Опубликовано: ГП 05-2006

Volvo FH 16 Мощнее нет!

Н. Макаров

Volvo снова вырвалась в лидеры «гонки моторов», захватившей в последние несколько лет ведущих производителей европейских грузовиков. Недавно компания представила новую модификацию своего «магистральника» Volvo FH, в моторный отсек которого установлен турбодизель, развивающий фантастические 660 л.с.! Это абсолютный рекорд в классе серийных грузовых автомобилей, отвечающих экологическим требованиям Euro 4!

Для чего нужны сверхмощные дорожные тягачи? Основных сфер применения у них две. Во-первых, такие автомобили широко используют для перевозки леса, поскольку они работают не только на асфальтированных, но и на грунтовых дорогах. А для движения по скользкой глине или рыхлой почве тяжелым лесовозам требуется максимально мощный мотор. Во-вторых, как можно больше «лошадок» необходимо автопоездам, перевозящим грузы в условиях горной местности.

Грузовики и тягачи, оснащенные обычными силовыми агрегатами, на крутых продолжительных подъемах сильно теряют в скорости, а значит, и в рентабельности эксплуатации. Но чтобы сохранить высокий темп перевозок, под их кабины приходится ставить двигатели повышенной мощности. Еще несколько лет назад, когда полная масса автопоезда редко превышала 40...45 т, лесовозам и работающим в горных условиях грузовикам вполне хватало 450...550 л.с. Теперь же со стремительно разрастающимся применением 25-метровых «сцепок», полная масса которых достигает 60 т, возникла необходимость существенно добавить двигателям силенок. Поэтому затихнувшее было «силовое» противоборство между европейскими производителями грузовых автомобилей вспыхнуло с новой силой.

Обновленная приборная панель стала более округлой и эргономичной

Вкратце об истории «гонки моторов». На протяжении многих лет самым мощным европейским грузовиком оставался 580-сильный Scania. Но в 2003 году вперед вырвался Volvo FH, получив дизель мощностью 610 л.с. Прошлой осенью Scania сумела вернуть себе лидерство, запустив в серию «магистральник» с 620-сильной V-образной «восьмеркой». Но триумф, как мы видим, был недолгим: уже в феврале этого года в моторном отсеке Volvo FH появился двигатель, развивающий рекордные 660 л.с.!

Турбодизель-рекордсмен D16Е рабочим объемом 16,1 л специально разработан для оснащения модернизированного Volvo FH16. Он способен выдать до 90% крутящего момента уже через две секунды после начала движения автопоезда! Потенциальным заказчикам двигатель предложен в двух модификациях. Максимальные мощность и крутящий момент первой составляют 580 л.с. и 2800 Н·м, а вторая, самая мощная в Европе, развивает 660 «лошадей» и 3100 «ньютонов».

Каким образом из нового турбодизеля при сохранении рабочего объема, расположения и числа цилиндров предшественника удалось выжать дополнительную мощность? Конструкторы добились этого, главным образом применив более совершенные турбокомпрессоры и промежуточный охладитель нагнетаемого в цилиндры воздуха. Кроме того, D16Е получил переработанную единую головку блока, а привод распредвала перенесен в его заднюю часть, что уменьшило общие массу и размеры силового агрегата.

Джойстик системы переключения передач I-Shift, которая объединила традиционную 12-ступенчатую механическую КП и электронный блок управления выбором оптимальной ступени «коробки»

Поскольку 60-тонные автопоезда потребовали повышения не только динамики разгона, но и эффективности торможения, невозможно было оставить без изменения тормозную систему обновленного Volvo FH16 в целом и конструкцию его моторного тормоза, в частности. Этот тормоз, на который ложится тяжесть снижения скорости грузовика при движении в горной местности, водитель задействует на длительных спусках, предохраняя колесные тормозные механизмы от перегрева. При необходимости сбросить скорость установленный на Volvo FH16 моторный тормоз перекрывает подачу топлива в двигатель, после чего тот не вырабатывает, а, наоборот, гасит энергию трансмиссии, притормаживая ведущие колеса. Но теперь в его конструкции применено необычное решение: к системе привода подключено дополнительное клапанное коромысло, повышающее давление на выпускные клапаны цилиндров двигателя. Благодаря этому нововведению мощность установленного на Volvo FH16 модернизированного моторного тормоза VEB+ удалось повысить на 20% и довести ее до 425 кВт!

Изменениям подверглась и трансмиссия. Volvo FH16 получил усовершенствованную систему I-Shift, объединившую традиционную 12-ступенчатую механическую КП с автоматизированным блоком переключения. Эта система, избавившая водителя от работы «рычагом», стала легче, компактнее и рассчитана теперь на полную массу автопоезда, превышающую 60 т.

Если слепит солнце, можно откинуть специальный противосолнечный козырек

Внешние изменения модификации Volvo FH16 с новым двигателем минимальны. От других «магистральников» этой же серии автомобиль с рекордным по мощности силовым агрегатом внешне можно отличить разве что по слившимся воедино решеткам нижней части облицовки радиатора, что сделано для улучшения обдува последнего. В кабине изменений больше. Приборная панель стала более округлой и эргономичной, установленный на ней дисплей с повышенным разрешением. На спальной полке – новый толстый матрас с блочными пружинами. Обивка салона, в которой использованы новые материалы, теперь оформлена в светло-серых и кирпично-красных тонах.

Предложив заказчикам модель FH16 с 660-сильным двигателем, Volvo вернула своим «магистральникам» звание королей европейских автотрасс. Конечно, это звание не официальное, но так уж повелось в Европе, что рекордная мощность стала своеобразным символом грузовой марки номер один. А раз так, то можно не сомневаться: конкуренты вряд ли смирятся с поражением в «гонке моторов». Интересно, какие действия они предпримут? Мобилизуют свой конструкторский потенциал и возьмут-таки «семисотсильный» рубеж? Что ж, ничего невозможного в этом нет!



Поверженный лидер

Что представляет собой Scania, еще недавно гордо носивший титул самого мощного европейского грузовика? Арсенал возможных к установке в его моторный отсек сверхмощных 16-литровых V-образных 8-цилиндровых турбодизелей включает три основных модификации, развивающих 500, 560 или 620 л.с. Это двигатели, отвечающие требованиям экологических нормативов Euro 4. К ним можно добавить 580-сильную модификацию, соответствующую Euro 3, и 500-сильную – соответствующую Euro 5. Достижение требований современных экологических нормативов стало возможно путем впрыскивания в выхлопную систему реагента AdBlue.

Без него обойтись не удалось: к огорчению перевозчиков, добиться соответствия Euro 4 для двигателей рабочим объемом более 15 л за счет применения альтернативной «мочевине» системы рециркуляции отработавших газов (как на 12-литровых двигателях Scania) пока не получается. Силовые агрегаты включают 9- или 14-ступенчатую механические КП. По заказу устанавливается автоматическая система переключения передач OptiCruise.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию