20 лет вахтовым автобусам на шасси «Урал»
Невозможно представить работу предприятий, добывающих на Крайнем Севере нефть, газ, алмазы, другие полезные ископаемые без специальных пассажирских транспортных средств, которые для краткости прозвали «вахтовками». Достойное место в этом ряду занимают вахтовые автобусы, которые выпускает Автомобильный завод «Урал». В мае 2020 г. исполняется 20 лет первой «вахте», изготовленной этим предприятием.
Причину появления вахтовых автобусов в производственной программе прославленного автозавода можно описать словами «жизнь заставила». Дело в том, что в 1998 г. Уральский автозавод находился в тяжелейшем положении, производство было сокращено в пять раз (а по сравнению с 1991 г. – в 15 раз). 14 сентября 1998 г. на предприятии было введено внешнее управление. Через несколько дней, 23 сентября, состоялось специальное совещание у первого заместителя председателя Правительства РФ Юрия Маслякова, на котором было решено приостановить процедуру банкротства «УралАЗа». Предстояло предпринять действия для оздоровления предприятия.
Основой плана внешнего управления стало «Сохранение предприятия как единого бизнеса по производству автотранспортной техники марки «Урал» и спецтехники на её базе». Следовало определиться с новой продукцией и расширением модельного ряда. Маркетологи предприятия провели исследования рынка и выдали прогноз о том, что большим спросом будут пользоваться вахтовые автобусы.
Идейным вдохновителем создания производства вахтовых автобусов на «УралАЗе» стал Владимир Соболев, бывший в то время начальником отдела маркетинга на заводе. Приказ о создании нового производства вышел 15 января 1999 г. Одновременно специалисты завода стали разрабатывать технологию, документацию, изготовлять оборудование, проектировать конструкцию автобусов. В конструкцию сразу заложили выполнение современных международных требований ЕЭК ООН к транспортным средствам для перевозки людей.
В сжатые сроки на заводе были проведены мероприятия, направленные на повышение фондоотдачи. В результате сборка автомобилей была переведена в главный корпус, а на базе двух цехов (реконструированном старом главном конвейере и сдаточном цехе) в конце 1999 г. было организовано производство кузовов-фургонов, предназначенное для выпуска вахтовых автобусов «Урал-3255». Для удовлетворения потребностей этого цеха в апреле 2000 г. введено в строй новое оборудование – газоплазморезательная установка. Мощность нового производства была рассчитана до 1000 единиц в год, т. е. фактически перекрывались все текущие и будущие потребности заказчиков.
Первые вахтовки на шасси «Урал»
История первых вахтовых автобусов промышленного изготовления на шасси «Урал» уходит корнями в конец 1970-х – начало 1980-х годов. Тогда во Львове во Всесоюзном конструкторско-экспериментальном институте автобусостроения (ВКЭИА) была проведена разработка специального автобуса. В дальнейшем выпуск вахтовых автобусов на шасси «Урал» был налажен на нескольких заводах. В том числе такую технику выпускали в Кургане, Нефтекамске, Шумерле, Козловке.
Маховик раскручивается
В марте 2000 г. на стапеле был заложен первый кузов. Историки АЗ «Урал» не располагают информацией о том, какая именно вахтовка была изготовлена первой, но достоверно известно, что в мае собрали три первых автобуса моделей «Урал-3255», «Урал-32551» и «Урал-32552», которые были направлены на сертификационные испытания.
Вскоре после изготовления первых вахтовок заводская многотиражка рассказала о работе конструкторов: «…начиная с декабря прошлого года, маховик стал раскручиваться. Роль руководителя проекта была возложена на начальника КБ грузовых автомобилей В. Брюханова. Как отметил Владимир Леонидович, сложность состояла в том, что автобусная категория значительно отличается от категории грузовиков. Это лишний раз подчёркивает, насколько перед нашим заводом, работающим в режиме внешнего управления и жёсткого финансирования, стояла архиважная задача».
Уже в июне 2000 г. заказчикам была передана первая опытно-промышленная партия вахтовок. Всего в 2000 г. произведено 28 вахтовых автобусов.
Воскресший титаник
В конце 2000 г. представители автозавода приняли участие в пробеге внедорожных автомобилей «Путь России в XXI век – между Европой и Азией», организованном журналом «За рулём», Российским дорожным агентством и заводами-изготовителями. Автомобиль-офис «Урал-3255» на длиннобазном шасси «Урал-4320-1912-30» вместе с участниками пробега прошёл путь от Миасса до заполярного посёлка Харьягинский. Но, как отмечают ветераны АЗ «Урал»: не было бы счастья – да несчастье помогло.
Уральская вахтовка служила страховкой участников экспедиции на случай самого серьёзного бездорожья. При переправе через реку Каму под колонной проломился лёд и «Урал-3255» ушёл на пятиметровую глубину. К счастью, из команды никто не пострадал. Через сутки двумя трелёвочными тракторами вахтовку вытянули, но участники опасались, что автомобиль не сможет далее участвовать в пробеге. Когда вода стекла из салона и кабины, двигатель завёлся!
Машину просушили, вставили стёкла и она продолжила пробег. Немцы, участвовавшие в экспедиции, иронично называли поплававший в ледяной купели вахтовый автобус «Титаником». 11 декабря 2000 г. вместе с другими автомобилями «Урал-3255» достиг Северного полярного круга, а 19 декабря вернулся своим ходом в Миасс.