Опубликовано: ГП 07-2005

Куда потратить деньги Стабилизационного фонда?

В. Перевалов, фото автора

Наши дороги, изношенные донельзя, – причина почти трети (по подсчетам самих дорожников) или половины (по данным ГИБДД) дорожно-транспортных происшествий – нуждаются практически в полном обновлении. По разным подсчетам, протяженность автомобильных дорог России нужно по меньшей мере удваивать. В стране 37% сельских населенных пунктов не связано дорогами с большими городами. Кроме того, скорость движения по российским дорогам в 2 раза меньше, чем за рубежом.

В Москве проходил VII Московский международный форум дорожников, коммунальщиков и строителей «Доркомэкспо-2005». В рамках форума состоялись выставки «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Дорожно-мостовое хозяйство», «Дорожно-строительная, коммунальная и специальная техника». Организаторы форума – правительство Москвы, Федеральное агентство по строительству и ЖКХ (Росстрой), Федеральное дорожное агентство Минтранса РФ (Росавтодор). Официальную поддержку форуму оказали Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России), Торгово-промышленная палата РФ, Международная дорожная федерация, Российский союз строителей, Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР».

Как известно, основную массу товаров производят в странах Юго-Восточной Азии, а потребляют в странах Европы. И это определяет основное направление грузопотоков: морским путем через Суэцкий канал – в Италию и Францию. Россия как бы и ни при чем, но есть такой нюанс: пропускная способность Суэцкого канала находится на пределе, и растущая потребность в межконтинентальных перевозках во всем мире требует новых вариантов транспортных сообщений.

С морскими перевозками бывают проблемы – море штормит, корабли иногда садятся на мель или даже тонут со всем их содержимым. Например, тот же Суэцкий канал в ноябре 2004 года был закрыт из-за того, что в нем на мель сел танкер «Tropic Brilliance» дедвейтом 154 972 т. В итоге своей очереди на проводку ждали 52 судна. Хорошо что танкер не получил повреждений и нефть не вылилась. Правительство Египта запланировало вырыть рядом со старым каналом еще один и довести его пропускную способность до 40 судов в сутки, даже выделило на эти работы 416 млн. долларов, но этого мало.

Несмотря на все минусы, перенаправления товаропотоков из Китая и стран ЮВА через Россию не происходит и на ближайшее время даже не планируется. Дело в том, что при наличии Транссиба и его способности перевозить до 100 млн. тонн грузов в год, в том числе обеспечивать транзит до 150 тыс. контейнеров, объемы перевозок намного ниже потенциально возможных. Сегодня по Транссибу перевозят только 50 тыс. контейнеров в год. Почему? Не будем вдаваться в анализ ситуации, сложившейся на этой устаревшей магистрали.

Важно другое, России очень нужна высокоскоростная автомобильная дорога-«коридор» Дальний Восток – Западная Европа. Как указывает, например, президент Всероссийской ассоциации приватизированных и частных предприятий Григорий Томчин, достаточно было бы создать новейшую транспортную магистраль «Чита – Санкт-Петербург». Стоимость такой магистрали примерно 20 млрд. долларов, а ее строительство не продлилось бы более пяти лет.

Эта идея находит серьезных сторонников. Причем не только среди российских политиков и экономистов, но и среди европейцев. В конце мая в Москве работала 89-я сессия совета министров Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ). Основой темой обсуждения как раз и стало строительство «нашего» коридора.

Что интересно, на этот раз совершенно не стоит вопрос: «Где взять деньги?» Деньги есть... в Стабилизационном фонде РФ. В один голос экономисты и правительство говорят, что просто закачивать эти деньги в нашу экономику нельзя, поскольку это вызовет только рост инфляции, а вот на создание достойной транспортной инфраструктуры не только можно и даже нужно. Президент Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков, когда говорит такое, наверное, понимает, о чем говорит... И шанс того, что это строительство начнется в ближайшее время, весьма высок. А поскольку «просто» построить дорогу мало, ее еще надо обустроить и обслуживать, то легко подсчитать, какие доходы «светят» всем, кто успеет войти в этот проект.

И потому уже не удивляешься, когда на небольшой территории «Гостиного двора» собралось более 400 фирм практически со всей Европы, не считая стран СНГ: МАЗ, КамАЗ, ЗиЛ, DaimlerChrysler, Fischer, Schwikert, Sovi SRO, Belle Group, SOK Trebestovice SRO, DMI Eng Nongbo Co. LTD, Sinmashine Oy, Aquatech и многих-многих других.

Одно обилие марок: ABG, Bitelli, BOMAG, DEMAG, Dynapac, Hamm, Vogele, Wirtgen, Multicar, Vermeer, Ditch Witch, Tidrill, Traoto, Straightline, New Holland, FIAT COBELCO, Bobcat, TEREX, RAVO, KEB, Hitachi+ – о чем-то говорит!

Можно гордиться или не гордиться нашими успехами, но факт, что российские и белорусские марки совершенно не терялись на фоне именитых иностранцев. Более того, сплошь и рядом наша продукция была совершенно аналогичной. Рядом стояли автомобили для скоростной уборки автомагистралей (до 80 км/ч) фирмы Boschung из Швейцарии и наш КО-845 на базе МЗКТ-65274, «их» многофункциональники Speed Broom и Olympic и наше универсальное шасси Ш-406 производства Минского тракторного завода, выполняющее дюжину операций по обслуживанию скоростных магистралей. «Их» Multimaster и STA 95 и наша комбинированная машина КМ-600С-05 на базе КамАЗ-55111 ничем не отличаются по выполняемым операциям. Разница лишь в цене – в нашу пользу, да в надежности, увы, – не в нашу. Не зря же покупатели, оценивая товар, приговаривали: «Да, на Дакаре побеждают совсем не те КамАЗы...». А на фирме Marcel Boschung AG как о само собой разумеющемся рассказывают, что первые поставки их продукции в СССР были выполнены в 1980 году, и те машины еще на ходу...

Некоторые образцы российской автодорожной техники выглядели гораздо серьезнее (по крайней мере, по ТТХ), чем их иностранные аналоги, выставленные на площадке у Кремля. Это прежде всего линейка машин производства ОАО «Брянский арсенал»: грейдеры ГС-14.02, ДЗ-198, ГС-10.01-02, ГС-10.01 и асфальтоукладчики ДС-181-02, АСФК 2-04, АСФК-3. Некоторые образцы техники были уникальными, например, снегопогрузчик СнП-17 или рециклер асфальтобетона ЕМ-3200.

Редко бывает, чтобы в одном месте сходилось и желание, и возможность. Кстати, очень многие эксперты совершенно серьезно полагают, что новый транспортный коридор позволит ликвидировать зависимость России от «нефтедолларов». Осталось только дать отмашку.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен