Опубликовано:
Эскизный проект ВАТС "Спасатель"

Самый огромный в мире автобус – 35-тонная амфибия ВАТС "Спасатель" на 114 мест не имеет аналогов!

Спасение на плавающих нефтяных платформах, а также расположенных на шельфе буровых вышках, всегда является сложной задачей. Во-первых, не всегда и не всякий вертолёт способен подойти к платформе. Тем более в условиях сильного задымления, шквального ветра или плохой видимости.

Кроме того, многие суда класса "река–море" во время штормовых волнений свыше 5 баллов способны лишь подбирать людей с воды на удалении от буровой платформы, поскольку весьма легки и не могут принять швартовы. Ещё есть инерционность судна и дрейф плавучей платформы, которые приходится компенсировать излишней маневренностью на воде, чтобы избежать пробоин. Океанические судна в силу своей высокой инерционности и большого водоизмещения во время спасения могут только выбросить спасательные неуправляемые плоты и находиться в безопасном кабельтовом расстоянии... каких-то 180 метрах!

Но сколько времени и сил потратит человек в воде? Он ведь не в крещенскую купель окунается под надзором МЧС. Учитывая, что время безопасного нахождения человека в воде в северных широтах ограничивается считанными минутами (даже при наличии специальной одежды), то нужно признать, что существующие меры по спасению людей не могут быть исчерпывающими и убедительными.

Есть ещё один аспект. В крупном бизнесе, как это не звучит цинично, нужно уметь считать деньги. Нужно знать, что буровики, работающие в арктических широтах – это специалисты экстракласса, в учёбу и подготовку которых вложены огромные деньги. Соответственно потеря одной бригады буровиков на скважине может быть равноценна гибели элитного спецподразделения. К тому же cпасение буровиков является непомерно дорогим. Не все, например, знают что за спасение буровиков (равно как и терпящего бедствие судна) тоже потом приходится платить. Даже отзыв на сигнал SOS не бесплатный. Владельцы судов, пришедших на помощь в море, тоже могут затребовать компенсацию согласно условиям международного права.

Но самое главное – аспекты и нюансы спасения при каждой аварии уникальны,  можно собрать статистику и выработать общее решение, где план спасения априори будет заложен в конструкцию буровой плавающей или шельфовой платформы.

Нетривиальную задачу попытались решить студенты и учёные Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, представив поисковую концепцию спасательного транспорта. Они разработали проект эвакуационного комплекса «Спасатель», который в перспективе может быть осуществлён в таком или несколько ином виде.

Пока неизвестно, кто готов реализовать столь амбициозную идею, но уже можно сказать, что в России изобретён самый большой в мире спасательный автобус ВАТС – высокомобильное амфибийное транспортное средство, получившее название «Спасатель». Самое важное состоит в том, что даже возможности российского машиностроения позволяют реализовать этот проект.

Боковой чертёж ВАТС "Спасатель" с понтоном, ЗРБ и СГР

ВАТС на воздушной подушке с комбинированным движителем рассчитано на спасение и эвакуацию личного состава при пожарах, аварийных разрушениях, затоплениях буровых вышек и нефтяных платформ, расположенных в прибрежной зоне северных морей, в том числе покрытой плавающими льдами, припаем, болотами и полыньями.

Впервые проект «Спасатель» был представлен 1 июля в Санкт-Петербурге в выставочном комплексе «Ленэкспо» на стенде  МГТУ им. Н.Э. Баумана. Там в это время проходил седьмой Международный военно-морской салон «MBMC-2015», который входит в первую тройку мировых выставок военно-морской техники и вооружения.

Надо сразу отметить, поражают размеры планируемой машины размером с трёхэтажный дом: 23,8х14х10,4 м! Не менее впечатляет и полная масса – 35 т!

Расчётная максимальная скорость ВАТС составляет 50 км/ч, а запас хода не менее 300 км. Автономность определена минимальным порогом в 12 ч, что позволит, по логике разработчиков, обеспечить наибольшую выживаемость рабочих. Автономность определяется работой основных агрегатов для обеспечения нормальной жизнедеятельности (в критическом случае при работе всех двигателей не ниже 12 ч). Поэтому срок автономного хода при дрейфе при экономии может достигать и неделю при должном запасе провианта. Одним из способов восполнения электроэнергии для поддержания жизнедеятельности в ВАТС "Спасатель" могут послужить даже лопасти маршевых двигателей. Они вынесены над палубой и могут работать в режиме ветровых генераторов.

В масштабном макете ВАТС "Спасатель" хорошо видны элементы независимой подвески шасси

В жилой зоне ВАТС размещена кабина для 4 членов экипажа (командир, помощник и два водителя), жилой отсек сменной вахтовой службы, пассажирский салон на 80 мест, санитарный блок на 30 носилок и даже операционный блок!

При движении на колёсном ходу геометрические характеристики ВАТС «Спасатель» позволяют преодолевать уступы высотой 2 м, при том, что диаметр колёс составляет 4020 мм. Но самое поразительное – это расчётный угол максимально преодолеваемого подъёма в 20 градусов! К сожалению, о двигателях ничего не сказано, но судя по макету, их должно быть не менее восьми.

ВАТС может располагаться не только в порту или на базе, но и находиться на оперативном дежурстве у нефтяной платформы. Для этого бауманцы предлагают оборудовать ВАТС понтонами, которые закреплены на буровой платформе.

В таком случае ВАТС «Спасатель» нужно опустить на воду и отвести от опор буровой платформы или фундамента прибрежной вышки. При этом машина остаётся соединённой с защитно-распределительным блоком (ЗРБ), смонтированным на буровой, посредством спасательных гибких рукавов (СГР). Рукава способны защитить эвакуируемых людей как от высоких и низких температур, так и от задымления и воды.

Максимальная длина СГР может составлять 60 м, что позволит безопасно эвакуировать на палубу ВАТС по 4–10 человек в минуту, находясь в стороне от терпящей бедствие буровой платформы.

Макет ВАТС "Спасатель" имеет пока приблизительную концептуальную проработку, поэтому ряд таких деталей, как крепление рукава СГР опущены

 

Комментировать ... >>