![](/article/24917-gorodskie-elektrobusy-osobo-malogo-i-malogo-klassa-pigmei-goroda-zero-ch-1/Images/00f.jpg)
Городские электробусы малого класса
Развитие агломераций вокруг мегаполисов в период 1950–1990-х гг. заставило приспосабливать городскую среду под массовые перевозки. Это привело к развитию автобусов большого (10,5–12 м) и особо большого классов (свыше 16,5 м). Крупные автобусы конечно же решали большие задачи, а как решить малые проблемы?
«Труженики города Зеро» – Городские электробусы среднего и большого класса
«Карантин в городе Зеро» – Городские электробусы большого класса)
На другом полюсе пассажирских перевозок остро встаёт диаметрально противоположная задача: нужно обеспечить всех мобильной средой в шаговой доступности. А это значит, что придётся делать сеть витиеватее, машины компактнее, а интервал движения не более 10 минут. Такси роль транспортного обеспечения исполняет лишь отчасти и адресно. Каршеринг и карпулинг совсем не панацея.
Облачные технологии с информированностью о ближайшем доступном виде транспорта уже используются в сервисах Яндекса. Существующие технологии бесконтактной оплаты позволяют не просто отслеживать людские потоки, но и предлагать транспортный сервис.
![](/article/24917-gorodskie-elektrobusy-osobo-malogo-i-malogo-klassa-pigmei-goroda-zero-ch-1/Images/01f.jpg)
![](/article/24917-gorodskie-elektrobusy-osobo-malogo-i-malogo-klassa-pigmei-goroda-zero-ch-1/Images/03f.jpg)
Юркие «ГАЗели» компании «Автолайн» в Москве были лишь частью решения доступности общественного автотранспорта особенно в спальных районах и позволили расширить и изменить сеть маршрутов. Однако градостроители в планы закладывают совершенно новую идеологию «умной мобильности». Она подразумевает не только развитие маршрутных сетей, но и применения общественного транспорта вместимостью… от 2 до 10 человек! Это, например, позволит сократить время для поиска транспорта в периметре 100–200 метров и сократить время ожидания с 10 до 3–5 минут!
![Школьная нянька – одно из применений беспилотных автомобилей Volkswagen Sedric в больших городах](/article/24917-gorodskie-elektrobusy-osobo-malogo-i-malogo-klassa-pigmei-goroda-zero-ch-1/Images/02f.jpg)
Малые архитектурные трансформы
Движимые объекты также относятся к архитектурным формам. Иначе бы дизайн автотранспорта оставался на уровне холодильника. Роботизированные автомобили являются сугубо утилитарным средством, но даже они подвержены влиянию технозодчества.
Средняя наполняемость микроавтобусов на смежных и апендиксных линиях в большинстве европейских и российских городов редко превышает 20 человек. Это позволяет развивать линии с малым пассажиропотоком и ориентироваться на компактные решения.
![В кампусе Политехнической школы Лозанны используется шесть 8-местных шаттлов Induct](/article/24917-gorodskie-elektrobusy-osobo-malogo-i-malogo-klassa-pigmei-goroda-zero-ch-1/Images/05f.jpg)
Общественный доступ к беспилотным пассажирским капсулам в принципе решаем уже сейчас. Компания Toyota намерена идти именно в этом направлении и объявила о создании жилой городской зоны, где транспортная инфраструктура целиком будет построена на зелёных технологиях. Причём речь идёт не о водоробусе Toyota SORA, который может генерировать электроэнергию для дома, в котором проживают 200 жителей, а о более глобальном вторжении автоматизации в жизнь человека. В Токио, например, эту проблему решать – всё равно что нитками штопать топку паровоза. Планируется начать с 2–4 местных беспилотников и закончить модульными конструкциями.
Ходовой прототип французского бесприлотника Lohr Cristal не остался незамеченным во время Парижского автосалона 2018 года, что позволило компании, специализирующейся на полуприцепах, говорить о себе во всём мире. Швейцарская Bestmile и монреальская компания Transdev Canada намерены продвигать внедрение электрических 16-местных i-Cristal на свои рынки. Шаттл оснащён системой быстрой зарядки, позволяющей производить половинную зарядку за 30 минут и полную зарядку за 90 минут.
![16-местный Lohr I-Cristal компании Transdev](/article/24917-gorodskie-elektrobusy-osobo-malogo-i-malogo-klassa-pigmei-goroda-zero-ch-1/Images/08f.jpg)
В области автономизации на обычных маршрутах первой стала китайская Golden Dragon. Её 6,2-метровый электробус Astar, представленный год назад в Израиле, уже получил допуск № 1 к эксплуатации на дорогах общего пользования и приступил к маршрутной работе в провинции Цзянсу.
![Golden Dragon Astar стал первым беспилотником в КНР, который работает на общественных линиях](/article/24917-gorodskie-elektrobusy-osobo-malogo-i-malogo-klassa-pigmei-goroda-zero-ch-1/Images/11.jpg)
![Golden Dragon Astar стал первым беспилотником в КНР, который работает на общественных линиях](/article/24917-gorodskie-elektrobusy-osobo-malogo-i-malogo-klassa-pigmei-goroda-zero-ch-1/Images/12f.jpg)
Toyota Motor Corp. инвестирует $50 млн в мичиганскую компанию May Mobility. Деньги будут направлены на расширение парка челночных автобусов May Mobility с нынешних 25 до 150 в Детройте, Гранд-Рапидсе, Мичигане, Провиденсе и Род-Айленде. Предполагается что будет задействована платформа Toyota e-Palette, которая впервые была представлена в Лас-Вегасе на CES-2018 и на Tokyo Motor Show 2019.
![May Mobility – транспортная компания, эксплуатирующая собственные беспилотные автомобили на собственных маршрутах](/article/24917-gorodskie-elektrobusy-osobo-malogo-i-malogo-klassa-pigmei-goroda-zero-ch-1/Images/07f.jpg)
![В этом году беспилотные Toyota e-Palette выйдут на улицы Токио](/article/24917-gorodskie-elektrobusy-osobo-malogo-i-malogo-klassa-pigmei-goroda-zero-ch-1/Images/04f.jpg)
В Торонто (Канада) закончились испытания беспилотных 10-местных Ligier EZ10. А к сентябрю будет запущена первая автоматизированная линия, соединяющая Западный Руж в пригороде Скарборо с близлежащей станцией Rouge Hill GO Transit. В 2022-м там планируется использовать только автономные электрошаттлы, а к 2050 году весь общественный транспорт будет состоять из пассажирских беспилотников.
![Решение для городов включает не только 10-местные машины Ligier EZ10 EasyMile и Navya Autonom Shuttle, но и 2-местный беспилотный электропод Aurrigo Pod](/article/24917-gorodskie-elektrobusy-osobo-malogo-i-malogo-klassa-pigmei-goroda-zero-ch-1/Images/06f.jpg)
Дорогое избавление от водителя
Рынок автономных транспортных средств (AV) значительно вырастет к 2030 году и если каждый 10 автомобиль будет беспилотным, то ежегодный рынок будет оцениваться уже в $13,7 млрд. Однако более 70% потребителей до сих пор считают атаки хакеров основным препятствием для внедрения беспилотников. Почти 4 из 5 потребителей не доверяют автомобилям с автоматизированным управлением в части безопасности движения.
Рынок роботизированных такси уже оценивается в $1,161 млрд. На сегодняшний день фирмы вложили в НИОКР на порядок больше денег. Параллельно растёт глобальный спрос на системы помощи водителю Advanced Driving (AD) и Advanced Driver Assistance Systems (ADAS). Именно они будут стимулировать рост рынка автомобильных полупроводников и датчиков. Так, системы парковки стоят в 2–3 раза дешевле, чем в 2008 году, когда они появились на серийных автомобилях.
![Автономный King Long Apollo для городских центров сейчас проходит обкатку на самом автозаводе](/article/24917-gorodskie-elektrobusy-osobo-malogo-i-malogo-klassa-pigmei-goroda-zero-ch-1/Images/09f.jpg)
Мобильный провайдер Uber на беспилотные технологии инвестировал за 3 года более 1 миллиарда долларов. Общий объём финансирования стартапов с 2013 по 2018 увеличился в 10 раз, достигнув рекордных $27,5 млрд в 2018 году. Только одна дочерняя компания General Motors Cruise 1,5 года назад получила финансирование в размере $3,4 млрд.
Но парадокс – стоимость проезда и время владения услугами беспилотником оказались дороже. Так, стоимость времени в пути вышла на 15% больше, чем в микроавтобусе с водителем! К такому обескураживающему выводу пришли учёные Вашингтонского университета (UW). Дон МакКензи, доцент кафедры по гражданскому строительству и экологии и лаборатории устойчивого транспорта UW, решил с коллегами посчитать стоимость пользования с учётом потраченного рабочего времени. Получилось, что велосипед оценивается в $21 в час, каршеринг обходится в $25, а электромобиль без водителя – в $28. А потребители ожидают стоимость не дороже чем за 18 долларов в час, что сопоставимо с обычным автобусом. Достигнуть такого можно только при массовом внедрении новых технологий. Но есть условия, которые в больших городах будут удобны и касаются они безопасности несовершеннолетних. Volkswagen Sedric предполагается использовать в городах как незаменимую няньку для доставки детей в детские сады, школу или секции.
![Комплекс Siemens Sitraffic SST5 для упорядочивания движения беспилотных автомобилей](/article/24917-gorodskie-elektrobusy-osobo-malogo-i-malogo-klassa-pigmei-goroda-zero-ch-1/Images/10.jpg)
Снижение простоев
Выгоды от внедрения беспилотников могут решить новые комплексы Siemens Sitraffic SST5, которые позволят регулировать движение и упорядочивать действия автоматизированных ТС (автомобилями их уже трудно назвать).
Проблема старых городов – это мало востребованные линии и местные маршруты со слабым пассажиропотоком. Сюда входит исторический центр, зоны плотной застройки в лофтах, а также учебные кампусы. В бензиновую эпоху их обслуживание привело бы к увеличению автопарка, технической и логистической нагрузке на автопредприятия и дороги, увеличение расхода топлива, новый найм водителей и бюджетные расходы. Именно такая задача остро стоит перед многими мировыми мегаполисами уже более 30 лет! И смущает застарелость самой проблемы.
Компактные электротакси и автоматизированное движение дают синергетический эффект и решают накопившиеся трудности (см. «Роботоспособность»). Двойной действие достигается за счёт использования сменных капсул, как это реализовано в e.GO Mover, Rinspeed SNAP, «Волгабус Матрёшка M2P1» или мобильной сервисной платформе TDBC концерна Toyota (см. «Snap-машины Риндеркнехта»). Конструкций, способных решить задачу двойного назначения, набирается уже более десятка (см. «Беспилотная экспансия»), но до их серийного воплощения пройдёт не менее 10 лет.
![Воплощение сменных кузовов, как это реализовано в Rinspeed SNAP, произойдёт не ранее 2030 года](/article/24917-gorodskie-elektrobusy-osobo-malogo-i-malogo-klassa-pigmei-goroda-zero-ch-1/Images/14f.jpg)
Один из примеров сложности решаемых задач – электробус Mover, созданный компанией ZF и фирмой e.GO Mobile. Этот электромобиль специально разработан для внутригородской логистики и даже предусматривалось в нём отказаться от водителя. Но представленный недавно фургон с высокоавтоматизированной системой вождения level 4 всё-таки оборудован кабиной водителя. В СП делают оптимистичные прогнозы относительно новинки. Во II квартале 2020 года будет введён в эксплуатацию новый сборочный завод в г. Аахен (Германия) годовой мощностью более 2000 единиц. На 2021 год запланировано полноценное серийное производства модели Mover в виде электробуса (класс M2) и грузовика (класс N1). А кабину однажды уберут…
![Пассажирский e.GO Mover только на первых порах планировалось использовать с водителем. В перспективе предполагалось из него сделать самоходную платформу для сменных кузовов. Но презентация грузового концепта с кабиной водителя в конце 2019 года показала, что эра беспилотников для этого стартапа отодвигается ещё на пару лет](/article/24917-gorodskie-elektrobusy-osobo-malogo-i-malogo-klassa-pigmei-goroda-zero-ch-1/Images/15f.jpg)
![Пассажирский e.GO Mover только на первых порах планировалось использовать с водителем. В перспективе предполагалось из него сделать самоходную платформу для сменных кузовов. Но презентация грузового концепта с кабиной водителя в конце 2019 года показала, что эра беспилотников для этого стартапа отодвигается ещё на пару лет](/article/24917-gorodskie-elektrobusy-osobo-malogo-i-malogo-klassa-pigmei-goroda-zero-ch-1/Images/16f.jpg)