Впереди – неопределённость
Автопром России и СНГ в 2019 году
В 2019 году автомобильный рынок сократился на 2,3% или на 41 059 штук проданных новых автомобилей по сравнению с 2018 годом. В 2019 году в январе–декабре, по данным АЕБ, было продано 1 759 532 автомобиля (данные Комитета автопроизводителей), тогда как произведено 1 720 180 ед., включая троллейбусы.
Согласно общемировой тенденции в 2020 году выпуск российский выпуск уже не перешагнёт за 1,7 млн единиц, что представляет собой дальнейшее понижение на 2,1% относительно уровня 2019-го. Уровень объёма отгрузки автомобильной техники к объему её производства за 12 месяцев 2019 года составил: грузовые автомобили – 100,5%, легковые и LCV – 98,2%, автобусы – 100,2%, троллейбусы – 109,5%. То есть склады исчерпаны. В связи с инфляцией, ростом курса доллара и экономическим спадом к сентябрю произойдёт повышение цен на новые автомобили.
Легковой сегмент становится коммерческим
В России каждый 20-й из произведённых и собранных 1,5 миллионов легковых автомобилей приобретался владельцем как объект предпринимательства или службы. Часть владельцев для снижения НДС приобретает автомобили в качестве служебного. Кроме того, расширилось использование легкового транспорта в такси, каршеринге, госслужбе (полиция, МЧС, СМП) в бизнес-секторах (корпоративный транспорт). Список коснулся практически всех моделей от «Лада Ларгус» (из 55 557 машин лишь треть в пользовании физлиц) до УАЗ СГР, «Соболей» и VW Multivan.
Место | Марка | Модель | 2019 г. | 2018 г. |
---|---|---|---|---|
1 | Lada | Granta | 135 831 | 106 325 |
2 | Lada | Vesta | 111 459 | 108 364 |
3 | KIA | Rio | 92 475 | 100 148 |
4 | Hyundai | Creta | 71 487 | 67 588 |
5 | Hyundai | Solaris | 58 682 | 65 581 |
АвтоВАЗу удалось в 2019 году увеличить экспорт автомобилей LADA до 159 250 автомобилей против 140 401 в 2018-м. А вот сбыт Chevrolet Niva в странах СНГ в эти годы снизился с 1618 до 1402 машин.
Свернули свою деятельность ЗАО «Форд Мотор Компани» из Всеволожска, а «АК Дервейс» из Карачаево-Черкессии и ООО «Ставрополь-Авто» прекратили выпуск ещё в 2018 году.
Москва является № 1 в мире по парку каршеринга и в 2019 году парк увеличился на 14,5 тыс. машин (0,95% от всего выпуска всех автомобилей в РФ, включая сборку из машинокомплектов). Это в два раза больше, чем в 2018 году. Всего с 2015 года в столичном парке значится свыше 31 тыс. машин, а всего работу у российской таксистов отобрали 50 000 каршеринговых легковушек и LCV.
Предприятие-изготовитель | Отгрузка | Производство | |||
---|---|---|---|---|---|
2019 г. | 2018 г. | 2019 к 2018 г., % | 2019 г. | отгрузки/ произ-ва,% |
|
АВТОВАЗ, Тольятти | 258 074 | 259 164 | 99,6 | 258 118 | 100,0 |
ЛАДА, Ижевск | 128 486 | 131 368 | 97,8 | 128 487 | 99,999 |
АВТОВАЗ (кузова для разобранных серий) | 4 616 | 3 354 | 137,6 | 4 616 | |
Лада Спорт | 1 491 | 1 648 | 90,5 | 1 552 | 96,1 |
Супер-авто Холдинг | 59 | 226 | 26,1 | 59 | 100,0 |
GM-АВТОВАЗ | 21 117 | 31 332 | 67,4 | 20 182 | 104,6 |
Автотор | 208 584 | 201 498 | 103,5 | 212 305 | 98,2 |
Мерседес-бенц Мануфэкчуринг Рус | 3 155 | – | – | 3 155 | 100,0 |
Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус | 4 182 | – | – | 6 084 | 68,7 |
Рено Россия и АВТОВАЗ (контрактная сборка) | 158 387 | 158 720 | 99,8 | 173 000 | 91,6 |
Липецкий механический завод (Changan CS35) | 413 | 1 430 | 28,9 | 241 | 171,4 |
Автомобильный завод «ГАЗ» (Skoda, Volkswagen | 64 265 | 56 559 | 113,6 | 64 265 | 100,0 |
УАЗ | 16 964 | 18 204 | 93,2 | 17 493 | 97,0 |
Форд Мотор Компани | 6 383 | 15 345 | 41,6 | 6 383 | 100,0 |
Форд Соллерс Елабуга | 8 374 | 17 556 | 47,7 | 8 377 | 100,0 |
Форд Соллерс Холдинг | 842 | 5 668 | 14,9 | 814 | 103,4 |
Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус | 32 781 | 31 132 | 105,3 | 32 787 | 99,98 |
АК Дервейс | 16 | 14 033 | 0,11 | – | – |
ЧЕЧЕНАВТО | 5 027 | 6 013 | 83,6 | 5 027 | 100,0 |
Предприятия Санкт-Петербурга (Toyota, Hyundai, Nissan) | 374 829 | 367 907 | 101,9 | 372 038 | 100,8 |
Фольксваген Груп Рус (Volkswagen; Skoda, Audi) | 140 869 | 141 338 | 99,7 | 151 593 | 92,9 |
ПСМА РУС (Peugeot, Citroёn, Mitsubishi, Opel) | 38 834 | 36 811 | 105,5 | 39 123 | 99,3 |
НАМИ (Aurus) | Н.д. | 6 | – | 2 | – |
ИТОГО | 1 495 643 | 1 536 150 | 97,4 | 1 523 594 | 98,2 |
Экономичная альтернатива
На конец года в стране зарегистрировано 6,3 тысячи электромобилей, что составляет 0,014% всего автопарка. Лидером рынка с долей 83% стал Nissan Leaf. Первые 30 машин из 5,2 тыс. поступили в каршеринг «Яндекс. Драйв», а к 2020 парк электромобилей доведут до 100. Для чего построено 190 станций подзарядок и планируется ещё 120. Дальнейшее масштабирование станций позволит электромобили превратить в основу экономики автомобильного проката.
По внедрению газомоторного топлива (ГМТ) Россия находится на 20-м месте в мире.
Парк легковушек, грузовиков и автобусов на СУГ составляет 916 тыс. и не превышает 1,8% (прирост 0,3% за 5 лет), а на КПГ – 0,2% (118 тыс. машин с приростом за год в 16 тыс.). 40% автопарка, работающего на ГМТ, принадлежит торговым (20%) и газовым (19%) компаниям.
Доля природного газа, используемого в газомоторном топливе (ГМТ), не превышает 1%, что составляет 5,8% в топливом балансе автотранспорта. При этом 80% реализации КПГ приходится на «Газпром». Ему же принадлежат и 75% АГНКС.
Грузовой разбор
Спрогнозированное ОАО «АСМ-Холдинг» обязательство производства грузовых автомобилей и LCV на 2019 год в 160 тыс. (+3,4%) оказался ещё ниже. Производство сократилось на 0,9% и составило 155,3 тыс. вместе с шасси для спецтехники (51 тыс., +1,7%) и седельными тягачами (12 тыс., –25,6%). LCV включая микроавтобусы выпущено 118,5 тыс. (–5,3%). Отечественные производители выпустили 127,2 тыс. грузовиков, лишь немногим ниже (–0,2%), чем в 2018 году. Выпуск грузовых иномарок российского производства за 2019 год сократился на 4%, до 28,1 тыс.
Продажи на внутреннем рынке среднетоннажных и крупнотоннажных грузовиков (MCV+HCV) за 12 месяцев 2019 года по данным ООО «Автостат Инфо» составили 78,8 тыс. (–2,3%), а по LCV (категории N1 и M2, т.е. включая микроавтобусы) – снизились на 1,9%, до 104,2 тыс. Суммарно рынок грузовиков в 2019 году составил 183 тыс. (–2,1%). Из них на долю отечественных марок пришлось 113,8 тыс. (+2,3%), на долю иномарок – 69,2 тыс. (–8,7%). Реальная рецессия экономики, в том числе из-за снижения среднегодовых цен на природный газ и нефть, совпала с завершением нацпроекта по Крымскому мосту. В 2020 году намечено строительство скоростной трассы М-12 «Москва–Казань», реконструкция трасс М-7 и М-5 и завершение ЦКАД. Рост утилизационного сбора (играющего роль заградительного барьера для импорта), несколько подстегнуло спрос на LCV и грузовики с автобусами на рубеже 2019–2020 года. Но рецессия мировой экономики, связанной с пандемией коронавируса COVID-19, не придаёт оптимизма.
Предприятие-изготовитель | Отгрузка | Производство | |||
---|---|---|---|---|---|
2019 г. | 2018 г. | 2019 к 2018 г., % | 2019 г. | отгрузки/ произ-ва,% |
|
Автомобильный завод «ГАЗ» | 56 330 | 59 641 | 94,4 | 56 340 | 99,98 |
АЗ «УРАЛ» | 7 373 | 5 991 | 123,1 | 7 436 | 99,2 |
Саранский завод автосамосвалов | 1 060 | 883 | 120,0 | 1 061 | 99,9 |
КАМАЗ | 35 411 | 36 759 | 96,3 | 35 280 | 100,4 |
Даймлер КАМАЗ РУС | 4 171 | 5 862 | 71,2 | 3 620 | 115,2 |
УАЗ | 24 866 | 21 491 | 115,7 | 24 429 | 101,8 |
Исузу-РУС | 3 802 | 4 056 | 93,7 | 3 728 | 102,0 |
Автодом | 170 | 201 | 84,6 | 170 | 100,0 |
Форд Соллерс Елабуга | 10 643 | 9 597 | 110,9 | 10 735 | 99,1 |
Брянский автомобильный завод | 140 | 180 | 77,8 | 163 | 85,9 |
Автотор (Hyundai, Tata, Ford) | 1 305 | 1 162 | 112,3 | 1 790 | 72,9 |
Вольво ВОСТОК | 5 506 | 5 509 | 99,9 | 5 242 | 105,0 |
ПСМА РУС: | 1 353 | 1 672 | 80,9 | 1 311 | 103,2 |
МЗ ТОНАР | 15 | 41 | 36,6 | 11 | 136,4 |
ИВЕКО-АМТ | 479 | 647 | 74,0 | 476 | 100,6 |
ПСА ВИС-АВТО | 3 459 | 3 236 | 106,9 | 3 506 | 98,7 |
СКАНИЯ-ПИТЕР и МАН ТРАК ЭНД БАС Продакшн РУС | 851 | 781 | 109,0 | 851 | 100,0 |
Предприятие Рязанской обл. | 20 | 34 | 58,8 | 20 | 100,0 |
КАТЕРПИЛЛАР, Тосно | 71 | 154 | 46,1 | 80 | 88,8 |
Комацу Мэнуфэкчуринг РУС | 89 | 84 | 106,0 | 89 | 100,0 |
НПК «Уралвагонзавод» | 2 | 1 | 200,0 | 1 | 200,0 |
Подземтрансмаш (БелАЗ) | 3 | – | – | 3 | 100,0 |
БЕЦЕМА | 688 | 716 | 96,1 | 691 | 99,6 |
Вышневолоцкий МАШЗАВОД (МЕТРОВАГОНМАШ) | 2 | 5 | 40,0 | 2 | 100,0 |
ЗТО КАМЕЯ | 6 | 382 | 1,6 | 6 | 100,0 |
СПЕКТР АВТО | 427 | 461 | 92,6 | 427 | 100,0 |
ЧАЙКА-НН | 317 | 393 | 80,7 | 317 | 100,0 |
РИАТ | 399 | 393 | 101,5 | 355 | 112,4 |
Грузовые автомобили на отечественных шасси (повторный счёт), всего | 2 899 | 3 233 | 89,7 | – | – |
ИТОГО (без повторного счёта) | 156 059 | 157 099 | 99,3 | 155 281 | 100,5 |
Дамоклов меч санкций
«Группа ГАЗ» провела 2019 год с неоднозначными результатами. Формально развитие связано с запуском в серию полноприводных «Садко NEXT», «ГАЗель NEXT 4,5» и установкой немецких турбодизелей Volkswagen Euro 5 и Euro 6. Группа даже открыла во Вьетнаме и на Кубе сборочные филиалы.
Однако антироссийские санкции DASKA усложнили финансовое положение компании до того, что в апреле обсуждалось выделение компании 9,5 млрд кредита и ещё 8,6 млрд руб. до 2021 года (из них 3,3 млрд руб. в 2019 году), для погашения 66-миллиардных долгов по кредитному портфелю, которые стало невозможно обслуживать из-за санкций. В апреле едва не был поставлен вопрос о национализации АЗ «ГАЗ», а в ноябре–декабре «Группа ГАЗ» провела рекламный международный пробег #SaveGAZ в Германию. Санкции заставили свернуть (в январе 2019-го) сборку LCV Mercedes-Benz Sprinter Classic и подвесили планы поставщиков комплектующих. Компания Volkswagen NFZ отказалась рассматривать покупку доли в «Группе ГАЗ».
«Группа ГАЗ» осталась лидером по общему выпуску грузовиков в стране и в сегментах LCV и MCV, в том числе и благодаря предпринятым правительством госзакупкам. З 2019 год ООО «АЗ ГАЗ» произвел 56,3 тыс. (–6,3%) грузовых автомобилей всех классов, АО «АЗ «Урал» (кстати, ныне как бы не принадлежащий к «Группе ГАЗ») – 7,44 тыс. (+21,4%), а ОАО «САЗ» – 1,06 тыс. (+22%). Соответственно «Группа ГАЗ» произвела в 2019 году 64,8 тыс. грузовых автомобилей, а её доля в национальном производстве составила 41,8% против 41,4% годом ранее.
Модели АЗ «ГАЗ» в 2019 году были реализованы на российском рынке в количестве 59,5 тыс. (+3,7%), включая 49,8 тыс. LCV (+3%) и 9,7 тыс. MCV (+7,1%). В том числе АЗ «ГАЗ» выпустил в 2019-м 11,8 тыс. (+4,7%) шасси; 24,1 тыс. (–14,3%) грузовиков с бензиновым (газовым) двигателем и 20,4 тыс. (–1,5%) дизельных машин.
Реализация «ГАЗель NEXT» и «ГАЗон NEXT» за 2019 год составила, соответственно, 28,1 тыс. (+4,2%) и 6,57 тыс. (+6,4%), а сбыт прежней серии «ГАЗель БИЗНЕС» подрос на 0,3%, до 16,1 тыс., тогда как «Соболя» – на 4,2%, до 5,58 тыс. Продажи серии ГАЗ-3307, -3309 и -3308 «Садко» выросли на 6,5%, до 2,88 тыс. Как ни странно, «бензиновая» модель ГАЗ-3307 растёт приличными темпами (+54,4%, до 1,64 тыс.).
Суммарное производство LCV марок ГАЗ и (включая снятый в январе 2019-го с производства Sprinter Classic) в 2019 году составило 58,4 тыс. (–8,6%).
Производитель | 2019 г. | 2018 г. | Соотношение, % |
---|---|---|---|
АВТОТОР (Tata Daewoo, Ford) | 132 | 151 | 87,4 |
Вольво ВОСТОК | 5 242 | 5 632 | 93,1 |
СКАНИЯ-ПИТЕР | 132 | – | – |
КАМАЗ | 5 741 | 9 591 | 59,9 |
РИАТ | 90 | 43 | 209,3 |
АЗ «УРАЛ» | 477 | 533 | 89,5 |
ИВЕКО-АМТ | 179 | 169 | 105,9 |
ВСЕГО | 11 993 | 16 119 | 74,4 |
Общая реализация бренда Mercedes-Benz в 2019 году составила 3,32 тыс. (–56,6%), включая 1,23 тыс. (–76,1%) суммарных продаж «российских» Sprinter Classic и импортных Sprinter. Было продано 1,52 тыс. (–12%) модели V-klasse и 486 ед. модели Vito (–18,6%). Окончательно ушли с рынка модели Vaneo (79 ед., –24,3%) и каблучок Citan (1 ед., –75%).
Выпуск самосвалов ОАО САЗ («Саранский завод автосамосвалов») заметно вырос благодаря бюджетной серии ГАЗ-САЗ-3507, однако, этот объём (1,06 тыс.) и близко не соответствует даже ограниченным объёмам производства 2000-х.
Урал
АЗ «Урал» удерживает около 30% отечественного рынка (очевидно полноприводных HCV). В прошлом году автомобили «Урал» поставлялись в страны ближнего и дальнего зарубежья, в том числе Африку, Латинскую Америку, Юго-Восточную Азию. Доля экспортных поставок в общем объёме реализации «Урала» превысила 20%. В 2019-м в Миассе произведено 3,54 тыс. (+10,5%) внедорожных шасси из общего количества 7,44 тыс. (по данным производителя 7,84 тыс., +17%) линейки грузовиков категории N3G, включающей 250 различных модификаций (включая газовые) только для нефтегазового комплекса и прочих госзаказчиков.
Двухосных бортовых грузовиков «Урал-43206» (4х4) было произведено 945 ед. (+84,9%), а всех модификаций «Урал-4320» (6х6), «Урал-М» и NEXT – суммарно 4,99 тыс. (+21,9%). Седельных тягачей «Урал-440202» и лесовозов -440204 выпущено 331 ед. (–0,6%).
Тяжёлых бескапотных трёхосников «Урал-6370» (6х6) во второй половине прошлого года произведено 43 ед. в виде самосвала «Урал-63706» и 28 ед. (рост в 3,1 раза) седельных тягачей «Урал-6370». Выпуск полноприводных 4-осных (8х8) бортовых грузовиков «Урал-5323» в 2019 году составил только 74 ед. (–22,9%), унифицированных с ними седельных тягачей «Урал-5423» – 65 ед. (–62,6%). Было произведено 214 ед. (–45,7%) спецтранспорта, а 4-осник «Урал-9593» (8х8) для ТЭК был собран лишь в 1 экземпляре.
Серийное производство дорожных тягачей NEXT 6х4, пока застопорилось на 34 ед. (–67,9%). В том числе самосвалов «Урал-73945» выпущено всего 24 ед. против 89 ед. в позапрошлом дебютном году, а седельных тягачей «Урал-7470» и вовсе 10 ед.
КАМАЗ
Грядущий альянс ООО «УАЗ» и ПАО «КАМАЗ» позволит «Группе СОЛЛЕРС» создать альтернативный «ГАЗу» многопрофильный автохолдинг. В Ульяновске рост производства составил +15,9% – 4,25 тыс. грузопассажирских и 24,4 тыс. грузовых «Профи», «буханок» и «головастиков» СГР.
ПАО «КАМАЗ» произвёл в 2019 году 35,3 тыс. (–7,7%) грузовиков, из которых 27,6 тыс. (+8,5%) составили шасси и 5,74 тыс. (–40,1%) – седельные тягачи. Входящее в группу ПАО «НЕФАЗ» выпустило 5,64 тыс. (–12,7%) самосвальных установок. Удалось поднять экспорт машин с 4068 до 5004 ед. в Казахстан, Туркменистан, Узбекистан и Вьетнам. В последнюю страну планируется увеличение поставок до 1,3 тыс. машин. Согласно бизнес-плану на 2020 год «КАМАЗ» планирует продать 35 709 грузовиков, что доведёт долю на рынке до 46%, из которых 6700 – на экспорт.
Среди концернов основные потребители: «Газпром», «Российские сети», «Итеко-Россия», НК «Роснефть» и АМ ГРУП. В сегменте седельных тягачей большой провал произошёл на «КАМАЗе», давший снижение производства на 40,1%, до 5,74 тыс. Несколько экземпляров автомобилей нового поколения К5 – КАМАЗ-54901 переданы клиентам в тестовую эксплуатацию. Запланирован выпуск семейства К5 с газовом и газодизельном исполнениях с рядным 6-цилиндровым двигателем Euro 6 и уровнем оснащения High Tech. Инвестиции в развитие производства завода к концу 2020-го составят 14,1 млрд рублей.
Калужское предприятие по выпуску грузовиков Volvo снизило выпуск седельных тягачей на 6,9% (до 5,24 тыс.). В Питере Scania выпустила только 132 ед. седельников. Всего же грузовых иномарок в РФ было выпущено 28 095 шт.
Предприятие-изготовитель | Отгрузка | Производство | |||
---|---|---|---|---|---|
2019 г. | 2018 г. | 2019 к 2018 г., % | 2019 г. | отгрузки/ произ-ва,% |
|
ТРОЛЗА | 9 | 117 | 7,7 | 2 | 450,0 |
ТРАНС АЛЬФА ЭЛЕКТРО | 56 | – | – | 56 | 100,0 |
УТТЗ | 16 | – | – | 16 | 100,0 |
ИТОГО | 81 | 117 | 69,2 | 74 | 109,5 |
Производство автобусов в 2019 году
Автобусов в 2019 году произвели 41,2 тыс. (–14,8%), включая 8,15 тыс. российских иномарок (–8,8%) и 27,4 тыс. (–21,4%) машин малого класса.
Больше всех автобусов в стране выпустил АЗ ГАЗ – 14,94 тыс. (–4,4%) или 36,3% от всех пассажирских машин в России. Лидер по выпуску малых автобусов ПАЗ показал рост +3,6%, ЛиАЗ – падение на 13,3%. Зато рост в 4,2 раза показали 83 электробуса. На КАвЗ выпуск подскочил на 23,1% до 612 машин.
Сбыту автобусов «Группы ГАЗ» поспособствовал Минпромторг, который по распоряжению правительства определил ООО «Автозавод «ГАЗ», ООО «ПАЗ» и ООО «КАВЗ» единственными исполнителями поставки автомобилей скорой медицинской помощи (СМП) и школьных автобусов в субъекты РФ по госпрограмме на сумму 6,6 млрд руб. Только «ГАЗ» до конца года поставил в регионы 789 машин СМП на сумму в почти 2,4 млрд руб. и свыше 1 тыс. «школьников» на сумму 1,7 млрд руб. Павлово в свою очередь отгрузило 938 школьных автобусов (почти на 2 млрд руб.), Курганский автозавод – ещё 113 школьных автобусов (на 586 млн руб.).
НефАЗ показал рост на 27,4%, до 971 ед., из которых лишь 1 ед. вахтовок. Зато под маркой КАМАЗ было произведено 164 электробуса (рост в 4,7 раза).
Из всего объёма выпуска львиная доля (41 231 ед.) приходится на автобусы особо малого класса, несмотря на падение спроса в 18,3%. Автобусов иностранных брендов выпущено 8146 машин, что на 11% ниже, чем в 2018 г.
О катастрофическом положении с троллейбусами говорит сам факт выпуска лишь 81 машины. В Энгельсе было собрано 9 машин ТролЗА-5265 «Мегаполис», тогда как в 2018-м треть выпуска приходилось на ТролЗА-5275.03 «Оптима-2».
Предприятие-изготовитель | Отгрузка | Производство | |||
---|---|---|---|---|---|
2019 г. | 2018 г. | 2019 к 2018 г., % | 2019 г. | отгрузки/ произ-ва,% |
|
КАМАЗ (КАМАЗ-6282) | 163 | 4 | 4075,0 | 164 | 99,4 |
НЕФАЗ | 971 | 765 | 126,9 | 971 | 100,0 |
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД «ГАЗ» | 15 119 | 15 218 | 99,3 | 14 935 | 101,2 |
АЗ «УРАЛ» | 350 | 322 | 108,7 | 321 | 109,0 |
ПАЗ | 9 356 | 9 032 | 103,6 | 9 356 | 100,0 |
ЛИАЗ | 1 793 | 2 203 | 81,4 | 1 781 | 100,7 |
КАВЗ | 608 | 495 | 122,8 | 612 | 99,3 |
Предприятия Московской обл. | 114 | – | – | 114 | 100,0 |
Форд Соллерс Елабуга | 2 368 | 1 879 | 126,0 | 2 411 | 98,2 |
РМЗ РариТЭК (LOTOS 206) | 12 | 97 | 12,4 | 68 | 17,6 |
АВТОДОМ | 275 | 328 | 83,8 | 275 | 100,0 |
СИМАЗ | 149 | 32 | 465,6 | 148 | 100,7 |
Бакулин МОТОРС ГРУП | 102 | 14 | 728,6 | 102 | 100,0 |
ВОЛГАБАС | 218 | 548 | 39,8 | 180 | 121,1 |
СТ-НИЖЕГОРОДЕЦ (ГАЗ, Ford, IVECO, Мерседес) | 4 449 | 4 423 | 100,6 | 4 513 | 98,6 |
ПКФ «ЛУИДОР» | 5 270 | 6 818 | 77,3 | 5 270 | 100,0 |
ПРОМТЕХ | 10 | 28 | 35,7 | 10 | 100,0 |
ИТОГО АВТОБУСОВ | 41 327 | 47 174 | 87,6 | 41 231 | 100,2 |
Рынок новых автобусов в 2019 году
За 2019 год в лидерах по динамике среди моделей удержался малый полноприводный ПАЗ-3206 (рост в 2,4 до 330 ед.), на втором месте – «гармошка» ЛиАЗ-6213 (+93,7%, 459 ед. – 5-е место на рынке), а на третьем – серия НефАЗ-5299 (+51,9%, 1218 ед.). По абсолютным объёмам продаж неизменно лидирует малый ПАЗ-3205 (3480 ед., –3,4%), но постепенно к нему подбирается семейство ПАЗ-3204, включая ПАЗ NEXT (суммарно 2669 ед., +8,4% – 5-я динамика на рынке). Находившийся в первой тройке почти весь год средний ПАЗ-4234 (1176 ед., +39,3%), закончил на четвёртой позиции и по динамике, и по объёмам продаж. УАЗ в классе автобусов выпуск не заявлял и последние 4968 ед. УАЗ-2206 ушли со склада ещё в 2018 году.
Продажи автобусов полной массой свыше 8 т упали с 8893 до 7623 штук. Однако наблюдалось оживление европейских брендов с 100 до 190 ед. Продажи только автобусов MAN и Neoplan удалось увеличить с 48 ед. в 2018 году до 110 шт. – в 2019-м.
Тип | 2019 г. | 2018 г. | Прирост, % |
---|---|---|---|
Городские | 5001 | 6566 | –23,8 |
Пригородные | 1891 | 1799 | 5,1 |
Междугородные и туристские | 731 | 528 | 38,4 |
ВСЕГО | 7623 | 8893 | –14,3 |
Автобусная вторичка
За весь 2019 год на рынке России было перепродано 27 144 автобуса (+17,8% к 2018 году) и лидерство закономерно осталось за ПАЗ (12 673 ед., +19,8%) с долей рынка 46,7%. Больше половины из них составили ПАЗ-3205 (7379 ед.). На втором месте – ЛиАЗ с 2924 ед. (рост в 2,2 раза), а на третьем – НефАЗ с 1776 ед. (+16,3%).
Парк автобусов в России на начало 2020 года составил 347 943 ед., из которых на долю отечественных марок пришлось 298 970 ед. (доля 85,9%), а иномарок – 48 973 ед. Доля машин старше 10 лет составляет 60,4% (210 290 ед.), тогда как доля новых автобусов в возрасте до 3 лет составила всего 11,1% или 38 580 ед. Автобусов выпуска после 2012 года (гарантированно соответствующих Euro 4) – 85 457 ед., или 24,6%. А это означает, что предложения депутатов Госдумы о повышенном экологическом налоге или полном запрете на эксплуатацию машин с двигателями Euro 3 и ниже, составляющих основу автобусного парка страны оставят Россию без автобусного транспорта. О социальных последствиях такого катастрофического шага можно даже и не говорить.
Белоруссия
После провала 2018 года, когда был выпущен 23 261 автомобиль, в прошлом году удалось поднять производство до 30 485 автомобилей. Из них на грузовые МАЗ пришлось 8304 ед, БелАЗ выпустил 862 машины, а МоАЗ – 3 самосвала.
Членами Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) в стране было продано 64 504 новых автомобиля – на 22% больше, чем в 2018-м. Самыми продаваемыми автомобилями в стране стали Lada Vesta, Volkswagen Polo и Geely Atlas. В классе LCV продано 4288 машин. Традиционно с большим отрывом лидируют «ГАЗель NEXT» (1288 шт.) и «ГАЗель» (589 шт.). Превысить продажи в 3 сотни машин смог только Renault Master (333 ед.).
2019 г. | 2018 г. | Соотношение, % | |
---|---|---|---|
Грузовые автомобили | |||
Россия | 140 866 | 140 521 | 100,2 |
Белоруссия | 9196 | 9 772 | 94,1 |
Украина | 319 | 389 | 82,0 |
Казахстан | 3731 | 982 | 379,9 |
Легковые автомобили | |||
Россия | 1407 438 | 1438 382 | 97,8 |
Белоруссия | 18 350 | 9 705 | 189,1 |
Украина | 5 822 | 5 463 | 106,6 |
Казахстан | 39 589 | 27 273 | 145,2 |
Азербайджан | 2 072 | 797 | 260,0 |
Узбекистан | 253 421 | 181 327 | 139,8 |
Автобусы | |||
Россия | 36 368 | 41 333 | 88,0 |
из них категории М2 | 24 026 | 29 386 | 81,8 |
Белоруссия | 1 150 | 1 222 | 94,1 |
Украина | 888 | 755 | 117,5 |
Казахстан | 966 | 277 | 348,7 |
Троллейбусы | |||
Россия | 59 | 125 | 47,2 |
Белоруссия | н.д. | 120 | н.д. |
Украина
Производство на КрАЗе упало с 257 до 203 шт. в 2019 году. Основу выпуска составила спецтехника для коммунальных служб. Выпуск легковых автомобилей находится за гранью рентабельности и основное пополнение осуществляется за счёт ввоза новых и подержанных иномарок из стран Восточной Европы – Румынии, Венгрии, Польши и Чехии.
Предприятия «Укравтопрома» выпустили в 2019 году 875 автобусов. Кроме того, 11 автобусов «Электрон А185» поставило заказчикам в 2019 году львовское ООО «Электронтранс» (10 – для Ужгорода и один для порта «Ольвия» в Николаеве). Ещё 2 автобуса под брендом «Тур» изготовило львовское ОАО «Укравтобуспром». Лидер – ОАО «Черкасский автобус» произвёл 441 автобус «Атаман». На втором месте – корпорация «Эталон», которая на ЧАЗе увеличила годовой выпуск со 188 до 202 автобусов. На третьем месте Часовоярский автозавод из Донецкой обл., который выпустил 94 автобуса «Рута». Запорожский автозавод изготовил в общей сложности 70 автобусов, включая новые А08 на шасси Weichai AsiaStar и А09 на шасси Mercedes-Benz. Модернизирован автобус ЗАЗ А10С, а также анонсировал выпуск 12-метрового городского ЗАЗ А18. ГП «Автосборочный завод № 1» АО «АК «Богдан Моторс» выпустил всего 68 автобусов.
Автобусы большого класса на Украине, закупают, как правило, муниципальные АТП и в 2019 году импортировано лишь 204 автобуса МАЗ.