Опубликовано: ГП 01-2017
Одним из первых пробует своё изобретение в работе и создатель. В центре – Макс Шиманн

Первооткрыватель мира троллейбусов

Макс Шиманн – основные этапы деятельности

Константин Климов
Фото из архива автора и Маттиса Шиндлера

Имя Макса Шиманна сегодня известно во многих странах мира. Его изобретениями пользуются до сих пор. Несомненно, его можно считать отцом современного троллейбуса, хотя, анализируя сохранившиеся документы о деятельности великого немца, можно утверждать, что ему был интересен весь транспорт на электрической тяге. В 2016 году Шиманну исполнилось бы 150 лет. Основным вехам его деятельности посвящена эта небольшая статья.

Восхождение

Макс Шиманн умер на 68 году жизни. Похоронен в Вурцене, городе, которому он когда-то подарил троллейбусное движение

В течение многих лет немецкий инженер Макс Шиманн занимался практическим строительством и эксплуатацией грузовых и пассажирских троллейбусных систем. Он родился 10 сентября 1866 г. в Бреслау. После обучения в Королевском техническом институте поступает на работу в компанию Сименс и Гальске, которая незадолго до этого, в 1882 г., провела испытания первого в мире троллейбуса, названного тогда «Электромот». Шиманну было поручено заниматься развитием электрического трамвая.

С 1890 г. молодой инженер переходит на работу в недавно основанную при Дрезденском трамвайном хозяйстве компанию Германа Бахштейна – «Центральное управление второстепенных железных дорог». Уже в 1900 г. Шиманн основал собственное инженерное бюро, а с 1901 г. в Вурцене совместно с Фрицем Момбером открыл общество по проектированию и строительству линий безрельсового транспорта.

Открытие на века

Главным и революционным с технической точки зрения открытием Макса Шиманна стал штанговый токоприёмник с роликовым токоснимателем. В начале прошлого столетия проблемой всех предприятий, эксплуатирующих троллейбусы и трамваи, был надёжный контакт с контактной сетью. Гибкие тросы, ведущие от экипажа к питающему проводу имели громоздкую конструкцию, а сам токосъём в виде всевозможных тележек постоянно соскакивал. С улучшением конструкции контактной сети, а также усовершенствованием токоприёмника новые троллейбусные системы уже не вызывали столько проблем при длительной эксплуатации.

И стар и млад. На фоне своего детища пятый справа  Шиманн. Вурцен, 1928 г.
Изобретение, ставшее судьбой, – роликовый токосъём на штанге

Свои изобретения Шиманн внедрял в разных городах Германии, где не без участия его компании открывали троллейбусное движение. Так роликовый токосъём и штанги были им опробованы в 1901 г. в Саксонии на линии Билатальбан длиной 2,8 км. Дольше всех из первых троллейбусных систем, открытых при непосредственном участии Шиманна в Германии была линия в Альтоне (сегодня эта часть Гамбурга), действовавшая с 1912 до 1950 г. Дорога от порта в город имела настолько большой подъём, что не каждый конный экипаж мог преодолеть маршрут. Шиманн электрифицировал только подъём, сохранив конную тягу на ровном участке пути. Таким образом, комбинированный маршрут работал не один десяток лет. За всё время работы в Германии Макс Шиманн построил 12 троллейбусных систем. Полученным опытом в результате эксплуатации этих предприятий, пользовались во всех странах мира.

Мировая экспансия

В 1914 г. началась Первая мировая война, и Шиманн переехал жить и работать в Великобританию. На новом месте он сотрудничал с известным «брендом» в области троллейбусостроения – Railless Elektric Traction Company Ltd. Достаточно лишь обратиться к статистическим данным о развитии троллейбусного транспорта в городах Великобритании и подвластных ей колониях после окончания Первой мировой войны, чтобы сделать вывод: идеи Макса Шиманна завоевали весь мир.

Встреча двух троллейбусов: пассажирского и грузового. Этот снимок был сделан в одном из живописнейших местечек Германии около Лангельдфельда в 1904 году, где наверняка и проезжал Шиманн
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию