![Scania Omniexpress Postbus](/article/8895-lou-kostery-noviy-klass-byudjetnyh-resheniy-v-passajirskih-perevozkah-v-evrope-bolshie-resheniya-dlya-megapolisov/Images/00f.jpg)
Большие решения для мегаполисов
Лоу-костеры – новый класс бюджетных решений в пассажирских перевозках в Европе
Тенденции к сокращению издержек в пассажирских перевозках в начале нулевых позволили сформироваться в Европе новому классу бюджетных решений, так появились лоу-костеры. Чтобы выжить, эксплуатантам приходилось возить много, чаще и с меньшим комфортом. Пассажиры согласны были мириться с недостатками. Но, как показала практика, удешевление – не только не решает проблему, сколь её же усугубляет.
Возвращение дилижансов
Например, некоторые пассажироперевозчики для снижения издержек начали нормировать вес ручной клади. Перевес входит в дополнительную стоимость. А вот немецкая Почта – Deutsche Post – поступила наоборот. Сейчас эта компания возобновила эксплуатацию междугородных автобусов для транспортировки посылок и бандеролей.
Менеджеры Deutsche Post хотят более эффективно использовать пассажирские транспортные средства, которые сегодня заняты на рейсах между крупными немецкими городами. Эксперимент пока коснулся высокопалубных автобусов Scania Omniexpress Postbus. Объём багажных отсеков у этих автобусов зачастую остаётся незаполненным, что не ускользнуло от внимательных глаз немецких почтмейстеров.
На сегодняшний день автобусная сеть Deutsche Post включает 120 крупных городов Германии и проникает в соседние страны, такие как Нидерланды, Бельгия, Франция, Швейцария, Италия, Австрия, Венгрия, Чехия, Польша и Дания. Ожидается, что доставка отправлений через автобусную сеть станет отдельной опцией наряду с существующим стандартным сервисом, а также экспресс-почтой от дочерней компании DHL.
Снижая вес
Компания VDL Bus & Coach представила новую модель городского автобуса VDL Citea LLE с формулой дверей 1–2–1. Новинка разработана на базе существующей модификации Citea LLE-120.
Как известно, Citea LLE, или Light Low Entry, означает низкопольная пассажирская машина облегчённой конструкции. Снаряжённая масса автобуса около 9 т, что позволяет оптимизировать, а фактически уменьшить на 20 % потребление дизельного топлива по сравнению с сопоставимыми аналогами.
![VDL Citea LLE-120](/article/8895-lou-kostery-noviy-klass-byudjetnyh-resheniy-v-passajirskih-perevozkah-v-evrope-bolshie-resheniya-dlya-megapolisov/Images/01f.jpg)
Трёхдверный 12-метровый автобус VDL Citea LLE-120 комплектуют двигателем FPT Cursor 9 мощностью 228 кВт (310 л.с.), выполняющим требования экологического стандарта Euro 6. Мотор агрегатируется с 6-ступенчатой автоматической КП ZF Ecolife.
Пассажировместимость автобуса составляет 70 человек (38 мест для сидения). Для облегчения входа и выхода пассажиров на инвалидных креслах или с детскими колясками в машине имеется выдвижной пандус. Установленная в автобусе Citea LLE пневмоподвеска обладает функцией книлинга.
На смену троллейбусам
Снижение затрат на перевозку пассажиров во многих городах видят в расширении линий BRT (Bus Rapid Transit), которые при грамотной организации движения позволяют сократить расходы на муниципальный транспорт.
![VDL Citea SLFA Electric KVB](/article/8895-lou-kostery-noviy-klass-byudjetnyh-resheniy-v-passajirskih-perevozkah-v-evrope-bolshie-resheniya-dlya-megapolisov/Images/02f.jpg)
Один из ресурсов для снижения себестоимости видится в применении электробусов. Свою заявку в этом сегменте сделала на выставке UITP Mobility & City Transport 2015 компания VDL Bus & Coach. Электрический сочленённый автобус VDL Citéa SLFA-180 Electric длиной 18,1 м оборудован системой быстрой зарядки с помощью пантографа компании Schunk. Подзарядка осуществляется на конечных остановках и составляет около 5–10 минут, чего хватает для покрытия расстояния 10–15 км. Сейчас для кёльнского оператора KVB (Kölner Verkehrs-Betriebe AG) поставлено 8 таких машин.
И конечно же в этой связи нельзя не отметить успехи китайского концерна BYD Company Ltd. В конце апреля на заводе в Шенчжене (КНР) был выпущен 10-тысячный электробус, которым стал городской BYD K8.
![BYD К10 eBUS](/article/8895-lou-kostery-noviy-klass-byudjetnyh-resheniy-v-passajirskih-perevozkah-v-evrope-bolshie-resheniya-dlya-megapolisov/Images/03f.jpg)
Сейчас компания начала эксплуатацию двухэтажного городского автобуса с полным электроприводом BYD К10 eBUS. Этот 10-метровый даблдеккер рассчитан на перевозку 81 пассажира. Он оборудован синхронным электродвигателем BYD-TYC180A мощностью 180 кВт и двумя блоками железо-фосфатных аккумуляторных батарей суммарной ёмкостью 350 А∙ч. С одной полной зарядки АКБ электробус сможет проехать расстояние примерно 300 км. Перезарядка занимает около 4 часов при помощи высоковольтной зарядной системы Energy Storage Stations. К достоинствам установленных железо-фосфатных АКБ китайского производства относятся сравнительно невысокая стоимость, возможность длительной безопасной эксплуатации сроком более 12 лет и не очень сложный способ утилизации, благодаря отсутствию в конструкции токсичных тяжёлых металлов.
Со второго этажа
Мало кто сейчас помнит, что второй этаж (а именно – империал) на омнибусах и конке появился не как забава или экскурсионный бонус, а лишь как способ подзаработать на небогатых пассажирах. Плебс, сидящий на империале, не был ровней господам, стоящим на первом этаже!
![VDL Citea DLF-114](/article/8895-lou-kostery-noviy-klass-byudjetnyh-resheniy-v-passajirskih-perevozkah-v-evrope-bolshie-resheniya-dlya-megapolisov/Images/04f.jpg)
Ренессанс двухэтажных автобусов в Европе коснулся не только пригородных и международных перевозок. Компания VDL взялась за выпуск 97-местных 11,4-метровых «доппельдеккеров» VDL Citea DLF-114 для Берлина! Но как мы помним, это же вотчина MANа! Выбор столичного перевозчика BVG в первую очередь был обусловлен заманчивой ценой и лучшей пассажировместимостью. Например, MAN SD200 вмещает лишь 86 человек.
Но большую борьбу за клиентов компания ведёт в сегменте междугородных перевозок. Неожиданно для всех компания расширила предложение. Помимо линейки VDL Synergy SDD бюджет-класса («ГП» №11, 2015 г.) недавно был представлен роскошный двухэтажный туристский 14-метровый лайнер VDL Futura FDD2–141 / 510 RC Travel. Салон с трёхрядной планировкой на втором этаже рассчитан на 48 человек. Предусмотрена и более плотная компоновка на 96 пассажиров. Силовой агрегат 13-литровый турбодизель PACCAR MX13 мощностью 510 л.с. Euro 6 агрегатируется с 6-ступенчатой автоматической трансмиссией ZF EcoLife. При проектировании в первую очередь уделялось внимание снижению снаряжённой массе и низкому расходу топлива.
![VDL Futura FDD2-141/510 RC Travel](/article/8895-lou-kostery-noviy-klass-byudjetnyh-resheniy-v-passajirskih-perevozkah-v-evrope-bolshie-resheniya-dlya-megapolisov/Images/05f.jpg)
Но рекордсменом в классе даблдеккеров, конечно, стал Optare MetroDecker. Именно так заявляет о своей новинке британская компания Optare PLC. По утверждению представителей фирмы-изготовителя, у него самая низкая снаряжённая масса среди одноклассников. Новинка построена на полностью интегральной раме и комплектуется двигателем Mercedes-Benz OM 906 LA мощностью 231 л.с. и автоматической КП ZF. Габаритная длина может варьировать от 10,5 до 11,1 м. Вместимость стандартного салона MetroDecker составляет 99 пассажиров, из которых 80 человек могут расположиться на креслах.
![Optare MetroDecker](/article/8895-lou-kostery-noviy-klass-byudjetnyh-resheniy-v-passajirskih-perevozkah-v-evrope-bolshie-resheniya-dlya-megapolisov/Images/06f.jpg)
Некогда перспективный способ снижения издержек на эксплуатацию – гибридный привод нашёл своё применение на двухэтажных автобусах компании Alexander Dennis Limited (ADL). Двухдверный городской 10,4-метровый Enviro400H City создан на базе популярной в Британии модели Enviro400 MMC, которая появилась на рынке весной 2014 года. Автобус рассчитан на перевозку 90 пассажиров. Число посадочных мест, в зависимости от исполнения, варьируется от 61 до 78. Дизель-электрический гибридный привод включает 4-цилиндровый 4,5-литровый дизель Cummins iSBe, электротрансмиссию с функцией генератора BAE Hybridrive и блоком литий-ионных (Li–Io) аккумуляторных батарей. Как показала эксплуатация, использование такого тандема позволяет добиться 30 %-ной экономии топлива в сравнении с обычным дизельным аналогом. И такой результат нельзя назвать экономией на спичках! Особенно для мегаполисов.
![ADL Enviro400H City](/article/8895-lou-kostery-noviy-klass-byudjetnyh-resheniy-v-passajirskih-perevozkah-v-evrope-bolshie-resheniya-dlya-megapolisov/Images/07f.jpg)