Опубликовано: ГП 11-2004

Готовимся к пуску

С. Волчков

Запускать двигатель в лютый мороз с пол-оборота – мечта любого водителя. Современные машины в большинстве случаев позволяют сделать её реальностью. Даже без предварительной подготовки. Но всему есть предел. И когда становится еще холоднее, то неожиданно морозным утром, когда ёмкость аккумулятора резко падает, а топливо начинает плохо испаряться, появляется прекрасная возможность опробовать весь спектр дедовских приёмов зимнего пуска.

Если вы озаботитесь этой проблемой заранее, то значительно облегчите себе жизнь зимой. Кроме того, что не будет хлопот с самим пуском мотора, вы продлите ему жизнь и сэкономите топливо. Наконец, машина выбросит меньше отравляющих веществ в атмосферу, за что потомки, а может быть даже современники-соседи, скажут вам спасибо.

Проблемы с запуском двигателя на морозе возникла, наверное, зимой того года, когда были построены первые самобеглые экипажи. С тех пор и сами конструкторы автомобилей, и те, кто постоянно запускает двигатели на холоде, продумали массу способов облегчить этот процесс.

Простые решения

В прежние времена на автопредприятиях делали специальное устройство, которое в народе окрестили «Катюшей». Это была крайне незатейливая штука: батарея из нескольких параллельно соединенных аккумуляторов, которая обладала неимоверной ёмкостью и легко переезжала от машины к машине на тележке. По сути, это другая реализация идеи с «прикуривателем», позволяющая обойтись без второго автомобиля и заряжать аккумуляторы после запуска весь день.

Не стоит вспоминать и о том, что богатые автопредприятия, особенно в северных регионах, часто делали централизованный подогрев автомобилей. Он разом снимал все проблемы зимней эксплуатации в части запуска двигателей.

Многие автобусные парки выходили из проблемы проще. Они не глушили двигатели на ночь и всё! Машина утром стояла прогретая, с теплой кабиной и немедленно готовая к работе на линии. Расход топлива получался огромным, ресурс двигателя заметно снижался, но проблема была решена.

 

Здесь надо заметить, что использование «Катюши», а равно и «прикуривателя», хоть и позволяет запустить двигатель на морозе, оставляет главную неприятность – большую вязкость холодного масла. Если оно не соответствует сезону и напоминает по консистенции ваксу, может произойти беда – насос засосет первую партию, которая пойдет в двигатель, а под маслозаборником образуется воронка. Густое масло её не заполнит, двигатель вынужден будет работать «на сухую», что грозит капитальным ремонтом в самом ближайшем будущем.

Если нужно запустить двигатель на морозе и есть сомнения, что масло имеет достаточную текучесть, можно разогреть пол-литра–литр моторного масла до температуры 90–120°С и влить его в двигатель. Для надежности лучше добавить еще немного бензина. Запущенный после этого двигатель точно не останется на голодном масляном пайке, даже если застывшее масло поначалу не тронется с места. После прогрева мотора лишнее масло можно слить. Впрочем, если двигатель его подъедает, то он самостоятельно приведет все к нужному уровню. Да и еще. Моторное масло для разогрева из холодного двигателя вы не сольете. Не стоит даже пробовать. Его надо искать где-то в другом месте.

Наконец, вы значительно облегчите жизнь своему двигателю, если после поездки станете укрывать его обыкновенной телогрейкой. Это позволит мотору сохранить тепло на протяжении нескольких часов. Только телогрейку или старое одеяло надо укладывать так, чтобы оно не касалось раскаленных выхлопных труб. В противном случае вместо машины через несколько часов можете обнаружить пепелище.

Ну и, пожалуй, самый распространенный способ облегчить запуск – «предпусковой подогрев» паяльной лампой или факелом. В нем нет ничего сложного. Обыкновенная паяльная лампа греет мотор открытым пламенем. Преимущества такого способа в том, что греть можно не только картер двигателя, но и другие части автомобиля, где может быть застывшее масло. Например, задний мост.

В безвыходном положении это, пожалуй, лучшее решение, но у него есть серьезные недостатки. Первый – большая вероятность пожара. На отечественных грузовиках редко встретишь мотор, у которого не сочится масло из соединений и двигатель радует глаз чистотой. Обычно картина совсем другая, особенно снизу. Двигатель представляет собой сгусток промасленного песка и пыли, накопленного за многие километры пробега. Это добро легко загорается, как только его немного подогреешь открытым пламенем. Так что работать надо очень осторожно. Желательно так, чтобы огонь все же не доходил до деталей. Это замечание справедливо и для других узлов автомобиля.

Блок управления Defa

Второй минус народная мудрость описала так: поддон не сковородка, а масло не картошка – не жарьте его на открытом огне. Прогрев низа двигателя паяльной лампой ведет к местному перегреву масла, особенно при алюминиевом картере. В результате масло теряет свои свойства. Двигатель вы, конечно, запустите, но угробите его значительно быстрее. Поэтому рекомендация греть не пламенем, а теплым воздухом применима и здесь. Пусть немного дольше, зато безопаснее в пожарном отношении и свойства масла не ухудшаются.

В прежние времена бытовал еще один способ – прогрев горячей водой. Для этого надо было вечером слить воду из блока, а утром заполнить его новой, предварительно подогретой до 80–90оС. Подробно останавливаться на нем не стану, поскольку в двигатель лучше заливать не воду, а тосол. Кроме того, такой «подогрев» чересчур хлопотное мероприятие, которое предстоит проводить каждый день, пока есть теоретическая вероятность охлаждения воздуха до отрицательной температуры. В противном случае замерзшая в блоке вода его разрушит.

Что греть?

Подавляющее большинство народных способов предполагает разогрев масла в картере двигателя или в других узлах. Добраться до охлаждающей жидкости с паяльной лампой не так-то просто. Но эффективность такого подогрева не столь высока, как у подогревателей тосола. Конечно, стартеру легче провернуть двигатель, в котором масло не сопротивляется процессу. Но после запуска мотор предстоит еще долго прогревать, пока он достигнет рабочей температуры.

Когда на дворе лютый мороз, заработавший двигатель уже большое дело. Водитель такого автомобиля еще несколько минут померзнет, после чего сядет в кабину, включит «печку» и начнет потихоньку оттаивать. Но такой подход оставляет все минусы холодного пуска: повышенный расход топлива, износ двигателя, загрязнение атмосферы.

Намного лучше, когда прогрета именно охлаждающая жидкость, а значит, весь мотор теплый, в том числе и масло. Пуск такого двигателя не представляет никакого труда, если он вообще заводится.

Подогреватели системы охлаждения делятся на два больших класса: работающие от внешнего источника энергии и автономные.

«Сетевые устройства»

Суть большинства проста. Она наглядно реализована в обыкновенном бытовом электрочайнике: нагревательный элемент (кипятильник) греет жидкость.

Подогреватель двигателя Defa

Начать эту часть хотелось бы с того, что такую конструкцию можно соорудить своими силами. Для этого вам потребуется киловаттный кипятильник (или мощнее) и хорошие отношения с токарем. Из блока надо удалить одну из технологических заглушек и запрессовать на ее место выточенный на станке «стакан», в котором смонтирован кипятильник. После того, как двигатель собран и заправлен тосолом, вам остается лишь подключить нагревательный элемент к сети и подождать полчаса–час (в зависимости от конкретных условий это время может меняться) пока двигатель нагреется.

Понятно, что скакать на морозе вокруг автомобиля целый час понравится не каждому. Хорошо, когда есть возможность управлять подачей энергии на расстоянии. Это замечательно получается, когда машина стоит возле собственного дома: воткнул вилку от удлинителя в розетку и все!

Другое решение предлагает норвежская фирма Defa. Она делает подогреватели Defa WarmUp под все разновидности двигателей, но главное – она же выпускает системы управления, позволяющие как задействовать подогрев с пульта, так и способные быть «будильником».

Пульт дистанционного управления подходит тем, у кого машина не то, чтобы стоит прямо под окнами, но в непосредственной близости от дома. Тогда просто нажав кнопку, можно продолжить пить утренний кофе, а через час смело отправляться к прогретой машине. Если же автомобиль далеко, стоит обратить внимание на второй вариант. «Будильник» или таймер, как его принято называть, предполагает, что автомобиль будет прогрет к определенному времени. Система управления позволяет установить два времени прогрева в течение суток. Этот вариант подходит людям, которые либо начинают и заканчивают работать в одно и тоже время (актуально для сотрудников офиса), либо заранее знают (хотя бы накануне), когда им потребуется ехать.

Defa предлагает еще одну функцию, которую никак нельзя обойти стороной. Это автоматическая подзарядка аккумулятора. Если вы дополните свою систему предпускового подогрева этой опцией, то навсегда забудете, что такое севший аккумулятор. Система станет всегда подзаряжать его, как только машина будет подключена к сети. Даже летом.

Наконец, система управления может постоянно следить за температурой на улице и оповестит о том, что на дороге сложились условия, когда может возникнуть гололедица.

Стоимость комплекта оборудования для одного автомобиля, в зависимости от комплектации, $100–500.

Для полноты картины добавлю, что норвежцы делают еще и специальный обогреватель салона.

Схема соединения компонентов системы Defa WarmUp

Минус таких систем в том, что в непосредственной близости от места стоянки машины надо иметь источник питания. На родине Defa, а равно и во всех других североевропейских странах, эта проблема решена давно и повсеместно. Вы на каждой придорожной стоянке найдете розетку, к которой можно подключить автомобиль. В России, к сожалению, с этим хуже. Поэтому если ваша машина постоянно ночует на разных стоянках или просто на улице, где нет возможности добраться до 220 В, стоит внимательнее посмотреть на автономные системы подогрева.

Автономный подогрев

Самые известные автономные подогреватели двигателя – немецкие Webasto и Eberspаcher. По принципу действия они очень напоминают паяльную лампу. Только греют не масло, а тосол или воздух.

Во время установки в автомобиль к устройству подводят топливную магистраль, а само врезают в малый контур охлаждения двигателя. Также система подогрева предполагает присутствие небольшого насоса, обеспечивающего циркуляцию тосола по системе охлаждения. Работа устройства начинается тогда, когда загорается горелка. На разогрев мотора уходит примерно час. При этом блок управления может включить вентилятор печки в салоне. Так что встретит вас не только теплый двигатель, но и кабина.

Мощность устройства зависит от объёма охлаждающей жидкости в двигателе. Обе фирмы предлагают широкий спектр моделей, позволяющий оборудовать любую машину российского или иностранного производства. Расход топлива (кстати, устройства используют то же топливо, что и двигатель) во время подогрева любой мощности смехотворен, так что на него можно не обращать внимания. Примерно литр в час. Но цены на само устройство и установку впечатляют: $1 500–2 000 в зависимости от комплектации.

Как и системы Defa, немецкие автономные подогреватели позволяют использовать пульт дистанционного управления или таймер, что облегчает их эксплуатацию. Они также имеют функцию управления через сотовый телефон, что серьезно расширяет радиус действия и облегчает процесс.

Как я уже сказал, немецкие подогреватели могут греть тосол, а могут и воздух. Делают это, понятно, не одни и те же модели. Тем не менее, если вы постоянно мерзните в кабине, то дополнительная печка – идеальное решение. Она также спасет от холодной смерти во время долгой стоянки зимой, если запрещено запускать двигатель.

Схема включения жидкостного подогревателя в систему отопления

Жидкостные подогреватели тоже позволяют получить комфортную температуру в салоне. Но они основную свою задачу видят в прогреве двигателя и салон для них – побочный эффект. Если постоянно использовать их для отопления кабины, то можно «посадить» аккумулятор. Специальные отопители салона потребляют значительно меньше энергии и греют эффективнее. Они станут замечательным решением проблемы отопления большой кабины грузовика или салона автобуса (а в некоторых случаях и гаража). Стоят они примерно так же, как и жидкостные модели.

Три года назад на российском рынке появился отечественный автономный предпусковой подогреватель. Делает его самарское ООО «Адверс». Стоит он вдвое дешевле западных конкурентов. Решения, примененные в нем, аналогичны немецким. Та же горелка греет тосол, который по системе охлаждения гоняет небольшой электрический насос. Потребляет, в зависимости от модели, бензин или дизельное топливо. Имеет таймер и пульт дистанционного управления. Называется «Теплостар».

Не следует забывать, что все автономные подогреватели – очень сложные устройства, работой которых управляет электроника. Они непосредственно связаны с охлаждающей жидкостью и открытым пламенем под капотом, поэтому их безупречная работа имеет первостепенное значение для надежности и безопасности всего транспортного средства.

К сожалению, производители «Тепло-стара» не смогли избежать проблем с качеством. Первые покупатели жаловались на помпу (течёт) и свечу, которая зажигает (точнее, не зажигает) топливную смесь. Были проблемы и с электронной начинкой. В частности, с датчиками. В настоящее время в подогреватели начали ставить чешские свечи Brisk, немецкие электродвигатели воздуходувки Buhler Motor, электронные компоненты Analog Device и Microship. Самарцы также поменяли поставщика помп. Что из всего этого получилось, можно будет судить лишь через некоторое время, когда появится опыт эксплуатации обновленного устройства.

Впрочем, вы можете не утруждать себя выбором между Webasto/Eberspаcher и «Теплостаром». Автономные системы подогрева этим не ограничиваются. Есть еще один класс, который называют аккумуляторами тепла. На нашем рынке присутствуют две разновидности: канадский Centaur и отечественный, с благозвучным названием УОПД (устройство облегчения пуска двигателя).

Оба эти устройства позволяют сохранить часть тепла двигателя. В основе лежит специальный термос, сохраняющий горячий тосол в течение нескольких суток. Время остывания зависит как от конкретных условий, так и от модели (читай – теплоёмкости) аккумулятора. Для большей теплоёмкости термос наполняют герметичными капсулами с солями натрия. Пока мотор работает, горячий тосол проходит через термос и плавит соли в капсулах. Время зарядки аккумулятора – 15 минут работы прогретого мотора. Так что за день езды он гарантированно заряжается.

Жидкостный подогреватель в «разрезе»

Вечером вы глушите двигатель и идете спать. Утром, непосредственно перед пуском, включаете специальный насос, прокачивающий холодный тосол через термос. Соли натрия кристаллизуются и отдают тепло жидкости. Так, буквально за пять минут, весь тосол в системе охлаждения достигает температуры 80°С. Этого не может обеспечить никакая другая система подогрева. Потом лучше подождать еще немного, минут 10, чтобы прогрелся весь двигатель, и можно заводить.

Эта простая до гениальности идея пришла в голову канадскому доктору Шатцу. Именно он воплотил ее в изделии Centaur в конце 90-х годов. На нашем рынке конкуренцию канадским аккумуляторам составляют украинские.

Обойдется аккумулятор тепла примерно в $500. К сожалению, он может хранить тепло лишь ограниченное время. Устройство начинает разряжаться, т.е. соли натрия начинают кристаллизоваться сразу, как только двигатель остывает ниже 80°С. Так что чем дольше вы будете держать машину до запуска, тем ниже эффективность работы устройства.

С другой стороны, аккумулятор не требует никаких дополнительных источников энергии. По утверждению создателя, ресурс его не ограничен. Соли натрия, как и лед, будут превращаться в жидкость столько раз, сколько придется. А если вы запускаете мотор каждое утро, то чрезмерная потеря тепла вам не страшна. Остается только решить, как запустить двигатель после выходных. За два дня, при неблагоприятных погодных условиях, энергии сохраненной аккумулятором может и не хватить для хорошего прогрева двигателя.

Специально для дизелей

Все приведенные выше способы предпускового подогрева универсальны. Они подходят как для бензиновых моторов, так и для дизелей. Но последние имеют особенность, связанную не столько с двигателем, сколько с топливом. Любой владелец дизеля знает, что на морозе не соответствующая сезону солярка мутнеет – кристаллизуются парафины, в ней содержащиеся. Должен заметить, что есть еще более неудачный вариант – топливо застывает. Для летнего дизтоплива это происходит при –12°С. Но такой клинический случай рассматривать не станем: поможет только весна или оттепель. Поэтому лучше вернемся к варианту с помутнением.

Фильтр тонкой очистки отлавливает кристаллы и на этом утрачивает способность пропускать топливо в ТНВД. Так что если парафины кристаллизовались, то что бы вы ни делали с двигателем, запустить его не удастся. Метод борьбы с этим пагубным явлением прост – надо греть топливо.

Схема жидкостного подогревателя

Придумано много способов как это сделать. Здесь и лампочки дальнего света в топливном баке, и другие ухищрения. Одним из самых эффективных, но в тоже время самых опасных, можно считать прокладку выхлопной трубы через топливный бак. Эта конструкция приносит столько тепла, сколько не может обеспечить никакой другой способ подогрева. Но, сами понимаете, если места соединения трубы и бака потеряют герметичность, а они имеют к этому склонность, пары топлива оказываются в непосредственной близости от раскаленной выхлопной трубы. Что произойдет дальше, полагаю объяснять не надо.

Современные дизели, предназначенные для эксплуатации в северных странах, как правило, имеют фильтр тонкой очистки с подогревом. Но он зачастую работает лишь в момент пуска двигателя, когда свечи накаливания прогревают цилиндры. Дальше автоматика отключает и то, и другое. Встретить разветвленную систему подогрева, которая работает постоянно и охватывает не только фильтр, но и топливные магистрали, можно крайне редко. Поэтому большинство владельцев дизельных машин вынуждено решать эту проблему самостоятельно.

Идти можно двумя путями. Первый – сделать так, чтобы топливо не застывало и не кристаллизовалось на морозе. Добиться этого можно присадками, в большом количестве продающихся во всех ларьках, где торгуют автомобильной химией. Подробно останавливаться на них не стану, поскольку это тема отдельного разговора. Второй способ – сделать собственную систему подогрева. Готовое решение предлагает компания «Номакон-Терм». Её инженеры разработали подогреватели фильтра тонкой очистки, проточный подогреватель топлива и, для грузовых автомобилей, систему подогрева топлива в баке.

Специальный бандаж на фильтр тонкой очистки подходит к любой машине (есть несколько моделей) и обеспечивает гарантированный разогрев топлива до такой температуры, когда кристаллы парафинов растворяются. По задумке авторов бандаж греет фильтр только при пуске двигателя. При желании можно установить ручное управление, проще говоря – тумблер, который позволит вам самостоятельно решать, когда и сколько нужно греть фильтр.

 

Второй элемент – проточный подогреватель топлива. Его врезают в магистраль и он автоматически включается, когда температура падает ниже +5°С. Его управление тоже можно перевести на ручной режим.

Представители «Номакон-Терм» утверждают, что для грузовиков присутствие в топливной магистрали проточного подогревателя не обязательно. Хуже от него не станет, но при значительном расходе топлива его эффективность не высока. Так что он предназначен для двигателей легковых автомобилей и легких грузовиков. Владельцы больших двигателей могут обойтись бандажом и специальным топливозаборником. В момент пуска топливозаборник работает также как и другие элементы системы – от аккумулятора. Дальше автоматика отключает подогрев фильтра и топлива в баке. Остается работать только проточный подогреватель (если он установлен). Постепенно ему на помощь приходит еще одна система подогрева топлива – к устройству в топливном баке подведены трубки системы охлаждения, соединенные с малым контуром. Вместе с прогревом двигателя тепло начинает поступать в топливный бак. Таким образом, в магистраль всегда попадает только теплое топливо.

Весь комплекс оборудования от «Номакон-Терм» в расчете на один грузовик стоит примерно $200–250 вместе с установкой на специализированном сервисе.

Позволю себе небольшое замечание для жителей Крайнего Севера. Когда на дворе стоят зверские морозы, ниже –40°С, тепла двигателя может не хватить на обогрев бака и кабины. Значительная часть тепловой энергии рассеивается через подводящие шланги. Решить эту проблему окончательно и бесповоротно не получится, но если вы укутаете шланги в специальные теплоизоляционные трубки, то сохраните немного тепла для себя.

Схема установки жидкостного подогревателя в автобусе

На рынке можно также найти западные
решения этой проблемы. В частности, фирм Novitec (Германия), Lucas (Англия), Stanadyne (США). Они предлагают греть лишь фильтр тонкой очистки топлива или саму солярку непосредственно перед входом в него. Фактически это тот же бандаж и проточный подогреватель, производства «Номакон-Терм», просто реализованы они немного по-другому. Зато стоят заметно дороже. Западные производители просят за свои изделия $150–180. Отечественный бандаж и проточный подогреватель обойдутся вам примерно в $60.

Нельзя сказать, что системы подогрева топлива позволят ездить всю зиму на летней солярке. Старайтесь все же использовать топливо по сезону. Но от небольших неприятностей, связанных с некачественным топливом на АЗС, они вас защитят. И заметно облегчат пуск дизеля на морозе.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен