Опубликовано: ГП 10-2020
Длина КАМАЗ-65805 в 11 метров позволяет достичь более равномерного распределения веса
Неожиданный «Самсон» (Часть 1)

Карьерный самосвал КАМАЗ-65805-000-91 «Самсон»

Юрий Петров, Даниил Минаев
Фото ПАО «КАМАЗ»

В прошлом году был презентован новейший седельный тягач КАМАЗ-54901 поколения К5. Далее логично было бы ожидать прибавления в этом семействе самосвала или фургона типового сортимента. Но научно-технический центр ПАО «КАМАЗ» решил всё иначе, показав летом яркий необычный самосвал по имени «Самсон» с колёсной формулой 10х6.

Индекс КАМАЗ-65805-000-91 говорит о том, что новая машина предназначена для эксплуатации в средних и малых карьерах на транспортировке скальной и горной пород в районах с умеренным и холодным климатом. Главное его преимущество – соответствие габаритов требованиям ПДД, что позволяет самосвалу выезжать на дороги общего пользования. Ширина машины 2530 мм позволит эксплуатировать её в промышленном строительстве. Высота 3950 мм даёт возможность работать на дорогах общего пользования со стандартными четырёхметровыми подмостовыми проездами. Длина самосвала – 11 040 мм – не противоречит требованиям для «одиночек» дорожного движения. Одним словом, машина достаточно интересная, чтобы рассмотреть её внимательнее.

На этапе компьютерного моделирования были определены типоразмеры и конструкция будущего атлета
На этапе компьютерного моделирования были определены типоразмеры и конструкция будущего атлета

В карьер с комфортом

В семейство «Самсон» войдут несколько карьерных самосвалов с колёсной формулой 8х4 и 10х6, грузоподъёмностью от 45 до 70 тонн. Дорожные габариты КАМАЗ-65805 обещают горнякам снижение затрат на обустройство технологических дорог. Что легче: насыпать идеальную призму шириной 10–12 метров в вершине с минимальными уклонами и потом содержать её или накатать грейдер шириной 6 метров?

«Дневная» кабина типа F1S с низким уровнем пола

Карьерной машине досталась короткая «дневная» кабина типа F1S новейшего поколения К5 с низкой крышей. Производство серии F1/K5 запущено в конце мая 2019 года в Набережных Челнах на новом заводе каркасов кабин.

Интерьер и эргономика, если не придираться к не самому высокому потолку и моторному тоннелю, что для самосвала вполне нормально, под стать магистральному грузовику. В основе лежит унификация с новыми дальнобойными тягачами КАМАЗ-54901, и этим многое сказано. Обвивающая водителя дружелюбная панель, цветные дисплеи, бортовая информационная система с 10-дюймовым сенсорным экраном и по определению удобная посадка. Инвестиции в новое поколение, похоже, начинают себя оправдывать.

Самосвал предполагается оснастить системой контроля состояния водителя (контроль усталости), а также системой предотвращения столкновений и падения автомобиля в карьерах с высоты. В виде опции будут доступны система предупреждения о приближении автомобиля к линиям электропередач, через которые в карьерах запитываются горные машины и насосное оборудование, система контроля давления в шинах, алкозамок, централизованная система смазки узлов и агрегатов, система кругового видеообзора вокруг автомобиля.

В общем, экстерьер и интерьер профессионалам из Италии от Torino Design удался: стильно и узнаваемо. Техническое наполнение тоже обещает быть не менее интересным.

Интерьер во многом перекликается с флагманским тягачом: обвивающая водителя панель, удобное кресло, современный педальный узел и бортовая информационная система с 10-дюймовым сенсорным экраном. Сложная трансмиссия, где пять осей, из которых три ведущие, легко подчиняется водителю посредством небольшого пульта на «тумбочке» по правую руку Большая площадь остекления и зеркальные стойки балуют хорошим обзором с места водителя Кран стояночного тормоза на передней панели удобно расположен на расстоянии вытянутой руки Кнопки пуска и остановки двигателя, начавшие пару десятилетий назад триумфальное шествие на легковушках, сегодня прочно обосновались и в грузовиках, постепенно вытесняя дедовские ключи…

Особое внимание силовому агрегату

Применение 2-местной кабины с высоким тоннелем позволило конструкторам получить некоторый запас по компоновочным решениям и задуматься о перспективных агрегатах для обширной компании строительной техники. На этом фоне применение нового 12-литрового турбодизеля КАМАЗ 910 – семейства, ведущего истоки от немецких (и одновременно швейцарских) двигателей Liebherr, к выводу на рынок которого в Набережных Челнах относились всегда весьма трепетно, выглядит логично и обоснованно.

Напомним конструктив нашего автомобильного сердца. Это длинноходный мотор (размерность ЦПГ – 130х150 мм). За основу был взят двигатель Liebherr 946, выпускаемый с 2012 года. Конструкция силового агрегата во многом сходна с современными решениями других производителей. Компоновка – 6 цилиндров в ряд, раздельные ГБЦ с 4 клапанами на цилиндр, привод ГРМ – шестернями со стороны маховика, рабочий объём – 11 946 cм3. У двигателя чугунный блок цилиндров, «мокрые» гильзы, система питания с топливной рампой Common Rail.

Составная конструкция массивного переднего бампера удобна при кузовном ремонте. В бампер встроены противотуманные фары с функцией освещения поворотов

Диапазон настроек мощности 910-й линейки от 380 до 550 л.с., показатели максимального крутящего момента 1700–2540 Н·м. На пятиосном «Самсоне», где установлен вариант с индексом КАМАЗ 910.11-500, создателями выбрана настройка мощности в 500 л.с., развиваемых при 1900 об/мин. Показатель максимального крутящего момента для этой версии составляет 2304 Н·м при 1300 об/мин. Кстати, в «запасниках» у камазовцев есть ещё более мощная модификация этого двигателя, с индексом 920.13-750, развивающая до 750 л.с. и 2845 Н·м крутящего момента.

Говорят, что в процессе работ по доводке кузовных панелей кабины, удалось добиться не только высоких аэродинамических показателей, но и неплохо защитить кабину от внешнего загрязнения в плохую погоду

Согласно внешней скоростной характеристике двигателя КАМАЗ 910.11-500, наиболее благоприятный режим по крутящему моменту – это зона 1050–1250 об/мин, что как раз и подходит неспешной и тяговитой спецтехнике, которой славится марка Liebherr.

Двигатель агрегатирован с 7-ступенчатой гидромеханической трансмиссией Allison 4700. Такое решение отнюдь не спорно и широко применяется на подобной технике в Европе и Америке, даже выбор марки и модели КП абсолютно типовой.

Для «карьерных» показателей полной массы (учтём, что если грузоподъёмность до 70 т, то полная технически допустимая масса уже становится под 90 т) и шасси из пяти осей, «роботы» с компактными узлами соосных или коаксиальных сцеплений не дают гарантий надёжности и прочности, так как здесь правит бал не только существенный рост осевых нагрузок, но и знакопеременные тягово-динамические нагрузки, порой совмещённые с ударными факторами. Механические КП в карьерной эксплуатации разные производители до сих пор предпочитают устанавливать в паре с двухдисковыми усиленными сцеплениями. Для того чтобы эффективно справиться с полностью гружёным самосвалом подобной «механической» спецификации придётся подыскивать «ну очень» хорошо подготовленных опытных водителей…

Передней оптике на строительной и внедорожной технике по умолчанию положена защита и у «Самсона» она есть Высоко расположенная дополнительная ступенька – дань геометрической проходимости

А вот в нашем случае на карьерном самосвале стоит «автомат». В отличие от механической или роботизированной КП, он позволяет переключать передачи с наименьшим разрывом потока мощности, а встроенные дополнительные источники замедления в лице горного тормоза и ретардера обеспечивает контроль движения машины на серпантинах карьерных спусков.

Объём топливного бака в 400 л позволяет задействовать машину на протяжённых участках длиной до 100 км от карьера до ГОКа без дозаправки в течение 2–3 смен.

Постер к журналу «Грузовик Пресс» №10, 2020 г.
Комментировать ... >>