Опубликовано: ГП 10-2020
Вилла семьи Берлие, где ныне находится  Fondation De L’ Automobile Marius Berliet
Металлическая память Фонда Берлие (Часть 1)

Фонд автомобильного наследия Мариюса Берлие (Fondation De L’ Automobile Marius Berliet)

Владимир Чехута, фото автора

В прошлом году, будучи во Франции, я побывал в прекрасном городе Лион и посетил находящийся там фонд автомобильного наследия Мариюса Берлие (Fondation De L’ Automobile Marius Berliet). Эта организация, как следует из названия, сохраняет огромный массив архивных материалов о грузовиках, автобусах и легковых автомобилях, созданных под руководством её конструктора и владельца Мариюса Берлие (1866–1949).

Фонд признан во Франции общественным достоянием. Он ставит перед собой две главные задачи: сохранение истории обо всех автомобилях марки Berliet и сохранение исторического наследия о грузовиках, коммерческих автомобилях и автобусах всех французских марок.

Вице-президент фонда Берлие мадам Моник Шапель. Она проработала много лет в компаниях Berliet и RVI, долгие годы была коллегой и помощником Поля Берлие

Не буду вдаваться во все детали истории марки Berliet, так как об этом наш журнал писал очень много (см. «Век французского грузовика», «Наследие Мариуса Берлие», «Родовое дерево о двух стволах» и «Великолепная четвёрка»). В конце 1960-х годов руководство компании Berliet приняло важное стратегическое решение об обмене активами и формировании мощного промышленного конгломерата, состоящего из французских фирм Berliet, Citroën и Michelin. Проект оказался довольно успешным и стал приносить его участникам дополнительную прибыль. К примеру, в 1967 году, согласно плану оптимизации, производство грузовиков Citroën было сосредоточено на фабриках Berliet. Но 17 октября 1973 года грянул нефтяной кризис. В этот день все арабские страны-члены ОАПЕК, а также Египет и Сирия, заявили, что не будут поставлять нефть западным странам, поддержавшим Израиль в ходе Вой­ны Судного дня (конфликт с Сирией и Египтом). Такое решение ударило прежде всего по США и их союзникам в Западной Европе. В течение следующего года нефть подорожала в четыре раза.

Из-за роста цен на топливо начали резко падать продажи мировых автопроизводителей. Естественно, это коснулось французов в полном объёме. Особенно плохо дела шли у Citroën. Грузовики Berliet хоть и стали меньше покупать, но их производство не останавливалось. Промышленная группа остро нуждалась в деньгах. За помощью обратились к правительству. Государство в ту пору уже владело автомобильным заводом Renault, который по всем показателям уступал Berliet. Промышленникам посочувствовали, и деньги в общем-то предложили, но взамен потребовали полный пакет акций фирмы Берлие. Поскольку объединение было создано путём обмена акций, то руководство компании во главе с Полем Берлие (сын Мариюса Берлие) не смогло повлиять на ситуацию, ведь господдержка других участников консорциума была для них жизненно необходимой. Таким образом, «мелкий шантаж» закончился переходом контрольного пакета компании Berliet государственным структурам Франции. В 1975 году на заводах фирмы работало в общей сложности 24 000 человек. И в 1978 году завершилась вся эпопея переформатирования французского автопрома. Появляется новый автопроизводитель под названием Renault Véhicules Industriels (RVI), который с помощью государства интегрировал заводы Berliet и SAVIEM.

Личный кабинет Поля Берлие
Автомобиль Мариюса Берлие под номером два. Машина стоит в холле здания фонда

Понимание настоящего через прошлое…

Созданный в 1982 году, фонд автомобильного наследия Мариюса Берлие получил на хранение многие архивные материалы компании Berliet. Президентом фонда стал Поль Берлие (1918–2012 гг.) – сын основателя компании и последний её руководитель (с 1950 по 1978 г.). Благодаря оригинальности подхода, который учитывает историческое наследие в целом, в лионских хранилищах фонда соб­раны и бережно хранятся более 300 000 различных документов. Они включают оригинальные чертежи шасси и двигателей, начиная с первых моделей, корпоративные фотографии, брошюры и каталоги, автомобильные газеты и журналы разных эпох, а также личные вещи, принадлежащие владельцам компании. Всё это бережно хранится в вилле семьи Берлие, которая была построена архитектором Полем Бруясом в 1916 году в Лионе на авеню Эскирол. Двадцать шесть комнат, более тысячи квадратных метров, кроме того, у двухэтажного особняка есть два подземных этажа. Самый глубокий из них обустроен сравнительно недавно. Он оснащён специальным климатическим оборудованием, поддерживающим особые условия содержания по влажности и температуре. Именно здесь хранятся наиболее ценные документы – оригинальные чертежи автомобилей, многим из которых уже перевалило за 100 лет.

Подземное фондохранилище документов

Фонд с консерваторией

Именно так – Conservatoire – работники фонда называют помещения ангарного типа (общая площадь 7200 м2), расположенные в деревне Айн, что в 30 км к северу от Лиона. Там содержится большая часть коллекции автомобилей, составляющие «металлическую память» фонда. В этом собрании сегодня насчитывается более 280 полностью восстановленных легковых автомобилей, автобусов, грузовиков, тракторов и двигателей. Более 60 транспортных средств в данный момент находятся в процессе реставрации. В общей сложности коллекция содержит машины 30 различных марок. В фонде сегодня работают шесть человек на полную ставку, есть персонал с неполной занятостью, а также волонтёры.

Оригинальный сборочный чертеж шасси Berliet тип M (1910 г.), подписанный лично Мариюсом Берлие Оригинальный сборочный чертеж шасси Berliet тип M (1910 г.), подписанный лично Мариюсом Берлие

Высокий статус организации придаёт наличие исторических памятников. Такое звание Министерство культуры Франции присвоило в 1988 году грузовому автомобилю Berliet тип M 1910 года, в 1992-м году аналогичным памятником признан автомобиль Latil 1899 года выпуска, а в 1994 году дорожный паровоз Patay, выпущенный в далёком 1886 году.

Брошюра самой известной модели Berliet Т100
Так выглядели автомобильные брошюры в начале XX века

Как автомобили попадают в коллекцию?

Происходит это разными путями. Первоначально, основу собрания составили машины, некогда принадлежавшие компании Berliet. Далее их количество нарастало, благодаря владельцам раритетов, которые очень часто просто дарили свои авто. Иногда об интересных находках сообщали сторонние люди и далее компания уже сама вела переговоры. В большинстве случаев старые машины попадают в фонд в крайне плохом состоянии, но здесь есть всё для их восстановления – чертежи, материалы и даже запчасти.

У фонда нет официального музея. Здесь нет билетной кассы, электронных или реальных гидов, смотрителей и экскурсоводов. Можно сказать, что попасть сюда очень непросто, даже журналистам, и только большими усилиями и при поддержке нашего журнала, мне это удалось. Первоначально пришлось присоединиться к ассоциации друзей Фонда Берлие. Годовое членство обошлось в 49 €. Друзей фонда по всему миру насчитывается более 1500, они регулярно получают бюллетень (журнальчик о текущих делах организации). Для всех друзей проводится день открытых дверей, бывает он не чаще, чем Новый год, и в этот день каждый друг фонда может бесплатно посетить консерваторию и пригласить с собой ещё трёх человек.

День открытых дверей в Фонде Берлие
Начало Conservatoire
Грузовик [b]Berliet Type M[/b], выпущенный на лионском заводе в 1909 году. Этот автомобиль считается одним из первых грузовиков в истории компании Berliet. Мощность двигателя – 22 л.с. Грузоподъёмность машины – 3500 кг. Максимальная скорость транспортного средства – 25 км/ч. Эту серию «М» выпускали на фирме в период с 1909 по 1913 год. Когда начала формироваться коллекция фонда, то многим казалось, что найти хоть один оригинал вряд ли получится. Тем не менее в 1987 году на Корсике недалеко от города Бастия был найден этот грузовик. Он, конечно, сильно изменился за долгие годы эксплуатации, но в плане шасси, механики и узлов привода, автомобиль полностью сохранил аутентичность, в итоге стал одним из важнейших экспонатов фонда, а также его эмблемой
Грузовик [b]Berliet Type VMP[/b] с брезентовым тентом. Дата выхода на рынок – 6 мая 1925 года. Это 3,3-тонное шасси использовалось также под коммерческий фургон или автобус, рассчитанный на перевозку 18 пассажиров. <br />Berliet VMP комплектовался 4-цилиндровым бензиновым мотором объёмом 3,3 литра. Двигатель агрегатировался с 4-ступенчатой коробкой передач и дисковым сцеплением. Вместо цепного привода в автомобиле применён червячный редуктор ведущего моста. Максимальная скорость – 50 км/ч
[b]Berliet Type GCM 5[/b] в варианте самосвала с гидроприводом был впервые представлен 19 марта 1927 года. Автомобиль оснащался 5,3-литровым 4-цилиндровым карбюраторным двигателем и 4-ступенчатой коробкой передач с редуктором отбора мощности. Полная масса транспортного средства – 10 т. Этот грузовик найден в автопарке семейного автотранспортного предприятия Boué из городка Мане в регионе Верхняя Гаронна. Автоперевозчик любезно предложил потрёпанного жизнью «трудягу» руководству Fondation Berliet. Восстановлением редкого экземпляра до оригинального вида и рабочего состояния занимались механики из фирмы SAMAT
[b]Berliet Type VSB (1930 г.в.)[/b] комплектовался 3,3-литровым, 4-цилиндровым бензиновым двигателем и 4-ступенчатой механической КП. В конструкции автомобиля применён сервопривод тормозов всех четырёх колёс
[b]Berliet Type GDHM 7 (1932 г.в.) Diesel Rapide.[/b] В 1932 году компания запустила в производство собственную серию дизельных двигателей Acroс с приобретённой по лицензии системой непосредственного впрыска топлива. В связи с этим была проведена модернизация серии тяжеловозов и её итогом стало появление самого совершенного на тот момент грузовика Berliet GDHM7. Автомобиль оснащался новым 4-цилиндровым 7,2-литровым дизельным двигателем, 4-ступенчатой МКП, тормозной системой с сервоприводом, колёсами Michelin, полным пакетом электрооборудования с системой запуска от электростартёра и новой 3-местной комфортабельной кабиной с двухкомпонентным ветровым стеклом. Грузоподъёмность автомобиля – 7 т, а полная масса – 12,5 т. Максимальная скорость машины – 70 км/ч. Всего с 1928 по 1934 год на фирме Berliet выпущено более 1000 грузовиков Berliet GDHM 7. <br />Лионская компания Le Bon Lait (переводится как «Хорошее молоко») в 1930-е годы владела флотом (60 единиц) автомобилей Berliet GDHM 7. Один из них даже смог проработать до начала 1960-х годов (развозка бидонов молока по магазинам). Можно сказать, что эти рычащие тяжеловозы, раскрашенные в корпоративные белые цвета, довольно долго были частью регионального пейзажа. Учитывая важность данной машины для истории, Генеральный совет Роны выделил финансирование на покупку и реставрацию этого интересного автомобиля. В ходе восстановительных работ, кроме реновации узлов привода, квалифицированные специалисты смогли идентично сделать специальный кузов, предназначенный для транспортировки молочных бидонов
[b]Berliet Type VDAF (1936 г.в.).[/b] Грузовик оборудован 4,4-литровым 75-сильным дизельным двигателем Berliet MDF3, который французы выпускали по лицензии британской компании Ricardo. В конструкции появились нововведения: в паре с мотором использовалась 5-ступенчатая механическая трансмиссия, коленвал имел опорный контур из 5 подшипников и применялся ведущий мост Gleason. Полезная нагрузка Berliet VDAF – 3500 кг. Максимальная скорость автомобиля – 75 км/ч. Развозной грузовик выпускался на заводе Венисье (пригород Лиона) с 1933 по 1938 год и предлагался в бензиновой и дизельной версиях. Всего было произведено около 400 экземпляров
[b]Berliet type VDANG (1938 г.в.)[/b] – грузовик, оснащённый газогенераторной установкой. Компания Берлие ещё в начале 1920-х занялась новым для себя газовым направлением на основе идей французского инженера Жоржа Имбера. В 1919 году он спроектировал газогенератор прямоточного типа, в котором топливо и газифицирующий реагент движутся в одном направлении. Этот принцип намного эффективнее существовавших тогда «деревянных» моторов Ford или Krupp. <br />В автомобильных кругах возобновились даже обсуждения: а смогут ли газогенераторные двигатели стать реальным конкурентом бензиновых и дизельных моторов? Проблема заключалась в том, что в период бурного роста автомобилизации и авиации сильно повысился спрос на нефтепродукты. Это положение стало ещё более обостряться с момента внедрения тракторов в сельском хозяйстве. Всё это отражалось в высоких ценах на топливо. Конечно, в глобальном плане дрова и торфяные брикеты не могли конкурировать с жидким топливом, но мировой экономический кризис 1930-х годов породил безденежье, поэтому отвечая на потребности рынка компания запускает в серию газогенераторный Berliet VDANG – всё-таки дрова в пересчёте на километраж оказывались в 10 раз дешевле бензина
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию