Автобус среднего класса СИМАЗ-2258
Обходя экспозиции выставки Comtrans`19 на глаза мне попался автобус среднего класса. Я бы не узнал его, если бы не большая вывеска из названий двух брендов: ISUZU и SIMAZ. Сразу в памяти всплыла весна 2017 года, когда стало известно, что одна из Ульяновских компаний приступила к разработке совершенно новых автобусов на японском шасси. За последующие два года мне встречалось мало информации об этом проекте и порой казалось что он совсем заглох. Ан, нет! Это был подходящий случай, чтобы побольше разузнать о судьбе предприятия. Но вокруг автобуса постоянно толпились посетители, значит интерес был. Только после третьего подхода, под самый конец выставочного дня мне удалось побеседовать с Андреем Геннадьевичем Лукьяновым – генеральным директором OOO «CИМАЗ».
– Компания образована в 2015 году. Коллектив сформирован немного до этого, мы работали на другом предприятии и занимались немного другими продуктами, но тоже в автомобильной промышленности. Автобус полностью разработан нашими сотрудниками на базе самого ресурсного шасси, которое есть сегодня на российском рынке. Это – шасси ISUZU. Всю работу выполнил конструкторско-технологический отдел, в котором сейчас порядка 40 человек. Коллектив молодой, моему техническому директору, например, 32 года, а за плечами у него уже три проекта. Мы молодые, мобильные и когда появились инвесторы приняли решение создать новый автобус.
– Все работы мы выполняем на компьютерах в специальных программах. Так что наш автомобиль полностью существует не только в железе, но и в электронном виде. Новые технологии предоставляют дополнительные возможности и значительно ускоряют процесс. Если, например, машина проходит сертификацию, то у нас есть все данные по опрокидыванию, нагрузке на крышу и многие другие показатели.
– По нашему мнению, на российском рынке – это самое надежное шасси. Это первая и главная причина. Вторая причина – перевозчики России уже хорошо знают бренд ISUZU. Кто ездил на «Богданах», прекрасно знают какой там большой ресурс. Этот агрегат без каких-либо проблем проходит один миллион километров. Мне известен перевозчик в Екатеринбурге, который проехал без капитального ремонта 1,8 млн. км. Мы вели переговоры и с Mitsubishi Motors, и с компанией Hyundai Motor Company, и всё же выбрали ISUZU. Оно оказалось самым дорогим из троих, но считаю, мы не прогадали. Для создания новых автобусов мы выбрали NQR90 – самую грузоподъёмную платформу из линейки легких грузовых автомобилей. Мы его, естественно, дорабатываем. Де-факто мы получаем самоходное шасси от Исузу, скидываем заднюю рессорную подвеску и устанавливаем регулируемую пневмоподвеску. Подвеска сделана совместно с двумя партнёрами: один партнёр – российская компания «Росстар» из Набережных Челнов, а электронное управление мы делали с Knorr-Bremse потому что их разработки полностью совместимы с системами ISUZU.
– Первая версия автобуса, сделанная нами, это была базовая высокопольная машина с двумя пассажирскими дверями. Но тренд пошел именно на создание машин для доступной среды, появился даже федеральный закон в котором прописаны соответствующие требования. На них мы и ориентировались при разработке автобусов с низкопольной площадкой. Изначально это была дизельная версия СИМАЗ-2258 и на её создание у нас ушло около 9 месяцев. Получилась неплохая машина с хорошим ресурсом и с небольшими эксплуатационными расходами – на 100 км. в среднем требуется 18 литров дизтоплива. У нашей машины длиннее межсервисные интервалы – 20 000 км и мы даём гарантию на 200 000 км или три года эксплуатации.
– На выставку мы привезли полунизкопольный городской автобус среднего класса СИМАЗ-2258 CNG. Как видно по индексу – это машина работающая на сжатом газе метан. На реализацию этого проекта у нас ушло больше года. Была задача максимально облегчить конструкцию, для этого пришлось полностью пересчитать весь кузов. Дизельная версия на шасси NQR-90 у нас получилась 9,5 тонн. Газовая версия, представленная в нашей экспозиции на выставке – полной массой 7,5 тонн. Шасси для этого автобуса поступает к нам с завода ISUZU с газовым двигателем 4HV1. Это не переделка двигателя, он разрабатывался на заводе и никогда не был ни бензиновым, ни дизельным. Такая версия CNG поставляется японской компанией в несколько зарубежных стран. В Японии этот же двигатель используют на LNG топливе. Стоимость владения метанового автобуса ещё ниже чем дизельного. На машине установлены 6 газовых композитных баллонов, при расходе газа 20-23 куба машина проходит до 500 км., а в междугороднем режиме и до 600 км., при существующей инфраструктуре заправок это очень важный показатель. Двигатель агрегатируется с 6-ступенчатой коробкой передач ISUZU, на всех колёсах дисковые тормоза. Машина очень маневренна, радиус поворота у неё меньше семи метров, те. Он легко справляется с поворотами в узких улочках. Автобус, представленный на выставке первый в своей линейке, он ещё проходит сертификацию и мы ещё не получили на него одобрение. Сертификация продлится до ноября.
– В данный момент мы хорошо представлены во Владивостоке, в следующем году ожидаем большие продажи в этот регион. Там работают наши дизельные высокопольные автобусы. Недавно мы отгрузили довольно много машин в Сочи. Есть потенциальные клиенты в Крыму, которые тоже готовы эксплуатировать автобусы СИМАЗ на своих дорогах. Дело в том, что наши дизельные машины легко справляются со сложными ландшафтами, поэтому автобусы активно покупают там, где есть в этом необходимость. Все пробные эксплуатации на юге наши машины прошли великолепно. Таким образом, получается что сегодня наибольший интерес к машине проявил Юг России. В освоении подмосковных и московских территорий нам помогает выставка Comtrans`19. Здесь к нашей машине проявили большой интерес, есть предварительные договоренности. Но пока в этом регионе эксплуатируется всего несколько машин. В режиме тестовой эксплуатации катает нашу машину один из самых больших перевозчиков Санкт-Петербурга, и там тоже есть интерес. Начат диалог с Казахстаном.
– В южных версиях наши автобусы идут даже без предпускового подогревателя, а салон отапливается за счет тепла от двигателя. Машины оснащаются кондиционерами и дополнительно используется атермальная пленка на окна. В машинах для юга есть дополнительные форточки. Для центральной России и Урала мы используем 32-киловатные отопители Webasto. Дизельный двигатель до –30 °С заводится свободно. Есть запросы и мы можем выполнить двойное остекление, но пока объёмы незначительные. В междугородней версии мы уже рассматриваем двойное остекление.
– Такой автобус мы планируем запустить в производство во втором квартале 2020 года. Это будет автобус с передним расположением двигателя и без двери в переднем свесе, но уже на 30 мест. Кроме этого, будет и газовая модификация междугороднего автобуса с запасом хода до 600 км. Такую модификацию часто стали запрашивать перевозчики.
– Сейчас мы активно занимаемся низкопольными машинами газовыми машинами, это в тренде, и нам нужно успеть сделать многое. Причем готовим мы две версии: одна машина в среднем классе – до 10 метров, вторая – в большом классе, больше 10 метров. Нам это необходимо, чтобы участвовать в конкурсах перевозчиков, чтобы предоставлять больше возможностей за те же деньги. Так что большой автобус будет.
– Все автобусы мы обслуживаем через дилерскую сеть ISUZU. У наших автобусов, так же как и у японских машин есть четкое ТО, не нужно делать никаких промежуточных. Стоимость ТО соизмерима с российскими аналогами. Компания ISUZU отвечает за всё вплоть до топливной системы. За надстройку отвечаем мы. Мы регулярно проводим обучения дилеров, обеспечиваем специалистов схемами, каталогами для грамотного и полноценного обслуживания. У нас с ISUZU изначально партнёрские отношения.
– Сейчас мощности нашего завода составляют 500 машин в год. В текущем году мы планируем выйти на уровень продаж 300 машин, в следующем году на 500 машин. Эта цифра определена договорённостями и предзаказами. Но потенциал завода намного выше, при некоторой реорганизации можно выйти на объём до 2500 машин. Но это скорее более далёкая перспектива, а задача на пять ближайших лет выйти на уровень продаж 1000 автомобилей в год.