Электромобили Canoo на модульной платформе
Американская компания Canoo в 2020 году объявила о стартапе двух электромобилей и подтвердила, что скоро появится третий. Однако на сайте разработчика уже показаны четыре машины с электрическим приводом. Стартапов сейчас появляется много, но этот автомобиль – один из самых многообещающих. Он демонстрирует, что время переделок обычных автомобилей в электрические закончилось, появляются конструкции, изначально созданные для электротяги. Главная перспектива проекта Canoo заключена в модульной платформе, на базе которой делаются абсолютно все проекты этой компании
Универсальная модульная платформа – это, видимо, главный тренд ближайшего будущего электрического транспорта («Snap-машины Риндеркнехта» и «Транспортный футуризм в стиле U»). Canoo не случайно «оседлала именно этого коня» и активно осваивает сразу несколько направлений. Первое и главное направление – это сама платформа, которая уже создана и прошла испытания на пустынных равнинах Небраски. Транспортные средства для доставки, вероятно, будут трёх размеров, чтобы обеспечить грузовое пространство от 6,2 до 13 кубометров.
Главная особенность платформы
На сайте компании электрическая модульная платформа названа B2B. Термин расшифровывается не иначе как business-to-business и становится понятно, что такое название может быть только предварительным, ибо оно относится к юриспруденции или экономике, но никак не к технике. Конструкторы Canoo назвали свою конструкцию «скейтборд» и этот термин использовался даже в презентации машины.
Модульная платформа разработана с нуля и только под машины с электрическим приводом. Она вобрала в себе большинство ноу-хау, а потому может стать эталоном и базой для развития электротранспорта на ближайшее десятилетие.
Аккумулятор встроен в шасси скейтборда, корпуса нет, что опять же снижает стоимость и сложность конструкции. Пакет аккумуляторов состоит из 16 модулей общей мощностью 80 кВт·ч. Аккумулятор поддерживает быструю зарядку постоянным током и заряжается до 80% примерно за полчаса. Как и Tesla Model 3, пакет Canoo состоит из тысяч отдельных литий-ионных элементов. Согласно официальной информации запас хода у самого лёгкого электромобиля составит максимум 500 километров от полностью заряженных АКБ.
Приводы относительно обычные, но были разработаны собственными силами. Каждый приводной блок состоит из двигателя с постоянными магнитами, охлаждаемого маслом и одноступенчатой трансмиссии. Задний привод имеет мощность 300 л.с., но есть и передний привод, он менее мощный, хотя компания не уточнила, насколько меньше.
Конструкция подвески платформы уникальна тем, что в ней не используются обычные стойки и пружины, а вместо этого применяются поперечные листовые рессоры. Причём, чтобы снизить вес конструкции, рессоры сделаны из композитного материала, а не из металла. Демпфирование транспортного средства обеспечивается короткими и низко расположенными амортизаторами, так что самая высокая точка всего скейтборда находится на вершине колёс.
Клиренс у Canoo невероятно низкий, это ещё раз говорит, что это городской житель. Чтобы оптимизировать внутреннее пространство, колёса выдвинуты как можно дальше к углам.
Рулевая колонка выдвигается и задвигается, поэтому посадка за руль абсолютно не обременительная. На низких скоростях рулевое колесо Canoo (которое больше квадратное) поворачивается от центра до упора всего на 90º. По мере увеличения скорости передаточное число меняется. Но дело в том, что в Canoo отсутствует механическое соединение между рулевым колесом и рулевой рейкой. Автомобиль полностью управляется электроникой, т. е. по проводам, что даёт разработчикам большую свободу в определении как общей внутренней компоновки, так и точной настройки самого рулевого управления. И это одно из наиболее интересных особенностей данного электромобиля.
Вполне желанный Canoo
Первый стартап – это лёгкая машина для доставки грузов в большом городе, самое востребованное направление. К компании из Мичигана уже показавшей прототипы своего специализированного фургона, присматривается Rivian, которая имеет финансовую поддержку от гиганта онлайн-торговли Amazon. Презентационный рендеринг демонстрирует микроавтобус для доставки небольших групп людей. Именно такой изначальный проект предполагает стартап, осуществляемый по подписке. Но пассажирская машина – это универсальный вариант, который легко превращается в грузовой или грузопассажирский фургон без каких-либо внешних изменений.
Нельзя сказать, что внешний дизайн Canoo какой-то выдающийся, тем не менее машина смотрится достаточно интересно. Как выразился один автомобильный журналист: машина не выглядит сексуальной, но вполне желанной.
Разумеется, под пластиковыми панелями кузова находится стальной каркас, который разработан и для упрощения конструкции, и для обеспечения безопасности в дорожных ситуациях. Эта конструкция крепится к платформе, на которой находятся двигатели, тормоза, подвеска и аккумуляторы.
Ветровое стекло начинается от заднего бампера, проходит по всей крыше и заканчивается у переднего бампера, обеспечивая отличный обзор, но и довольно дикий вид на дорогу из-за отсутствия традиционной панели приборов с рулевой колонкой.
Сиденья водителя и переднего пассажира привычные. А вот заднее сиденье больше похоже на секционный диван, чем на традиционную скамью. Расположение сидений охватывает боковую часть автомобиля и даже включает складные кресла на дверях. С такой оптимизацией места внутри Canoo достаточно много.
Первые грузопассажирские электромобили Canoo появятся в 2022 году в Лос-Анджелесе, а потом уже в других городах США.
Автомобиль в стиле Cybertruck
Второй стартап представляет собой фургоны чуть большей вместимости и грузоподъёмности – до 13 м3. Компания назвала его Multi-Purpose Delivery Vehicle (MPDV), что буквально переводится как многоцелевой автомобиль для доставки и очень точно передаёт суть проекта. Этот стартап предлагает три разных варианта футуристических электрических фургонов, которые будут стоить от 33 000 долларов. Самый маленький из них – MPDV1 – имеет грузовое пространство объемом 5,6 м3. Это будет машина полной массой до 3,5 тонн. MPDV2 чуть повыше, и вместимостью вдвое больше – до 12,7 м3, а значит полной массой от 3,5 до 12 тонн. Третью коммерческую модель MPDV3 запустят позже и, вероятно, она будет относиться к грузовому классу 3 (полной массой более 12 тонн). Первых два варианта электромобиля приводятся в движение одним двигателем на передней оси, выдающим 200 л. с. MPDV1 и MPDV2 оснастят аккумуляторными батареями до 80,0 кВт·ч, но пробег у них будет разный: до 370 километров у меньшего и до 300 километров у большего, в зависимости от полной массы. Третий грузовик пока весь в загадках.
Но что делает машины MPDV особенно интересными, так это их дизайн, выполненный в стиле Cybertruck. Однако дело вовсе не в дизайне, а в эффективности и экономии, о которой мы поговорим ниже. Машина просто начинена полезными секциями и атрибутами, которые делают её весьма полезной в качестве рабочего автомобиля. Например, на двери со стороны водителя есть розетки, держатели для чашек и телефонов, а также место для хранения вещей. Есть выдвижные пандусы, варианты шкафчиков для хранения вещей, розетка на 240 В для электроинструментов и даже складывающаяся тележка. Компания очень серьёзно занимается проектом автолавки и автомобиля для путешествий разумеется с полным приводом.
Что значит: максимальная экономия?
Фактор стоимости машины лежит в основе всех проектов и ощущаются во всём. Но экономия сработает только при условии, что не будет ущерба качеству. И очень похоже, что конструкторам удалось решить эту проблему, по крайней мере результаты впечатляют. Например, в целях экономии для внешней облицовки используются термопластичные панели разных цветов. Они не требуют окраски, а благодаря несложной форме могут быть выполнены и заменены за небольшие деньги. Отсюда и «необычный» дизайн машин.
Надо сказать разработки Canoo находятся в противоречии многим идеям Tesla к использованию больших мониторов на панели. В машинах Canoo нет внутренних экранов. В приборной панели используется то, что компания называет скрытым информационным дисплеем, который состоит из массива светодиодов RGB за тканью. Когда система выключена, похоже, что там ничего нет. Включите автомобиль, и огни чётко просвечивают сквозь ткань, отображая такие параметры, как скорость, дальность и многое другое.
По словам инженеров Canoo, такое решение связано со стоимостью и удобством использования. Вместо этого есть несколько вариантов подключения смартфона. Поскольку владелец мобильного устройства прекрасно знаком со всеми его функциями, то при подключении его к машине не будет элемента привыкания. Экран смартфона исключительно высокого качества, поэтому его легко читать, и не придётся изучать новую систему.
Возникает естественный вопрос об автономности электромобиля Canoo. Её пока не предполагается, но уровень 2+ всё же есть. Это означает, что он будет оснащён системами помощи водителю (ADAS), которые мы видим в современных автомобилях, например, адаптивный круиз-контроль, удержание полосы движения, мониторинг слепых зон и многое другое.
И всё же Canoo применяет системы, очень похожие на то, что мы видим в машинах Tesla. В частности, он использует радар, ультразвуковые датчики и камеры, но не лидар. Это также должно снизить общую стоимость, хотя босс Canoo Ульрих Кранц уверяет, что в разработке уже находятся более продвинутые уровни автономных функций вождения.