«Автомеханика» в «Ленэкспо»
Осенью прошлого года в Северной столице России прошла IX Международная выставка «Авто+Автомеханика. Санкт-Петербург» – крупнейшая автомобильная экспозиция Северо-Запада России, организованная ОАО «Ленэкспо» и немецкой компанией «Мессе-Франкфурт». На этот раз она проходила при официальной поддержке губернатора Санкт-Петербурга, городского Комитета по транспорту, АСМ-Холдинга, Ассоциации производителей автомобильной техники России и СНГ, а также Министерства экономики Германии, Федерального Союза производителей и импортеров сервисного оборудования (ASA), Европейской Ассоциации гаражного оборудования (EGEA) и Ассоциации «Российские автомобильные дилеры».
В выставке участвовало 330 фирм из 26 стран мира. Ее общая площадь составила 22 тыс. м2, при этом экспонатами были заполнены все павильоны комплекса и ряд открытых площадок. В тематических разделах были представлены: транспортная техника (автомобили легковые и грузовые, автобусы, прицепы и полуприцепы), оборудование для авторемонтных мастерских, автомобильные запчасти и комплектующие, автоаксессуары, автохимия, мотовелотехника, специализированная техническая литература.
В рамках выставки прошла международная конференция «Автомобильный транспорт и автосервис: тенденции развития» с участием ведущих специалистов России и ФРГ. На конференции были рассмотрены вопросы, касающиеся опыта эксплуатации автобусов, системы организации автобусных перевозок и техобслуживания, перевода муниципального транспорта на газовое топливо и др.
Знакомство с наиболее интересными экспонатами начнем с продукции СП в Тольятти, давно уже привлекающего внимание автомобилистов.
«Нива» приблизилась к иномаркам
Chevrolet Niva 2004 |
СП «GM-АвтоВАЗ» показало в Санкт-Петербурге обновленные версии внедорожников Chevrolet Niva 2004 модельного года, в том числе новую Niva LX с агрегатами европейских и японских производителей. За время, прошедшее с сентября 2002 г., когда начал работать завод «GM-АвтоВАЗ», в конструкцию автомобиля внесено свыше 1 200 изменений, направленных на устранение недоработок, повышение безопасности и улучшение потребительских свойств.
Работа не прошла даром. На проведенном осенью 2003 г. краш-тесте Chevrolet Niva набрала 28 баллов, что соответствует четырем звездам по классификации Euro NCAP. Это поставило машину вровень с самыми безопасными полноприводными автомобилями мира.
Перечислим некоторые из усовершенствований. Генератор заменили новым, более надежным, который поднят выше. Грязь и вода теперь на него не попадают. В приводе генератора используется поликлиновой ремень. Эксплуатация автомобилей в высокогорной местности с низким атмосферным давлением заставила конструкторов снабдить гидроусилитель руля персональной системой охлаждения рабочей жидкости. Теперь случаи ее закипания полностью исключены. С 2004 г. все автомобили Chevrolet Niva в базовой комплектации получат электрорегулируемые зеркала. Новое крепление зеркал устранило старый недостаток: вибрацию как на низких, так и на высоких скоростях.
К созданию модификации Chevrolet Niva с двигателем Opel руководство компании «GM-АвтоВАЗ» привлекло такие фирмы, как Lotus (доводка двигателя), Cosworth (расчеты прочности), SAAB (создание систем безопасности с надувными подушками, усовершенствованными ремнями, и модернизация силовой структуры кузова). Самое непосредственное участие в модернизации внедорожника приняли специалисты АвтоВАЗа.
На моделях 2004 г. предполагается использовать АБС Bosch, кондиционеры Dalfi, подушки безопасности Breed, карданные валы JKN. Западные компоненты неизбежно подняли цену машины. В Санкт-Петербурге она точно названа не была, однако в пресс-релизах фигурировала формулировка «около 13 000 евро». Именно столько будет стоить «Нива» LX с двигателем Opel. Эту версию в средствах массовой информации уже окрестили экспортной.
В 2004 г. планируется поставка машины на экспорт, однако, по словам Джона Милонаса, генерального директора СП «GM-АвтоВАЗ», до 50% выпуска этой модификации планируется продавать на внутреннем российском рынке. Кстати, кузов LX по сравнению со стандартными вариантами немного опущен за счет мягких низких пружин. При этом более крупные колеса с шинами 215/65 R16 позволили сохранить клиренс, равный 200 мм. Что касается изменений в интерьере, то вскоре все «Нивы» получат сиденья от Opel Astra, а отделка салона будет предлагаться в двух версиях: тканевой или кожаной.
Оба зеркала заднего вида регулируются чувствительным джойстиком, находящимся под правой рукой водителя. Традиционная отечественная система выпуска уступит место системе Tenneco, производство которой осваивается в Тольятти на площадях СП. Система будет унифицированной для всех автомобилей, с двигателем как тольяттинским, так и Opel – к их выпуску приступает автозавод.
В качестве альтернативы 8-клапанному 1,7-литровому двигателю ВАЗ, развивающему мощность 80 л.с. при 5 200 мин-1 и крутящий момент 127,5 Н·м при 4 000 мин-1, предложен 16-клапанный двигатель Opel Ecotec FAM 1 Z18XE рабочим объемом 1 796 см3 (диаметр цилиндра и ход поршня – 80,5х88,2 мм). Его мощность 125 л.с. при 5 600 мин-1, максимальный крутящий момент – 167 Н·м при 4 600 мин-1. Мотор отвечает нормам Euro-4, и со временем его производство будет налажено в Тольятти. Именно этот двигатель предполагается устанавливать на второй объект производства СП – легковой автомобиль Opel Astra, и даже на ВАЗ-2170.
Двигатель Opel будет работать на автомобиле в паре с 5-ступенчатой механической коробкой передач японской фирмы Aisin и сблокированной с ней новой раздаточной коробкой, спроектированной отечественными специалистами. Постоянный полный привод с блокируемым межосевым дифференциалом на новой модели сохранен. Но жесткое крепление «раздатки» к основной коробке передач позволило снять проблемы вибронагруженности внедорожников ВАЗ, а также отказаться от промежуточного карданного вала. И даже карданные валы, передающие крутящий момент к ведущим мостам, вместо обычных крестовин ради уменьшения вибраций и шума получили шарниры равных угловых скоростей!
Список стандартного оборудования существенно расширится. В него, кроме центрального замка, войдут электростеклоподъемники передних дверей, иммобилайзер, гидроусилитель руля и регулируемая рулевая колонка, АБС, две подушки безопасности, кондиционер, ремни, регулируемое по высоте сиденье водителя, подогреваемые передние сиденья и литые колесные диски. Увеличение массы автомобиля LX с двигателем Opel на 100 кг (1 450 кг вместо 1 350) при росте полной массы на 50 кг (до 1 850 кг) заставило ограничить грузоподъемность машины 400 кг (вместо 450 кг) и сократить число мест до четырех. Расход топлива при этом уменьшился. Так, если у машины с двигателем ВАЗ 1,7 л при 90 км/ч он составляет 8,6 л/ 100 км, то с двигателем Opel он равен 7,5 л. При 120 км/ч эти параметры равны 11,6 и 9,8 л, а при городском цикле соответственно 10,8 и 10,0 л.
В 2002 г. предприятие выпустило 456 автомобилей, план 2003 г. составляет 35 тыс. машин. В 2004 г. производство будет практически удвоено: планируется изготовить 60 тыс. внедорожников, плюс к этому будет развернута сборка седана Opel Astra. С двигателем Opel будет выпущено 13 000 внедорожников «Нива» LX. Как известно, модель ВАЗ-2126, ставшая основой Chevrolet Niva, имела сразу несколько вариантов кузовов, в том числе пикап, универсал, универсал с высокой крышей. Постепенно некоторые из них займут место на конвейере СП «GM-АвтоВАЗ».
Автобусы из Германии
Mercedes-Benz Sprinter |
На автосалоне в Санкт-Петербурге желающие могли ознакомиться с продукцией и деятельностью компании ООО «ЕвоБус Русслэнд», обширный стенд которой располагался в одном из крытых павильонов. Компания была основана в 1999 г. в Москве как предприятие со 100%-ным иностранным капиталом. Главная ее задача состоит в продвижении автобусов Mercedes-Benz и Setra на российский рынок. Она представляет в России фирму «ЕвоБус ГмбХ» – европейское автобусное подразделение DaimlerChrysler.
На выставке стали известны результаты деятельности ООО «ЕвоБус Русслэнд» за десять месяцев 2003 г.: всего в нашу страну было поставлено 42 автобуса Mercedes-Benz и Setra; причем наряду с микроавтобусами Sprinter и Medio, а также междугородными автобусами Mercedes-Benz Intouro, Tourismo и Travego были ввезены эксклюзивные машины туристического класса Setra TopClass 400.
Mercedes-Benz Intouro |
В 2003 г. резко снизились продажи подержанных автобусов при определенном снижении интереса к новым туристическим машинам типа Intouro, лидирующим среди туристических машин иностранных производителей. Видимо, для поддержания спроса на эти комфортабельные машины компания «ЕвоБус Русслэнд» привезла в Санкт-Петербург международный туристический автобус Intouro О560 длиной 12 м, рассчитанный на перевозку 44 пассажиров. Оснащенный 6-цилиндровым двигателем Mercedes-Benz ОМ 457 hLА Euro-2, развивающим 354 л.с., автобус укомплектован всем необходимым для перевозки туристов на дальние расстояния. В частности, он имеет кухню, туалет, аудио- и видеосистемы, а также топливный бак на 415 л.
Для перевозок пассажиров внутри города компания предложила автобус малого класса Mercedes-Benz Sprinter в версии «Маршрутное такси». Модель может поставляться в Россию с числом мест от 17 до 19. Ее габариты: 6 590х1 994х2 610 мм. В качестве силового агрегата установлен дизель Mercedes-Benz OM 611 DE 22LA, развивающий 129 л.с. при 3 800 мин-1 и сблокированный с 5-ступенчатой механической коробкой передач.
«Богдан» для России
«Богдан» А092 2003 г. |
Продукция украинского ОАО «Черкасский автобус», уже завоевавшая признание на Украине, в России пока известна только в качестве экспонатов. В Санкт-Петербурге черкасские автобусостроители показали свою последнюю разработку – пригородный «Богдан» А092, запущенный в производство в конце 2003 г. С этой моделью завод связывает большие надежды на будущее, поэтому к разработке машины подошли особенно тщательно. В салоне 22 места для сидения, а всего он может перевозить 46 пассажиров. Каркасный кузов имеет переднюю и заднюю панели из пластмассы, и передняя панель выполнена легкосъемной для облегчения обслуживания двигателя. Как и прежние модели, новый автобус укомплектован японским 4-цилиндровым дизелем Isuzu, однако благодаря турбонаддуву с интеркулером его мощность повышена со 121 до 145 л.с. Двигатель отвечает нормам Euro-3 и разгоняет машину до 125 км/ч.
На экспонате стояли польские комфортабельные сиденья, пол был покрыт автолином (автомобильным линолеумом) российского производства, а в качестве внутренней обивки использовались житомирские влагонепроницаемые панели. Видимо, они способствовали снижению внутреннего шума, который составляет всего 75 дБ(А), что на 15% меньше, чем у «Богдан» А091. Автобус имеет рессорную подвеску и барабанные тормоза, однако АБС входит в стандартное оснащение. Предполагается создание и междугородной версии. Всего же ОАО «Черкасский автобус», 71,8% акций которого принадлежит концерну «Укрпроминвест», планирует ежегодно выпускать 1 000 автобусов разных модификаций. Большие планы существуют и в отношении их экспорта в Россию.
Капотные автобусы из Семенова
Реанимобиль ГАЗ-322114-5022 |
Промышленная группа «Самотлор НН», объединяющая ООО «Самотлор-НН», компанию, специализирующуюся на выпуске автомобилей скорой медицинской помощи на шасси Горьковского автозавода, ОАО «УАЗ», а также компаний Ford, VW, PSA и других фирм, представила новинку: комфортабельный 17-местный автобус New Line minibus на удлиненном шасси «Газели». Большой интерес вызвали маршрутное такси и реанимобиль с высокой крышей ГАЗ-32214-5022, заказы на которые уже принимаются.
Посетители выставки могли ознакомиться также с новой продукцией ЗАО НПП «Семар» из Семенова: капотными автобусами на шасси грузовых автомобилей ГАЗ-3307 и ГАЗ-3308 «Садко». В настоящее время предлагаются четыре модели. САРЗ-3257 отличается полноприводной трансмиссией, измененной светотехникой, улучшенной вибро- и шумоизоляцией салона, качественно проведенной на заводе антикоррозийной обработкой кузова. САРЗ-3280 на шасси ГАЗ-3307 заинтересовал нас тем, что его можно заказать в северном исполнении: с двойными полами, дополнительными утеплением кузова и отопителем салона.
New Line minibus от «Самотлор-НН» |
Для перевозки школьников заводчане разработали специальный автобус САРЗ-3280 с усовершенствованиями, повышающими комфортабельность и безопасность при движении. Мягкие раздельные кресла с высокой спинкой, подлокотниками и поясными ремнями, антискользящее покрытие пола, кнопки связи пассажиров с водителем, шторки, дополнительные полки, система громкой связи – все это необходимо, чтобы поездка детей не вызывала у них отрицательных эмоций. Установленные в салоне независимые отопители (производства Германии) и фильтровентиляционные люки, служащие также аварийными выходами, обеспечивают благоприятный микроклимат и хорошую освещенность салона. Машину также планируют выпускать в северном и тропическом исполнении. Автобус окрашивают в желтый цвет, оформляют специальными наклейками. Он имеет несколько аптечек и огнетушителей. Четвертой моделью на шасси нижегородских грузовиков стал полноприводный автобус для перевозки вахтовых бригад в северных условиях. В его салоне два немецких отопителя, раздельные сиденья с высокой спинкой, имеются люки в крыше, дополнительные аптечка и огнетушитель.
Много автобусов, хороших и разных
На экспозиции «Авто+Автотехника» традиционно было представлено множество автобусов различного исполнения, описывать которые нет необходимости, так как читатели уже знакомы с ними по репортажам с других выставок. Остановимся подробнее только на деятельности питерской промышленной группы «BTD Санкт-Петербург», которая поставляет новую и бывшую в употреблении автобусную, грузовую, строительную и специальную технику, а также занимается переоборудованием микроавтобусов.
Нас заинтересовала переделка 30 подержанных фургонов Mercedes-Benz Vario 612Д в 28-местные маршрутные такси, на которые получены соответствующие сертификаты. Автобусы имеют 18 посадочных мест (десяти пассажирам такси разрешено стоять при движении), хорошую теплоизоляцию, оборудованы системой вентиляции в салоне, обшиты пластиковыми панелями, в них есть автомагнитола. Высота салона автобуса 1,95 м. Автобусы для маршрутной службы Mercedes-Benz 612Д Vario поставляются с 5-цилиндровым турбодизелем мощностью 120 л.с., сблокированным с 5-ступенчатой коробкой передач. Подвеска осей у них рессорная. Тормозная система имеет АБС.
Тягач на базе «Жигулей»
ЗАО «ВолгаПромМаркет», генеральный дистрибьютор компании «ВАЗинтерСервис» из Тольятти показал в Санкт-Петербурге две новинки 2003 г.: полноприводный пикап ВИС-2348, построенный на узлах и агрегатах автомобилей ВАЗ-2114 и ВАЗ-21213, а также автопоезд ВИС-234504, предназначенный для перевозки длинномерных и крупногабаритных грузов.
ВИС-2348 имеет полурамную конструкцию с лонжеронами, вваренными в основание обрезанного кузова ВАЗ-2114. Силовой агрегат установлен продольно, трансмиссия и передняя подвеска заимствованы от «Нивы» ВАЗ-21213. Задний мост от «Нивы» подвешен на рессорах.
Пикап уникален тем, что по комфорту посадки соответствует легковому автомобилю, а по проходимости – одному из лучших внедорожников в своем классе. При водителе и пассажире грузоподъемность машины – 490 кг, при этом допустимая масса буксируемого прицепа без тормозов ограничена 400 кг, а с тормозами – 1 400 кг. Весит ВАЗ-2348 в снаряженном состоянии 1 460 кг. Максимальная скорость автомобиля с 1,7-литровым двигателем составляет 110 км/ч, средний расход топлива равен 13 л/100 км.
Седельный тягач на базе «вазовской» «пятерки» представляется одной из самых оригинальных новинок выставки. Грузоподъемность полуприцепа с пятью откидными бортами при наличии двух человек в кабине ограничена 1 200 кг. Впечатляют и размеры платформы: 6 840х 1 610х400 мм. С двигателем ВАЗ-2103 рабочим объемом 1,5 л тягач способен разогнать автопоезд до скорости 90 км/ч. Средний расход топлива, по данным завода-изготовителя, равен 12 л/100 км.
Вместо эпилога
Санкт-Петербургский автосалон по праву можно считать вторым по значению после московского. Третий в этом списке – нижегородский. Ежегодно масштабы северной выставки растут настолько стремительно, что в 2004 г. всех, кто будет участвовать в ней или придет в качестве зрителя, ждет большой сюрприз. В рекордные сроки должен быть сооружен новый, сверхсовременный павильон, отвечающий всем требованиям проведения автосалонов. Что ж, осталось ждать, согласитесь, совсем немного.