Опубликовано: ГП 04-2020
Итоги 2019 года.
Впереди – неопределённость

Автопром России и СНГ в 2019 году

Александр Климнов, Юрий Петров

В 2019 году автомобильный рынок сократился на 2,3% или на 41 059 штук проданных новых автомобилей по сравнению с 2018 годом. В 2019 году в январе–декабре, по данным АЕБ, было продано 1 759 532 автомобиля (данные Комитета автопроизводителей), тогда как произведено 1 720 180 ед., включая троллейбусы.

Согласно общемировой тенденции в 2020 году выпуск российский выпуск уже не перешагнёт за 1,7 млн единиц, что представляет собой дальнейшее понижение на 2,1% относительно уровня 2019-го. Уровень объёма отгрузки автомобильной техники к объему её производства за 12 месяцев 2019 года составил: грузовые автомобили – 100,5%, легковые и LCV – 98,2%, автобусы – 100,2%, троллейбусы – 109,5%. То есть склады исчерпаны. В связи с инфляцией, ростом курса доллара и экономическим спадом к сентябрю произойдёт повышение цен на новые автомобили.

Легковой сегмент становится коммерческим

В России каждый 20-й из произведённых и собранных 1,5 миллионов легковых автомобилей приобретался владельцем как объект предпринимательства или службы. Часть владельцев для снижения НДС приобретает автомобили в качестве служебного. Кроме того, расширилось использование легкового транспорта в такси, каршеринге, госслужбе (полиция, МЧС, СМП) в бизнес-секторах (корпоративный транспорт). Список коснулся практически всех моделей от «Лада Ларгус» (из 55 557 машин лишь треть в пользовании физлиц) до УАЗ СГР, «Соболей» и VW Multivan.

Топ-5 новых легковых автомобилей в РФ
Место Марка Модель 2019 г. 2018 г.
1 Lada Granta 135 831 106 325
2 Lada Vesta 111 459 108 364
3 KIA Rio 92 475 100 148
4 Hyundai Creta 71 487 67 588
5 Hyundai Solaris 58 682 65 581

АвтоВАЗу удалось в 2019 году увеличить экспорт автомобилей LADA до 159 250 автомобилей против 140 401 в 2018-м. А вот сбыт Chevrolet Niva в странах СНГ в эти годы снизился с 1618 до 1402 машин.

Свернули свою деятельность ЗАО «Форд Мотор Компани» из Всеволожска, а «АК Дервейс» из Карачаево-Черкессии и ООО «Ставрополь-Авто» прекратили выпуск ещё в 2018 году.

Москва является № 1 в мире по парку каршеринга и в 2019 году парк увеличился на 14,5 тыс. машин (0,95% от всего выпуска всех автомобилей в РФ, включая сборку из машинокомплектов). Это в два раза больше, чем в 2018 году. Всего с 2015 года в столичном парке значится свыше 31 тыс. машин, а всего работу у российской таксистов отобрали 50 000 каршеринговых легковушек и LCV.

Производство легковых автомобилей и LCV в РФ в 2018–2019 г.
Предприятие-изготовитель Отгрузка Производство
2019 г. 2018 г. 2019 к 2018 г., % 2019 г. отгрузки/
произ-ва,%
АВТОВАЗ, Тольятти 258 074 259 164 99,6 258 118 100,0
ЛАДА, Ижевск 128 486 131 368 97,8 128 487 99,999
АВТОВАЗ (кузова для разобранных серий) 4 616 3 354 137,6 4 616
Лада Спорт 1 491 1 648 90,5 1 552 96,1
Супер-авто Холдинг 59 226 26,1 59 100,0
GM-АВТОВАЗ 21 117 31 332 67,4 20 182 104,6
Автотор 208 584 201 498 103,5 212 305 98,2
Мерседес-бенц Мануфэкчуринг Рус 3 155 3 155 100,0
Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус 4 182 6 084 68,7
Рено Россия и АВТОВАЗ (контрактная сборка) 158 387 158 720 99,8 173 000 91,6
Липецкий механический завод (Changan CS35) 413 1 430 28,9 241 171,4
Автомобильный завод «ГАЗ» (Skoda, Volkswagen 64 265 56 559 113,6 64 265 100,0
УАЗ 16 964 18 204 93,2 17 493 97,0
Форд Мотор Компани 6 383 15 345 41,6 6 383 100,0
Форд Соллерс Елабуга 8 374 17 556 47,7 8 377 100,0
Форд Соллерс Холдинг 842 5 668 14,9 814 103,4
Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус 32 781 31 132 105,3 32 787 99,98
АК Дервейс 16 14 033 0,11
ЧЕЧЕНАВТО 5 027 6 013 83,6 5 027 100,0
Предприятия Санкт-Петербурга (Toyota, Hyundai, Nissan) 374 829 367 907 101,9 372 038 100,8
Фольксваген Груп Рус (Volkswagen; Skoda, Audi) 140 869 141 338 99,7 151 593 92,9
ПСМА РУС (Peugeot, Citroёn, Mitsubishi, Opel) 38 834 36 811 105,5 39 123 99,3
НАМИ (Aurus) Н.д. 6 2
ИТОГО 1 495 643 1 536 150 97,4 1 523 594 98,2

Экономичная альтернатива

На конец года в стране зарегистрировано 6,3 тысячи электромобилей, что составляет 0,014% всего автопарка. Лидером рынка с долей 83% стал Nissan Leaf. Первые 30 машин из 5,2 тыс. поступили в каршеринг «Яндекс. Драйв», а к 2020 парк электромобилей доведут до 100. Для чего построено 190 станций подзарядок и планируется ещё 120. Дальнейшее масштабирование станций позволит электромобили превратить в основу экономики автомобильного проката.

По внедрению газомоторного топлива (ГМТ) Россия находится на 20-м месте в мире.

Парк легковушек, грузовиков и автобусов на СУГ составляет 916 тыс. и не превышает 1,8% (прирост 0,3% за 5 лет), а на КПГ – 0,2% (118 тыс. машин с приростом за год в 16 тыс.). 40% автопарка, работающего на ГМТ, принадлежит торговым (20%) и газовым (19%) компаниям.

Доля природного газа, используемого в газомоторном топливе (ГМТ), не превышает 1%, что составляет 5,8% в топливом балансе автотранспорта. При этом 80% реализации КПГ приходится на «Газпром». Ему же принадлежат и 75% АГНКС.

Грузовой разбор

Спрогнозированное ОАО «АСМ-Холдинг» обязательство производства грузовых автомобилей и LCV на 2019 год в 160 тыс. (+3,4%) оказался ещё ниже. Производство сократилось на 0,9% и составило 155,3 тыс. вместе с шасси для спецтехники (51 тыс., +1,7%) и седельными тягачами (12 тыс., –25,6%). LCV включая микроавтобусы выпущено 118,5 тыс. (–5,3%). Отечественные производители выпустили 127,2 тыс. грузовиков, лишь немногим ниже (–0,2%), чем в 2018 году. Выпуск грузовых иномарок российского производства за 2019 год сократился на 4%, до 28,1 тыс.

[b]Колебания продаж новых грузовых автомобилей на рынке РФ в 2014–2019 гг. по классам[/b]

Продажи на внутреннем рынке среднетоннажных и крупнотоннажных грузовиков (MCV+HCV) за 12 месяцев 2019 года по данным ООО «Автостат Инфо» составили 78,8 тыс. (–2,3%), а по LCV (категории N1 и M2, т.е. включая микроавтобусы) – снизились на 1,9%, до 104,2 тыс. Суммарно рынок грузовиков в 2019 году составил 183 тыс. (–2,1%). Из них на долю отечественных марок пришлось 113,8 тыс. (+2,3%), на долю иномарок – 69,2 тыс. (–8,7%). Реальная рецессия экономики, в том числе из-за снижения среднегодовых цен на природный газ и нефть, совпала с завершением нацпроекта по Крымскому мосту. В 2020 году намечено строительство скоростной трассы М-12 «Москва–Казань», реконструкция трасс М-7 и М-5 и завершение ЦКАД. Рост утилизационного сбора (играющего роль заградительного барьера для импорта), несколько подстегнуло спрос на LCV и грузовики с автобусами на рубеже 2019–2020 года. Но рецессия мировой экономики, связанной с пандемией коронавируса COVID-19, не придаёт оптимизма.

Производство и отгрузка грузовых автомобилей в РФ в 2018–2019 г.
Предприятие-изготовитель Отгрузка Производство
2019 г. 2018 г. 2019 к 2018 г., % 2019 г. отгрузки/
произ-ва,%
Автомобильный завод «ГАЗ» 56 330 59 641 94,4 56 340 99,98
АЗ «УРАЛ» 7 373 5 991 123,1 7 436 99,2
Саранский завод автосамосвалов 1 060 883 120,0 1 061 99,9
КАМАЗ 35 411 36 759 96,3 35 280 100,4
Даймлер КАМАЗ РУС 4 171 5 862 71,2 3 620 115,2
УАЗ 24 866 21 491 115,7 24 429 101,8
Исузу-РУС 3 802 4 056 93,7 3 728 102,0
Автодом 170 201 84,6 170 100,0
Форд Соллерс Елабуга 10 643 9 597 110,9 10 735 99,1
Брянский автомобильный завод 140 180 77,8 163 85,9
Автотор (Hyundai, Tata, Ford) 1 305 1 162 112,3 1 790 72,9
Вольво ВОСТОК 5 506 5 509 99,9 5 242 105,0
ПСМА РУС: 1 353 1 672 80,9 1 311 103,2
МЗ ТОНАР 15 41 36,6 11 136,4
ИВЕКО-АМТ 479 647 74,0 476 100,6
ПСА ВИС-АВТО 3 459 3 236 106,9 3 506 98,7
СКАНИЯ-ПИТЕР и МАН ТРАК ЭНД БАС Продакшн РУС 851 781 109,0 851 100,0
Предприятие Рязанской обл. 20 34 58,8 20 100,0
КАТЕРПИЛЛАР, Тосно 71 154 46,1 80 88,8
Комацу Мэнуфэкчуринг РУС 89 84 106,0 89 100,0
НПК «Уралвагонзавод» 2 1 200,0 1 200,0
Подземтрансмаш (БелАЗ) 3 3 100,0
БЕЦЕМА 688 716 96,1 691 99,6
Вышневолоцкий МАШЗАВОД (МЕТРОВАГОНМАШ) 2 5 40,0 2 100,0
ЗТО КАМЕЯ 6 382 1,6 6 100,0
СПЕКТР АВТО 427 461 92,6 427 100,0
ЧАЙКА-НН 317 393 80,7 317 100,0
РИАТ 399 393 101,5 355 112,4
Грузовые автомобили на отечественных шасси (повторный счёт), всего 2 899 3 233 89,7
ИТОГО (без повторного счёта) 156 059 157 099 99,3 155 281 100,5

Дамоклов меч санкций

«Группа ГАЗ» провела 2019 год с неоднозначными результатами. Формально развитие связано с запуском в серию полноприводных «Садко NEXT», «ГАЗель NEXT 4,5» и установкой немецких турбодизелей Volkswagen Euro 5 и Euro 6. Группа даже открыла во Вьетнаме и на Кубе сборочные филиалы.

Однако антироссийские санкции DASKA усложнили финансовое положение компании до того, что в апреле обсуждалось выделение компании 9,5 млрд кредита и ещё 8,6 млрд руб. до 2021 года (из них 3,3 млрд руб. в 2019 году), для погашения 66-миллиардных долгов по кредитному портфелю, которые стало невозможно обслуживать из-за санкций. В апреле едва не был поставлен вопрос о национализации АЗ «ГАЗ», а в ноябре–декабре «Группа ГАЗ» провела рекламный международный пробег #SaveGAZ в Германию. Санкции заставили свернуть (в январе 2019-го) сборку LCV Mercedes-Benz Sprinter Classic и подвесили планы поставщиков комплектующих. Компания Volkswagen NFZ отказалась рассматривать покупку доли в «Группе ГАЗ».

Рыночные доли в РФ производителей грузовых автомобилей полной массой свыше 6 т в 2014–2019 гг.

«Группа ГАЗ» осталась лидером по общему выпуску грузовиков в стране и в сегментах LCV и MCV, в том числе и благодаря предпринятым правительством госзакупкам. З 2019 год ООО «АЗ ГАЗ» произвел 56,3 тыс. (–6,3%) грузовых автомобилей всех классов, АО «АЗ «Урал» (кстати, ныне как бы не принадлежащий к «Группе ГАЗ») – 7,44 тыс. (+21,4%), а ОАО «САЗ» – 1,06 тыс. (+22%). Соответственно «Группа ГАЗ» произвела в 2019 году 64,8 тыс. грузовых автомобилей, а её доля в национальном производстве составила 41,8% против 41,4% годом ранее.

Модели АЗ «ГАЗ» в 2019 году были реализованы на российском рынке в количестве 59,5 тыс. (+3,7%), включая 49,8 тыс. LCV (+3%) и 9,7 тыс. MCV (+7,1%). В том числе АЗ «ГАЗ» выпустил в 2019-м 11,8 тыс. (+4,7%) шасси; 24,1 тыс. (–14,3%) грузовиков с бензиновым (газовым) двигателем и 20,4 тыс. (–1,5%) дизельных машин.

Реализация «ГАЗель NEXT» и «ГАЗон NEXT» за 2019 год составила, соответственно, 28,1 тыс. (+4,2%) и 6,57 тыс. (+6,4%), а сбыт прежней серии «ГАЗель БИЗНЕС» подрос на 0,3%, до 16,1 тыс., тогда как «Соболя» – на 4,2%, до 5,58 тыс. Продажи серии ГАЗ-3307, -3309 и -3308 «Садко» выросли на 6,5%, до 2,88 тыс. Как ни странно, «бензиновая» модель ГАЗ-3307 растёт приличными темпами (+54,4%, до 1,64 тыс.).

Суммарное производство LCV марок ГАЗ и (включая снятый в январе 2019-го с производства Sprinter Classic) в 2019 году составило 58,4 тыс. (–8,6%).

Производство седельных тягачей в РФ
(входят в статистику грузовых автомобилей)
Производитель 2019 г. 2018 г. Соотношение, %
АВТОТОР (Tata Daewoo, Ford) 132 151 87,4
Вольво ВОСТОК 5 242 5 632 93,1
СКАНИЯ-ПИТЕР 132
КАМАЗ 5 741 9 591 59,9
РИАТ 90 43 209,3
АЗ «УРАЛ» 477 533 89,5
ИВЕКО-АМТ 179 169 105,9
ВСЕГО 11 993 16 119 74,4

Общая реализация бренда Mercedes-Benz в 2019 году составила 3,32 тыс. (–56,6%), включая 1,23 тыс. (–76,1%) суммарных продаж «российских» Sprinter Classic и импортных Sprinter. Было продано 1,52 тыс. (–12%) модели V-klasse и 486 ед. модели Vito (–18,6%). Окончательно ушли с рынка модели Vaneo (79 ед., –24,3%) и каблучок Citan (1 ед., –75%).

Выпуск самосвалов ОАО САЗ («Саранский завод автосамосвалов») заметно вырос благодаря бюджетной серии ГАЗ-САЗ-3507, однако, этот объём (1,06 тыс.) и близко не соответствует даже ограниченным объёмам производства 2000-х.

Урал

АЗ «Урал» удерживает около 30% отечественного рынка (очевидно полноприводных HCV). В прошлом году автомобили «Урал» поставлялись в страны ближнего и дальнего зарубежья, в том числе Африку, Латинскую Америку, Юго-Восточную Азию. Доля экспортных поставок в общем объёме реализации «Урала» превысила 20%. В 2019-м в Миассе произведено 3,54 тыс. (+10,5%) внедорожных шасси из общего количества 7,44 тыс. (по данным производителя 7,84 тыс., +17%) линейки грузовиков категории N3G, включающей 250 различных модификаций (включая газовые) только для нефтегазового комплекса и прочих госзаказчиков.

Двухосных бортовых грузовиков «Урал-43206» (4х4) было произведено 945 ед. (+84,9%), а всех модификаций «Урал-4320» (6х6), «Урал-М» и NEXT – суммарно 4,99 тыс. (+21,9%). Седельных тягачей «Урал-440202» и лесовозов -440204 выпущено 331 ед. (–0,6%).

Тяжёлых бескапотных трёхосников «Урал-6370» (6х6) во второй половине прошлого года произведено 43 ед. в виде самосвала «Урал-63706» и 28 ед. (рост в 3,1 раза) седельных тягачей «Урал-6370». Выпуск полноприводных 4-осных (8х8) бортовых грузовиков «Урал-5323» в 2019 году составил только 74 ед. (–22,9%), унифицированных с ними седельных тягачей «Урал-5423» – 65 ед. (–62,6%). Было произведено 214 ед. (–45,7%) спецтранспорта, а 4-осник «Урал-9593» (8х8) для ТЭК был собран лишь в 1 экземпляре.

Серийное производство дорожных тягачей NEXT 6х4, пока застопорилось на 34 ед. (–67,9%). В том числе самосвалов «Урал-73945» выпущено всего 24 ед. против 89 ед. в позапрошлом дебютном году, а седельных тягачей «Урал-7470» и вовсе 10 ед.

КАМАЗ

Грядущий альянс ООО «УАЗ» и ПАО «КАМАЗ» позволит «Группе СОЛЛЕРС» создать альтернативный «ГАЗу» многопрофильный автохолдинг. В Ульяновске рост производства составил +15,9% – 4,25 тыс. грузопассажирских и 24,4 тыс. грузовых «Профи», «буханок» и «головастиков» СГР.

ПАО «КАМАЗ» произвёл в 2019 году 35,3 тыс. (–7,7%) грузовиков, из которых 27,6 тыс. (+8,5%) составили шасси и 5,74 тыс. (–40,1%) – седельные тягачи. Входящее в группу ПАО «НЕФАЗ» выпустило 5,64 тыс. (–12,7%) самосвальных установок. Удалось поднять экспорт машин с 4068 до 5004 ед. в Казахстан, Туркменистан, Узбекистан и Вьетнам. В последнюю страну планируется увеличение поставок до 1,3 тыс. машин. Согласно бизнес-плану на 2020 год «КАМАЗ» планирует продать 35 709 грузовиков, что доведёт долю на рынке до 46%, из которых 6700 – на экспорт.

Среди концернов основные потребители: «Газпром», «Российские сети», «Итеко-Россия», НК «Роснефть» и АМ ГРУП. В сегменте седельных тягачей большой провал произошёл на «КАМАЗе», давший снижение производства на 40,1%, до 5,74 тыс. Несколько экземпляров автомобилей нового поколения К5 – КАМАЗ-54901 переданы клиентам в тестовую эксплуатацию. Запланирован выпуск семейства К5 с газовом и газодизельном исполнениях с рядным 6-цилиндровым двигателем Euro 6 и уровнем оснащения High Tech. Инвестиции в развитие производства завода к концу 2020-го составят 14,1 млрд рублей.

Калужское предприятие по выпуску грузовиков Volvo снизило выпуск седельных тягачей на 6,9% (до 5,24 тыс.). В Питере Scania выпустила только 132 ед. седельников. Всего же грузовых иномарок в РФ было выпущено 28 095 шт.

Производство троллейбусов в РФ в 2018–2019 гг.
Предприятие-изготовитель Отгрузка Производство
2019 г. 2018 г. 2019 к 2018 г., % 2019 г. отгрузки/
произ-ва,%
ТРОЛЗА 9 117 7,7 2 450,0
ТРАНС АЛЬФА ЭЛЕКТРО 56 56 100,0
УТТЗ 16 16 100,0
ИТОГО 81 117 69,2 74 109,5

Производство автобусов в 2019 году

Автобусов в 2019 году произвели 41,2 тыс. (–14,8%), включая 8,15 тыс. российских иномарок (–8,8%) и 27,4 тыс. (–21,4%) машин малого класса.

Больше всех автобусов в стране выпустил АЗ ГАЗ – 14,94 тыс. (–4,4%) или 36,3% от всех пассажирских машин в России. Лидер по выпуску малых автобусов ПАЗ показал рост +3,6%, ЛиАЗ – падение на 13,3%. Зато рост в 4,2 раза показали 83 электробуса. На КАвЗ выпуск подскочил на 23,1% до 612 машин.

Сбыту автобусов «Группы ГАЗ» поспособствовал Минпромторг, который по распоряжению правительства определил ООО «Автозавод «ГАЗ», ООО «ПАЗ» и ООО «КАВЗ» единственными исполнителями поставки автомобилей скорой медицинской помощи (СМП) и школьных автобусов в субъекты РФ по госпрограмме на сумму 6,6 млрд руб. Только «ГАЗ» до конца года поставил в регионы 789 машин СМП на сумму в почти 2,4 млрд руб. и свыше 1 тыс. «школьников» на сумму 1,7 млрд руб. Павлово в свою очередь отгрузило 938 школьных автобусов (почти на 2 млрд руб.), Курганский автозавод – ещё 113 школьных автобусов (на 586 млн руб.).

НефАЗ показал рост на 27,4%, до 971 ед., из которых лишь 1 ед. вахтовок. Зато под маркой КАМАЗ было произведено 164 электробуса (рост в 4,7 раза).

[b]Рыночные доли производителей автобусов полной массой свыше 8 т  в 2018–2019 гг.[/b]

Из всего объёма выпуска львиная доля (41 231 ед.) приходится на автобусы особо малого класса, несмотря на падение спроса в 18,3%. Автобусов иностранных брендов выпущено 8146 машин, что на 11% ниже, чем в 2018 г.

О катастрофическом положении с троллейбусами говорит сам факт выпуска лишь 81 машины. В Энгельсе было собрано 9 машин ТролЗА-5265 «Мегаполис», тогда как в 2018-м треть выпуска приходилось на ТролЗА-5275.03 «Оптима-2».

Производство автобусов в РФ
Предприятие-изготовитель Отгрузка Производство
2019 г. 2018 г. 2019 к 2018 г., % 2019 г. отгрузки/
произ-ва,%
КАМАЗ (КАМАЗ-6282) 163 4 4075,0 164 99,4
НЕФАЗ 971 765 126,9 971 100,0
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД «ГАЗ» 15 119 15 218 99,3 14 935 101,2
АЗ «УРАЛ» 350 322 108,7 321 109,0
ПАЗ 9 356 9 032 103,6 9 356 100,0
ЛИАЗ 1 793 2 203 81,4 1 781 100,7
КАВЗ 608 495 122,8 612 99,3
Предприятия Московской обл. 114 114 100,0
Форд Соллерс Елабуга 2 368 1 879 126,0 2 411 98,2
РМЗ РариТЭК (LOTOS 206) 12 97 12,4 68 17,6
АВТОДОМ 275 328 83,8 275 100,0
СИМАЗ 149 32 465,6 148 100,7
Бакулин МОТОРС ГРУП 102 14 728,6 102 100,0
ВОЛГАБАС 218 548 39,8 180 121,1
СТ-НИЖЕГОРОДЕЦ (ГАЗ, Ford, IVECO, Мерседес) 4 449 4 423 100,6 4 513 98,6
ПКФ «ЛУИДОР» 5 270 6 818 77,3 5 270 100,0
ПРОМТЕХ 10 28 35,7 10 100,0
ИТОГО АВТОБУСОВ 41 327 47 174 87,6 41 231 100,2

Рынок новых автобусов в 2019 году

За 2019 год в лидерах по динамике среди моделей удержался малый полноприводный ПАЗ-3206 (рост в 2,4 до 330 ед.), на втором месте – «гармошка» ЛиАЗ-6213 (+93,7%, 459 ед. – 5-е место на рынке), а на третьем – серия НефАЗ-5299 (+51,9%, 1218 ед.). По абсолютным объёмам продаж неизменно лидирует малый ПАЗ-3205 (3480 ед., –3,4%), но постепенно к нему подбирается семейство ПАЗ-3204, включая ПАЗ NEXT (суммарно 2669 ед., +8,4% – 5-я динамика на рынке). Находившийся в первой тройке почти весь год средний ПАЗ-4234 (1176 ед., +39,3%), закончил на четвёртой позиции и по динамике, и по объёмам продаж. УАЗ в классе автобусов выпуск не заявлял и последние 4968 ед. УАЗ-2206 ушли со склада ещё в 2018 году.

Продажи автобусов полной массой свыше 8 т упали с 8893 до 7623 штук. Однако наблюдалось оживление европейских брендов с 100 до 190 ед. Продажи только автобусов MAN и Neoplan удалось увеличить с 48 ед. в 2018 году до 110 шт. – в 2019-м.

Продажи автобусов полной массой свыше 8 т в РФ, по классам
Тип 2019 г. 2018 г. Прирост, %
Городские 5001 6566 –23,8
Пригородные 1891 1799 5,1
Междугородные и туристские 731 528 38,4
ВСЕГО 7623 8893 –14,3
[b]Колебания продаж новых автобусов полной массой свыше 8 т на рынке РФ в 2014–2019 гг. по назначению[/b]

Автобусная вторичка

За весь 2019 год на рынке России было перепродано 27 144 автобуса (+17,8% к 2018 году) и лидерство закономерно осталось за ПАЗ (12 673 ед., +19,8%) с долей рынка 46,7%. Больше половины из них составили ПАЗ-3205 (7379 ед.). На втором месте – ЛиАЗ с 2924 ед. (рост в 2,2 раза), а на третьем – НефАЗ с 1776 ед. (+16,3%).

Парк автобусов в России на начало 2020 года составил 347 943 ед., из которых на долю отечественных марок пришлось 298 970 ед. (доля 85,9%), а иномарок – 48 973 ед. Доля машин старше 10 лет составляет 60,4% (210 290 ед.), тогда как доля новых автобусов в возрасте до 3 лет составила всего 11,1% или 38 580 ед. Автобусов выпуска после 2012 года (гарантированно соответствующих Euro 4) – 85 457 ед., или 24,6%. А это означает, что предложения депутатов Госдумы о повышенном экологическом налоге или полном запрете на эксплуатацию машин с двигателями Euro 3 и ниже, составляющих основу автобусного парка страны оставят Россию без автобусного транспорта. О социальных последствиях такого катастрофического шага можно даже и не говорить.

Белоруссия

После провала 2018 года, когда был выпущен 23 261 автомобиль, в прошлом году удалось поднять производство до 30 485 автомобилей. Из них на грузовые МАЗ пришлось 8304 ед, БелАЗ выпустил 862 машины, а МоАЗ – 3 самосвала.

Членами Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) в стране было продано 64 504 новых автомобиля – на 22% больше, чем в 2018-м. Самыми продаваемыми автомобилями в стране стали Lada Vesta, Volkswagen Polo и Geely Atlas. В классе LCV продано 4288 машин. Традиционно с большим отрывом лидируют «ГАЗель NEXT» (1288 шт.) и «ГАЗель» (589 шт.). Превысить продажи в 3 сотни машин смог только Renault Master (333 ед.).

Производство автомобильной техники в СНГ
2019 г. 2018 г. Соотношение, %
Грузовые автомобили
Россия 140 866 140 521 100,2
Белоруссия 9196 9 772 94,1
Украина 319 389 82,0
Казахстан 3731 982 379,9
Легковые автомобили
Россия 1407 438 1438 382 97,8
Белоруссия 18 350 9 705 189,1
Украина 5 822 5 463 106,6
Казахстан 39 589 27 273 145,2
Азербайджан 2 072 797 260,0
Узбекистан 253 421 181 327 139,8
Автобусы
Россия 36 368 41 333 88,0
из них категории М2 24 026 29 386 81,8
Белоруссия 1 150 1 222 94,1
Украина 888 755 117,5
Казахстан 966 277 348,7
Троллейбусы
Россия 59 125 47,2
Белоруссия н.д. 120 н.д.

Украина

Производство на КрАЗе упало с 257 до 203 шт. в 2019 году. Основу выпуска составила спецтехника для коммунальных служб. Выпуск легковых автомобилей находится за гранью рентабельности и основное пополнение осуществляется за счёт ввоза новых и подержанных иномарок из стран Восточной Европы – Румынии, Венгрии, Польши и Чехии.

Предприятия «Укравтопрома» выпустили в 2019 году 875 автобусов. Кроме того, 11 автобусов «Электрон А185» поставило заказчикам в 2019 году львовское ООО «Электронтранс» (10 – для Ужгорода и один для порта «Ольвия» в Николаеве). Ещё 2 автобуса под брендом «Тур» изготовило львовское ОАО «Укравтобуспром». Лидер – ОАО «Черкасский автобус» произвёл 441 автобус «Атаман». На втором месте – корпорация «Эталон», которая на ЧАЗе увеличила годовой выпуск со 188 до 202 автобусов. На третьем месте Часовоярский автозавод из Донецкой обл., который выпустил 94 автобуса «Рута». Запорожский автозавод изготовил в общей сложности 70 автобусов, включая новые А08 на шасси Weichai AsiaStar и А09 на шасси Mercedes-Benz. Модернизирован автобус ЗАЗ А10С, а также анонсировал выпуск 12-метрового городского ЗАЗ А18. ГП «Автосборочный завод № 1» АО «АК «Богдан Моторс» выпустил всего 68 автобусов.

Автобусы большого класса на Украине, закупают, как правило, муниципальные АТП и в 2019 году импортировано лишь 204 автобуса МАЗ.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию