Современные спецавтомобили для перевозки заключенных МВД и ФСИН России
Даже сейчас многие расшифровывают слово «зэк» на свой лад: заключённый, закордонный, за колючей проволокой.
Изначальные понятия «заключённый красноармеец», «заключённый каналоармеец» давно трансформировалось в «з/к», утеряв свои корни в далёком ГУЛАГе, а может, и в военном коммунизме, о чём уже было сказано в первой части статьи.
Об этом кульбите термина не знают подчас и сами работники МВД и ФСИН России, хотя аббревиатура «з/к» до конца 1950-х годов использовалась в официальных документах исправительной системы и относилась ко всем заключённым тюрем и лагерей СССР.
История автозаков в СССР недостаточно исследована по многим причинам: специфичность темы, конкретика исследовательских задач, политическая подоплёка... Но, увы, без таких машин в настоящее время не обходится ни одно государство в мире. В этой статье приоткрывается завеса тайны разработки отечественных машин.
Комфорт в дороге
В первой половине 2000-х гг. силами НИИСТ ГУ НПО «СТиС» и ДОЭЗ МВД России были разработаны и изготовлены следующие спецавтомобили:
- 43114-АЗ, 2002 г. на шасси КамАЗ-43114 (колёсная формула 6х6), для перевозки спецконтингента (32 человека) в регионах Сибири и Дальнего Востока на маршрутах большой протяжённости (до 500 км) в условиях плохих дорог и бездорожья;
- 4320-АЗС, 2005 г. на шасси «Урал-4320-40» (колёсная формула 6х6, с увеличенной колёсной базой – 4555+1400) в северном исполнении, для эксплуатации в условиях Крайнего Севера, пассажировместимость аналогична 43114-АЗ.
Машины оснащались тремя системами отопления кузова: с отбором тепла от жидкости системы охлаждения двигателя и двумя независимыми. Отопители располагались под сиденьями конвоя и на задней стенке кузова (воздушный ОВ-65), нагретый в нём воздух подавался к кожухам, смонтированным под сиденьями спецконтингента в общих камерах. Кроме того, кузов 4320-АЗС, в отличие от кузовов прочих спецавтомобилей, имел дополнительную теплоизоляцию из фанеры между каркасом и стальной обшивкой. Северный спецавтомобиль 1980-х гг. ЗИЛ-130-АЗС имел, в сравнении с обычными несеверными, вдвое бóльшую толщину стен и соответственно вдвое бóльшую теплоизоляцию. Однако при этом увеличивалась и толщина каркаса, что приводило к утяжелению кузова. На 4320-АЗС кузов имеет принципиально новую конструкцию, без так называемых «мостов холода», с более совершенной теплоизоляцией, что позволило не увеличивать размеры профилей каркаса.
На 4320-АЗС и на 43114-АЗ поздних выпусков на передней стенке кузова имелась выступающая ниша, это багажный отсек для личных вещей и продовольственных пайков конвоиров. Ведь спецавтомобили эксплуатируются на маршрутах большой протяжённости в малонаселенных местностях, так что речь идёт об условиях несения службы сотрудниками милиции, от которых, как известно, зависит надёжность охраны задержанных.
В 2006 г. по предложению Департамента охраны общественного порядка (ДООП)1 МВД России НИИСТ и ДФ ГУ НПО «СТиС» МВД России создали первый спецавтомобиль «АЗ» с биотуалетом – 3309-АЗТ (шасси ГАЗ-3309) с классической планировкой кузова, но в одной одиночной камере оборудовали туалетную кабину (снова – права человека). Забегая вперёд, скажем, что на спецавтомобилях «АЗ» ФСИН России биотуалет устанавливается в специальном ящике, оборудованном под сиденьем одной из одиночных камер.
1 С 2011 г. – Главное управление – ГУОООП МВД России, охранно-конвойная служба полиции подчиняется ему.
Противопобеговые мероприятия
Во второй половине 2000 гг. к разработке и изготовлению спецавтомобилей для милиции подключился ряд гражданских предприятий. Среди них были известные отечественные автозаводы УАЗ, ГАЗ и другие. Многие из них в совершенстве освоили производство автомобильной техники различного назначения, но не были знакомы со спецификой и особенностями конструкции милицейских спецавтомобилей. В части, касающейся спецавтомобилей «АЗ», это были завод УАЗ, Комбинат автомобильных фургонов (КАФ, г. Шумерля, Чувашская Республика) и другие менее известные предприятия.
Вот некоторые недостатки спецавтомобилей2, сначала созданных ими:
- пластиковые вентиляционные заслонки, которые могут быть сломаны задержанными;
- недостаточно прочное закрепление вентиляционных решёток и других элементов внутри отсеков и камер для задержанных;
- плафоны освещения не имели защитных решёток;
- электропроводка проложена в пластиковых коробах поверх внутренней обшивки камер или просто не защищена и могла быть повреждена задержанными;
- через вентиляционные лючки была видна «улица»;
- запорные устройства и петли дверей крепились недостаточно прочно, по аналогии с обычными пассажирскими машинами, без учёта того, что задержанные могут предпринять попытку их выбить или взломать.
2 Помимо спецавтомобилей «АЗ», в милиции СССР и милиции/полиции России для перевозки задержанных использовались и используются патрульные автомобили (АП) и автомобили дежурной части (АДЧ) для выезда на места происшествий. Конструкция отсеков и камер для задержанных у них в принципе похожая.
Приведём пример из практики одного из авторов статьи по поводу крепления запорных устройств и петель дверей камер. Одно старое предприятие советского и российского военно-промышленного комплекса в 2007 г. взялось за разработку и изготовление спецавтомобилей «АЗ» на шасси КАМАЗ-4308 (4х2) и КАМАЗ-4326 (4х4).
Замки и петли дверей камер инженеры предприятия вначале хотели крепить болтами на резьбовые пластинки толщиной 5 мм. Говорю им:
– Нет! Крепите болтами с гайками, насквозь через стойки каркасов дверей и дверных проёмов!
– Вы знаете, а мы на «вахтовках» так крепим и хорошо держится…
– Да! Но одно дело – «вахтовка», другое дело – «автозак», где в каждой камере сидит около полутора десятков жуликов…
То есть многие технические решения, которые применяются в обычных пассажирских автомобилях, неприемлемы в спецавтомобилях для перевозки задержанных.
В 2009–2010 гг. НИИСТ ГУ НПО «СТиС» провёл работу по переработке упомянутого ОСТ 78.01.0002-99, в результате которой в октябре 2010 г. были введены в действие правила стандартизации ПР 78.01.0024–2010. В новом нормативном документе требования к спецавтомобилям «АЗ» изложены более подробно. Доработанная редакция ПР 78.01.0024–2016 введена в действие в августе 2016 г.3 За этот короткий период появились и новые требования по усилению противопобеговой укреплённости.
3 Отметим, что в 2011–2012 гг. были введены в действие первые редакции, в августе 2016 г. – доработанные правила стандартизации, регламентирующие требования к автомобилям дежурных частей и патрульным автомобилям, где очень большая часть посвящена отсекам для задержанных.
Решётка в руках
Требования к камерам и отсекам для задержанных при создании спецавтомобилей вырабатываются начиная с 1970-х гг., на основе опыта, оплаченного иной раз кровью! Ибо в случае «слабой» конструкции и недостаточно прочного закрепления дверей и прочих элементов отсеков и камер, задержанные могут выбить двери, сломать элементы оборудования спецавтомобиля и совершить нападение на сотрудников полиции. Кроме того, любая неправильно закреплённая и отломанная от автомобиля деталь (на первый взгляд мелочь) в руках задержанных может превратиться в оружие и будет стоить жизни как сотрудникам полиции, так и обычным гражданам, на которых могут напасть вырвавшиеся на свободу задержанные.
Шумерлинский КАФ в 2007 г. с участием НИИСТ ГУ НПО «СТиС» МВД России создал спецавтомобили 4326-АЗ и 4308-АЗ на базе двухосных шасси КАМАЗ, вместимостью 26 человек спецконтингента и 6 конвоиров, включая водителя, оборудованные туалетной кабиной.
Кузова конструкции НИИСТ были сварно-клёпаной конструкции, КАФ использовал свою технологию монолитных заливных панелей, но на металлическом решётчатом противопобеговом каркасе в соответствии со специальными требованиями МВД. На достигнутом комбинат не остановился и на основе полученного опыта в 2008–2009 гг. создал линейку спецавтомобилей «АЗ» на шасси «ГАЗель», «Бычок», ГАЗ-3307, ГАЗ-3309, КАМАЗ-43114, «Урал-4320-40» с удлинённой колёсной базой, вместимостью от 7 до 31 человека спецконтингента, с туалетной кабиной. В 2014 г. к ним присоединился ГАЗ-33086 «Земляк» (колёсная формула 4х4 со сдвоенными задними колёсами), в 2015-м – «ГАЗель Next», в 2016-м – «ГАЗон Next» – преемник ГАЗ-3309.
Завод «УАЗ» в 2009 г. представил спецавтомобиль «АЗ» УАЗ-396255-025 – аналог УАЗ-452-АЗМ образца 1982 г. с четырьмя одиночными камерами. По указанным ранее причинам у него имелись недостатки. После доработки конструкции в соответствии с требованиями МВД (которые в это время тоже менялись) машина под обозначением УАЗ-396221 была принята на снабжение и поставляется в органы внутренних дел.
Вот один из примеров, повлиявший на внесение нескольких дополнительных слов в требования к спецавтомобилям. На входной двери в помещение конвоя имеется окно, на нём – решётка, на спецавтомобилях разработки НИИСТ она крепилась болтами, а на УАЗе закрепили заклёпками и сначала особого значения этому не придали. Во время осмотра спецавтомобиля в ГУ НПО «СТиС» МВД России сотрудники, зайдя в салон несколько раз закрывали дверь тянули её не за ручку, до которой было тяжело дотянуться, а за внутреннюю решётку. После очередного закрытия дверь успешно захлопнулась, но решётка осталась в руках у сотрудника. Пришлось конкретизировать требования к креплению решётки.
В конце 2000-х и первой половине 2010-х гг. некоторые отечественные предприятия учились делать новые спецавтомобили для МВД. Специалистам же НИИСТ ГУ / ФКУ НПО «СТиС» МВД России (включая авторов статьи) впервые пришлось работать с представителями заводов, которые впервые осваивали новый тип спецмашин. При разработке требований упомянутых правил стандартизации приходилось искать золотую середину: соблюсти интересы службы – обеспечить комфортные условия сотрудникам милиции / полиции, надёжность охраны задержанных и одновременно (по возможности) учесть предложения и технологические особенности новых изготовителей спецавтомобилей.
Космические технологии
В марте 2009 г. вышел приказ МВД России об оснащении транспортных средств отдельных подразделений органов внутренних дел, в том числе спецавтомобилей «АЗ». Согласно новым требованиям они, в числе прочего, должны оснащаться системой видеонаблюдения за камерами и помещением конвоя и комплектом бортового оборудования спутниковой навигационно-мониторинговой системы ГЛОНАСС.
Система ГЛОНАСС позволяет в режиме реального времени определять и передавать информацию о местоположении и состоянии спецавтомобилей на диспетчерский пульт дежурной части органа внутренних дел. В составе бортового оборудования системы имеются кнопки «Тревога-нападение» (в кабине и в помещении конвоя), нажатием которых конвой может подать сигнал о возникновении чрезвычайной ситуации.
В систему видеонаблюдения входят видеокамеры в помещении конвоя и в камерах для спецконтингента (последние выполнены в вандалозащищённом исполнении), монитор, видеосервер со сменным носителем информации. Во-первых, система повышает надёжность охраны задержанных: можно постоянно наблюдать на мониторе за их поведением4. Во-вторых, после выезда с помощью видеозаписи можно оценить правильность и правомерность действий конвоя. И, наконец, в случае подачи задержанными жалобы о неправомерном обращении с ними, при её разборе могут быть использованы записи системы видеонаблюдения.
4 До этого старший конвоя мог контролировать обстановку в кузове только с помощью световых и звуковых сигнализаторов открытия дверей камер и сигнально-переговорного устройства, обеспечивающих телефонную связь между кабиной и помещением конвоя. Этими системами спецавтомобили «АЗ» оснащают ещё с 1970-х – начала 1980-х гг.
Впервые система в опытном порядке была установлена в 2007 г. на спецавтомобиле ЗИЛ-5301-АЗ на базе цельнометаллического фургона «Бычок», но в ней была всего одна видеокамера, установленная в помещении конвоя и направленная на двери камер спецконтингента.
В настоящее время комплект оборудования системы ГЛОНАСС и система видеонаблюдения являются обязательными атрибутами спецавтомобилей «АЗ» наряду с автомобильной радиостанцией. Но указанные системы требуют постоянного питания и при этом потребляют большое количество электроэнергии даже в «спящем» режиме, что приводит к разряду штатной аккумуляторной батареи и не обеспечивается повторный запуск двигателя после перерыва между сменами. Во избежание этого, начиная с 2016 г. многие полицейские спецавтомобили, в том числе «АЗ», начали оснащать дополнительной аккумуляторной батареей или так называемой системой гарантированного запуска двигателя (СГЗД).
В первом случае на спецавтомобиль устанавливаются одна или две дополнительные аккумуляторные батареи, от которых во время стоянки с заглушенным двигателем осуществляется питание дополнительных потребителей через дополнительную цепь, независимую от цепи подключения штатной АКБ. При заглушённом двигателе штатная батарея отключена от дополнительных потребителей и батарей с помощью специального реле и сохраняет свой заряд для запуска двигателя. При запуске двигателя питание всего электрооборудования осуществляется от штатного генератора, реле замыкается, происходит заряд всех батарей.
СГЗД представляет собой один или несколько молекулярных накопителей энергии (конденсаторов большой ёмкости), подключаемых, как правило, последовательно или последовательно-параллельно со штатной аккумуляторной батареей. В этом случае питание всех потребителей осуществляется от аккумуляторной батареи, а запуск двигателя – от конденсаторов. Кроме того, при движении система электроснабжения автомобиля должна обеспечивать положительный баланс электроэнергии. Разумеется, существует методика его расчёта для гражданских автомобилей.
Но на спецавтомобилях, в сравнении с базовыми автомобилями, имеются дополнительные энергопотребители. Применительно к «АЗ» это противотуманные фары, спецсигналы, отопители, вентиляторы, плафоны освещения помещения конвоя и камер для спецконтингента, система видеонаблюдения, радиостанция, комплект оборудования системы ГЛОНАСС. Хотя часть этого оборудования появилась уже в 2000-х, но ещё в начале 1980-х НИИСТ МВД СССР провёл научно-исследовательскую работу, в результате которой была разработана специальная методика МР 1-84 расчёта баланса электроэнергии и элементов системы электроснабжения спецавтомобилей МВД. Правда, в настоящее время она, разумеется, устарела, но в указанных выше правилах стандартизации имеются таблицы с коэффициентами времени работы энергопотребителей – исходными данными для расчёта баланса электроэнергии современных спецавтомобилей. При необходимости спецавтомобили оснащаются генератором повышенной (по сравнению с базовым автомобилем) мощности.
Зелёный цвет и синий маячок
Теперь что касается спецавтомобилей «АЗ» ФСИН России.
После перехода в 1998 г. ГУИН5 из МВД в Министерство юстиции ИТК УЗ-62 / 14 в пос. Сухобезводное Нижегородской обл., разумеется, продолжала их производство6. В 2002 г. они получили специальную цветографическую схему: основной цвет – белый и зелёные полосы с белыми надписями «ГУИН МИНЮСТ РОССИИ» (до 2004 г.) и «ФСИН РОССИИ», на кабине по-прежнему устанавливали синий маячок (напомним, что спецавтомобили «АЗ» МВД в то время вообще не имели опознавательных знаков). В 2007 г. цвета поменялись местами, одновременно исчезли светопроблесковые маяки.
5 ГУИН – Главное управление исполнения наказаний.
6 Порядка 10 лет продолжалось и научно-техническое сотрудничество УЗ-62/14 (ФКУ ИК-14) с НИИСТ ГУ НПО «СТиС» МВД России.
На ежегодной выставке «Интерполитех» в Москве на ВДНХ в октябре 2012 г. спецавтомобили «АЗ» ФСИН России представила исправительная колония ФКУ ИК-7 (город Мелеуз, Республика Башкортостан): на базе микроавтобуса «ГАЗель», грузовых шасси ГАЗ-33106 «Валдай» (4х2), КАМАЗ-4308 (4х2) и КАМАЗ-43114 (6х6), через пару лет к ним добавился КАМАЗ-65117 (длиннобазное шасси 6х4). Вместимость последнего составляет 51 человек спецконтингента! Наибольший интерес представителей МВД России вызвал спецавтомобиль «АЗ» на шасси «Валдай» с ранее неприменявшейся смешаной планировкой – две общих камеры по 5 человек и 5 одиночных, расположенных по бортам.
Правда, в силу различных организационных причин тесное сотрудничество ИК-7 и НИИСТ началось только после «Интерполитех-2014», «Валдай-АЗ» прошёл испытания в территориальных подразделениях МВД, получил в целом высокую оценку и в августе в 2016 г. был принят на снабжение органов внутренних дел. Увы, но его судьба в полиции закончилась, едва успев начаться, в связи с тем, что ГАЗ в 2016 г. прекратил выпуск базового шасси «Валдай». На «Интерполитех-2016» ИК-7 представила спецавтомобиль «АЗ» ФСИН с кузовом, заимствованным от «Валдая» на шасси «ГАЗон Next». Рассматривается вопрос его испытаний в подразделениях МВД. В 2015–2016 гг. испытания в МВД успешно прошёл изготовленный ИК-7 спецавтомобиль «АЗ» на шасси КАМАЗ-4308. ИК-7 использует свою конструкцию и технологию изготовления кузовов. И наверное, у многих напрашивается вопрос: есть ли отличие спецавтомобилей «АЗ» МВД и ФСИН России, помимо цвета полос и надписей на кузове, наличия и отсутствия синих маяков на кабине. В принципе по устройству они, разумеется, аналогичны. Но, например…
На спецавтомобилях ИК-7 применяются более мощные замки дверей камер. Даже в правилах стандартизации ПР-78.01.0024–2016 требования к замкам были дополнены (по сравнению с редакцией 2010 г.), опираясь на некоторые характеристики замков, используемых ИК-7. ФСИН использует более совершенное сигнализационно-переговорное устройство между кабиной и кузовом. Как уже говорилось, на спецавтомобилях ФСИН биотуалет устанавливается с 2014 г. не в отдельной кабине, а в специальном ящике под сиденьем одной из одиночных камер; спецавтомобили ИК-7 оборудуются кондиционерами помещения конвоя и камер для спецконтингента; соответствующие положения тоже были введены в ПР 78.01.0024–2016.
Однако, когда ФСИН в 2014 г. «вышла на рынок» МВД России, ИК-7 пришлось немного дорабатывать свои спецавтомобили в соответствии с требованиями МВД, и по усилению противопобеговой укреплённости и по улучшению условий размещения конвоя, вплоть до установки других сидений! Кстати, в ПР-78.01.0024–2016 (по сравнению с редакцией 2010 г. и правилами ЕЭК ООН № 52 и № 36, касающихся пассажирских автобусов), более жёсткие требования по обеспечению комфортабельности размещения конвоя.
Осталось сказать, что в настоящее время НИИСТ ФКУ НПО «СТиС» МВД России проводит мероприятия по принятию на снабжение перспективных спецавтомобилей «АЗ» на базе грузового шасси и цельнометаллических фургонов «ГАЗель Next» и Ford Transit, созданных различными изготовителями (не только упомянутыми в статье).
За четыре десятка лет спецавтомобили типа «АЗ», несмотря на свою кажущуюся простоту, прошли и проходят свой путь совершенства. Даже если заглянуть внутрь УАЗ-452-АЗМ 1982 г. и УАЗ-396221 – «АЗ» 2013 г., а также в кузова автобусов «АЗ» на базе «газонов» 1970-х и 2010-х, можно увидеть что планировка у них в принципе одинаковая, однако по составу внутреннего специального оборудования это абсолютно разные машины.