Опубликовано: ГП 10-2020
Неожиданный «Самсон» (Часть 2)

Карьерный самосвал КАМАЗ-65805-000-91 «Самсон»

Юрий Петров, Даниил Минаев
Фото ПАО «КАМАЗ»

Допустимая нагрузка с запасом

КАМАЗ-65805 проектировали под увеличенные до 12 т допустимые нагрузки на рулевые оси и ведущие мосты с нагрузкой до 21 т. Многослойные шины Michelin X Works типоразмера 325/95R24 рассчитаны на эксплуатацию на дорогах невысокого качества (гравий, грейдер), строительных площадках с раскисшим грунтом и карьерах со скальной крошкой. Следует отметить удельное давление на грунт за счёт большего пятна контакта всех колёс. Если у «карьерников» с колёсной формулой 4х2 на 6 колёс, шириной 600 мм, приходится 90–95 т (26,39 т на 1 м линейный), то у КАМАЗа при меньшей на 3–9% полной массе, на пять осей давление распределяется через 16 колёс шириной 325 мм при меньшем линейном давлении (16,73 т/м). С учётом диаметра колёса (2,2 м против одного метра у КАМАЗа), удельное давление в пятне контакта у КАМАЗа меньше на 10–30%, что значительно снижает нагрузку на покрытие технологических дорог (асфальт, бетон, гравий, щебень).

У КАМАЗ-65805 с колёсной формулой 10х6 все три задних моста – ведущие. Первые две оси и последний задний мост – управляемый

У КАМАЗ-65805 с колёсной формулой 10х6 все три задних моста – ведущие. Первые две оси и последний задний мост – управляемые. Рулевая формула 1–2–0–0–5 при большей кубатуре и габаритной длине, обеспечивает маневренность, сопоставимую с автомобилями с колёсной формулой 8х4 (рулевая формула 1–2–0–0). Кроме того, подруливающая задняя ось позволяет повысить манёвренность автомобиля при работе в карьере, на грузовых дворах или промышленном строительстве.

Нагрузка на ведущие оси составляет 72,4% от полной массы. Иными словами, увеличенный до значения 0,72 коэффициент сцепной массы КАМАЗ-65805 даже выше, чем у традиционных самосвалов 8х4, и вплотную подходит к показателям самосвалов с колёсной формулой 6х4. В снаряжённом состоянии нагрузка на передние две оси в целом составляет 12 т, а на задние три оси – суммарно 15 т.

Важное новшество самосвала – задний ведущий управляемый мост. Поворотный механизм реализован при помощи гидроприводов, поэтому не обошлось без множества гибких рукавов высокого давления. Тормозные камеры пятой оси установлены на специальной площадке, закреплённой непосредственно на картере ведущего моста. Дополнительную манёвренность обеспечивают телескопические гидроцилиндры

Задние ведущие мосты с блокировкой дифференциалов представляют собой полноценный тридем (Tridem), где распределение крутящего момента происходит в равной пропорции между каждой главной передачей. Так называемый «гидравлический балансир», реализованный в подвеске ведущих мостов, позволяет уравнять распределение нагрузки на ведущие мосты и даже откорректировать поперечный крен при неравномерной загрузке. Гидропневматическая подвеска также помогает при манёврах на дороге или неровных площадках с вертикальными перекосами и при погрузке/разгрузке с диагональными уклонами.

Привод 10х6 вкупе с гидравлической подвеской согласно замыслу должен обеспечивать высокие показатели проходимости автомобиля, в том числе по мокрой или заснеженной дороге внутри карьера с максимальным уклоном 22% (12,4 º).

Передние оси выполнены по традиционной схеме, как и для колёсной формулы 8х4: балки на малолистовых рессорах. Третья и четвёртая оси – ведущие подвешены на балансире (в центре) и связаны продольными реактивными штангами, а задний 5-й мост передаёт толкающее усилие на 4-й посредством тяг Передние оси выполнены по традиционной схеме, как и для колёсной формулы 8х4: балки на малолистовых рессорах. Третья и четвёртая оси – ведущие подвешены на балансире (в центре) и связаны продольными реактивными штангами, а задний 5-й мост передаёт толкающее усилие на 4-й посредством тяг Передние оси выполнены по традиционной схеме, как и для колёсной формулы 8х4: балки на малолистовых рессорах. Третья и четвёртая оси – ведущие подвешены на балансире (в центре) и связаны продольными реактивными штангами, а задний 5-й мост передаёт толкающее усилие на 4-й посредством тяг

Согласно данным производителя, «Самсон» отнюдь не тихоход, обременяющий других участников транспортного потока, во всяком случае в снаряжённом состоянии, но пока без груза. Максимальная транспортная скорость на шоссе в порожнем состоянии ограничена 90 км/ч, а гружёного самосвала составляет 50 км/ч. Кроме того, КАМАЗ-65805 от классических «карьерников» отличает лучшая топливная экономичность и более привычные интервалы ТО, которое по частоте не стремятся к ЕО, как бывает нередко у карьерной техники.

По сравнению с классическими «карьеристами» внедорожного габарита, серийные агрегаты массового производства, применяемые на КАМАЗах, как раз и гарантируют адекватную стоимость владения, ведь в жизни далеко не каждый карьер золотоносный, скорее наоборот…

Задний борт с верхней навеской на ребре 26-кубометрового кузова позволил увеличить проём в свету для удобства сваливания крупнокусковой породы

Подъёмная ноша

Кузов производства «СпецАвтоКам» геометрической вместимостью 26 кубометров рассчитан на транспортировку 60 т горной породы. Таким образом, грузоподъёмность «Самсона» достигает 87 т при коэффициенте тары (Кт) всего 0,45, что на 11% выше, чем у железнодорожных думпкаров. Этот показатель на 20% превзошёл прежнее достижение самосвала КАМАЗ-65801. Напомним, что тот 4-осный самосвал с кабиной поколения К4 рассчитан на перевозку 32 т груза и его Кт составляет 0,54. Высокая грузоподъёмность «Самсона», в свою очередь, позволяет конкурировать на равных с нижним классом карьерных двухосных самосвалов типа БЕЛАЗ грузоподъёмностью 55–60 т, с их Кт=0,73.

Гидроцилиндр самосвального подъёмника шарнирно закреплён на передней стенке кузова и обеспечивает подъём платформы на угол до 50º
U-образный кузов с усиленной футеровкой разработан специально для транспортировки высокоабразивных материалов

Днище и стенки самосвальной установки из специальной стали увеличенной толщины рассчитаны на крупнокусковую породу. Подъём самосвальной платформы на угол 50º, обеспечивает эффективную разгрузку. Задний откидной борт с верхней осью вращения обеспечивает приличный зёв для сваливания крупных смёрзшихся или слипшихся грузов. В холодное время обогрев кузова выхлопными газами предохраняет подъёмный механизм и платформу от промерзания зимой. Важное нововведение в самосвале – система контроля перегруза.

Задний откидной борт с верхней осью вращения и механическим тросовым приводом

Специальный защитный козырёк над кабиной соответствует стандартам пассивной безопасности для специальной техники ROPS и FOPS – защита кабины от падения скальной породы и при опрокидывании машины. Согласно Правилам ЕЭК ООН № 58 обязательным для всех грузовых автомобилей на самосвале предусмотрено заднее противоподкатное защитное устройство (ЗПЗУ), которое в обычных карьерных самосвалах внедорожного габарита не используется.

Рама дополнительно усилена X-образной поперечиной
Основные параметры карьерного самосвала
КАМАЗ-65805-000-91 «Самсон»
(КАМАЗ-65805-002-91 «Атлет»)
Климатическое исполнение У1 (N)
Колёсная формула 10х6
Максимальный преодолеваемый подъём, % 22
Формула рулевого управления 1–2–0–0–5
Грузоподъёмность самосвала, кг 60 000
Снаряженная масса автомобиля, кг:
  • нагрузка на первую и вторую оси;
  • нагрузка на задние мосты
27 000
12 000
15 000
Полная масса автомобиля, кг:
  • нагрузка на первую и вторую оси;
  • нагрузка на задние мосты
87 000
24 000
63 000

Всё только начинается…

Испытания новинки продлятся 1,5 года. Конструкторы и водители в течение этого срока будут «учить ездить» машину. В июле начато тестирование самосвала КАМАЗ-65805-000-91 в Научно-техническом центре, а затем карьерная машина отправится в Кемеровскую область на неотъемлемые в таких случаях ресурсные испытания. В этот период будет проведена отладка и наработка опыта по всей конструкции. Живой интерес к проекту уже проявили СУЭК (Сибирская угольная энергетическая компания), ММК (Магнитогорский металлургический комбинат).

Климатическое исполнение автомобиля У1 (по ГОСТ 15150) в автомобилестроении самое распространённое и относится к умеренному климату с высоким диапазоном от тропического до «более сдержанного». В международной классификации оно обозначается литерой N и подразумевает эксплуатацию на открытом воздухе с воздействием любых атмосферных факторов (дождь, ливень, снег, пыль при сильном ветре) при рабочих температурах от –45 до +40 °С. Предельные температуры, при которых оборудование может исправно работать, лежат в пределах от –50 до +45 °С. Исполнение У1 подразумевает и предельные значения влажности, которые в эксплуатации составляют не менее 75% при 15 °С или 100% при 25 °С. Исполнения ХЛ или УХЛ (от –60 до +40 °С) для самосвалов, как показывает практика, не настолько актуальны, поскольку при таких температурах эксплуатацию строительной и карьерной техники приостанавливают, и лишь незначительная часть парка техники используется для обеспечения непрерывности цикла.

Заднее противоподкатное защитное устройство (ЗПЗУ), уже подразумевает работу на дорогах общего пользования

Рачительному хозяину штурмовщина с ковырянием мёрзлой породы не особо выгодна. Производительность в лютую стужу всё равно низкая, а повышенный износ узлов, агрегатов и оборудования на запредельных температурах грозит преждевременными тратами на дополнительное обслуживание и ремонт.

По результатам трудовой закалки определится спецификация, виды комплектации и будет уточнено агрегатирование, с тем, чтобы поставить КАМАЗ-65805 в производство уже в 2022 году. К этому времени в амбициозных планах завода есть намерение представить систему автоматизированного и полуавтоматизированного (зависит от условий) движения автомобиля. Водителю будет отведена почётная роль координатора, готового следить за железным здоровьем богатыря и контролировать поведение «Самсона» в сложных условиях. Уже определены предварительные характеристики будущего авторобота: грузоподъёмность 50 950 кг, полная масса 74,4 т. Плеяду «Самсонов», если она доберётся до значимых объёмов серийного производства, ждёт удивительная карьера…

Комментировать ... >>