Опубликовано: ГП 04-2004

Новинки Volvo Trucks

В. Мамедов

Новинки, производство которых развернулось в этом году, – как автомобили, так и системы и агрегаты, были представлены в Амстердаме осенью прошлого года. О некоторых мы уже писали, и здесь приводим дополнительные подробности, о других рассказываем впервые.

Возвращение FH16

Сегодня магистральный грузовой автомобиль серии FH16, запущенный в производство летом 2003 г., является самым мощным, удобным для экипажа и безопасным автомобилем, когда-либо выпускавшимся компанией Volvo Trucks. «Новые автомобили созданы для решения наиболее тяжелых транспортных задач, где требуется буксировать автопоезд с большой полной массой с высокой средней скоростью по гористой местности», – пояснил журналистам Йорна Холонен, президент Volvo Trucks. «Я верю, – продолжил он, – что в будущем мы увидим на дорогах Европы более длинные автопоезда с еще большей полной массой, призванные повысить эффективность перевозок. Тогда мощные тягачи, подобные FH16, действительно займут достойное место».

Еще в 2001 г. Еврокомиссия опубликовала отчет о транспортной политике в странах Евросоюза. В нем было отмечено, что между 1998-м и 2010 годами ожидается увеличение объема автомобильных перевозок на 38%. Это значит, что если не повысить эффективность перевозок, в частности, увеличением длины автопоезда и его допустимой массы, то по дорогам Европы, и без того сильно загруженным, будет курсировать на 38% больше грузовиков. Руководитель отдела стратегии развития продукции Volvo Trucks Андерс Эдин считает, что допуск на дороги Евросоюза автопоездов длиной 25,25 м и полной массой 60,0 т позволит ограничить рост количества грузовиков на дорогах, при существенном увеличении объема перевозок.

Законодательство большинства стран в настоящее время ограничивает длину автопоезда 18,75 м, а массу автопоезда – 40 т, в то время как в Швеции и Финляндии эти величины составляют соответственно 25,25 м и 60 т. На практике это означает, что два автопоезда в Швеции могут перевезти груз, для которого в других странах Евросоюза потребуется три автопоезда: два 16,5-метровых с полуприцепами и один длиной 18,75 м, состоящий их бортового грузовика и прицепа. Таким образом, количество грузовиков, необходимых для магистральных перевозок можно уменьшить на треть. Это позволит снизить загруженность дорог. Добавим, что рост общей эффективности сжигания топлива составит до 15 - 20%, а это в свою очередь, приведет к снижению как выбросов в атмосферу вредных веществ, так и эксплуатационных расходов в пересчете на тонно-километр.

Естественно, переход на более длинные и тяжелые автопоезда диктует свои требования к автомобилям. Ими и руководствовались конструкторы Volvo Trucks, создавая новое пополнение грузовиков FH16. «В Швеции принято использовать 60-тонные автопоезда. Мы разработали Volvo FH16 так, чтобы он мог поддерживать высокие средние скорости движения при перевозке самых тяжелых грузов даже при движении по горным дорогам», – пояснил Андерс Эдин. Практика показала, что даже при действующем сегодня в Европе ограничении массы 40 т новый тягач позволяет выполнять перевозки на дальние расстояния быстрее, чем другие грузовики. Примером может служить французская транспортная компания, успевающая сделать рейс между городами Ним и Париж за одну смену, в то время как при другом тягаче требуется два водителя, чтобы не превышать допустимое время пребывания за рулем. Вложения, сделанные в приобретения мощных FH16, полностью себя оправдали.

Первый грузовик с 16-литровым мотором – F16 – дебютировал еще в 1987 г. Ему на смену пришел FH16 первого поколения, который продержался на конвейере до 2001 г. Дизель, устанавливаемый на нем, невозможно было «дотянуть» до норм Euro-3, и автомобиль сошел со сцены. Своим возрождением новый FH16 обязан, в первую очередь, новому дизелю D16С мощностью 550 и 610 л.с. О нем поведал журналистам главный разработчик силового агрегата Леннарт Лангервик.

Высокий момент через две секунды со старта

«Самый мощный из всех, когда-либо устанавливавшихся на грузовики Volvo, дизель D16С имеет высокие технические показатели, солидную тягу на низких и средних оборотах и небольшой расход топлива – качества наиболее ценимые эксплуатационниками, – начал свой рассказ Ленарт Лангервик, – D16С представляет собой 6-цилиндровый рядный дизель рабочим объемом 16,1 л, оборудованный турбонаддувом и интеркулером. Он имеет общую для всех цилиндров головку блока с верхним распредвалом, четырехклапанное газораспределение и индивидуальные насос-форсунки в каждом цилиндре, снабжен электронной системой управления работой. Двигатель выпускается в двух исполнениях по мощности – 610 и 550 л.с. В обоих случаях максимальная мощность развивается в диапазоне от 1 600 до 1 700 мин-1. Максимальный крутящий момент составляет соответственно 2 800 и 2 500 Нм, при этом для обоих вариантов он достигается в диапазоне от 950 до 1 500 мин-1. Высокий крутящий момент уже на самых малых оборотах в сочетании с отличной приемистостью гарантирует высокие тяговые свойства автомобилю».

«Водитель постоянно чувствует, что громадный запас мощности нового дизеля доступен ему в любой момент. Когда обороты двигателя соответствуют максимальному крутящему моменту, а педаль акселератора нажата до упора, момент, составляющий 90% от максимального, развивается уже через две секунды», – поясняет Леннарт Лангервик.

Дизель D16С оснащается «фирменным» моторным тормозом VEB, способным задействовать цикл сжатия при работе двигателя для более эффективного торможения. На D16С он развивает тормозную мощность до 380 кВт. «Мощности этого дизеля хватает не только для движения тяжело груженого автопоезда на крутых подъемах, но и для замедления его на крутых спусках – незаменимая способность, позволяющая поддерживать высокую среднюю скорость без снижения уровня безопасности», – подчеркнул Леннарт Лангервик.

Слежение за дистанцией с помощью АСС

Среди новинок и система адаптивного круиз-контроля (АСС). Она была едва ли не самая интересная. Такую систему уже ставят на тягачи семейств FH и FM в качестве заказного, а на модели FH16 в качестве базового оборудования.

Система АСС следит за тем, чтобы постоянно соблюдалась безопасная дистанция до идущего впереди автомобиля. Для измерения его скорости и дистанции до него система АСС использует радар. Пока впереди не будет обнаружено медленно движущееся транспортное средство, АСС работает в режиме обычного круиз-контроля. Мигающий зеленый светодиод на панели приборов свидетельствует, что автомобиль движется с заданной скоростью. Но как только радар обнаружит перед автомобилем транспортное средство, система тут же определит его скорость. Если разность скоростей окажется значительной, светодиод, встроенный в циферблат спидометра, замигает желтым светом. При этом система отдаст команду на снижение скорости двигателю, а при необходимости задействует вспомогательные тормозные системы. Если этого окажется недостаточно для обеспечения безопасности, красный мигающий светодиод и звуковой сиг-нал предупредят водителя о необходимости воспользоваться педалью рабочего тормоза.

По словам Марии Эббессон, руководителя проекта системы адаптивного круиз-контроля в компании Volvo Trucks, «система АСС хорошо себя зарекомендовала при междугородных перевозках и на дорогах с оживленным движением. Водители автомобилей, оборудованных ею, меньше устают, реже попадают в стрессовые ситуации, чем их коллеги, управляющие грузовиками без АСС».

Система АСС обладает целым рядом функций, делающих работу водителя-дальнобойщика более комфортабельной и безопасной. Например, водитель может сам задать время, за которое автомобиль должен приближаться к идущему впереди транспортному средству на минимально безопасную дистанцию. Точность радара настолько высока, что он может определить, по какой именно полосе магистрали движется идущее впереди транспортное средство, что дает дополнительное удобство при управлении автомобилем. «Если грузовик, оборудованный АСС, сбавляет скорость при обнаружении впереди медленно движущегося транспортного средства, водителю достаточно перестроиться на ряд левее. Система автоматически увеличит скорость, и автомобиль обгонит транспортное средство, ставшее для него преградой», – пояснила Мария Эббессон.

Поскольку луч радара направлен строго вперед, в некоторых ситуациях, например, на крутых поворотах, он может «потерять зрение». На этот случай грузовик оснащается гироскопом, определяющим величину бокового ускорения. Пока дорога не выпрямится и радар вновь не «увидит» двигающееся впереди транспортное средство, регулирование скорости грузовика будет осуществляться на основании значения бокового ускорения, измеренного гироскопом.

Компания Volvo Trucks разработала для АСС дружественный интерфейс. Вся информация о работе системы и транспортном средстве, движущемся впереди, выводится на дисплей, находящийся перед глазами водителя. Светодиоды отражают текущую и заданную скорости движения. На дисплее отображается информация о том, включен адаптивный круиз-контроль или нет, и какое время задано для приближения автомобиля к движущемуся впереди транспортному средству на минимально безопасную дистанцию.

«Наша система работает абсолютно надежно в условиях дождя и прочих ситуациях плохой видимости. Система, основанная на использовании доплеровского радара, безусловно, стоит денег, но водитель-профессионал никогда не примет систему, которая может подвести именно в тот момент, когда она действительно нужна», – завершила свой рассказ Мария Эббессон.

В арсенале средств повышения безопасности грузовиков FH16 есть также обновленная тормозная система EBS, в которой предусмотрены диагностические функции, непрерывно следящие за состоянием компонентов тормозной системы.

Стоит остановиться и на работе системы экстренного торможения Brake Assist, помогающей водителю остановить автомобиль в экстренной ситуации. Обычно в таких случаях водитель резко и сильно нажимает на педаль тормоза, а затем несколько ослабляет усилия на педали. Система Brake Assist следит за скоростью нажатия и за усилием на педаль тормоза, обеспечивая максимальную эффективность торможения, даже когда водитель ослабляет давление на педаль. Таким образом, достигается максимальное замедление, которое может иметь решающее значение для предотвращения столкновения. Впрочем, это важно не только для того, чтобы избежать столкновения. Снижение скорости имеет огромное значение и тогда, когда столкновения избежать невозможно.

Вот что сказал по этому поводу Клэс Аведал, возглавляющий Комиссию по изучению дорожно-транспортных происшествий компании Volvo Trucks. «Снижение скорости является жизненно важным фактором при неминуемом столкновении грузовика с препятствием. Это связано с тем, что кинетическая энергия и, следовательно, сила столкновения с ростом скорости увеличивается в геометрической прогрессии. Снижение скорости в 2 раза позволяет вчетверо снизить силу удара».

Еще один важный момент. Компания Volvo Trucks изучает различные пути повышения надежности противоподкатной защиты, чтобы повысить уровень безопасности водителей и пассажиров легковых автомобилей. «Если будет разрешено выносить противоподкатную защиту вперед, устанавливать ее на некотором расстоянии от кабины, значение критической скорости выживания увеличится. Такое решение в сочетании с системой экстренного торможения, снижающей скорость столкновения, позволит каждый год спасать множество жизней», – добавил в конце беседы с журналистами Клэс Аведал.

Обновление системы Dynafleet

В последнюю, обновленную версию системы управления перевозками Dynafleet включены функции, позволяющие получить более точную картину текущего состояния парка и повышающие уровень безопасности. В ней появился новый модуль – управление работой водителей. Он помогает водителю и диспетчеру спланировать график движения с учетом ограничений по времени, налагаемых законодательством ЕС. Когда подходит к концу время, в течение которого разрешено движение грузовых автомобилей по трассам, водитель и диспетчер получают соответствующее предупреждение. По окончании времени, отведенного для движения тяжелых грузовиков, включается звуковой сигнал.»Функция управления работой водителя служит для того, чтобы в стрессовых условиях, когда водитель, сам того не желая, может нарушить закон, этого избежать», – поведал журналистам Хампус Хансон, коммерческий менеджер по развитию Dynafleet.

Кроме того, функция управления работой водителя регистрирует все его действия в реальном времени. Диспетчер получает информацию о том, какую именно работу выполняет в настоящий момент водитель, находится ли он на трассе или отдыхает. Такая система упрощает планирование перевозок и назначение водителей в тот или иной рейс. Отчет о действиях водителя сохраняется для дальнейшего использования в процессе выставления счетов и начисления зарплаты.По отдельному заказу компания Volvo Trucks устанавливает на автомобили систему Dynafleet с функцией внешней помощи. Когда водитель нажимает кнопку помощи, оператор «горячей» линии Volvo Active Service вместе с сигналом о помощи получает информацию о времени, когда произошел тот или иной инцидент, и точные координаты грузовика.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен