Автомобили-кинопередвижки, начало
«…Так вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино…»
(Из воспоминаний Луначарского о беседе с Лениным
в феврале 1922 года, изложенных им в письме
к Болтянскому от 29 января 1925 г.)
Кинематограф и автомобиль
Кино моложе автомобиля, но тесно с ним связано. История кинематографа началась 28 декабря 1895 года в Париже, когда в одном из залов «Гранд кафе» прошёл первый киносеанс. Автомобили по Парижу тогда уже ездили, вскоре появились и кинопередвижки. Как только новое искусство не называли! В годы своего становления необыкновенное зрелище сменило несколько названий: «иллюзион», «биоскоп», «биограф», «синематограф», «кинематограф» … и наконец – «кино». Слово же «кинопередвижка» утвердилось в русском языке и прочно держится до сих пор, но своё толкование оно меняло. «Передвижное кино, кинематографический аппарат, легко переносимый с одного места на другое», – такое значение даёт слову «кинопередвижка» изданный в 1935 году под редакцией Д.Н. Ушакова первый том толкового словаря. А ещё «кинопередвижкой» мы привыкли называть оснащённый портативной установкой для демонстрации кинофильмов автомобиль, который в прошлом веке с радостью встречали жители не охваченных сетью кинотеатров населённых пунктов огромной страны под названием СССР. Не исключено, что кое-где их можно встретить и в наши дни.
Стационарных киноустановок сначала не было. Был универсальный аппарат «Синематограф», пригодный для съёмки, копирования и показа кинофильмов. «Иллюзионисты» возили его и другой нужный скарб по разным городам, снимали жизнь на улицах и в тот же вечер показывали результат работы местной публике, зачастую прямо на улице или в случайных помещениях. В качестве тяги для передвижек они использовали обычно телеги, пролётки, велосипеды и свой собственный горб, и очень редко – автомобили. Так было везде и всюду, включая старорежимную Россию. Но вскоре обнаружилась проблема – высокая пожароопасность изготовленной из нитроцеллюлозы киноплёнки. От случайной искры, окружившей киномеханика несознательной курящей публики, плёнка могла вспыхнуть как порох. Мальчишки 1950–1960-х ещё помнят те старые ленты, мы упаковывали их плотно в «золотинки» из-под шоколада и поджигали. И даже без доступа воздуха они не гасли, а быстро тлели, превращаясь в отменные «дымовухи».
Пожары с человеческими жертвами привели уже в начале ХХ века к установлению строгих правил показа кино. Киноустановки стали размещать в специально оборудованных изолированных от зрительных залов помещениях, а на кинопроекторах и проекционных окнах поставили противопожарные заслонки. Появились кинотеатры, в передвижках надобность отпала. Автомобиль не успел найти своё прочное место в их качестве, но появился в кинематографе как обычное транспортное средство и нередко – как герой документальных и художественных фильмов. Кинофабрики, киноателье и киностудии дореволюционной в России создали множество кинофильмов на автомобильную тематику (мне известны названия более 40, снятых только в период 1909–1916 годов). Зрители смотрели автопробеги, автогонки и автомобильные экскурсии; праздничные выезды, съезды, проводы и встречи автомобилистов; демонстрацию автомобилей на выставках и их дефиле; испытания автомашин и тракторов; работу таксомоторов и автобусов; аварии автомобилей и пожары гаражей; мобилизацию автомобилей в армию и отправку на фронт Первой мировой войны; смотры и будни автомобильных рот и броневых дивизионов, и даже боевые действия броневиков. Кадры из этих кинолент можно увидеть в современных познавательных фильмах и телепередачах.
Агитация на автомобилях
Смена власти в результате мятежей, восстаний, революций и других потрясений приводит обычно к коренным изменениям во всех сферах деятельности страны. Обе революции 1917 года в России существенно изменили сложившийся порядок и уклад жизни народа. Автомобили на петроградских улицах стали одним из символов Февральской, а затем и Октябрьской революций, и одним из излюбленных сюжетов пропагандистских плакатов, а также колоритной деталью произведений живописи, литературы и кинематографа.
Вспоминали «ощетинившиеся штыками» революционные машины публицисты. Так, В.Ф. Булгаков (бывший секретарь Л.Н. Толстого) в статье с красноречивым названием «Революция на автомобилях» писал: «На улицах, особенно центральных, мчатся и мечутся грузовики и легковые автомобили, переполненные вооружёнными солдатами, стреляющими в воздух, студентами, девицами, кричащими «ура». Очевидно, это была первая в истории революция на автомобилях!» … Похожие воспоминания оставили нам другие литераторы, свидетели тех событий: «Музы и эриннии Февральской революции – грузовики и автомобили, обсаженные и обложенные солдатами» (В.Б. Шкловский); «Бешено мчались автомобили, перегруженные рабочими и дикого вида солдатами» (Д.И. Толстой); «Везде мчались автомобили с вооружёнными солдатами и пьяными девками» (В.Н. Шаховской) … Революционные автомобили снимали фотографы и кинооператоры, причём некоторые использовали для съёмки машины. Благодаря им – знакомые многим поколениям сюжеты.
Революции изменили русский язык, обогатив его новыми, зачастую нелепыми словами. Автомобили, вероятно, впервые в мире, выступили в роли средств массовой информации и агитации, их стали активно использовать в качестве трибун на демонстрациях и митингах. В обиход вошли новые термины, среди которых заслуживают внимания: «агитмашина» и «агитавтомобиль». Однако нас интересуют не столько агитмашины, сколько моторизованные кинопередвижки, хотя, зачастую эти новые службы совмещались. Долой старый режим, долой запреты! Позвольте, а как же пресловутая пожароопасность? Да…, но пропаганда, агитация, политинформация (назови как хочешь, суть почти не меняется) важнее! Рождённые Февралём и Октябрём 1917 года агитационные автомобили-кинопередвижки, размножились и прочно утвердились в России во время Гражданской войны.
В 1919 году, в разгар наступления на Петроград Северо-Западной армии генерала Н.Н. Юденича режиссёр Борис Светлов и оператор Владимир Лемке снимают на кинофабрике Петроградского кинокомитета фильм «Пролетарград на страже революции». Агитфильм, поставленный в форме доклада на тему: «Что принесут нам белые?» и иллюстрированный картинами из жизни рабочих и буржуазии, до наших дней не сохранился. Но он послужил поводом к дискуссии о переименовании города. К счастью, этого не произошло, но название «Пролетарградский окружной фото-кино комитет» деятели нового искусства породили. Завели они себе и кинопередвижку – оборудованный всей необходимой аппаратурой и сиденьями 1,5-тонный грузовик с тентом, названный новым словом «Авто-кино».
Во время Гражданской войны появились импровизированные «передвижные фронтовые кинематографы» (ещё один новый термин) в Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Оборудовали их стихийно на базе лёгких грузовиков и санитарных автомобилей, доставшихся «в наследство» от Русской армии. Агитация бойцов РККА и мирного населения занятых красными территорий бывшей империи считалась одной и наиважнейших задач. Очевидно, даже важнее, чем эвакуация раненых, раз для этого дела жертвовали санитарные машины. Входили военные кинопередвижки в ведение политотделов Революционного военного совета Республики и Реввоенсоветов фронтов и армий. Все первые моторные кинопередвижки отличались марками автомобилей и установленным оборудованием, но имели одно сходство – их украшали звонкими пролетарскими лозунгами и яркими, агитирующими за Советскую власть плакатами. Так сложилась на долгие годы традиция
Мобильное кино и автомобили в кино
Ещё не закончилась Гражданская война, а фронтовые кинопередвижки начали работу в тылу. Советская Россия столкнулась с новыми бедствиями, молодую республику захватили разруха и голод. В таких условиях возникла острая необходимость привлечь «важнейшее искусство» к разъяснительной работе среди населения. В первую очередь – среди крестьян, несознательная часть которых была недовольна проводившейся в 1919–1921 годах продразвёрсткой.
18 июня 1918 года из созданной годом ранее Государственной комиссии по народному просвещению был сформирован Народный комиссариат просвещения РСФСР (Наркомпрос) – орган государственной власти, контролировавший практически все культурно-гуманитарные сферы: образование, науку, книгоиздательство, библиотеки, музеи, театры, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи и, конечно же, кино. В ведение Всероссийского Фотокиноотдела (ВФКО) Наркомпроса вошли и демобилизованные кинопередвижки, постепенно выделялись для наглядной агитации на плёнке в спешном порядке кустарно оборудованные грузовики и гужевой транспорт. И двинулись они в первую очередь в сёла и деревни. А.В. Луначарского назначили наркомом – в лексический обиход русского языка стремительно входили малопонятные акронимы, аббревиатуры и новые слова, выдуманные культурной прослойкой революционного общества. Достаточно вспомнить «изысканный слог» знаменитого поэта революции В.В. Маяковского, кстати, бывшего солдата Военной автомобильной школы, руководившего в марте 1917-го арестом своего командира генерала П.И. Секретёва.
19 декабря 1922 года на базе ВФКО создаётся Государственный комитет по кинематографии («Госкино»), а параллельно с ним формируются государственные, общественные и частные кинопрокатные конторы: «Кино-Москва», «Севзапкино», «Пролеткино» и многие другие. А рядом с ними «Автокино» – в то время распространённый синоним автопередвижки, позднее сменивший своё значение на кинотеатр под открытым небом для показа фильмов зрителям в автомобилях. Правда, в СССР такой аттракцион не практиковался, он зародился в США и характерен для буржуазного общества.
В 1923 году французская фирма Pathé начала производство узкой 9,5-мм плёнки для любителей, ею стали пользоваться и профессионалы. Лёгкая киноплёнка и малогабаритная аппаратура значительно облегчили им работу. В следующем году американская компания Eastman Kodak начала производство безопасной узкой плёнки шириной 16-мм на подложке из диацетата целлюлозы. Её негорючая основа позволила упростить правила демонстрации фильмов. Кинопередвижки снова стали актуальными как никогда ранее. Забегая вперёд, стоит отметить, что и старая пожароопасная нитратная плёнка ещё долго использовалась в СССР и только после её запрета в 1952 году на ацетатной подложке начали делать и стандартные 35-мм фильмокопии. До этого большинство кинопередвижек были «узкоплёночными», рассчитанными на 16-мм ленту, затем настало время «широкоплёночных» передвижек. Ещё очень долго использовали конные фургоны, коляски и обычные телеги, однако и автомобили медленно, но прочно проникали в кинематограф. Есть свидетельства о случаях доставки телег-кинопередвижек в деревни на буксире тракторов.
Лучше других, пожалуй, дело с моторизацией обстояло у созданной в 1922 году для съёмки кинохроники, учебных, агитационных, документальных и образовательных фильмов для РККА Производственной киноконторы «Красная звезда». В 1926 году её переформировали в Государственное военное кинофотопредприятие «Госвоенкино». Там работали не только бывшие фронтовые передвижки, но и выделенные армией для съёмочных групп обычные и даже бронированные автомобили. Броневики использовались не только в качестве героев военных кинофильмов, но и попутно обслуживали съёмки на натуре. Стихийно начал внедряться приспособленный на скорую руку автотранспорт специального назначения для «киношников».
«Важнейшее искусство» – в массы!
Новая экономическая политика (НЭП) Советской России сделала невозможное возможным. В лексикон русского языка вернулись такие запрещённые было слова и выражения как «фирма» и «акционерное общество». Правда, термин «товарищество» в его исконном коммерческом значении (например «торговое товарищество», «товарищество на паях», «товарищество на вере» и др.) почти вышел из употребления. За «товарищами» закрепилось вторичное, но идейное революционное понятие. Зато в рамках НЭПа в промышленность и торговлю вторглись новые громкие слова: «трест» и «синдикат».
13 июня 1924 года Совет народных комиссаров РСФСР постановил учреждение Всероссийского фотокинопромышленного акционерного общества «Советское кино» («Совкино»). Постановлением от 4 июня 1926 года в него включили предприятия «Госкино» и «Севзапкино». Государственной организации дали права на импорт, производство и монопольное право на прокат фильмов на территории РСФСР, а в подчинение передали четыре кинофабрики и 22 производственных отделения. «Совкино» входило в систему Наркомпроса и просуществовало до июня 1930 года.
В системе «Совкино» стали продвигать по мере сил моторизацию. «Основное значение автомобиля для киноиндустрии заключается, прежде всего в применении его, как средства передвижения. Но не менее важным стало теперь значение мотора и в технике самой киносъёмки», – рапортовал в 1929 году журнал «За Рулём» (№ 17). А 29 января 1929 года был учреждён Комитет по делам кинематографии и фотографии при Совнаркоме СССР («Кинокомитет»), в его задачи входили разработка основных директив, общее руководство и наблюдение за развитием кинематографа и фотографического дела в стране. Через год «Кинокомитет» упразднили.
Эпоха моторизации кино «началась» после вступления в силу постановления Совнаркома СССР от 13 февраля 1930 года об учреждении при Президиуме ВСНХ СССР Государственного всесоюзного кинофотообъединения «Союзкино», в ведомство которого передали все дела по производству и заготовке кино- и фотоаппаратуры, принадлежностей, материалов и всех организаций по производству кинокартин и их прокату в СССР. Разработка и постройка кинопередвижек, как и всех других автомобилей для «киноиндустрии» также вошли под контроль «Союзкино».
Парк автомобилей-передвижек стал пополняться к концу 20-х годов. Первые руководства по ним составлял кинооператор Л.В. Косматов, он же продвигал эту тему в профильной периодике. В 1928 году «Госвоенкино», где он работал, обзавелось одной из первых в стране «кино-радио-передвижкой», оборудованной в объёмном фургоне вышедшего из капремонта грузовика. Тогда же появился подобный агрегат, установленный на шасси первого советского грузовика АМО Ф-15, и отправился в агитационную поездку по губерниям центральной России. Инициаторами и организаторами выступили пресса и Общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог («Автодор»). «Цель поездки – широкая культурно-просветительная работа, пропаганда кино, радио и автомобильно-дорожного дела, укрепление связи с кружками селькоров, а также организация отделений и коллективов Автодора путём устройства докладов, собеседований, демонстраций кинофильмов, распределения литературы и пр.», – оповещал читателей журнал «За Рулём» (1928, № 4).
В 1929 году журнал «Советский Экран» (№ 16) опубликовал статью А. Климова «От клячи к автомобилю». Автор сетовал на гужевые кинопередвижки: «Заморенные клячи еле втаскивают в деревню дребезжащие телеги» и описывал разборную модель передвижки на шасси автомобиля, «работы выпускника с древо-металло-обрабатывающего факультета Вхутеина [Высший художественно-технический институт] Д. Заонегина», снабжённой радиоустановкой и библиотекой. Модель Заонегина демонстрировалась на выставке «Вхутеина» и вызвала интерес специалистов. Вероятно, она послужила позднее образцом для некоторых автомобилей-передвижек, но появившиеся в то время реальные конструкции от неё отличались.
К сожалению, сведений о первых советских автопередвижках сохранилось мало. В 1931 году с премьеры художественного фильма Н. Эппа «Путёвка в жизнь» в СССР началась эпоха звукового кино. Тогда же закончилась реконструкция завода АМО, а вскоре вступил в строй ГАЗ, – автопром вставал на ноги. В 1930 годы в стране появились новые модели кинопередвижек, построенные на новых шасси отечественного производства. Рассматривать их в этой статье мы не станем, они заслуживают более подробного описания.
Реквием
Во времена становления «важнейшего искусства» Страны Советов кинопередвижки стали незаменимым средством просветительной, политической и культурной агитации прежде всего в сельской местности и малонаселённых районах. Они обслуживали огромные территории, охватывая практически всё население. Долгие годы им отводилась большая роль в обществе, а в годы Великой Отечественной войны их значение трудно переоценить. Строили их на шасси грузовых автомобилей и автобусов разных классов, появились даже кинотеатры на колёсах. До широкого распространения телевидения просмотр кинофильмов в передвижных кинотеатрах был одним из важнейших видов развлечения в глубинке. А когда личный телевизор стал массовым и телевещание охватило всё страну, начался закат кинопередвижек. Распространение бытовых видеомагнитофонов к концу 1980-х привело к резкому сокращению требующих квалифицированного обслуживания и высоких затрат передвижных установок.
Технологии XXI века не только приговорили кинопередвижки к кончине, но и заметно снизили роль специализированных автомобилей «важнейшего из искусств». В кинематограф стремительно ворвалась компьютерная анимация. Не исключено, что вскоре исчезнут «камеравагены», «тонвагены», «лихтвагены», «пирвагены», «гримвагены» – этими немецкими словами на киностудиях окрестили свои спецмашины операторы, звукорежиссёры, осветители, пиротехники и гримёры, и даже плотники называли с иронией свои фанерные чемоданы для инструмента «топорвагенами». Вместе с ними могут исчезнуть и уникальные профессии. Приведёт ли прогресс в кинематографе к его деградации? Начало уже положено…
Меняется и связанная с автомобильной промышленностью лексика. Вроде бы возродились такие организационно-правовые формы как общества, товарищества и кооперативы, появились партнёрства и даже корпорации. Но в печати все их напористо вытесняют термины «компания» и «бренд». Пришедшие к нам из лишённых синонимов электронных переводов англоязычных информационных сообщений для прессы (теперь это «пресс-релизы», используются как шпаргалки) термины, универсальны. А шпаргалками так любят почти слово в слово пользоваться многие коллеги. «Компаниями» не стесняются назвать даже автомобильные заводы социалистических стран Восточной Европы и СССР. А ещё нередко это слово вообще пропускают, но подразумевают! В результате чего все названия производителей пишут, не задумываясь, в женском роде. Нередко можно увидеть «смену пола» таким предприятиям как Daimler и Renault. На КАМАЗ пока не покушаются? Но подозреваю, мода на «компашки» продлится недолго. Долой синонимы! Вездесущее слово «бренд» (изначально выжженное ковбоем клеймо на корове) – теперь наше всё! Это и товарный знак, и торговая или фабричная марка, и фирма, и завод, и та же компания. Эллочке Щукиной, которая «легко и свободно обходилась тридцатью словами», понравился бы этот термин. Аналогично и в других отраслях. Привычные киностудии превратились в кинокомпании и киноконцерны, грядут времена, когда кинофильмы заменят клипами и роликами. По содержанию многие из них уже приблизились к такой форме. Риторический вопрос: есть смысл оплакивать кинопередвижки?