Опубликовано: ГП 06-2006

Маленький, юркий, добродушный
Грузовик Hyundai Porter H100 из Таганрога

Д. Нестеров, фото автора

В июне прошлого года на Таганрогском автозаводе стали выпускать корейский грузовичок Hyundai Porter H100. Новый автомобиль призван потеснить на рынке легкого коммерческого транспорта отечественный малотоннажный автомобиль ГАЗ-2310 с пушным названием "Соболь".

НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД

Первое, на что обращаешь внимание при знакомстве с Porter, это "дружелюбная" внешность. Добродушно выпученные "глазки"-фары и улыбающийся "рот"-воздухозаборник в бампере всем своим видом показывают готовность приносить радость владельцу. Заметим, что покупают подобные машины не только различные компании, но и индивидуальные перевозчики, которых помимо грузоподъемности и срока окупаемости интересует еще и комфортабельность. Однако обо всем по порядку.

При беглом осмотре автомобиля выявляются и первые недостатки. Это прежде всего сломанная пробка топливного бака (примерзла в морозы) и незащищенная аккумуляторная батарея. Неужели корейские (а заодно и китайские) конструкторы никак не поймут, что воровство в России – почти национальная традиция. Аккумулятор и "запаску" прихватят, так как механизм ее опускания тоже не защищен.

НЕМНОГО О КОМФОРТЕ

Комбинация приборов. Ничего лишнего

При всех недостатках бескапотной компоновки кабин (в числе основных – относительно низкая пассивная безопасность) у нее есть одно неоспоримое преимущество – компактность. Вот и у Porter вся обстановка создана в угоду компактности.

Кабины для грузовичков сваривают и окрашивают на ТагАЗе из штампованных деталей, поставляемых из Кореи. Качество сборки на вполне приличном уровне. А "зализанность" форм говорит о хороших аэродинамических свойствах, что, в свою очередь, подразумевает высокую топливную экономичность, улучшение динамических показателей и невысокий шумовой фон в салоне за счет снижения сопротивления встречному воздушному потоку.

Дверные проемы Porter широкие, но в нижней части значительно сужены из-за арок передних колес, поэтому доступ в салон несколько затруднен. Выйти из кабины водителю удобнее прыжком с упором на левую руку.

Интерьер салона не отличается экстравагантностью. Все сделано простенько, но со вкусом. Тканевая отделка светлых тонов приятна на ощупь. Гармоничную переднюю панель, пожалуй, несколько портят архаичные ползунки управления отопителем. Между ними расположена кнопка включения кондиционера. Маловат "бардачок" – папка с документами не помещается. Среди приятных мелочей стоит отметить великолепную подсветку замка зажигания (комплектация "люкс"), электрические стеклоподъемники и бокс для очков (стандартное оснащение), совмещенный с блоком салонного света.

Дизайн устарел

Место водителя разработчики постарались оснастить как следует: здесь и регулируемая рулевая колонка, и кресло со стандартными регулировками (в продольном направлении и по углу наклона спинки); трехспицевое рулевое колесо не заслоняет комбинацию приборов, а сами приборы легко читаются в любое время суток. Регулятор скорости стеклоочистителей имеет 12 (!) ступеней скорости работы.

На наш взгляд, у Porter не очень хорошо с обзорностью. Основные замечания: плотно прижаты к кабине зеркала и низко расположена рамка ветрового стекла – водитель ростом выше среднего при подъезде к светофору должен пригибаться, чтобы посмотреть, какой горит сигнал.

Еще один момент: по паспорту кабина считается трехместной, но фактически удобно в ней могут устроиться только два человека, причем водитель находится в менее удобной позе, чем пассажир. Например, вашего покорного слугу всю поездку не покидало ощущение сколиоза (искривление позвоночника), так как при обхвате рулевого колеса двумя руками левое плечо постоянно упиралось в стекло водительской двери.

ШАССИ И БОРТОВАЯ ПЛАТФОРМА

Кабина, как и другие агрегаты автомобиля, смонтирована на жесткой многосекционной раме из стального профиля, укрепленной поперечинами. Такая конструкция при небольшой грузоподъемности позволяет говорить о стабильности и долговечности в условиях ежедневной эксплуатации. Кстати, раму целиком изготовляют в Таганроге.

Зеркала обзорности не добавляют

Платформа кузова имеет сварную двухслойную структуру, устойчивую к появлению вмятин. Качество сборки "на высоте", запоры бортов просты и удобны. Задний борт можно фиксировать в горизонтальном положении при помощи цепочки, что помогает при перевозке длинномерных грузов. Резиновые ограничители защищают борт от повреждений при опрокидывании. Во время погрузки задний полог тента закрепляется специальными лямками и его не надо забрасывать на крышу. При малой погрузочной высоте (всего 80 мм) все же ощущается потребность в дополнительной задней ступеньке. Почему-то ступеньки предусмотрены только по боковым бортам за кабиной и совершенно бесполезны на машине с тентом. В светлое время суток кузов освещается сквозь полупрозрачную вставку на крыше.

В ПУТИ...

В стесненных городских условиях мощности (80 л.с.) и тяговитости (200 Н·м) 2,5-литрового турбодизеля Porter вполне хватает. Порожний автомобиль с легкостью разгоняется со второй передачи. Однако из-за тросового привода КП переключение стоит проводить с небольшой задержкой в нейтральном положении. Не понравилась работа сцепления. Выжимать педаль приходится "в пол". Нога водителя при этом принимает неестественное положение, вследствие чего быстро устает, хотя для нее слева есть специальная подножка.

Благодаря маленькой базе (2430 мм) и радиусу разворота (4,7 м) Porter словно муравей может протиснуться в самый узкий закоулок, при том, что бортовая платформа уже кабины на 30 мм (эх, еще бы зеркала доработать!).

Дополнительная ступенька. Бесполезно и грязно

На загородных трассах можно спокойно поддерживать крейсерскую скорость 80...100 км/ч (с поправкой на погрешность спидометра). В салоне очень тихо. Но при попытке разогнать автомобиль до 110...115 км/ч двигатель заметно "киснет". Педаль "газа" упирается "в пол", а стрелка спидометра никак не хочет набирать свыше 4000 оборотов. При этом Porter начинает рыскать по дороге. С перестроениями у грузовичка тоже не все ладно. При активной рулежке левой рукой постоянно ударяешься о водительскую дверь.

Подвеска Porter (спереди независимая на поперечных рычагах, задняя – на полуэллиптических рессорах) жестковата, поэтому все огрехи дорожного полотна отражаются на спине водителя, сидящего прямо над передним колесом.

На автомобиле установлена тормозная система со сдвоенным 9-дюймовым усилителем. Передние колеса оснащены тормозными механизмами с 14-дюймовыми вентилируемыми дисками. Задние тормоза барабанного типа с самоподводящимися колодками. Не оснащенный ABS и с короткоходной педалью грузовик тормозит непривычно резко, стремясь уйти "на юз".

Еще отметим, что родной стихией для Porter является асфальт и только асфальт. Зимой, при гололеде, автомобиль зачастую буксует на ровном месте (проверено на себе), а из-за низко расположенных узлов двигателя и трансмиссии существует риск сесть на "брюхо".

...И НА ПАРКОВКЕ

Цепи удерживают задний борт в горизонтальном положении

На стоянке Porter занимает места не больше, чем легковой Hyundai Sonata. Центральный замок, входящий в люксовую комплектацию, запирает одновременно обе двери. Если на улице плохая погода, а требуется срочно обслужить двигатель, то это можно сделать прямо из салона, откинув и зафиксировав подушку пассажирского сиденья.

Porter – в переводе "носильщик". В данном случае название идеально отражает сущность автомобиля. Если представить себе вокзального труженика со своей неизменной помощницей – тележкой, то легко понять наши впечатления от общения с автомобилем. По-настоящему сильной стороной машины является ее подвеска: передняя пружинная на поперечных рычагах и рессорная задняя. Еще один плюс – маленький радиус разворота и минимальные усилия на руле (спасибо гидроусилителю).

По паспорту кабина грузовичка считается трехместной, но даже три субтильных корейца вряд ли разместятся в ней с комфортом. А для среднего россиянина "кольчужка" и подавно маловата будет. При движении, требующем активной работы рулем, ограниченность пространства для левой руки вызывает легкое раздражение. В крутом повороте налево пребываешь в постоянном напряжении от осознания того, что полотна дороги за левой стойкой кабины практически не видно. "Носильщик" работает без помощников, и пространство кабины должно принадлежать ему одному. Но даже если водительское место расположить правее, то оставшееся место все равно будет использоваться в качестве багажного отделения, потому что места в кабине, кроме как для хранения солнцезащитных очков и водительских перчаток, не предусмотрено.

Рессорная подвеска. Простота и надежность

Для других, не менее "нужных" в дороге вещей (одежды, сумок, пакетов, зонтиков, термосов и др.) остается только пассажирское сиденье. Стесненность при обслуживании автомобиля присутствует во всем, начиная от доливки омывающей жидкости и кончая доступом к двигателю. Кроме этого расположение кабины над передней осью создает яркие впечатления при пересечении "лежачих полицейских". Кажется, ты уже преодолел препятствие, по крайней мере, ногами и руками находишься за ним и в этот момент взмываешь вверх, в высшей точке полета ощущая себя в невесомости. Ограниченность пространства, по-видимому, сказалась и на расположении педалей управления и элементов их привода. Для левой ноги на полу кабины имеется удобная подставка, но она находится ниже уровня педали сцепления, и подвижности сустава едва хватает, чтобы без подъема ноги нажать на педаль сцепления. Подобная ситуация возникает и при переносе правой ноги с педали "газа" на тормозную педаль. К тому же для полного выключения сцепления приходится всей ногой дожимать педаль вперед, наше предположение о возможности увеличенного свободного хода было отвергнуто уверениями, что автомобиль прошел техническое обслуживание.

При работе с автомобилем у нас появилась одна интересная привычка. Перед тем как покинуть кабину, необходимо было убедиться, что передние колеса находятся в прямолинейном положении, и только после этого выключать двигатель. В противном случае даже если удастся выскочить из автомобиля, не испачкав о вывернутое (в любую сторону) колесо, то это наверняка случится при посадке. А крутить руль при неработающем двигателе и, следовательно, гидроусилителе, сами понимаете, затруднительно.

Обслуживание можно проводить, не выходя из кабины

И несколько слов о двигателе. Заявленный в рекламных данных максимальный крутящий момент составляет 200 Н·м при 2000 мин-1, но в том же буклете на графике динамических характеристик он едва преодолевает рубеж 170 Н·м. Результаты дорожных испытаний убедили нас скорее в правильности второй цифры, а это не лучший показатель для такого типоразмера двигателя. Для сравнения ГАЗ-5601 (Steyr) при аналогичной мощности имеет 250 Н·м (при 2000 мин-1).

Карбюраторный двигатель автомобиля "Волга" имеет крутящий момент порядка 170 Н·м, а если его полную массу довести до полной массы Porter, прицепив к ней груженый прицеп, то в этом случае их скоростные свойства будут похожи. Наверное, судьба автомобиля предопределена его именем и не стоит ждать от него невозможного.

Конкуренты

ГАЗ-2310 "Соболь"

Бортовой автомобиль ГАЗ-2310 семейства "Соболь" может считаться прямым конкурентом Hyundai Porter, поскольку несет на борту до 1 тонны груза.

Опытная партия "Соболей" с бортовой платформой была выпущена ОАО "ГАЗ" еще в 1999 году. По сравнению со старшим братом ГАЗ-3302, от которого "Соболь" унаследовал практически все узлы и агрегаты, ГАЗ-2310 имеет укороченную на 140 мм колесную базу и на 600 мм укороченную габаритную длину. На выбор предлагаются версии с несколькими бензиновыми моторами производства Заволжского моторного завода и турбодизелем ГАЗ-560, выпускаемым по лицензии Steyr.

Передняя подвеска пружинно-рычажная, задняя зависимая рессорная. Установка стабилизаторов поперечной устойчивости производится за дополнительную плату. Тормозные механизмы передних колес дисковые, задних – барабанные. Привод осуществляется на задние односкатные колеса. Грузовая платформа металлическая, с тремя откидными бортами.

ВИС-2345

Конечно, кто-то может счесть некорректным сравнение грузовых "Жигулей" и Hyundai Porter из-за разных "весовых" категорий и конструкции. Но ВИС-2345 входит в класс легкого коммерческого транспорта и пользуется большим спросом у автоперевозчиков. Автомобиль появился в 1997 году благодаря усилиям специалистов АО "ВАЗинтерсервис". Грузовичок во многом унифицирован с ВАЗ-2105. В отличие от "пятерки" ВИС имеет полурамную конструкцию, а задняя рычажно-пружинная подвеска заменена на более подходящую рессорную. Кабина двухместная. У металлической платформы три откидных борта. На нее можно установить пластиковый колпак с откидной задней дверью.

Вместо пружин в качестве упругих элементов задней подвески использованы малолистовые рессоры. Тормозные механизмы передних колес дисковые, задних – барабанные. Привод задний.

Mercedes Benz Sprinter

Производство малотоннажных бортовых Sprinter было начато в 1995 году. В начале 2000 года компания приступила к производству обновленной модели. Автомобиль получил новую гамму дизельных моторов с системой впрыска Common Rail. У бензинового двигателя увеличен крутящий момент. Управление КП модернизированного Sprinter осуществляется не привычным рычагом, а джойстиком, расположенным на передней панели. Возможна комплектация грузовичка с автоматической коробкой передач.

Приборная панель Sprinter сделана похожей на приборную панель легкового автомобиля. По заказу можно установить и подушки безопасности. Обновился дизайн передней части грузовичка, удлинился капот, изменились фары и бампер.

Коммерческие автомобили Mercedes Benz Sprinter считаются одними из самых дорогих в своем классе.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Признаться честно, Hyundai Porter произвел на нас двойственное впечатление. С одной стороны, автомобиль подкупает своей сверхкомпактностью и маневренностью. Автомобилем полной массой 2600 кг может управлять водитель с категорией "В" – это плюс.

Защитный кожух КП установлен очень низко

Но впечатление портит теснота салона и недоработки отдельных деталей (защита АКБ, зеркала заднего вида). Не в пользу грузовичка и цена. Тентовый Porter, побывавший у нас на испытаниях, в комплектации GLS предлагается за 375 000 руб. Базовая версия GL обойдется на 30 000 руб. дешевле. Правда, производители обещают низкую стоимость эксплуатации, не превышающую 280 руб. на 100 км пробега. Но это не факт.

По нашим наблюдениям, корейские грузовички появляются на улицах городов все чаще. И данные, предоставленные ООО "ТагАЗ", только подтверждают наши наблюдения. Если за семь месяцев 2005 года было реализовано 1786 автомобилей, то только в первом квартале нынешнего года нашли хозяев 953 машины различной комплектации. В дополнение скажем, что с 3 апреля нынешнего года Таганрогский автозавод увеличил гарантийный срок с 2 лет, или 40 000 км пробега, до 3 лет, или 100 000 км соответственно.

Редакция благодарит московское представительство ООО "ТагАЗ" за предоставленный автомобиль.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию