Торжество электронного интеллекта
Концерн Daimler AG представил новую электронную архитектуру
Предпоказ экспозиции концерна Daimler AG на IAA 2016 состоялся в Вёрте, где расположен крупнейший завод и клиентский центр Mercedes-Benz. Я ожидал увидеть там стройный ряд новинок, которых ещё никто кроме посвящённых в это таинство не видел. А оказалось, что... дело не только в автомобилях!
Здесь предпочли показать не столько машины, а рассказать о принципиально новой электронной архитектуре, которая сможет повысить безопасность движения и одновременно оптимизировать логистику и бизнес автоперевозок. Были показаны и некоторые технические аспекты эксплуатации автотранспорта. Одновременно с ключевыми на сегодня цифровыми технологиями мерседесовцы подвергли очень серьёзной ревизии «железное тесто», из которого слеплен автомобиль, буквально до каждого винтика.
Апгрейд в экономичность и надёжность
Термин от одного из докладчиков клиентского центра Mercedes-Benz в городе Вёрт на Рейне – «грузовик – это инвестиционный товар», поэтому от него требуется, чтобы он мало расходовал топлива, был надёжным и что-то стоил на вторичном рынке после нескольких лет интенсивной эксплуатации». После осознания этих фактов создатели техники вплотную занялись доводкой огромного количества «мелочей» в агрегатах автомобиля, некоторые из них я перечислю. Теперь мне окончательно стало понятно, почему выставка самих автомобилей – не главное на этой презентации. Как, к примеру, нельзя разглядеть чистоту обработки шестерён КП, которая существенно снизила потери на трение, и в итоге КПД трансмиссии приблизился к 99 %! Но главным «виновником» расхода топлива всё же является двигатель, который и есть новинка 2016 года. Новая топовая модель ОМ 470 развивает 456 л.с. при относительно невысоком рабочем объёме 10,7 л. Плюс ко всему экономить топливо мотору позволяет использование специальных моторных масел с хорошими антифрикционными свойствами.
Оптимизированные 12-ступенчатые КП Mercedes PowerShift 3 обладают более высоким КПД, а предусмотрительная система круиз-контроля Predictive Powertrain Control (PPC) получила усовершенствованную стратегию движения. Не забыли и о аэродинамических вопросах, и снова продули в аэродинамической трубе некоторые внешние элементы оперения. В результате расход топлива автопоезда снизился ещё почти на 6 %. Вот такая сложная и сбалансированная работа по принципу «с миру по нитке» дала положительный эффект. Остановлюсь немного на семействе двигателей.
Мотор от кутюр
Двигатель Mercedes-Benz OM 470 – это рядная «шестёрка» рабочим объёмом 10,7 л. Семейство ОМ 471, которое появилось на свет в прошлом году, более «крупное» – рабочим объёмом 12,8 л. Идейно новый мотор близок к старшему OM 471: стальные поршни, два верхних распредвала, асимметричный турбокомпрессор, мощный моторный замедлитель и система впрыска Common Rail X-Pulse с увеличенным давлением. Как и раньше, впрыск производится при помощи системы X-Pulse с усилением давления в форсунке.
Мощность | Крутящий момент |
---|---|
240 кВт (326 л.с.) при 1600 мин-1 | 1700 Н∙м при 1100 мин-1 |
265 кВт (360 л.с.) при 1600 мин-1 | 1800 Н∙м при 1100 мин-1 |
290 кВт (394 л.с.) при 1600 мин-1 | 1900 Н∙м при 1100 мин-1 |
315 кВт (428 л.с.) при 1600 мин-1 | 2100 Н∙м при 1100 мин-1 |
335 кВт (456 л.с.) при 1600 мин-1 | 2200 Н∙м при 1100 мин-1 |
Mercedes-Benz OM 470 аналогичен двигателю OM 471, максимальное магистральное давление было увеличено с 900 до 1160 бар. В результате максимальное давление впрыска достигает 2700 бар. Но в отличие от модели OM 471, благодаря компактной конструкции, был сохранён принцип форсунки с семью отверстиями, при этом используется новая модель форсунки. Ещё одним новшеством является форма камеры сгорания с омегаобразным углублением в поршне. Она адаптирована к особенностям компактного двигателя. Степень сжатия увеличена до 18,5. Двигатель OM 470 получил новый асимметричный турбокомпрессор. Он сконструирован и изготовлен на заводе двигателей в Мангейме. У нового турбокомпрессора, как и у его предшественника, фиксированная геометрия турбины. По замыслу конструкторов, такой двигатель более универсален: он подходит для тех областей применения, где требуется компактная и более лёгкая конструкция, высокая мощность с хорошим тяговым усилием, а также максимальная эффективность при низком расходе топлива и продолжительных (до 150 000 км пробега) интервалах между ТО.
Благодаря пяти вариантам мощности и крутящего момента двигатель можно использовать в широком диапазоне: в развозных и магистральных перевозках, в строительной индустрии, в тяжёлых автомобилях и тягачах. Новая топовая модель OM 470 может применяться в тех же областях, что и более крупный двигатель OM 471 с рабочим объёмом 12,8 л.
Таким образом, теперь предлагаются на выбор два равноценных двигателя с разными характеристиками. С одной стороны, OM 471 с явной «низовой» настройкой крутящего момента, с другой, – компактный OM 470 с небольшим силовым плюсом на средних и высоких оборотах, дополнительным преимуществом которого перед двигателем с большим объёмом является вес: он легче на 150 кг. Поэтому двигатель OM 470 подходит прежде всего для транспортных средств, чувствительных к полезной нагрузке, например, автоцистерн и автомобилей для перевозки сыпучих грузов, а также для строительного транспорта, тогда как OM 471 оптимален для классических магистральных перевозок.
Топовая настройка мощности, как уже говорилось, – 335 кВт (456 л.с.) при максимальном крутящем моменте 2200 Н∙м. Удельная мощность OM 470 – 31,4 кВт на литр рабочего объёма (42,7 л.с. / л), а удельный крутящий момент 206 Н∙м / л. Для справки приведу различные варианты настроек мощности этого двигателя.
Подарок для самого слабого
Ассортимент систем бортовой электроники, которыми наполнен современный Mercedes-Benz широк: от антиблокировочной системы ABS до системы активного торможения Active Brake Assist. Как выразились докладчики, новые поколения электронных систем предназначены в первую очередь для защиты самых слабых участников дорожного движения – пешеходов и велосипедистов. Active Brake Assist четвёртого поколения – это первая система активного торможения для грузовых автомобилей, способная значительно уменьшить риск несчастных случаев для пешеходов. «Ассистент поворота» – система помощи водителю, которая защищает пешеходов и велосипедистов от грузовых автомобилей, в первую очередь это касается автопоездов при прохождении поворотов.
Главная отличительная особенность Active Brake Assist 4 состоит в том, что это первая в мире система подобного типа, которая предупреждает водителя о возможности столкновения с пешеходами и одновременно автоматически инициирует частичное торможение. Это даёт водителю возможность избежать столкновения посредством полного торможения или маневрирования.
Управление и индикация аналогичны предшествующей модели. Но в отличие от торможения перед движущимися и неподвижными препятствиями при предупреждении и частичном торможении перед движущимися пешеходами отсутствует ступенчатое предупреждение. Подача предупредительных акустических и оптических сигналов и частичное торможение выполняются одновременно. Радар дальнего действия системы Active Brake Assist 4 обнаруживает наличие легковых автомобилей и препятствий на прямой линии перед грузовым автомобилем на расстоянии до 250 м, а пешеходов – на расстоянии до 80 м. Максимальный угол покрытия составляет 18°.
Радар ближнего действия работает на расстоянии 70 м. Благодаря большому углу раскрытия 120° Active Brake Assist 4 реагирует даже на транспортные средства и движущихся пешеходов, которые находятся сбоку от автомобиля. Система Active Brake Assist обнаруживает движущихся пешеходов почти во всех дорожных ситуациях, например, если они перебегают дорогу перед грузовым автомобилем, выходят из-за какого-либо препятствия или идут вдоль дорожной полосы. Обнаружение пешеходов осуществляется и в зоне действия радара при повороте налево или направо.
Функции автоматического предупреждения и торможения при обнаружении людей выполняются, если скорость автомобиля не превышает 50 км / ч. Решение о дальнейших действиях должен принимать водитель грузового автомобиля. При необходимости он может в любое времени вмешаться в работу системы при помощи поворота рулевого колеса, акселератора или экстренного торможения. Если же водитель тормозит слишком слабо, приоритет имеет интенсивность торможения системы Active Brake Assist 4. Принцип действия системы основан на радиолокации. Она работает независимо от освещённости и погодных условий. Радар очень точно определяет расстояние до объекта и относительную скорость, в том числе в ночное время, в тумане или во время дождя. Обнаружение транспортных средств, людей и предметов основано на радиолокационных условных знаках. При этом оцениваются прежде всего форма и отражение.
Незаменимый в повороте
Согласно данным, которые были озвучены на докладах в Вёрте, в 70 % случившихся на поворотах ДТП с участием грузовых автомобилей, пешеходов или велосипедистов первый контакт всегда происходил с правой стороны грузового автомобиля. Критическая зона, составляющая 64 % сегмента, начинается от правого переднего края кабины водителя и заканчивается на высоте передней оси. «Ассистент поворота» помогает водителю в условиях ограниченной видимости или в том случае, если он отвлёкся от ситуации на дороге.
Это касается прежде всего опять же «самых слабых» – таких ДТП, как столкновение с незащищёнными участниками дорожного движения (пешеходами и велосипедистами) на поворотах, а также угроза столкновения при смене полосы движения. Система сначала информирует водителя о наличии значимого объекта в зоне предупреждения. На втором этапе водитель получает информацию, если он выполняет или продолжает какое-либо действие, при котором возникает опасность столкновения. Если движущийся объект находится в боковой зоне контроля, водитель получает визуальный сигнал.
Светодиодный сигнальный индикатор треугольной формы, расположенный на передней стойке кабины со стороны пассажира на уровне глаз водителя, загорается жёлтым светом. Светодиод интуитивно направляет внимание водителя на ситуацию рядом с автомобилем и в направлении наружного зеркала со стороны пассажира. В случае угрозы столкновения используется дополнительное оптическое и акустическое предупреждение. Светодиодная лампа несколько раз мигает красным светом с повышенной интенсивностью, а через две секунды начинает светиться непрерывно. При угрозе бокового столкновения дополнительно подаётся сигнал предупреждения через динамик аудиосистемы.
Глобализация и интеграция в единое сетевое пространство
Единая информационная сеть и «связывание», как здесь говорят, грузовых автомобилей открывают новые горизонты в планировании и логистике. Вопросы удалённой диагностики автомобиля, устранения неисправностей, планирования очередного технического обслуживания и организации грузоперевозок, которые теперь полностью переданы различным связанным между собой телематическим системам. Поскольку время реакции и частота обработки данных электронными помощниками сегодня значительно превышают возможности человека, конструкторы автомобилей пытаются использовать эти технологии по максимуму. Что они и хотели продемонстрировать, немного абстрагировавшись от конкретного модельного ряда автомобилей с трёхлучёвой звездой.