗЗГТ 5901 – замена «мотолыге»?

ООО «ВПК» представила на «Армии-2020» самое большое количество новинок. Стикер с надписью «New» можно было бы прилепить и на плавающий снегоболотоход модели 5901 Заволжского завода гусеничных тягачей (ЗЗГТ) – в январе текущего года это предприятие вошло в периметр управления «ВПК».

Не мог не обратить внимание на слова генерального директора ООО «ВПК» Александра Красовицкого, сказанные им в одном из интервью о снегоболотоходе 5901: «Наша машина обладает, по сути, теми же характеристиками, что и широко распространённый в Вооружённых силах РФ тягач МТ-ЛБ, но при этом её качество выше, и она укладывается в ценовой тренд, который задаёт наш основной заказчик – Министерство обороны России».

Вообще, сравнивать образцы ЗЗГТ 5901 и МГТТ-ЛБ, представленные «Ремдизелем» не совсем корректно, так как первый является образцом для народного хозяйства, а второй – вариант для ВС РФ. Например, у образца 5901 корпус небронированный, поэтому грузоподъёмность производитель заявил 5 т (у МГТТ-ЛБ – 2,5 т). Если будет принято решение сделать армейский вариант на базе 5901, грузоподъёмность серьёзно снизится, так как придётся переделать корпус (установить броню).

Тем не менее, ещё восемь лет назад, ознакомившись с типажом ВАТ (утверждён 26 ноября 2012 г.), я заметил, что среди перспективных НИОКР полностью отсутствуют однозвенные военные гусеничные машины. Выходит, что парадигма теперь и здесь меняется? Это выяснится после того, как будет утверждена «Концепция развития военной автомобильной техники до 2030 года», которая разрабатывается в настоящее время. Заказчики же из народного хозяйства весьма далеки от всяких планов военных, и только рынок покажет, насколько будет успешна новая разработка ЗЗГТ.

Плавающий снегоболотоход модели 5901 Заволжского завода гусеничных тягачей

Вездеходы для спасательных операций

На уличном стенде Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) были также представлены «водоплавающие» экспонаты. Выделю две новинки, изготовленные нижегородским ООО «НПО «Транспорт».

Гусеничный плавающий снегоболотоход ТТМ-5906, предназначенный для работы в зонах чрезвычайных ситуаций, может быть оснащён двумя грязевыми насосами для откачки больших объёмов воды с затопленных территорий и объектов. Грузоподъёмность на плаву – 4 т, вместимость кабины – 8 человек. Учитывая произошедшие в этом году наводнения в Подмосковье, на Дальнем Востоке и в других регионах России, такая техника крайне необходима для МЧС.

Гусеничный плавающий снегоболотоход ТТМ-5906
Гусеничный плавающий снегоболотоход ТТМ-5906

На второй экспонат моё особое внимание обратили представители отраслевого научно-исследовательского института: опытный образец аварийно-спасательной машины ТТМ-5908ПТС-ПС был показан публике впервые. Машина предназначена для обеспечения эвакуации населения и материальных средств, доставки спасателей и различного оборудования в районах чрезвычайных ситуаций, связанных с катастрофическими наводнениями и паводками. Грузоподъёмность на плаву – 6 т. В настоящее время проводятся испытания этого образца.

Опытный образец аварийно-спасательной машины ТТМ-5908ПТС-ПС

Водоплавающий кран-манипулятор

В дальний угол стенда загнали плавающий вездеход ТМ-140П с кран-манипуляторной установкой INMAN IT 150. Эта транспортная машина более всего подойдёт для ремонтных бригад, работающих в труднодоступной местности: в оснащение входит технологический модуль со сварочным оборудованием. Но более важно иное, семейство вездеходов ТМ-140 – единственная линейка техники, на которую ставятся автоматические коробки передач, разработанные в рамках незавершённой темы «Естественница».

Напомню, в рамках этой темы, открытой ГАБТУ примерно полтора десятилетия назад, планировалось в том числе создать семейство отечественных гидромеханических передач (ГМП) для двигателей мощностью до 700 л.с. В феврале 2007 г. Путин назначил на должность министра обороны А.Э. Сердюкова, и осенью 2008 г. последовала команда: все НИОКР автомобильной тематики, в том числе и «Естественницу», приостановить (а по сути это означало полное сворачивание работ; взамен открыли работу на «КАМАЗе» по шасси с электромеханическими трансмиссиями). Ныне МО РФ пожинает плоды: приходится закупать ВАТ с иностранными АКП, в основном с американскими Allison. Курганмашзавод завод самостоятельно довёл самую младшую собственную ГМП до серийного производства, но места для ТМ-140 в ВС РФ не нашлось…

ТМ-140П с установленной на грузовой платформе кран-манипуляторной установкой (КМУ) INMAN IT 150
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию