![](/article/9460-yaroslavskiy-motorniy-zavod-yamz-prazdnuet-100-letie-vse-luchshee-vperedi/Images/00f.jpg)
Ярославский моторный завод (ЯМЗ) празднует 100-летие
Ярославский моторный завод празднует 100-летие. Как и положено юбиляру, все засыпают его поздравлениями, вспоминают его историю и говорят, как он хорош нынче! Что же ЯМЗ, действительно, достоин тёплых слов, и наши статьи об этом предприятии тому подтверждение. Но жив только тот, кто движется вперёд, так что сегодня мы говорим о том, каким видят будущее завода.
Скажем прямо, серьёзным толчком для развития ЯМЗ стало не только вынужденное изменение приоритетов в плане поставщиков силовых установок нашими заводами, но и продуманная политика «Группы ГАЗ» в целом. Ещё вчера под капотами продукции «своих» заводов красовались моторы любых марок, кроме ЯМЗ, а сегодня озвучиваются планы сделать ярославские двигатели основными как в автобусном, так и в грузовом модельном ряду. Кстати, из личных бесед мне показалось, что уже при конструировании новой техники, при прочих равных моторный отсек затачивается именно под линейку ЯМЗ. «Ярославцы» стали настолько хороши?
![Вот такой он, завод по производству моторов ЯМЗ-530 на макете. Не поверите, но на деле в цехах так же светло, чисто и просторно. По ощущениям, один из современнейших заводов в России](/article/9460-yaroslavskiy-motorniy-zavod-yamz-prazdnuet-100-letie-vse-luchshee-vperedi/Images/01f.jpg)
Во главе стола
В настоящий момент в состав Дивизиона «Силовые агрегаты» «Группы ГАЗ» в Ярославской области входит два предприятия: ПАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод), производящий двигатели и АО «ЯЗДА», занимающееся производством топливоподающих систем и компонентов к ним.
Нас, разумеется, больше интересует первый. «Автодизель» объединяет три завода: по производству V-образных двигателей ЯМЗ (г. Ярославль), по производству тяжёлых рядных двигателей ЯМЗ-650 и дизель-генераторных установок (г. Тутаев) и по производству средних рядных двигателей ЯМЗ-530 (г. Ярославль).
![Собранные и проверенные двигатели. Жёлтая бумажка на каждом моторе – чек-лист ответственности за выполнение операций. В нём около трёх десятков позиций и напротив каждой отметка исполнителя](/article/9460-yaroslavskiy-motorniy-zavod-yamz-prazdnuet-100-letie-vse-luchshee-vperedi/Images/02f.jpg)
Производственные мощности ярославских заводов примерно равны – до 50 000 двигателей в год. А вот количество сотрудников на них, мягко говоря, различается: на сборке V-образников задействовано 3800 сотрудников, а на ЯМЗ-530 всего 444 работника. О чём это говорит? О том, что современное производство, а открытый в 2013 году завод является именно таким, не требует высоких затрат человеческих ресурсов при сохранении высокого качества продукции. К тому же произвести переналадку оборудования под изготовление новых моторов проще, чем переобучить рабочего. Кстати, 72 % персонала имеет высшее образование, навыками и методами международной системы ISO / TS 16949 владеют 100 % сотрудников.
![Есть при заводе неплохой музей. Кроме хорошей подборки фотографий, достаточно подробно отражающих этапы жизни завода, нашлось место и натурным образцам производимых двигателей](/article/9460-yaroslavskiy-motorniy-zavod-yamz-prazdnuet-100-letie-vse-luchshee-vperedi/Images/03f.jpg)
![Выставка ключевых образцов текущей продукции ЯМЗ: три V-образных мотора, четыре двигателя с рядным расположением цилиндров и пара коробок передач](/article/9460-yaroslavskiy-motorniy-zavod-yamz-prazdnuet-100-letie-vse-luchshee-vperedi/Images/04f.jpg)
Положительно на экономике предприятия сказывается и процесс локализации и импортозамещения: если в 2015 году доля импортных комплектующих в моторах ЯМЗ-530 составляла 32 %, то к 2017-му её планируется снизить до 20 %. Для примера: 2015 год – блок цилиндров 4-цилиндровый (ПАО «ГАЗ»), распредвал (АО «ЯЗДА»), коленвал (ПАО «КАМАЗ»); 2016 год – поршень (ЗАО «КЗА»), ТНВД (АО «ЯЗДА»), головка цилиндров и блок цилиндров 6-цилиндровый (ПАО «ГАЗ»); 2017 год – генератор (ООО «Прамо электро»), толкатель (АО «ЯЗДА»), шестерни (ООО «Нижегородские моторы»).
Сила в агрегатах
Двигатели ЯМЗ используются практически во всех транспортных сферах – автомобили, сельскохозяйственная техника, железнодорожный и даже водный транспорт. Казалось бы, сиди и почивай на лаврах! Но нет пределов совершенству.
![Она из сфер, где требования к двигателям очень высокие – автоспорт. Парящий над землей МАЗ-5309RR как раз оснащён двигателем ЯМЗ. Увы, ограничение на литраж моторов выведет его из игры](/article/9460-yaroslavskiy-motorniy-zavod-yamz-prazdnuet-100-letie-vse-luchshee-vperedi/Images/05f.jpg)
Завод активно ищет новых покупателей. Начаты поставки ЯМЗ-534 / ЯМЗ-536 для техники TEREX, белорусский «Гомсельмаш» стал устанавливать на своё семейство комбайнов «Полесье» моторы ЯМЗ-6565 / ЯМЗ-6568. «Амкодор» – приверженец продукции Минского моторного завода, обратил своё внимание на ЯМЗ-536. А в планах на 2018 год начало поставок 1100-сильных моторов V12 для 90-тонных БелАЗов. Кстати, рост поставок в соседнюю Белоруссию достиг 20 % – весомо!
Впрочем, в победах этих не только текущее положение вещей, но и перспективы дальнейшего сотрудничества. Уже в 2017 году появится 530-сильная V-образная восьмёрка, ЯМЗ-658 и 5-ступенчатые МКП, ЯМЗ-1205. В 2018-м выйдет 750-сильный ЯМЗ-780 для с / х техники и водного транспорта. В 2019-м – линейка ЯМЗ-534 / 536, включая газовые моторы, отвечающая экологическим нормам Euro 6, 9-ступенчатые МКП ЯМЗ-1309 и уникальная для России топливная аппаратура для дизелей мощностью до 2000 бар. И в 2020 году стоит ожидать новую линейку рядных 12,4-литровых двигателей ЯМЗ-770 (Euro 6) мощностью 370–550 л.с.
![«По уши в грязи» никто иной, как МЗКТ-7930. Минские шасси для «сухопутных ракетоносцев» оснащаются моторами из Ярославля, а оборонка всегда была одним из самых привередливых заказчиков](/article/9460-yaroslavskiy-motorniy-zavod-yamz-prazdnuet-100-letie-vse-luchshee-vperedi/Images/06f.jpg)
В заключение скажу, что за 2016 год двигателей было выпущено 41 900 шт. Из них ЯМЗ-530 – 15 500 ед., ЯМЗ-650 – 2000 ед., OM646 – 6000 ед. (выпускаются только для Mercedes Sprinter Classic) а остальное приходится на V-образные моторы, именуемые на заводе «традиционные продукты».
План по выпуску двигателей на 2017-й – 45 900 шт., а на 2018-й – 59 600 шт., причём доля «традиционного продукта» будет неуклонно снижаться, а весь прирост придётся на рядные моторы – «новые продукты».
Кризис автомобильной отрасли? Нет, не слышали…
![В Ганновере на Международной выставке коммерческого транспорта IAA-2016 на стенде «Группы ГАЗ» красовался целый автопарк модельного ряда NEXT. Разумеется, в моторных отсеках у них – двигатели ЯМЗ](/article/9460-yaroslavskiy-motorniy-zavod-yamz-prazdnuet-100-letie-vse-luchshee-vperedi/Images/07f.jpg)