Опубликовано: ГП 10-2009
Социальное пособие для троллейбуса

Кафе на колесах ZIU-tek на базе троллейбуса ЗИУ-682УП

Дмитрий Шилович, фото автора

Есть ли жизнь после смерти? На этот риторический вопрос каждый хоть раз в жизни давал себе утвердительный ответ, соответствующий не столько мировоззрению и модели воспитания, сколько желанию верить, что наверху есть справедливость и тебя не отправят на свалку истории, а дадут пролонгацию в новой ипостаси. Поляки, например, реинкарнировали ЗИУ.

Пролог

21 июля 1953 года было открыто троллейбусное движение в польском Люблине. Обслуживание первого 4-километрового участка поручили тогда шести троллейбусам ЯТБ-4, которые ввиду своей аварийности уже через два года были полностью выведены из эксплуатации. Им на смену более чем на двадцать лет пришли чешские Škoda.

Настоящая эпоха эксплуатации советских троллейбусов в Люблине началась в 1975 году, когда местные транспортники получили два первых ЗИУ-682Б. В последующее десятилетие люблинцы приобрели в общей сложности еще 133 троллейбуса ЗИУ-682В10 и ЗИУ-682УП, которые в 1980–1988 гг. полностью формировали подвижной состав электротранспорта MPK Lublin Sp. z o. o. Но все же ключевую роль в популяризации энгельсских троллейбусов на территории ПНР сыграли не простота и надежность, а навязывание СССР своей более дешевой продукции собратьям по СЭВ. С переменой экономического вектора развития к середине 1980-х польские перевозчики от закупок советских ЗИУ отказались, компенсировав собственными Jelcz PR110E компании KPNА, взявшей за основу польскую версию кузова городских автобусов Berliet PR110. К 2000 году Jelcz PR110E полностью вытеснил с люблинских улиц изношенные советские троллейбусы, последние из которых решили законсервировать до лучших времен.

Инициатива поощряема!

Несмотря на огромное желание горожан и транспортников сохранить полюбившиеся исторические троллейбусы, стало очевидно, что собственных средств одного из беднейших польских муниципальных перевозчиков MPK Lublin для дорогостоящей реставрации недостаточно. Начались поиски потенциального спонсора, которые завершились лишь через два года, когда люблинские транспортники обратились к местной пивоваренной компании с предложением создать совместное кафе на колесах под названием ZIU-tek (по-польски – «зютэк»). Честно признаться, сразу подумал, что в названии кроется нечто, связанное с wysoke technologii, а все оказалось куда банальнее: ZIU-tek аналогично нашему ЗИУ-шка.

К реставрационным работам приступили в конце 2003-го. Полноценные ТО фактически не проводили в течение трех лет, кузова простаивающих ЗИУ покрылись коррозией. Поэтому предреставрационный кастинг прошел лишь наилучший из сохранившихся – ЗИУ-682УП 1983 года (заводской номер 847), переделку которого начали именно с замены внешней обшивки. Предварительно обработав каркас «антикором», облицовку заменили клееным цельнотянутым оцинкованным стальным листом. С подобными работами в MPK Lublin справляются без особых проблем самостоятельно. В итоге по состоянию кузова модернизированная ZIU-tek из 1980-х и по истечении почти 5 лет, прошедших с момента переделки, выглядит не хуже новых российских аналогов. Интересно, почему же хваленые мастера отнюдь не бедствующего энгельсского кузовного ателье, несмотря на многолетний опыт производства, не в состоянии повторить результаты далеко не самого образцового польского транспортного хозяйства? Впрочем, спасти оригинальные двери так и не удалось. Их заменили на аналогичные ширмовые, которые отличаются от родных отсутствием заводской рельефной штамповки и остеклением от венгерских Ikarus. Электрика и ходовая часть по максимуму остались оригинальными. По этой причине борт ЗИУ-шки укомплектовали прибором контроля токоутечки. Ради безопасности курение в кафе-троллейбусе запрещено.

После проведения покрасочных работ борта передвижной харчевни оклеили эффектными, стилизованными под аэрографический рисунок видами исторической застройки старого Люблина.

Фэн-шуй интерьера

В последнюю очередь приступили к наиболее ответственной части: созданию соответствующего перепрофилированию комфорта путем переделки салона обыкновенного ЗИУ.

Старые сиденья с новой обивкой расположили методом визави, содействующим комфортному диалогу решивших прокатиться пассажиров. Между сиденьями установили стационарные столики, закрепленные к боковой стенке и к вертикальным хромированным поручням. Дабы ценный хмельной напиток не выплескивался во время движения, на каждой столешнице установили подстаканники, рассчитанные на четыре бокала.

В заднем свесе, имеющем лишь одну ступень при входе, удачно разместилась барная стойка с CD-магнитолой, укомплектованной четырьмя стереодинамиками, чего благодаря хорошему усилителю оказалось вполне достаточно. Под стойкой размещается ниша для установки пивной кеги, а на столешницу вынесен кран для розлива пенного напитка. В нем-то и кроется ответ на вопрос: какая была выгода для пивоваренной компании от участия в проекте ZIU-tek? А дело в том, что резьба на кране для розлива соответствует лишь кеге продукции люблинских броваров! Да и вдобавок ко всему стоит отметить, что проект получил настолько широкую огласку в СМИ, что марка пива официального спонсора проекта упоминалась в самых массовых местных изданиях.

Еще одной новинкой стала кабинка биотуалета. Подобные кафе на колесах мне доводилось видеть и ранее, но туалетами они оборудованы не были. Дело в том, что санитарно-эпидемиологические нормы Польши не позволяют организовывать точки общественного питания без санузла. Так что пришлось выбирать: либо троллейбус будет стационарен, находясь рядом с уличной туалетной кабиной, либо будет оборудован собственной уборной комнатной, но потеряет во вместимости. В MPK Lublin выбрали второй вариант: в базе ZIU-tek имеет собственный санузел с унитазом и умывальником, электрофеном для сушки рук и зеркалом.

На щите возле средней двери прикреплены крючки, выполняющие функцию мини-гардероба. Троллейбус оборудован экскурсионным речевым информатором – хорошей альтернативой живому гиду по городу. Протертый насквозь «родной» линолеум заменили современным противоскользящим напольным покрытием.

Не стоит забывать также, что троллейбус полностью привязан к контактной сети, и, колеся в дневное время, он должен совершать остановки вместе с другими «усатыми товарищами». Поэтому, к большому разочарованию уличных любопытствующих зевак, окна тонировали пленкой таким образом, что снаружи салон не просматривается. Недостаток света от тонировки компенсировали установкой точечных энергосберегающих люминесцентных ламп, которые в отличие от привычных для транспорта «реанимационно-палаточных галогенок», создают уютную обстановку благодаря своему мягкому желтому свечению. В общем, во время поездки на ZIU-шке по старым улочкам у меня сложилось ощущение, будто очутился в маленьком плавучем ресторанчике, плавно несущем меня по каналам итальянской Венеции или чудного бельгийского Брюгге. Сам себе позавидовал…

Как получить прибыль?

Впервые ZIU-tek выехал на улицы Люблина летом 2005-го. Эту поездку, организованную при поддержке местной общественной (!) организации популяризации троллейбусного движения LTEK, активисты приурочили к 30-летию начала эксплуатации советских ЗИУ в Люблине. Сбылась мечта самого массового в мире «тролля» – он стал всеобщим любимчиком горожан и очередной достопримечательностью, дополняющей колорит старинного города (кто сказал, что в Польше одни русофобы, не любящих всё советское?). Сразу замечаешь, что в троллейбус люди вложили душу, а не изготовили его для «галочки» в отчете.

Несмотря на прогнозируемую скептиками невысокую самоокупаемость проекта, в MPK Lublin уже со второго года начали получать с кафе-троллейбуса чистую прибыль. Судите сами: 2-часовая аренда ЗИУ-шки (который в отличие от некогда существовавших минского кафе-трамвая «Ягодка» и многочисленных автобусных «Кафе-минуток» не работает по жесткому графику) обходится клиенту в 320 злотых (почти 3400 руб.). А среднемесячное количество заказов троллейбуса в зависимости от сезона варьируется от 10 до 25 поездок! И пока тенденций к снижению спроса на услуги «кафе на колесах» не наблюдается. Лучшим подтверждением тому является факт, что февральским пасмурным четвергом (!), в день моего знакомства с проектом, в ЗИУ-шке сначала праздновали детский день рождения, а уже вечером готовились обслуживать предсвадебный девичник. Таким образом, ZIU-tek обеспечивает «хлебом» не только себя, но и ждущих реставрацию уникальных Saurer 4T II LM 1953 года, FIAT 418AC 1973 года и Škoda 9Tr 1975 года, имеющихся в собрании люблинского перевозчика.

Комментировать ... >>